<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Процессинг восприятия
 Что вы всегда можете сделать с пользой-так это узнать восприятия, которые личность связывает с определенной проблемой. И когда клиент описал восприятия, всегда есть возможность их изменить или поупражняться с ними.
 Особенности восприятия-это конкретные подробные качества и количества в разных системах восприятия. Основные системы-зрительная, слуховая и кинестетическая, то есть картинки, звуки и ощущения. Есть еще обонятельная и вкусовая, то есть запах и вкус, но они меньше используются в процессинге, потому что мы мало что можем в них изменить.
 Восприятия в процессинге противопоставляются умственным ярлыкам и другим вторичным умственным проявлениям. Мы разыскиваем именно то, что личность реально воспринимает, либо физическими чувствами, либо аналогичным образом в своей внутренней реальности. Это должно быть то, что действительно воспринимается, а не просто слова о том, о сем.
 Первая задача состоит в том, чтобы поощрить личность действительно видеть, слышать, и особенно чувствовать части её внутренней реальности. Любой процесс или техника эффективны лишь настолько, насколько мы взаимодействуем с реальностью. Где находится эта реальность и кто с ней согласен-вопрос другой, суть в том, что здесь существует что-то воспринимаемое.
 После получения подробностей определенной реальности, следующий шаг в том, чтобы выяснить, где находятся ограничения и как можно создать больше свободы.
 Если у клиента внутренняя картина ситуации на работе-это много туманных вещей, непредсказуемо движущихся вокруг, то это наверное его ограничивает. Эта картинка соответствует тому, почему же клиент чувствует разочарование в своих возможностях, ничего не достигая. Так что когда он упоминает разочарование в себе, прежде всего нужно узнать больше подробностей восприятия. Всегда полезна зрительная информация, потому что её легче всего изменить. Потом давайте посмотрим, где же ограничения и в чем можно потренироваться действовать иначе. Ведь если задачи туманные и неясные, то клиент не может увидеть, что же нужно сделать. А если всё движется, клиент не успевает ничего добиться с каждой задачей. Так что мы делаем? Мы изменяем картинку, делая вещи более ясными и приостанавливая что-то на месте. Как именно сделать это, зависит от того, что эффективно для данного клиента. Может быть если он отступит на шаг назад от картинки, устроит себе свободное пространство, приблизит к себе что-то одно и сделает его более ясным, то он перестанет чувствовать разочарование в своих силах.
 Дело в том, что у человека не бывает неопределенных, случайных реакций по неопределенным, случайным причинам. Есть очень конкретные особенности восприятия, создаваемые в конкретных последовательностях для получения конкретных результатов. Если мы изменим восприятия, изменятся и реакции.
 Все особенности восприятия управляют ощущениями и состоянием, в основном плавно. Вы можете управлять какими-то количествами или качествами, чтобы сделать ощущение больше или меньше. Некоторые из этих управляющих особенностей для личностиважнее, и разные значения особенностей по-разному на нее воздействуют.
 Если мы обнаружили, что большая картинка усиливает соответствующие чувства, а маленькая картинка ослабляет их, то это отличный инструмент. Инструмент, который вы можете очень легко дать в руки клиенту. Ему нужно только научиться делать больше положительный образ себя и положительные цели, и делать меньше свои опасения и беспокойства.
 Когда личность понимает, что её действия с картинками управляют её ощущениями, то это придает ей силы.
 Звуки действуют аналогично. Если у клиента есть голос в голове, говорящий: "ты ничего не делаешь как следует", то наверное важны тон голоса, темп, высота и место нахождение. Если голос такой, "как следует", клиент чувствует угнетенность. Но если мы изменим особенности, сделав голос быстрее, выше, удалив его на 15 метров и тому подобное, то переживание изменится. Трудно настолько же огорчаться из-за придирок отца, когда его голос звучит пискляво и он висит в воздухе под потолком.
 Процессинг восприятия можно использовать во многих ситуациях, когда другие техники могут быть тоже эффективны. Наверное, стоит его использовать в тех ситуациях, когда вам кажется, что личность ограничена из-за её собственных восприятий. Вообще-то это всегда так, но если это становится для вас особенно очевидным, то наверное процессинг восприятий сработает.
 Еще вы можете использовать процессинг восприятий в дополнение к другим видам работы. Он отлично стыкуется с такими подходами, как например прояснение происшествий, которые больше ориентированы на обнаружение отрицательных причин. Процессинг восприятий более положителен, он предполагает, что индивид конечно является причиной всего этого и ему просто нужно делать что-то по-другому. Эти два похода уравновешивают друг друга. Еще очень полезно узнавать особенности восприятия во многих разных областях, просто чтобы исследовать как они действуют. Это прекрасно вписывается в любой модуль. Например, мы работаем с общением. Есть конкретные восприятия, связанные с застенчивостью, с общительностью, с желанием общаться, и с нежеланием общаться. Есть восприятия, которые определяют, когда и с кем индивид чувствует, что можно общаться. Обнаружив их, личность может начать ими управлять и использовать их как инструменты, а не просто зависеть от них.
 Просто полезно разговаривать о любой области жизни. Но если вы можете еще и определить восприятия, руководящие этой областью, вы лучше поможете человеку. Когда он будет знать, как на него влияют разные восприятия этой области, он сможет управлять ими. Рычаги управления его поведением будет переданы в его руки.
 Упражнение
 ==> Найдите кого-то, ограничивающего себя в какой-то области. Измените это с помощью процессинга восприятий.
 Воображение
 Воображение-это общий инструмент, который можно использовать для многих вещей. Его можно использовать для исследования разнообразных возможностей, для развития творческих способностей, для того чтобы сделать желательные результаты более реальными, и так далее.
 Мы исходим из того, что в воображении возможно все. Можно изменять вещи как угодно, можно создавать какие угодно происшествия, неважно, "разумно" это или нет. Это не серьезная, а шутливая деятельность.
 В то же время работа с воображением эффективнее всего, если личность осознает творческую силу воображения. Это не ПРОСТО воображение. Клиента нужно вывести из убеждений в том, что это ВСЕГО ЛИШЬ какие-то галлюцинации ума, которые не имеют ни к чему отношения. И ему не нужно иметь мощных убеждений в том, что его воображение создает весь мир, лишь бы у него не было слишком ограничивающих убеждений в своей способности создавать.
 Полезно просто вообще тренировать воображение в определенной области. Испытание разнообразных сценариев откроет дополнительные возможности. Свобода клиента особенно увеличивается тогда, когда он пробует делать то, что считается невозможным во внешнем мире. Полезно делать что-то вопреки законам природы и заниматься всевозможными смешными и забавными вещами.
 Вы можете делать это без какого-то плана или метода, просто направляя клиента с помощью вашего собственного воображения и интуиции, однако придерживаясь области, над которой мы работаем. Например, если рассматривается тема работы, вы можете попросить клиента вообразить много того, чего бы он не сделал на работе, особенно то, что нарушает реальность или ограничения. Попросите его отругать начальника, дать ему палочку динамита вместо сигары, и когда начальник взорвется, соскрести остатки с потолка и отправить их в Никарагуа для заделывания дырок в глиняных горшках. Потом снова создайте его, на этот раз с большим красным носом и оленьими рогами. Пошлите его на перекресток управлять движением машин, увеличьте зарплату каждого сотрудника в 100 раз и назначьте им личных рабов. Чем смешнее и забавнее, тем лучше.
 Сосредоточивайтесь на любой неспособности, на всем, что человеку трудно вообразить. Если ему трудно говорить что-то другим, очень тщательно тренируйте эту способность в воображении, постепенно увеличивая испытания. Пусть он сначала говорит что-то очень маленькому человеку, который смотрит в другую сторону и привязан к стулу. Потом поощряйте его говорить что-то всё большему количеству людей, во всё более сложных условиях. Попросите его говорить что-то с помощью громкоговорителя целому стадиону злых людей с автоматами. Всегда сосредоточивайтесь на его способности делать это. Если клиент колеблется, особенно внимательно проработайте эту область. Сделайте так, чтобы это было весело и шутливо, а не тяжело и пугающе.
 Чем больше клиент может вообразить точных деталей, тем лучше. Просите его уточнять общие слова. Если воображается "машина", выясните, какая это марка, какого цвета, какое в ней оборудование, в каком она состоянии, кто внутри, что в бардачке и так далее. Именно подробности делают реальности реальными. Физический мир кажется реальнее воображаемого только из-за количества конкретных воспринимаемых подробностей. Если вы сможете сделать с помощью воображения что-то настолько же подробное, оно станет реальностью.
 Используйте все системы восприятия. В дополнение к картинкам создавайте звуки, ощущения, запахи. Создавать полную реальность, с множеством подробностей.
 При тренировке способности воображать часто изменяйте что-то. Взрывайте вещи, выкидывайте их и делайте новые. Не привязывайтесь ни к чему, просто распыляйте это и делайте что-то более подробное и интересное.
 Вы можете добавлять воображение в любой модуль. Вы можете использовать его, когда в какой-то области очевидны ограничения, или вы можете просто вообще проработать область.
 Еще воображение отлично подходит для установления положительного направления. Его очень полезно проводить в конце сеанса. Пусть клиент вообразит, чего бы он хотел. Для установления направления желательно, чтобы воображаемое было как можно более реальным, убедительным и устойчивым. И опять-таки как можно с большим количеством восприятий и подробностей. Но осознавайте, что если это будущее направление, оно должно быть привлекательным. Обычно полезно оставить в нем чуть-чуть тайны. Если бы про будущее всё было известно, было бы незачем идти и достигать его. Так что оно должно быть очень реальным и привлекательным, но в то же время должно быть ясно, что у клиента его ПОКА ЧТО нет.
 Упражнения
 ==> Поупражняйтесь в процессинге воображения в области, где кому-то нужно больше гибкости.
 ==> Проведите с кем-то положительное воображение направления, в котором он движется.
 Рекурсивное задавание вопросов
 Одна из самых простых техник процессинга-это рекурсивное задавание вопросов. То есть задается один и тот же вопрос, или дается одно и то же указание, даже хотя на него уже получен ответ.
 Рекурсия основана на следующих идеях:
 - Реакции исчерпываются, так сказать изнашиваются, если их снова и снова активизировать. Если при задавании определенного вопроса клиент получает неприятную эмоциональную реакцию, то если вопрос задавать снова и снова, интенсивность реакции будет постепенно спадать. Клиент устанет так реагировать. Конечно, если он выдержит это испытание.
 - Человек часто сначала дает общепринятые ответы на вопрос. Он может дать поверхностный ответ, принятый в обществе. Если вы будете продолжать требовать ответы на вопрос, то он будет вынужден копать глубже. И тогда мы получаем материал, который гораздо ценнее для целей процессинга, ответы из-под поверхности.
 - Повторная активизация одной и той же темы накапливается вплоть до какого-то порога. Если для вас что-то неприятно и оно будет вам снова и снова подаваться, то скорее всего вы будете чувствовать себя всё хуже и хуже. После определенного момента реакция сломается и вы прорветесь в другое состояние. В обычной ситуации вы вполне можете заставить источник неприятностей замолчать, но в сеансе вы можете перетерпеть это и реакция преобразуется во что-то более предпочтительное.
 - Если тема основательно раскрыта и получено все, что личность может о ней сказать или воспринять, то у личности в итоге останется более простая истина об этой теме. Это может быть ничто, тема может просто испариться. Или личность может прийти к осознанию того, что на самом деле происходит с этой темой. Или она может просто научиться видеть яснее, отбросив мусор.
 Рекурсивное задавание вопросов-это довольно грубая техника. Если её решительно проводить, она может стать очень неприятной еще до того, как тема прояснится. Сначала нужна какая-то договоренность, что клиент пройдет эту технику до конца. Эта техника не из тех, с которыми любой может интуитивно согласиться. Ее нужно объяснить и клиенту нужно быть готовым придерживаться её до определенного результата.
 Преимущество рекурсивного задавания вопросов в том, что его легко проводить. Есть всего один вопрос, или всего несколько последовательных вопросов, и они обычно подготовлены заранее. Фасилитатор просто задает вопрос, получает ответ, и тогда он снова задает тот же вопрос, но так как будто это совершенно новый и неожиданный вопрос. Фасилитатору нужно только заметить, когда из вопроса извлечено все, что возможно.
 С помощью относительно простых указаний люди могут самостоятельно выполнять рекурсивные техники. Им можно дать список вопросов, которые скорее всего активизируют что-то стоящее, и можно научить снова и снова отвечать на каждый вопрос, пока что-то продолжает происходить.
 Вы можете использовать рекурсивными техники разнообразными способами и с разной глубиной.
 Лично я избегаю использовать рекурсивное спрашивание для того, чтобы пробиваться сквозь появляющиеся реакции. Это неприятно и дает непредсказуемые результаты, занимая непредсказуемое количество времени. Когда появляется что-то тяжелое, я предпочитаю перейти на самую подходящую технику.
 Только в случае особенно застарелых и нежелательных эмоциональных реакций я могу подумать об использовании грубой силы рекурсивной техники для прорыва через порог.
 Например, у клиента есть навязчивая потребность есть определенные виды пищи, которая до сих пор сопротивляется процессингу. В этом случае можно снова и снова давать клиенту то, что включает его навязчивое поведение. Например, если мы обнаружили, что включает реакцию симпатичная цветная картинка шоколада, то можно попросить клиента снова и снова вызывать такую картинку, всё больше увеличивая интенсивность реакции. Если аккуратно это делать, реакция будет всё усиливаться и в конце концов сломается. И тогда клиент уже не сможет вернуть эту реакцию. Картинка шоколада уже не будет вызывать автоматическую реакцию.
 Я обычно использую рекурсивные вопросы в общем модуле, чтобы поднять на поверхность какой-то материал. Я делаю это не механически и я обычно видоизменяю вопрос по ходу работы. Но я занимаюсь одной определенной темой, например готовностью личности присутствовать или нет в определенных местах и ситуациях. Можно построить на основе этой темы два вопроса:
 "Где ты готов быть?"
 "Где ты не готов быть?"
 Вам на самом деле не обязательно строить какие-то точные вопросы для проработки темы. Но они могут упростить работу фасилитатора, и эту технику может с пользой применять даже тот, кто не понимает, зачем задавать эти вопросы, и просто делает это механически.
 Я использую вопросы такого типа, чтобы поощрить клиента полностью исследовать тему. Я использую их, чтобы получить от него новые, другие ответы. Я хочу, чтобы клиент проработал тему с многих сторон, воспринимая её по-новому и по-другому.
 Если клиент перестает рассматривать тему и начинает давать однообразные ответы, я видоизменяю вопрос или меняю подход. Я продолжаю рекурсивное спрашивание только пока оно интересно для клиента. Если оно уже не интересно, я перехожу на что-то другое. Если тема раскрыта недостаточно, я перехожу на разновидность того же вопроса, только предоставляя другую точку зрения, чтобы поддерживать вовлеченность клиента. Если тема уже раскрыта и клиент извлек из нее что-то новое, то я перехожу к другой теме.
 Если клиент выносит на обсуждение более конкретное явление, подходящее к известной мне технике, я обычно переключаюсь на эту технику. Например, если он говорит, что у него каждый раз при встрече с начальником возникает боль в животе, то я чаще всего нахожу происшествия, которые клиент может повторно пережить.
 Рекурсивное задавание вопросов похоже на снятие слоев луковицы. Вы задаете вопрос и получаете самый внешний слой. Вы не удовлетворяетесь этим, а задаете вопрос снова и получаете следующий слой. Вы продолжаете это делать до тех пор, пока луковицы уже не будет или будет ясно, что внутри.
 Ваши вопросы задаются не для того, чтобы получить правильный ответ. Они задаются для того, чтобы что-то происходило, в особенности для того, чтобы клиент всё больше смотрел и обнаруживал то, что забыл.
 Если клиент дает каждый раз одинаковый ответ, "потому что он правильный", то вам нужно немного обсудит суть процессинга. Вы только теряете время, если клиент старается "правильно" отвечать на ваши вопросы. По правде говоря, неправильные ответы гораздо ценнее. Но нам на самом деле не нужны ни те, ни другие. Мы просто задаем вопросы, чтобы что-то происходило. Нам нужно извлечь как можно больше из каждого вопроса.
 
 Каждый наш вопрос-это просто еще один способ сказать:
 "Восприми, что здесь есть, и расскажи мне об этом!"
 
 Было бы скучно, если бы мы всё время говорили это. Люди любят разнообразие, им нравится когда их развлекают, и им нравится, когда их хитростью вынуждают осознавать то, что они уже знают.
 Преимущество использования многочисленных вопросов в том, что каждый из них скорее всего своим уникальным способом затронет тему. Вопрос соответствует чему-то в уме клиента, и поощряет его посмотреть на это так, как он иначе не посмотрел бы.
 Так что один из надежных ресурсов фасилитатора-это способность выдвигать очень много разнообразных и неожиданных вопросов. Фасилитатор может придумывать их или у него может быть список хороших вопросов. Именно из этого в основном состоят наши общие модули. Обобщенные списки того, о чем можно спросить.
 Второй ресурс в отношении вопросов-это способность извлекать всё возможное из каждого вопроса. Вам желательно "выдоить" из каждого вопроса как можно больше изменений. И самый простой способ делать это-снова задавать вопрос и получать разные ответы.
 Упражнение
 ==> Задавание рекурсивных вопросов, моделирование разнообразных сценариев того, как может реагировать клиент.
 Вспоминание
 Простое вспоминание прошлых событий-это очень полезный процесс. Вы можете просто просить кого-то вспомнить что-то, потом еще что-то, еще что-нибудь, и так далее.
 Это подходит в основном для довольно положительных вещей. Не стоит наобум спрашивать о чем-то плохом. Но о приятных, положительных, радостных воспоминаниях вы можете спрашивать сколько угодно.
 При этом клиент не возвращается обратно во времени и не переживает происшествия заново, он остается в настоящем времени и вспоминает их. И мы игнорируем любые механизмы того, как разные происшествия связаны друг с другом. Мы смотрим прямо на картинки или происшествия, смотрим, что в них есть, и быстро переходим к другим картинкам или происшествиям.
 Вспоминание можно проводить в соответствии с любым набором тем, шкал, аспектов, или чего-то еще. Но осознавайте, что это довольно легкий процессинг и нам не нужно спрашивать о травматических происшествиях. Всегда эффективны приятные переживания и все, с чем клиент может с удобством встретиться.
 Вспоминание легко проводить почти что без ограничений. Его можно проводить постепенно, пока клиент не вспомнит полностью какую-то тему.
 Единственный ограничивающий фактор состоит в том, что вспоминание по своей природе обращает внимание на прошлое. Но действия на самом деле находятся не в прошлом. Жизнь происходит в настоящем. Излишнее подчеркивание прошлого может дать неверное впечатление, что прошлое важно и как-то управляет настоящим.
 Вспоминание проводится через постепенное восстановление изобилия опыта и терпимости к разнообразным ситуациям. Это положительное действие. Мы не ищем причины, мы тренируем гибкость.
 Примеры указаний для вспоминания:
 "Вспомни случай, когда ты достиг успеха"
 "Вспомни случай, когда ты что-то знал"
 "Вспомни случай, когда ты преодолел испытание"
 и есть еще один способ:
 "Скажи мне, что тебе нравится делать"
 "Вспомни случай, когда ты ___"
 "Вспомни еще один случай, когда ты ___"
 "Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
 Упражнение
 ==> Поупражняйтесь в техниках вспоминания
 Вина
 Вина-это обычно шаблон поведения по подавлению себя из-за своих прошлых действий. Есть большой набор механизмов, связанных с наказанием себя за совершение чего-то "плохого".
 Каждое существо по своей природе хорошее и имеет хорошие намерения. Каждый инстинктивно знает, что по крайней мере так должно быть.
 Если личность обнаруживает, что она подействовала теми способами, которые она называет "нехорошими", то это нарушает правило о том, чтобы быть хорошим. Типичные реакции на это-плохо себя чувствовать, скрывать свои действия от себя или от других, наказывать себя.
 Сама личность-свой худший судья. Большинство людей строго себя наказывают, если они обнаруживают, что нарушили правила, которым они должны следовать.
 Личность, уверенная в своей собственной доброте, так не делает. Но у типичного человека нет такой уверенности. Он обычно знает, что он должен быть хорошим, но он не совсем хороший. Это открывает дверь всевозможным религиозным манипуляциям и ловушкам вины. Люди подвергают себя всевозможным наказаниям, чтобы искупить свое "зло", чтобы снова себя хорошо почувствовать.
 Существование моральных кодексов вносит большой вклад в вину. Моральный кодекс-это по сути набор фиксированных идей, которые установил некто, обладающий какой-то властью, вероятно для упрощения жизни подчиненным с меньшим общим обзором, обеспечивая, чтобы они делали разумные вещи. Моральный кодекс, если он создан с хорошими намерениями,-это обычно набор простых правил поведения, который в среднем вроде бы лучше всего помогает людям жить. Если он создан с менее хорошими намерениями, то его идея в том, чтобы управлять людьми, заставляя их выбиваться из сил, живя по произвольным ограничивающим правилам. Чтобы сделать моральные кодексы максимально эффективными, их часто устанавливают так, как будто они были провозглашены "богами".
 Моральные кодексы-это фиксированные идеи. Они никак не могут действовать во всех обстоятельствах. Это способы не смотреть, не разбираться, не принимать собственные решения.
 Член группы обычно обязуется следовать моральному кодексу этой группы, письменному или неписаному. Собственно говоря, это может быть собственное подразумеваемое представление индивида о том, как он должен себя вести. Но в любой группе есть какие-то правила, более или менее регулирующие поведение.
 Будучи членом группы, индивид неявно соглашается, что её правила "хорошие". Ну а что происходит, когда кто-то нарушает правила? Так вот, если у него слабая связь с его исходной добротой, он наверное решает, что сделал что-то "плохое". Скорее всего у него возникает немного нехорошее чувство насчет этого.
 Когда кто-то делает то, что он считает преступлением, он может слегка себя ограничить. Это извращенный способ сохранения истины о том, что каждое существо хорошее. Если кто-то делает что-то нехорошее, то он не может быть настоящим существом. Так что индивид делает себя немного меньше. По крайней мере по отношению к группе, чей моральный кодекс он нарушил.
 Если индивид продолжает совершать преступления, они накапливаются и он всё больше ограничивает себя или всё больше отстраняется от группы. Он всё больше сдерживает себя. Из-за своих поступков индивид удерживает себя от действий, чтобы невзначай не сделать снова чего-то плохого.
 Еще индивид может привлекать к себе плохие вещи в данной области. Его вина может действовать как магнит, повышая вероятность того, что тоже самое произойдет и с ним.
 Здесь часто встречается еще один образец извращенной логики: если кто-то совершил преступление против кого-то другого или против группы, а он по своей природе всегда делает хорошее, значит, этот другой или группа, конечно, не могут быть хорошими. Другими словами, индивид оправдывает свои действия, еще больше принижая объект своего преступления. И опять же, это по всей вероятности становится всё хуже и хуже. Так как индивид совершил одно преступление и принизил объект, чтобы оправдаться, то уже более оправданно сделать против объекта еще одно преступление, затем оправдать его, потом совершить еще одно, и так далее. Индивид скорее всего всё больше и больше обливает грязью объект своих преступлений. А если это группа, членом которой он был, он может всё больше отстраняться от нее.
 Моральный кодекс может принадлежать группе, взаимоотношениям двух людей, или только одному индивиду.
 Когда чьи-то преступления почти что раскрыты другими, возникает очень отчаянное явление, которое может быть довольно бурным. Личность колеблется, обнаружены её действия или всё еще скрыты. В частности это приводит к тому, что она порочит каждого, кого она воспринимает как почти раскрывшего. Фасилитатору нужно осознавать и избегать это явление. Если вы почти что раскрыли чьи-то действия и он расстроился, пожалуйста, полностью "разоблачите" его, чтобы завершить это. Узнайте всю историю, если вы начали её узнавать и клиент волнуется.
 Большую часть этого явления преступления/оправдания/сдерживания себя составляет процесс обособления и отделения. Индивид отделяет себя от того, против чего он совершает свои плохие поступки.
 Ну а правда совсем в другом. Эти явления-семантические реакции, подсознательно выполняемые с уже ограниченной и неправильно понятой точки зрения. Когда восстановлена правда, все отрицательные явления уходят.
 Любое разделение искусственно. Дух на самом деле не раздроблен. Когда индивид полностью осознает это, то уже не может быть оснований для вины. Индивид делает то, что он делает. Если он целостен и согласован, то нет никаких причин называть действия плохими или стыдиться их. И если он целостен и согласован, он естественно совершает поступки, уважая целостность ситуации, и она вообще не становится проблемой.
 Основной способ справиться с виной-это помочь личности признать исходную доброту в себе и во всем. Если мы углубимся в "плохие" поступки, мы найдем по сути хорошие намерения.
 Личности нужно уметь прощать себя. Поиски прощения своих грехов со стороны внешнего мира ничего не решают. Это может только дать личности разрешение быть безответственной. Личность должна отвечать за свои действия. Она должна действовать, исходя из своей глубинной доброты и должна прощать себя за любые воспринятые ей ошибки, которые она возможно сделала.
 Один из способов работы с этим-высвободить фиксированные правила о том, что есть только один правильный или неправильный образ действий. Этими правилами можно заниматься как любыми другими фиксированными идеями, проверять их границы, выяснять, на что они направлены, рассматривать их с разных точек зрения и так далее. Еще выяснять, какой цели служит сама фиксированность. Есть что-то, на что личность старается не смотреть, сохраняя черно-белое восприятие мира.
 Обнаружение исходной доброты в себе и в других убирает основу всего этого механизма. На самом деле нет такой вещи как зло. Люди делают то, что делают, потому что это сознательно или подсознательно самое лучшее, что они могут придумать. Иногда это эффективно, иногда нет, но всё равно совсем не нужно делать себя или других совершенно неправыми.
 Зацикленность на хорошем/плохом и потребность наказывать себя-это по сути дела расколотость на противоположности. В принципе у личности может быть одна часть, которая что-то сделала, и другая часть, которая оценила это действие как плохое. Действующей стороне не хватает способности оценивать, а оценивающей стороне не хватает способности действовать. Если бы они были вместе, то не было бы и проблемы.
 Вся идея преступлений берет свое начало в раздробленности, в идее, что личность не целостна, есть кто-то другой, устанавливающий правила, кто-то еще, против которого совершаются преступления, кто-то еще, который их оценивает. Когда индивид принимает ответственность за то, чтобы быть целостным, и начинает действовать в соответствии со своей целостностью, то уже нет проблемы преступлений.
 Честность означает действовать, исходя из целостности.
 Упражнения
 ==> Поупражняйтесь в работе с явлениями, связанными с виной
 ==> Поупражняйтесь в том, как реагировать на почти что раскрытое преступление.
 Общий модуль развития
 Есть определенные общие составные части, которые можно использовать для построения модуля. Вы можете использовать их, чтобы разработать модуль для темы, не раскрытой в приложении к этому руководству.
 Вот некоторые из элементов, подходящие для модуля развития, то есть для укрепления положительных способностей. Отчасти это способы подразделения любой темы на под-темы. Отчасти это разнообразные универсальные техники. Что касается под-тем, они могут становиться основой диалога, клиент может давать их примеры, мы смотрим, какие всплывают ограничения, и разбираемся с ними.
 ¤ Способы осуществления рассматриваемой деятельности/способности. "Как можно ___?"
 ¤ Места, в которых можно делать ___. "Где ты можешь ___?", "Где ты предпочитаешь не ___?"
 ¤ Люди, с которыми можно это делать. "С кем ты хотел бы ___?", "С кем ты не хотел бы ___?"
 ¤ Реакции на эту тему. Нежелательные семантические или физические реакции. Проясните их.
 ¤ Фиксированные идеи насчет данной темы. "По каким правилам ты живешь относительно ___?" Разфиксируйте их.
 ¤ Ключи разблокирования.
 ¤ Найдите любые расколы в этом, любое то включающееся, то выключающееся поведение. Используйте объединение противоположностей.
 ¤ Может быть, клиенту не хватает какого-то ресурса, качества, способности, чтобы делать это? Используйте возвращение утраченных частей, чтобы вернуть их.
 ¤ Что клиенту нужно, чтобы делать это? Подражание образцам, процессинг восприятий, воображение.
 ¤ На что эта тема направлена, в чем результат (продукция)? Проясните и укрепите его.
 ¤ Что может случиться, если сделать ___? Если не сделать? Не случится, если сделать? Не случится если не сделать?
 ¤ Любые нежелательные будущие последствия делания этого. Прояснение будущих происшествий.
 ¤ Почему может хотеться ___? Почему может не хотеться ___?
 ¤ Подражание тем, кто умеет это делать. Процессинг восприятий.
 ¤ Поговорите об этой теме.
 ¤ Вообразите это.
 ¤ Узнайте особенности восприятий того, как делать это хорошо, или препятствий к этому.
 ¤ Повзаимодействуйте с этой областью и инструментами делания этого.
 ¤ Переберите действия, требующиеся для того, чем личность хочет заниматься. Обучайтесь им, тренируйте их, инсценируйте их. Выясните, будут ли они эффективными, или нужны еще какие-то ресурсы. Привыкните к ним.
 ¤ Действительно пойдите и сделайте это.
 Насколько имеет смысл каждая часть, конечно, зависит от темы.
 Какая бы ни была тема, вы всегда можете разбить её на более мелкие части. Об этих более мелких частях всегда можно поговорить, вы можете выяснить, есть ли насчет них затруднения, препятствия и так далее. Вы можете тренировать способности в этой области. Вы можете найти фиксированные идеи, ограничивающие убеждения, и так далее.
 
 Упражнение
 ==> Напишите модуль. Вы можете использовать такие темы, как "Обучение", "Образование", "Спорт", или придумать что-то сами.
 Общий модуль прояснения
 Можно сделать общий модуль для прояснения определенной более отрицательно ориентированной темы. Он устроен почти так же, как любой другой, но только мы сосредотачиваемся на том, что не в порядке, обращаясь с этим как с какой-то проблемой. Вот некоторые из элементов, которые можно использовать:
 ¤ Переосмысление этого как чего-то положительного.
 ¤ Отвлечение от этого, наблюдение на расстоянии.
 ¤ Поговорить об этом.
 ¤ Найти что-то, по отношению к чему личность может быть причиной.
 ¤ Придумать или вспомнить что-то, являющееся большей проблемой, меньшей проблемой, или проблемой такого же размера.
 ¤ Использовать ключи разгрузки.
 ¤ Прошлые решения проблемы.
 ¤ Нежелательные ощущения и реакции. Проясните их.
 ¤ Фиксированные идеи. Разфиксируйте их.
 Расколы насчет этого, то включающееся, то выключающееся поведение. Используйте объединение противоположностей.
 ¤ Потерянные части, способности, качества относительно этого. Возвращение утраченных частей.
 ¤ Ограничивающие идеи или убеждения. Используйте процессинг восприятий или расфиксирование.
 ¤ Опасения насчет того, что может случиться: прояснение будущих происшествий.
 ¤ Отсутствие направления: вообразить положительное направление.
 ¤ Чему можно из этого научиться, какой положительной цели это служит в жизни личности.
 ¤ Потренируйте любые умения, необходимые для овладения данной темой.
 Как и в любом другом модуле, вы можете разбить конкретную тему на более мелкие части и проработать каждую отдельно.
 
 Раздел 9: Процессинг жизни
 Люди, которые знают слишком много
 Одно из препятствий продвижению в процессинге-это когда у клиента слишком много информации. Если у него слишком много теоретических объяснений, и они очень логичны и разумны, то он думает, что он уже всё знает.
 Процессинг основан на узнавании чего-то нового о себе и своей жизни. Чтобы сделать это, сначала нужно понять, что есть то, чего не знаешь. Затем нужно поработать над выяснением того, что же это. И затем, когда обнаружишь это, можно радоваться сюрпризу и извлеченному уроку.
 Иногда может казаться, что все, к чему мы стремимся в процессинге-это хорошее объяснение того, что происходит, осознание того, в чем правда. Но это только на поверхности. Клиент может очень высоко ценить полученное понимание. Но суть процессинга совсем в другом. Озарение-это только конфетка, которая может некоторое время занимать сознательный ум. В лучшем случае это признак того, что произошло более глубокое изменение.
 Изменения действительно происходят, когда личность просто изменяет свою реальность. Это значит, что реальность будет ощущаться по-другому и личность будет её по-другому воспринимать. Могут измениться лежащие в основе реальности мысли и намерения. Логика здесь ни при чем.
 Логический анализ происшедшего-это вторичное явление. Это не суть дела, а только вторичные мнения и реакции. Анализ может приносить удовлетворение сознательному уму личности, и таким образом может поддерживать и укреплять происходящие изменения.
 Но часто оказывается, что те, кто специализируется в интеллектуальных объяснениях, склонны путать отождествления в своем уме с реальным миром. Они настолько свободно владеют символами и значениями, что забыли, как эти символы связаны с чем-то конкретным.
 Так что если такая личность смотрит на процессинг просто как на способ разобраться в чем-то, то нас могут ожидать некоторые затруднения. Ведь такой интеллектуал, возможно, уже разобрался во многом (умственно) и может не желать заниматься уже проанализированными объектами. Он вполне может настаивать на использовании своих логических объяснений как начальной точки для обнаружения чего-то нового.
 Так дело не пойдет. Наши намерения в процессинге направлены совсем в другую сторону. Мы работаем над раскрепощением фиксированных умственных объяснений, и поощрением людей воспринимать и переживать реальный подвижный мир. Нам нужно заменить объяснения восприятиями, нам нужно заменить фиксированность подвижностью, нам нужно заменить домыслы опытом.
 Интеллектуально фиксированные люди будут менее вероятно стремиться к вам, чем люди, готовые к изменениям. Конечно, если они не встроили участие в процессинге в свою картину правильного мира. Но это не улучшает ситуации, даже если они с энтузиазмом жаждут что-то делать.
 Чтобы личность участвовала в сеансе, ей нужно иметь широкие взгляды, быть готовой обнаружить то, чего она не знает. Предвзятые идеи против еще неизвестного могут мешать вашей работе.
 Конечно, у каждого приходящего могут быть фиксированности, предубеждения, слепые пятна, ложные объяснения, и так далее, Мы здесь именно для того, чтобы выводить из таких ситуаций. Это дело житейское. Мы задаем людям вопросы, о которых они никогда не думали, и поощряем их увидеть мир по-новому, так что вдруг оказывается, есть способ обойти их ограничения.
 Но если у клиента есть всеохватывающие убеждения, препятствующие изменению его ума, возникают затруднения. Если у клиента есть фиксированная идея, никаких проблем, можно её изменить. Но если у него есть фиксированная идея и над ней убеждение, что эта фиксированная идея никогда не должна изменяться, то нужно чуть больше ловкости.
 Фиксированные объяснения сами по себе-не проблема. Но если фиксированное объяснение логически очень удовлетворяет клиента и затем он еще добавляет свое мнение, что ему это объяснение хорошо служит, то нас ждет чуть больше работы.
 Похожая ситуация происходит с людьми, которые придерживаются определенных систем убеждений, например религиозных вероисповеданий. Здесь не только есть определенные фиксированные идеи, но и скорее всего личность накрыла всю тему всеохватывающим выводом. Например: "Так сказал Господь, поэтому это нельзя изменять".
 Часто быстрее всего совершают самые мощные изменения люди с широкими взглядами и почти без предубеждений. По иронии судьбы это часто значит, что наивная и необразованная, но целеустремленная личность может продвигаться быстрее, чем очень интеллектуальная личность, которая всю жизнь для этого училась.
 Есть, конечно, разные степени всего этого. Нашей работе мешают в основном отождествления. Чем больше у личности отождествлений и чем они сложнее, многослойнее и логически удовлетворительнее для нее, тем больше перед нами работы.
 Все это, конечно, вопрос техники. Клиент может казаться сложным только если мы используем не тот подход.
 Для клиента с всеохватывающими убеждениями насчет логики или красоты его собрания отождествлений, лучше всего сначала заняться общими всеохватывающими убеждениями. Возможно, вы не сразу определите ситуацию, или вам может быть трудновато точно найти большую фиксированную идею, которую использует клиент, и уговорить его отказаться от этой идеи, ведь она так долго ему хорошо служила, но лучше всего потратить время именно на это.
 На самом деле невозможно знать слишком много. Но можно иметь настолько убедительное фальшивое знание, что даже не смотреть на реальность.
 Соревнуясь за энергию
 Традиционное человеческое состояние третьей плотности-это состояние соревнования за энергию со всеми другими. Это идея, что вы отделены от всех остальных, и на всех всего не хватит, так что вам нужно хватать больше других, чтобы выжить.
 Человеческая жизнь во многом состоит из обходных маневров с целью приобрести положение, в котором другие подпитывают человека энергией. Это сильно связано с собственным общественным положением. Повышать свое положение и понижать положение других, чтобы быть в более сильной позиции.
 В этом не обязательно есть что-то плохое. Такой образ действий просто уже давно здесь общепринят и согласован. Большинство людей даже не осознают, что играют в эту игру. Она настолько укоренилась в нашем обществе, что если вам что-то нужно, вам нужно получить это от кого-то другого. Собственно говоря, вся наша система построена на этом.
 Идея о том, что вы можете получать энергию только от других-неправда. Это ложь. Во вселенной изобилие энергии. Всем всего предостаточно. Есть неисчерпаемый источник энергии. И ключ к этой энергии находится внутри вас. Вам не нужно спрашивать чьего-то разрешения или находиться под чьим-то контролем, чтобы иметь и использовать энергию. Аналогично вам не нужно красть энергию кого-то другого, вам просто нужно открыть свой собственный источник.
 Потребность соревноваться за энергию-это очень ограничивающий фактор. Она замедляет развитие личности и ставит её благополучие в зависимость от милости других, или в зависимость от уловок, которые личность использует, чтобы хитростью забирать у других энергию.
 Если вы можете выйти за пределы этой потребности соревноваться, вы можете продвигаться со своей собственной скоростью без компромиссов и переговоров. Для этого нужно выйти за рамки мыслей о нехватке и войти в постоянное чувство изобилия.
 Соревнование за энергию можно заметить во многих обычных взаимодействиях людей, например в разговоре. Две стороны могут стараться преодолеть друг друга. Это может достигаться с помощью обаяния и привлекательности, или с помощью высокомерия и снисхождения, или с помощью знаний и опыта, способ не важен. Важно то, что одному человеку нужно от другого восхищение, доверие, поддержка, деньги, интерес, или что-то еще. В результате один человек становится сильнее, получая приток энергии, а другой слабее, отдавая энергию.
 Хорошие новости в том, что это не обязательно должно так происходить. Можно взаимодействовать с людьми так, что придавать силы и себе, и им. Это может быть двойной выигрыш, а не выигрыш и проигрыш. Можно делать то, что делаешь, просто ради красоты этого, без потребности управлять другими с помощью своих действий и бездействия.
 Выход за пределы потребности соревноваться за энергию связан с преобразованием некоторых своих механизмов контроля. Он связан с возвращением своих отданных частей. Он связан с обладанием достаточной гибкостью, чтобы всегда иметь свободу выбора. Этот выход связан с сохранением в памяти того, что именно является творческой силой в собственной жизни. Он связан с признанием исходной доброты и единства во всем и в каждом.
 Упражнение
 ==> Переживите на опыте реальную ситуацию соревнования за энергию с кем-то другим.
 Механизмы контроля
 Очень часто человек использует одну основную схему манипуляции другими людьми. Это обычно совершенно бессознательно, человек просто делает это по привычке.
 Обычно человек в ранние годы обучается тому, как можно контролировать энергию других людей, чтобы принуждать их давать ему энергию и избегать отдавания своей энергии. Конкретная используемая схема часто отражает механизмы контроля, которые использовали родители.
 Например, если отец всегда находил недостатки во всем, что человек говорил, то человек мог инстинктивно обнаружить, что если он не будет предлагать никакой информации, то не в чем будет находить недостатки. Можно получить власть, скрывая информацию и ожидая, когда другие сделают первый ход. Это легко может стать постоянным шаблоном поведения и способом, которым человек будет в свою очередь вытягивать энергию других. Когда вы сдерживаете себя, то другим приходится добираться до вас и они входят на вашу территорию, не зная, что там происходит.
 Механизм контроля на первый взгляд не всегда выглядит очень контролирующим. Быть кротким и послушным может быть отличным механизмом контроля. Если вы послушны, то люди наверное будут держать вас рядом, питать вас энергией и полагаться на вас.
 Часто механизм контроля является способом повышения своего положения по отношению к другим. Человек может играть роль более образованного, более опытного, сильного и важного, чем другие, или просто проявлять соответствующее высокомерие. Высокий престиж можно приобрести, играя в роли и высокого, и низкого престижа. Вы можете контролировать других, будучи замкнутым и необщительным, принижать других и показывать свое превосходство. А бомж на улице может контролировать других, вызывая у них чувство вины или жалости. Вы можете поглощать энергию, будучи неприступным или будучи подавляющим, всегда оставаясь собранным или всегда закатывая сцену.
 Механизмы контроля обычно подпадают под одну из четырех следующих категорий, разделяя людей на четыре типа личности:
 Запугивающий: Тот, кто контролирует других, подавляя их, командуя ими, давая им указания.
 Допрашивающий: Тот, кто получает информацию от других, чтобы найти в ней какие-то ошибки. Просит других делать или говорить что-то, а затем находит в этом слабые места.
 Отчужденный: Тот, кто сам не предоставляет информацию, а контролирует других, поощряя их добираться до скрытой информации. Остается выше других, не реагируя, а ожидая, когда они сделают ошибку.
 Жертва: Тот, кто заставляет других сочувствовать ему. Говорит и показывает, какой он несчастный и как ему не везет. Контролирует других, вызывая у них чувство жалости или вины.
 Основные механизмы контроля обычно отчасти скрыты, даже когда они применяются открыто. Просто люди часто их не замечают. И сам человек и другие могут считать, что это просто черта характера или естественные действия в таких обстоятельствах.
 Наличие у человека механизма контроля основано на подсознательном убеждении в том, что энергии недостаточно, что нужно как-то высасывать её у других. К счастью, это не так, и можно преобразовать механизмы контроля во что-то другое.
 В основном человеку нужно осознать, что он делает. Ему может быть лучше всего исследовать это явление в других, прежде чем признаваться в чем-то самому. Люди часто как бы защищают свои механизмы контроля, если их не определить очень точно. Часть маскировки механизма контроля состоит в контролировании других, чтобы избегать своего разоблачения. Когда человек привыкает замечать механизмы контроля у других, он часто снимает часть своих защит.
 Исследование детства может быть хорошим способом для определения того, какой механизм контроля человек использует. Это скорее всего защита от манипуляций родителей. И так как детство к тому же дает ситуацию, в которой механизм был уместен, именно здесь лучше всего исследовать механизм и начать его изменять. По сути дела это была направленная к выживанию реакция на недостаток ресурсов в ряде происшествий. Ее можно проработать с помощью повторного переживания.
 Человек может использовать много разных механизмов и фиксированных идей, чтобы быть правым и контролировать энергию. Но скорее всего есть один или два механизма контроля, которые он использует постоянно. Преобразовать их будет гораздо ценнее для человека, чем преобразование второстепенных механизмов.
 Механизм контроля нужно заменить другим способом получения энергии и ощущения себя сильным, в изобилии и безопасности. Нам нужно найти внутренние ресурсы для этих качеств. И нам нужно разрядить то, чему не дает хода механизм контроля. Есть какое-то неприятное событие, для избавления от которого предназначен этот механизм.
 Упражнения
 ==> Заметьте какие-то механизмы контроля у других.
 ==> Поупражняйтесь в обнаружении и преобразовании механизмов контроля.
 Инструменты для повышения продуктивности жизни
 У нас есть группа техник, которые более непосредственно связаны с реальной жизнью клиента, чем большинство остальных. В основном мы работаем немного в стороне от жизни, занимаясь внутренней реальностью личности и общими умениями в жизни. Но чтобы уравновесить эту работу и заземлить результаты, можно к тому же получить большую пользу от более прямой проработки реальной жизненной ситуации человека.
 Дело здесь в том, что можно сосредоточиваться на разных областях. Можно сосредоточиваться на субъективной реальности личности и помогать ей изменять свой ум. Это "семантический процессинг", работа с субъективным "смыслом" чего-то. На это направлены большинство наших техник. Затем можно провести личность через "тренировочные упражнения", стараясь повысить конкретные способности, которые мы считаем в общем полезными. Здесь мы сосредоточиваемся не на умственных вещах, а просто на достижении заметной способности. И затем в-третьих, можно сосредоточиваться не на уме и не на общих способностях, а на результатах в жизни.
 Чтобы сосредоточиваться непосредственно на результатах в жизни, можно помочь личности организовать свою жизнь, согласовать разные части жизни, и яснее себе представить, что делать. Это тоже процессинг, но он сосредоточен не на субъективном, а на внешнем результате.
 Как справляться с работой
 Есть несколько простых принципов, которые дают человеку возможность легче справляться с его рабочей нагрузкой.
 У многих людей есть проблема с откладыванием со дня на день и накоплением просроченных дел, которые они должны сделать, но никак руки не доходят. Их грызет совесть из-за того, что они ДОЛЖНЫ это сделать, но слова "должен" почему-то недостаточно, чтобы поощрить их сделать это. Так что дела накапливаются одно за другим, старые дела закрываются новыми и забываются, еще увеличивая путаницу, и так далее.
 Вы можете работать как консультант, войти в область работы человека и помочь ему разобраться с делами. Первый принцип, который нужно знать насчет работы -
 
 Сделай это сейчас!
 
 Дела, естественно, накапливаются, если человек с ними не разбирается. У него может быть умственный механизм мышления, что он доберется до этого "позже". Но "позже" никогда не наступает. "Позже"-это только идея, а не какое-то реальное время. Это просто значит, что или человек никогда этого не сделает, или дело подождет и когда-нибудь станет срочной необходимостью, с которой человеку ПРИДЕТСЯ разобраться.
 Самый продуктивный способ сделать что-то-это сделать его, когда оно в ваших руках, когда ваше внимание привлечено к нему, когда вы знаете, в чем дело, и какая ситуация. Всё остальное-это на самом деле механизм умственного избегания, попыток сбить себя с толку. Нет лучшего времени, чем прямо сейчас.
 Поэтому очень полезно просто уговаривать, заставлять или тренировать человека делать прямо сейчас то, что находится прямо перед ним. Это действует и как тренировочное упражнение, и может изменить подход человека к делам. Но главная цель в том, чтобы поощрить человека действительно ДЕЛАТЬ дела сейчас, несмотря на свои чувства по этому поводу.
 Суть организованности-это во многом умение справляться с приходящими к вам делами. Вы находитесь в какой-то беспорядочной путанице разных дел, и постоянно прибывают всё новые и новые. С этими делами нужно что-то делать, а иначе они будут просто накапливаться. И это что-то нужно делать сейчас. По сути дела есть четыре четко отличающихся типа действий, которые можно предпринять с делом:
 
 Завершить его
 Поручить другому
 Сохранить в архиве
 Выбросить в мусор
 
 Это вполне очевидно применимо к ситуации бизнеса, но настолько же и к личным делам. Это не только эффективный способ справляться с работой, но и удобный способ разбираться с жизнью.
 Можно "завершить" задание. То есть можно сделать то, что нужно, принять решение насчет задания, прояснить его, закончить его, ответить на него или что-то еще, сразу же. Если это письмо, ответьте на него. Если вам нужно решить, пойдете ли вы со Светой в кино, решите это прямо сейчас. И вообще делайте это, когда вы в первый раз встречаетесь с делом. Не откладывайте его, чтобы подумать о нем. Подумайте прямо сейчас, решите, что с ним делать, и сделайте это. Даже если это не совершенно, что-то будет реально сделано.
 Еще вы можете поручить дело другому, то есть попросить кого-то другого сделать это. Конечно, если у вас есть кому его поручать. Это не обязательно означает подчиненному, это просто значит, что вы сделаете дело ответственностью кого-то другого, а сами забудете о нем. Чтобы сделать это, вам конечно нужно доставить дело в руки кого-то другого и предпочтительно получить от него какое-то обязательство действительно сделать его, если обязательства еще нет. Не просто надейтесь, что кто-то другой об этом позаботится, а поручайте дело так, чтобы оно было сделано.
 Иногда нужно сохранить дело в архиве. Это не значит куда-нибудь его задевать, потому что вы не знаете, что с ним делать. Это значит, что сейчас не нужно никаких действий, но дело нужно сохранить для последующего использования или справки. Если вы проходите мимо грязных носков на полу, то положить их в корзину для стирки может быть сохранением в архиве. Прежде чем сохранить что-то в архиве, его нужно завершить и принять относительно него решение. Складывать нераскрытые письма в ящик-не сохранение в архиве. Класть прочитанные письма, не требующие ответов, в соответствующие папки-это сохранение в архиве.
 Еще вы можете выбросить дело в мусор. То есть вы можете решить сразу же, что оно не нужно, и выкинуть его. Сохранять много хлама, потому что "он может однажды пригодиться", не очень-то мудро. Выкидывайте то, что не входит в вашу теперешнюю игру. Примите решение сейчас. Если вам оно действительно нужно, но не сию секунду, сохраните его в архиве. Если оно вам не нужно при вашей теперешней структуре жизни, то выбросите его. Не будьте слишком экономны, если дело действительно не вписывается в текущий момент. Ненужный хлам в вашем пространстве затуманивает вашу свободу действий. Обычно легче приобрести его снова, если дела изменятся и он станет снова нужен.
 Вы можете взять клиента за руку и провести его таким образом через его личное пространство. У него могут быть всевозможные возражения, сомнения и семантические реакции, связанные с разборкой дел. Всё равно побудите его сделать это, не тратя лишнее время на реакции. Вы можете проработать их в другой раз. Здесь главное в том, чтобы дать клиенту ощутить чувство успешной обработки дел в его пространстве.
 Доведите это до какого-то осязаемого результата. То есть справьтесь с предметами на столе клиента, пока стол не очистится полностью. Клиенту нужно пережить на опыте ясное чувство того, что он со всем справился, он теперь в настоящем, готовый встретить лицом к лицу все, что придет дальше.
 Упражнение
 ==> Проработайте с кем-то его личную область. Потренируйте его в выполнении дел сейчас с помощью завершения, поручения, сохранения или выбрасывания.
 Согласование деятельности
 "Согласование деятельности"-это инструмент для помощи себе или другим согласовать свои цели и деятельность, и ввести свои планы в действие. Мы обращаем внимание на ключевые компоненты, которые нужны, чтобы начать и поддерживать осмысленную деятельность, выясняем, что эти компоненты из себя представляют, и обеспечиваем их взаимную согласованность. Если какие-то из этих компонентов противоречат друг другу и действуют в разных или противоположных направлениях, то данная деятельность в лучшем случае неэффективна. Задача состоит в том, чтобы определить, что собой представляют компоненты деятельности, и согласовать их всех. Можно провести "согласование деятельности" для себя, для предприятия, для семьи, или любой другой деятельности, которую только можно вообразить.
 О каждом компоненте нужно многое знать и есть другие аспекты, которые тоже могут потребовать внимания. Но основная схема-это очень эффективный способ контроля деятельности. Вот основные составные части:
 ¤ Исходное намерение
 ¤ Желаемые цели
 ¤ Осязаемая продукция
 ¤ Измерение количества
 ¤ Существующие ограничения
 ¤ Идеальное положение дел
 ¤ Реальное положение дел
 ¤ Имеющиеся ресурсы
 ¤ Анализ
 ¤ Общий план
 ¤ Подробные проекты
 ¤ Повседневные действия
 Каждый компонент-целая самостоятельная тема. У них есть определенная иерархия, но что более важно, это отдельные параллельно происходящие стороны деятельности, и их нужно согласовать. Позвольте мне лишь вкратце описать каждый из них.
 У любой деятельности есть ИСХОДНОЕ НАМЕРЕНИЕ. Вы делаете это для чего-то. Эта причина-обычно большое, общее лежащее в основе намерение или желание. Это идея о направлении. Это движение к чему-то желательному, которого хочется больше. Или же это движение от чего-то нежелательного, но такой подход гораздо менее эффективен как инструмент планирования. Исходным намерением может быть: "Писать рассказы", "Помогать людям", "Быть богатым", "Работать с животными", "Искоренить бедность", или что-то вроде этого. Общий вид деятельности или направление.
 ЖЕЛАЕМЫЕ ЦЕЛИ-это более конкретные задачи. Это может быть список больших целей, связанных с деятельностью. Если исходное намерение-"писать рассказы", то желаемыми целями могут быть "иметь хорошего издателя", "написать бестселлер за два года", и так далее. Это вполне конкретные события, которые покажут, что личность достигла желаемого. Они должны быть достаточно большими, чтобы быть признаком завершения, но достаточно маленькими, чтобы быть реально достижимыми. "Мир во всем мире" может быть великоват и находиться вне собственной сферы влияния, если мы проводим согласование для отдельного человека, но "вступить в Корпус Мира" может быть осуществимой целью. Для большой организации, например для ООН, "Мир во всем мире" может быть очень подходящей целью. Вообще-то говоря большие общие идеи, к которым кто-то стремится, лучше вписываются в исходное намерение. В желаемые цели мы помещаем то, что более конкретно достижимо для данной личности или организации.
 Чтобы какая-то долгосрочная деятельность была эффективной, у нее должна быть ОСЯЗАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ. То есть, должно быть что-то произведенное, которое можно реально пережить на опыте как факт. Должен быть какой-то продукт, который не является просто общими словами. Либо создается что-то физическое, либо происходит что-то измеримое. Очень важно осознавать, в чем состоит эта продукция. Это должно быть что-то производимое за короткие сроки. Чуть больше этого вещества должно материализоваться по крайней мере каждую неделю или месяц. При обращении внимания на осязаемую продукцию деятельность прочно заземляется. Становится яснее, что нужно физически и реально что-то делать, а не просто думать или говорить об этом. Осязаемая продукция-это то, что само по себе желательно и полезно для кого-то. Она должна быть ценной, кто-то должен её желать, и ему должно быть лучше её иметь.
 ИЗМЕРЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА необходимо для возможности измерения продукции. Недостаточно просто производить что-то ценное. Оно должно быть настолько осязаемым, чтобы мы могли действительно подсчитать его или измерить его. Это измерение количества позволит нам следить за тем, как у нас идут дела. Измерение количества нужно выбирать так, чтобы подсчет был однозначным, чтобы подсчитанное было действительно желательной продукцией, и чтобы он зависел не от мнения, а от механического измерения. Если вы делаете людей счастливыми, продавая им юмористические книги, то книги и счастливые лица людей-это осязаемая продукция. Что касается измерения количества, то мы практически не можем подсчитать счастливые лица, но мы можем сосчитать книги. Это дает нам статистический способ контроля того, насколько успешна наша деятельность. Важно выбрать измерение количества так, чтобы оно играло центральную роль в деятельности. Вы можете подсчитывать прибыль в долларах, но если ваше основное намерение и цель-делать людей счастливыми, то прибыль может быть не лучшим количеством.
 Действия в физическом мире обязательно накладывают определенные СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Есть определенные границы того, что вы можете сделать, есть определенные рамки, в которых вам приходится действовать. Сюда входят законы того места, где вы живете, ваши обязательства, недостаток информации и так далее. Вы скорее всего согласились следовать определенным правилам в определенных ситуациях, и это ограничивает ваши возможности. Возможно, для вас важны определенные приоритеты. Может быть, данная деятельность важна, но не так важна как что-то другое, например ваша семья, с которой вам нужно проводить время. Существующие ограничения-это в основном то, что вы считаете неизменным, во что вам приходится вписываться.
 ИДЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ-это совершенные условия для участия в данной деятельности и выработки желаемых изделий или результатов. Под этим я не имею в виду конечный итоговый результат всей деятельности. Это каждодневная ситуация, которая лучше всего способствует данной деятельности. Не буйные мечты, а просто самый удобный расклад дел. Не "если бы я только выиграл 10 миллионов долларов в лотерее", а скорее "ну, если персонал доволен, и у нас есть все, чтобы лучше всего обслуживать клиентов, и мы быстро отвечаем на телефонные звонки, и у нас есть буклеты о том, чем мы занимаемся", и так далее. То, что не требует радикального изменения имеющихся ресурсов, а довольно реалистично. И это должно быть текущее состояние. Не конечная цель, а идеальное положение дел для производства того, что желательно для движения к целям. Если цель в том, чтобы построить лодку, то идеальное положение дел-не безупречная завершенная лодка, а скорее мастерская со всеми необходимыми инструментами, возможность получить необходимую помощь, и знание, что нужно делать.
 РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ-это как дела реально и честно обстоят на данный момент. Важно беспристрастно подробно описать теперешнюю ситуацию. Не то, как ХОТЕЛОСЬ БЫ, не то, как ДОЛЖНО БЫТЬ, не то, как утверждают правила, а как это РЕАЛЬНО. Что реально производится, хорошее ли у него качество, есть ли задержки, как выглядят дела, что говорят люди, каково моральное состояние? Может быть трудно сделать это, когда находишься в гуще деятельности, но идея в том, чтобы отступить на шаг назад и беспристрастно оценить положение дел.
 Нужно рассмотреть ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ. Это сырье, инструменты, информация, люди и энергия, которые можно использовать в работе. Полезно подробно перечислить все, что может быть ресурсом. Часто кто-то не замечает ресурсы, которые у него есть. Перечислите все, что вам доступно или что находится под вашим контролем, даже если сейчас неясно, для чего его можно использовать, включая вашу коллекцию юмористических книжек и мастерство вязания вашей мачехи.
 Затем нам нужен АНАЛИЗ. То есть нам нужно рассмотреть, чего мы стараемся достичь при каких ограничениях, нам нужно сравнить реальное положение дел с идеальным положением дел, нам нужно рассмотреть имеющиеся ресурсы, и затем нам нужно придумать блестящую идею о том, что мы собираемся делать в связи с этим. Анализ должен раскрыть, где можно достичь наибольшего при наименьших усилиях, то есть как наша деятельность может быть эффективнее всего в осуществлении намерения. Иногда для этого нужно обнаружить, что не в порядке с текущим положением дел, или найти главный козырь. Идея здесь в том, чтобы отступить на шаг назад и беспристрастно проанализировать то, что происходит в сравнении с тем, что ДОЛЖНО происходить, и найти главные вещи, которые нужно изменить или укрепить.
 Должны быть сделаны какие-то ОБЩИЕ ПЛАНЫ. Не только для достижения общих целей и действий, но и как сделать это самым эффективным способом, в соответствии с анализом. Это не план вслепую, это план, основанный на рассмотрении ситуации и определении наилучшего подхода. Планы должны быть записаны, а не просто обговорены. Они должны состоять из определенных шагов: "1. Купить подержанный автофургон, 2. Оборудовать его для продажи мороженого, 3. Получить разрешение на продажу мороженого." Общий план состоит из довольно больших этапов, без всех подробностей. В хорошем плане может быть где-то от 5 до 20 конкретных пунктов.
 Для уточнения плана есть ПОДРОБНЫЕ ПРОЕКТЫ. Они могут быть записаны или нет. Каждый проект может охватывать один пункт плана. Например, "купить автофургон" может быть проектом. Для его осуществления может потребоваться несколько действий. Мы не можем точно предвидеть, с какими проблемами мы встретимся и как они будут решены. Проект по сути означает, что кто-то принимает ответственность за осуществление чего-то и делает всё необходимое для этого.
 ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-это то, что действительно делается прямо сейчас ежедневно. Какая деятельность реально происходит и как затрачивается время. Если я каждое утро трачу два часа, чтобы отрегулировать кондиционер, то это повседневное действие. Желательно, чтобы повседневные действия вписывались в текущие проекты, планы и общую схему того, что мы стараемся делать. И желательно, чтобы мои действия действительно давали осязаемую продукцию, полезную для кого-то. Всё это желательно, но на самом деле это может быть по-другому.
 Согласование деятельности-это инструмент. Оно предназначено прежде всего для того, чтобы сформулировать и структурировать то, что кто-то хочет осуществить. Если кто-то начинает что-то новое, это может быть хорошим способом наполнить замысел подробностями и действительно начать дело. Если что-то уже происходит, согласование может помочь состыковать части деятельности и направить их к одной цели.
 В идеале все эти элементы всё время согласованы, снизу вверх и сверху вниз по списку:
 ¤ Исходное намерение
 ¤ Желаемые цели
 ¤ Общий план
 ¤ Идеальное положение дел
 ¤ Осязаемая продукция
 ¤ Измерение количества
 ¤ Подробные проекты
 ¤ Повседневные действия
 ¤ Реальное положение дел
 То есть цели должны соответствовать исходному намерению. Если намерение-"развлекаться", то "вступить в военное училище" может не подходить. План должен согласовываться с целями. Если существующие планы написаны для чего-то другого, то цели вряд ли будут достигнуты. Идеальное положение дел должно быть уточнено в соответствии с тем, что желательно. Осязаемая продукция должна согласовываться с идеальным положением дел, и с реальным намерением. Если мы производим штурмовые винтовки, а исходное намерение "мир во всем мире", то здесь может быть неувязка. То, количество чего мы измеряем, должно соответствовать тому, чего мы действительно хотим. Измерение времени прихода служащих на работу может не измерять нашей желаемой продукции-довольных покупателей. Проекты, над которыми мы работаем, должны соответствовать нашему запланированному направлению. Если всё складывают папки в алфавитном порядке, а мы определили направление заниматься клиентами, это может быть неэффективно. Повседневные действия, что люди реально делают, тоже должно согласовываться с намерениями и идеалами. Если люди делают что-то совершенно другое, то конечно мы не достигаем эффективно того, что хотим. А реальное положение дел должно как можно лучше приближаться к тому состоянию, которое нам желательно для наилучшего достижения результатов.
 В реальных жизненных ситуациях, в фирме, или в чьей-то жизни, вы естественно обнаружите, что основные части деятельности не согласованы. Люди очень часто делают совсем не то, что намерены делать. И для этого есть множество основательных "причин". Ваша работа как консультанта в том, чтобы лучше согласовать дела. Возможно, и не получится сделать это сразу же, но сама проработка идеи согласования и уделение внимания разнообразным элементам деятельности может сыграть большую роль.
 Разумно делать записи. По правде говоря, почти невозможно проводить согласование без них. Сядьте за стол с человеком или с группой людей. Тщательно оцените, что происходит с каждым компонентом деятельности. Сначала просто проработайте каждый из них. Не слишком думайте о том, какими они ДОЛЖНЫ быть, просто узнайте, какие они ЕСТЬ.
 Когда список компонентов будет записан, станет очевидно, что что-то не согласуется. По крайней мере если согласование было честным. Тогда нужно поработать с этими элементами, согласовывая их. Не просто изменяя слова на бумаге, а реально поощряя людей согласовать разнообразные элементы, необходимые для создания эффективной деятельности.
 Согласование вполне может быть регулярным. Можно время от времени возвращаться к листку согласования деятельности и проверять, насколько дела согласованы, и можно исправлять то, что не согласовано.
 Согласование деятельности можно проводить во всевозможных областях для всевозможных людей и групп. Его можно проводить для страны. С человеком полезно расписать согласование деятельности для разнообразных сфер жизни, в которых он участвует.
 Упражнение
 ==> Проведите полное согласование действий, либо для себя как фасилитатора, либо для кого-то другого в области по его выбору.
 Согласование деятельности по сферам жизни
 Можно получить очень мощные результаты, если разобраться с согласованием разных сфер жизни человека. Вот пример процедуры, как это сделать:
 1. Если нужно, обсудите с человеком определения каждой сферы.
 2. Пройдитесь по сферам и попросите его подробно описать, что у него есть в каждой сфере. Это не значит "жена", "группа". Это значит "Света", "Городской бридж-клуб", и так далее, подробности. Мы стараемся выяснить, что сам клиент помещает в каждой сфере.
 3. Затем выясните, что он ДЕЛАЕТ в каждой сфере. Не что он должен делать, а что он реально делает сегодня.
 4. Возьмите первый пункт списка "Согласования деятельности". Выясните в каждой сфере, что клиент хочет поместить в первый пункт. То есть определите исходное намерение для каждой сферы. Затем возьмите следующий пункт, "Желаемые цели", и определите, что здесь находится для каждой сферы. Проделайте это для всех пунктов списка "Согласования деятельности" для всех сфер. Если согласование выполняют вместе несколько людей, например пара, чередуйте пункты между ними. То есть одному-намерение в первой сфере, другому-цели в первой сфере, и так далее.
 5. Выберите самую интересную сферу. Тщательно проработайте структуру этой сферы по всему списку, пока он не будет согласован.
 6. Пройдитесь по оставшимся сферам и полностью их проработайте.

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу