<< Пред.           стр. 15 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
 
 Лист ответов:
  Ф.И.О.....................................................................
  Дата..............................................Возраст..................
 
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
 Дешифратор:
 Склонности Ответы Положительные Отрицательные Коммуникативные
 Организаторские Вопросы 1-го столбца
 Вопросы 2-го столбца Вопросы 3-го столбца
 Вопросы 4-го столбца
 
 
 Методика 28. "Изучение уровня самооценки".
 
  Самооценка, ее становление и уровни развития, имеют большое значение для человека, стоявшего на пути профессионального и личностного самоопределения и саморазвития. Чтобы определить уровень развития вашей собственной самооценки, ее адекватность, предлагаем работу по данной методике.
  Инструкция:
  1 этап - оценка реального образа "Я": "Рассортируйте, пожалуйста, карточки так, чтобы они описали вас таким, каким вы себя видите".
  2 этап - оценка идеального образа "Я": "Рассортируйте, пожалуйста, карточки так, чтобы они описали вас таким, каким вы хотели бы быть".
  Испытуемый раскладывает карточки на регистрационном бланке каким образом, чтобы каждая клетка была заполнена одной карточкой. При этом должна соблюдаться определенная частота распределения, т.е. утверждения группируются следующим образом:
  - вообще не соответствует 3 корточки - - -
  - едва ли соответствует 6 карточек - -
  - мало соответствует 9 карточек -
  - немного соответствует 12 карточек - + -
  - в среднем соответствует 14 карточек - +
  - скорее соответствует 12 карточек + - +
  - почти соответствует 9 карточек +
  - во многом соответствует 6 карточек ++
  - полностью соответствует 3 карточки ++
 3
 - - -
  6
 - - 9
 - 12
 - + - 14
 - + 12
 + -+ 9
 + 6
 ++ 3
 +++
  Текст опросника
  1. Я часто делаю ложную ставку.
  2. Я часто чувствую себя униженным.
  3. Я сомневаюсь в своей сексуальной потенции.
  4. Я часто испытываю чувство безнадежности.
  5. Я с большим трудом могу подавить свою агрессивность.
  6. Я не хотел бы конфликтовать с окружающими.
  7. Я недоверчив к людям, которые неожиданно любезны со мной.
  8. Я обычно чувствую себя подавленным.
  9. Я чувствую себя беспомощным.
  10. Я часто позволял другим решать за себя.
  11. Я неконтактная личность.
  12. Я негармоничен.
  13. Я часто не чувствую подъема.
  14. Я не доверяю своим чувствам.
  15. Я часто чувствую себя "не в своей тарелке".
  16. Я склонен к тому, чтобы избежать установленных требований.
  17. Я склонен не задумываться над трудностями.
  18. Я робкий и застенчивый.
  19. Я чувствую себя внутренне пустым.
  20. Я испытываю презрение к самому себе.
  21. Я боюсь встретиться с трудностями.
  22. Мне недостает уважения к самому себе.
  23. Я боюсь открытого различия во мнениях с другими людьми.
  24. Я не могу решиться сам на что-либо.
  25. Я рассеянный человек.
  26. Я чувствую себя неудачником.
  27. Я испытываю страх перед неудачами, когда хочу что-либо предпринять.
  28. Я совершенно растерян.
  29. Я легко отказываюсь от собственной точки зрения, если меня достаточно убедят.
  30. В глубине души я чувствую себя неуверенно.
  31. Я склонен к тому, чтобы защищать и оправдывать себя.
  32. Я чувствую себя одиноким.
  33. На меня нельзя положиться.
  34. Я никчемный человек.
  35. Моя сексуальность имеет отклонения.
  36. У меня мало собственных умных мыслей и мнений.
  37. Я любезный человек.
  38. Я привлекателен для другого пола.
  39. Я уравновешенный человек и ничто не выводит меня из равновесия.
  40. Я большой труженик.
  41. Мои чувства очень глубоки.
  42. Я интеллигент.
  43. Я полностью уверен в себе.
  44. Я не такой, как другие люди.
  45. Я не могу понять самого себя.
  46. Я обязательный человек.
  47. Я хорошо приспособлен к жизни.
  48. Я доволен собой.
  49. Я могу хорошо проявить себя.
  50. По отношению к себе я положительно настроен.
  51. Я инициативен.
  52. Я честолюбив.
  53. Я интересная личность.
  54. Я устойчив к навязыванию мне чужих мнений и мыслей.
  55. Я здравомыслящий человек.
  56. Я порывист и нетерпелив.
  57. Я уравновешен.
  58. Я скромный человек.
  59. Я обычно не меняю своих решений.
  60. Я сексуально привлекателен.
  61. Люди, которые меня знают, хорошо относятся ко мне.
  62. Я оптимист.
  63. Я должен вести жесточайшую борьбу с самим собой.
  64. Обычно мне нравятся другие люди.
  65. Я открыто выражаю свои чувства.
  66. Обычно мне нравятся другие люди.
  67. Я хорошо владею собой.
  68. Я разделяю многие социальные нормы и взгляды.
  69. Я человек дела.
  70. К другим я отношусь тепло и эмоционально.
  71. В моих трудностях я виноват сам.
  72. Я очень требователен к себе.
  73. Я с удовольствием высек бы самого себя.
 
 Обработка результатов:
 
  Основной мерой сходства реального и идеального "Я" является коэффициент корреляции рангов, вычисляемый по формуле ранговой корреляции Спирмена:
 
 R i/r = 1 - (6 E Д*Д / N (NN-1),
 
  где Ri/r - коэффициент корреляции, обозначаемый как индекс удовлетворенности собой (ИУС); Е - сумма Д в квадрате; Д - разность между номерами категорий, в которых представлено n-е свойство в 1-й и 2-й сортировках; N - количество утверждений (в данном случае - 74).
 
 Результат оценивается по шкале:
  "-1" - диаметральная противоположность "Я- реального" с "Я- идеальным";
  "+1" - абсолютная идентичность "Я- реального" и "Я- идеального";
  0,1-0,3 - низкий уровень самооценки;
  0,4-0,5 - средний уровень самооценки;
  0,7-0,9 - высокий уровень самооценки.
 
 
 
 Методика 29. "Самооценка деловых качеств".
 
 
  От того, как человек оценивает самого себя, зависит многое: его внутреннее равновесие, устойчивость, стабильность, удовлетворенность собой, своей работой и жизнью.
  В случае завышенной самооценки человек преувеличивает свои силы и ставит перед собой трудно достижимые цели. Он может проявлять себя заносчивым и высокомерным.
  Если самооценка занижена, человек, как правило, не уверен в себе, испытывает страх перед окружающим миром, не умеет настоять на своем.
  При нормальной самооценке человек чувствует уверенность в себе, уравновешен, стабилен, сбалансирован.
  Этот тест поможет узнать собственную самооценку.
 
 № Вопросы теста Ответ
 0 1 2 3 4 1 Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня 2 Постоянно чувствую свою ответственность на работе 3 Я беспокоюсь о своем будущем 4 Многие меня ненавидят 5 Я обладаю меньшей инициативой, чем другие 6 Я беспокоюсь за свое психическое состояние 7 Я боюсь выглядеть глупым 8 Внешний вид других людей, куда лучше, чем мой 9 Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми 10 Я часть допускаю ошибки 11 Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми 12 Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе 13 Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще 14 Я слишком скромен 15 Моя жизнь бесполезна 16 Многие неправильного мнения обо мне 17 Мне не с кем поделиться своими мыслями 18 Люди ждут от меня очень многого 19 Люди не особенно интересуются моими достижениями 20 Я слегка смущаюсь 21 Я чувствую, что многие люди не понимают меня 22 Я не чувствую себя в безопасности 23 Я часто волнуюсь понапрасну 24 Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди 25 Я чувствую себя скованным 26 Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной 27 Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я 28 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность 29 Меня волнует, как люди относятся ко мне 30 Как жаль, что я необщителен 31 В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте 32 Я думаю о том, чего ждут от меня друзья Итого получено баллов: Вывод по самооценке: Шкала оценок:
  4 балла - очень часто;
  3 балла - часто;
  2 балла - редко;
  1 балл - очень редко;
  0 баллов - никогда.
  Результат:
  0-25 баллов. Свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при которой человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
  26-45 баллов. Показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает "комплексом неполноценности", лишь время от времени старается подстроиться под мнения других людей.
  46-128 баллов. Уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
 
  Рекомендации по результатам теста:
  Если выявился высокий уровень самооценки, можно выбрать профессию бизнесмена.
  При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет смысла: большинство людей оценивают себя именно так.
  Ну, а если низкая самооценка? Прежде всего нужно понять, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во много зависит от ситуации, периода жизни, событий.
  Известно также: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. А изменять самого себя человек начинает именно тогда, когда хочет добиться успеха в выбранной профессии.
 
  Вывод:.____________________________________________
 _______________________________________________________
 _______________________________________________________
 _______________________________________________________
 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Методика 30. "Экспресс-анализ уровня притязаний"
 (Л.В.Бороздин - " Моторная проба")
 
  Работа с методикой, длится в несколько минут.
  Испытуемым предлагается поставить крестики (х) в максимальном числе квадратов одного из представленных бланков, выполняя эту задачу за определенное время.
  Задание: Назовите количество квадратов в бланке-1, которое вы сможете заполнить (обозначить "х") за 10 секунд. Свой ответ занесите в верхнюю левую ячейку первого бланка (УП - уровень притязаний).
 Бланк 1.
 УП
 (20) х х х х х х х х х х х х х х х УД
 (24) х х х х х х х х х После пробы, ограниченной временем, подсчитайте получившееся количество "х", и запишите его в левую нижнюю ячейку этого же бланка-1, число УД (уровень достижений).
 Бланк 2.
 УП
 (23) х х х х х х х х х х х х х х х х х УД
 (26) х х х х х х х х х
  Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы на бланке -2.
  На третьей пробе (бланк-3) - время выполнения задания уменьшается на 2 секунды (т.е. за 8 секунд).
 Бланк 3.
 УП
 (24) х х х х х х х х х х х х УД
 (19) х х х х х х
  Это задание также обращено к анализу "Целевого Расхождения" между УП и УД. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения (УП), с реализуемым в каждой пробе (УД).
 
 Бланк 4.
 УП
 (20) х х х х х х х х х х х х УД
 (18) х х х х х х
  Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение УП (уровень притязаний) и УД (уровня достижений).
  (УП2 - УД1) + (УП2 - УД2) + (УП4 - УД3)
  ЦО = -------------------------------------------------------- =
  3
 Стандарты целевого отклонения (ЦО):
  5 и выше - нереально высокий уровень притязаний;
  3 - 4,99 - высокий уровень притязаний (внутри нормальных границ);
  1 - 2,99 - умеренный уровень притязаний (внутри нормальных границ);
 -1, 49 - (- 0,99) - низкий уровень притязаний (внутри нормальных границ);
 -1,50 и ниже - заниженный уровень притязаний.
 Вывод по результатам:
  Обследуемый, имеющий низкий уровень притязаний, рекомендуется в тренинговую группу на предмет развития самооценки достижений. Ему необходимо постоянное положительное подкрепление его деятельности в школе и в семье, особенно в тех сферах. Где психологом выявлены определенные способности и склонности оптанта.
  Вероятно, учащихся, имеющих завышенный уровень притязаний (завышенную самооценку), следует предостеречь от психических травм связанных с неоправданием их социальных ожиданий. Легче и целесообразнее своевременно скорректировать профплан таких оптантов, объективировать их самооценку.
 
 
 Методика 31. "Анализ значимых личностных качеств"
 (бланк-анкета практических советов).
 
  Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания:
  Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.
  Выполняя следующий тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:
  - хорошая память;
  - наблюдательность;
  - сообразительность;
  - тонкость и точность движений и действий;
  - тонкое обоняние;
  - умение различать цвета и их оттенки;
  - рассудительность;
  - здравый смысл;
  - устойчивый интерес ко всем наукам;
  - высокая умственная работоспособность;
  - увлеченность техникой;
  - умение конструировать, моделировать;
  - интерес к экспериментам;
  - любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;
  - страсть к путешествиям, желание много увидеть;
  - любовь к природе, к животным;
  - интерес к кулинарии;
  - постоянно испытываемое удовольствие от общения;
  - свои наблюдения __________________________________
  ___________________________________________________
 
  Чем ты отличаешься от других?
  __________________________________________________________________________________________________________
  В чем превосходишь своих сверстников?
  __________________________________________________________________________________________________________
  В чем отстаешь от них?
  __________________________________________________________________________________________________________
  Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:
  - аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;
  - плохое здоровье;
  - болезненность;
  - быстрая утомляемость;
  - повышенная нервная чувствительность;
  - раздражительность;
  - нетерпеливость;
  - боязнь крови, человеческих страданий;
  - вспыльчивость, неуравновешенность;
  - быстрая утомляемость от общения с людьми;
  - неаккуратность, неряшливость;
  - небрежное отношение к работе и быту;
  - отсутствие выдержки;
  - конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  - нежелание переделывать плохо выполненную работу.
 
  Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:
  - моторист;
  - милиционер;
  - строитель;
  - сторож;
  - шофер;
  - продавец;
  - кулинар;
  - овощевод.... (подчеркните свой вариант выбора).
 
  Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:
  - знание своего дела;
  - вдумчивость;
  - пытливость;
  - цепкость в работе;
  - творческий склад ума;
  - нестандартность мышления;

<< Пред.           стр. 15 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу