<< Пред.           стр. 25 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 к действительности. По его мнению, действительность
 нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий
 признак всего живущего состоит в последовательности из-
 менений. Для того, чтобы обосновать непрерывную дина-
 мику бытия, он, наряду с активными сущностями, идеями,
 вводит такое активное начало как мировая душа. И непо-
 средственным субъектом всех изменений в мире выступа-
 ет у Соловьева именно мировая душа. Основным призна-
 ком ее является особая энергия, которая одухотворяет все
 существующее. Однако мировая душа, по учению Соловь-
 ева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуж-
 дается в божественном импульсе. Этот импульс проявля-
 ется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства
 как определяющую форму всей ее деятельности.
 Русская религиозная философия XIX - XX вв. 177
 
 Эта вечная божественная идея в системе Соловьева
 получила название Софии-мудрости. София - ключевое
 понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит так-
 же название софиологии. Понятие Софии заимствовано
 Соловьевым из неоплатонизма. Но он своеобразно интер-
 претирует это понятие. Понятие Софии вводится Соловье-
 вым для того, чтобы заявить, что мир - это не только тво-
 рение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и сущест-
 вом мира является "душа мира" - София, которую
 следует рассматривать как связующее звено между твор-
 цом и творением, придающее общность Богу, миру и чело-
 вечеству.
 Механизм сближения Бога, мира и человечества рас-
 крывается в философском учении Соловьева через кон-
 цепцию богочеловечества. Реальным и совершенным во-
 площением богочеловечества, по Соловьеву, выступает
 Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому дог-
 мату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ слу-
 жит не только идеалом, к которому должен стремиться
 каждый индивид, но и высшей целью развития всего исто-
 рического процесса.
 На этой цели базируется соловьевская историосо-
 фия. Целью и смыслом всего исторического процесса яв-
 ляется одухотворение человечества, соединение человека
 с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, счи-
 тает Соловьев, чтобы совпадение божественного с челове-
 ческим произошло только в лице Иисуса Христа, т. е. через
 посредство "божественного слова". Необходимо, чтобы со-
 единение состоялось реально-практически и, притом, не в
 отдельных людях (в "святых"), а в масштабах всего чело-
 вечества. Первичным условием на пути к богочеловечест-
 ву является христианское обращение, то есть принятие
 вероучения христианства. Природный человек, то есть че-
 ловек, не просветленный божественной истиной, противо-
 стоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос от-
 крыл человеку всеобщие моральные ценности, создал ус-
 ловия для его нравственного совершенствования.
 Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути свое-
 го одухотворения. Этот процесс занимает весь историчес-
 кий период жизни человечества. Человечество придет к
 торжеству мира и справедливости, правды и добродетели,
 178
 когда его объединяющим началом станет воплощенный в
 человеке Бог, переместившийся из центра вечности в
 центр исторического процесса. Современное обществен-
 ное устройство предполагает, с точки зрения Соловьева,
 единство "вселенской церкви" и монархического господ-
 ства, слияние которых должно привести к образованию
 "свободной теократии".
 В гносеологическом аспекте принцип всеединства ре-
 ализуется через концепцию цельного знания, представля-
 ющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновиднос-
 тей этого знания: эмпирического (научного), рационального
 (философского и мистического (созерцательно-религиоз-
 ного). В качестве предпосылки, основополагающего прин-
 ципа цельное знание предполагает веру в существование
 абсолютного начала - Бога. Цельное знание, по Соловьеву,
 не может быть получено только эмпирическими и рацио-
 нальными средствами. Эмпирическое знание способно рас-
 крыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное -
 особенности самого мышления. Однако истина или сущее не
 даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постига-
 ется через непосредственное созерцание, интуицию. Таким
 образом, В. С. Соловьев в своей концепции цельного знания
 попытался совместить принцип автономии разума, на кото-
 ром основывается рационализм с принципом богооткровен-
 ности христианского вероучения, являющимся основой бо-
 гословия.
 С точки зрения Соловьева, отвлеченное знание - не-
 обходимый момент как в жизни каждого конкретного ин-
 дивида, так и в жизни всего человечества. Без него невоз-
 можно достичь логически связанной мысли. Однако, счи-
 тает Соловьев, односторонняя абсолютизация этого
 момента, превращение его в самостоятельный и самопо-
 давляющий принцип заводит философию в тупик. Выход
 из этого тупика находится, по его мнению, в осмыслении
 познания на основе идеи как формы существования цель-
 ной мысли Идею нельзя рассматривать как продукт мыш-
 ления. Мышление не способно проникнуть в идею. Идеи
 доступны лишь интеллектуальному созерцанию или ин-
 теллектуальной интуиции. "Если явления, - пишет Соло-
 вьев, - сами по себе не представляют нам универсальных
 истин, или идей, то эти последние, хотя материально свя-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 179
 
 занные с явлениями, должны формально от них разли-
 чаться, иметь свое собственное, независимое от явлений
 бытие и, следовательно, для познания их необходима осо-
 бенная форма мыслительной деятельности, которую мы
 вместе со многими прежними философами называем ум-
 ственным созерцанием или интуицией и которая состав-
 ляет настоящую первичную форму цельного знания. (Со-
 ловьев В. С. Собр. соч. Т. 1. - СП6., 1901 -1910. - С. 290).
 Однако отвлеченное мышление, и даже интеллектуальная
 интуиция, с точки зрения православного философа, не да-
 ют знания всего богатства реальности. Для проникновения
 в сокровенные глубины бытия необходима особая познава-
 тельная способность, обеспечивающая прорыв в сферу по-
 тустороннего, запретного, трансцендентного. Эта способ-
 ность есть состояние одержимости, определяемое возмож-
 ностями трансцендентного существа. Соловьев называет
 это состояние экстазом, эросом, вдохновением.
 Утверждение Соловьева об истинном знании как син-
 тезе эмпирического, рационального и мистического позна-
 ния является основанием для вывода о необходимости
 единства науки, философии и религии. Подобное единст-
 во, которое он называет "свободной теософией" позволяет
 рассматривать мир как завершенную систему, обуслов-
 ленную всеединством или Богом.
 Проблемы веры и разума
 в православном религиозном антиинтеллектуализме
 (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
 В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии
 интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поста-
 вить разум на службу вере, дать возможность религии опе-
 реться на рациональное начало человеческого сознания,
 привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения до-
 стижения науки и аппарат философии. Интеллектуализ-
 му В. С. Соловьева в русской религиозной философии про-
 тивостояла антиинтеллектуалистская тенденция.
 Антиинтеллектуалисты намерены культивировать
 такую религиозность, в которой чувства преобладали бы
 над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть рели-
 180
 гиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее
 недоступной критике с позиций логического мышления. В
 современной русской религиозной философии мнение ан-
 тиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал
 Л. Шестов (1866-1938). Определяющим моментом его уче-
 ния является тезис о коренной противоположности и, да-
 же, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зре-
 ния, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бы-
 тия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой
 не действуют законы человеческого общежития, автори-
 тет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из
 круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно ве-
 рующим является только тот человек, кто почувствовал,
 что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на
 которых держался человек, разбиты, раздроблены, унич-
 тожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания
 исчезли. "Вне наших общих принципов, помимо нашего
 осознающего разума, протекают наиболее замечательные
 и значительные события нашего существования. Можно
 сильнее сказать-при всякой попытке нашего разума про-
 верить своими критериями действительность таких пере-
 живаний наши сами переживания мгновенно превраща-
 ются в ничто, словно бы их никогда не было. Здесь нельзя
 проверить, нельзя фиксировать... От всякой попытки при-
 коснуться щупальцами разума к вере - вера гибнет. Она
 может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится
 своей властью ни с кем. И вопрос становится именно так:
 либо разум, либо вера", - пишет в своей знаменитой кни-
 ге Л.Шестов "Тольковерою" (ШестовЛ. 5о1а/гс1е1 - Толь-
 ко верою. - С. 259, 270).
 В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути
 дела, переходит на позиции ортодоксального протестан-
 тизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не
 тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем
 он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитыва ет на свою
 мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот ни-
 когда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги,
 на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии.
 Стремясь убедить человека отказаться от рациональных
 основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до то-
 го, что малейшие усилия человека, его опору на свои собст-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 181
 
 венные силы называет богоотступничеством. Чем больше
 хлопочет человек, чем больше напрягается, чтобы отли-
 читься, не в пример другим, своими делами, своим подви-
 гом проложить себе путь в царство небесное, тем больше
 он уходит от Бога, утверждает Шестов. Следуя этой логи-
 ке, русский религиозный мыслитель замахивается даже
 на один из самых сильнейших элементов в христианской
 ~гстеме религиозной жизни -- культ святых. Святые для
 него-это люди, которых обуяла гордыня, т. е. уверенность
 в себе, уверенность в том, что они знают, куда идти и как
 идти, что рассчитывают на свой разум и свое искусство вы-
 рваться из тех тесных пределов, в которые заключено
 смертное существо - человек. "Святые надеются строгим
 воздержанием и самобичеванием, и иными подвигами за-
 служить спасение. У них нет веры в Бога, у них вера в свои
 силы" (Шестов Л. 5о1а/гс1ег - Только верою. - С. 169). Но
 если человек не может своими усилиями достичь спасе-
 ния, заключает Л. Шестов, то у него остается единственное
 средство - уповать на милость Бога. И когда человек окон-
 чательно отчается в себе, когда у него опускаются руки,
 когда он ничего не видит перед собой, кроме тьмы и ужаса,
 тогда ему приходит на помощь Бог. "Верить - значит по-
 кинуть надежды на свои силы, свой разум, свое искусство,
 броситься с закрытыми глазами туда, где, по нашему ра-
 зумению, быть ничего не может, ибо там весь порядок, весь
 строй не имеет ничего общего и с тем порядком, который
 мы привыкли ценить в своей жизни как высшее благо"
 (Шестов Л. 5о1а /шег - Только верою. - С. 238).
 Антиинтеллектуалистские установки нацелены на
 то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника,
 каким является для религии человеческий разум и свя-
 занные с ним рациональные основания принятия религи-
 озных убеждений: последовательную аргументацию, ло-
 гическую непротиворечивость и т. д. Поэтому одна из
 ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуа-
 лизмов - это тема ограниченности, ущербности разума,
 его неспособности отразить многообразие бытия, сокро-
 венную часть человеческой жизни. Дискурсивное мышле-
 ние, утверждает Л. Шестов, существует только для того,
 чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. На са-
 мом же деле отвлеченные понятия разума не только не да-
 182
 ют знания о действительности, но, наоборот, от действи-
 тельности уводят. Действительность иррациональна, аб-
 солютуо непознаваема. И метод, и логика, и разум, по его
 мнению, все это - средства, скрывающие от нас действи-
 тельность. Чтобы познать истину, нужна способность из-
 бавиться от метода, от всякого контроля, налагаемого на
 нас логикой, нужен порыв, восхищение. Та истина, кото-
 рая постигается через причастность к божественному, ни-
 каким образом, по самому своему существу, не может под-
 даться логической обработке, т. е. принять форму обще-
 обязательных, исключающих себя, противоположных
 суждений. Проще говоря, - мистическая интуиция.
 С мнением Л. Шестова о коренной ущербности раци-
 онального познания и существовании особой, внелогичес-
 кой способности постижения человеческого бытия солида-
 ризируется видный православный философ С. Н. Булгаков
 (1871-1944). Логическое мышление, по его словам, соот-
 ветствует лишь теперешнему, греховному человеку, оно
 есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному
 человеку свойственно металогическое мышление, своего
 рода ясновидение, и поэтому высшая религиозная задача
 для человечества - подуяться над умом, стать выше ума.
 Этим двум противоположным типам освоения реальности
 соответствует, с точки зрения антиинтеллектуалистов, и
 две противоположные теоретические формы выражения
 - рационализм и христианская философия. "Рациона-
 лизм, т. е. философия понятия и рассудка, философия ве-
 щей и безжизненной неподвижности, - по характеристи-
 ке православного богослова П. Флоренского (1882-1943),
 - всецело связан с законом тождества - это философия
 плотская. Напротив, христианская философия, т. е. фило-
 софия идеи и разума, философия личности и творческого
 подвига, опирается, следовательно, на возможность пре-
 одоления закона тождества - это философия духовнос-
 ти" (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. -
 М., 1914. -С. 80).
 Такая оценка двух типов постижения бытия и предо-
 пределила основное направление критики рационализма.
 Преимущественным объектом атак антиинтеллектуалис-
 тов стал закон тождества, на который опирается рацио-
 нальное мышление человека, вся классическая логика. Ан-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв. 183
 
 тиинтеллектуалисты утверждают, что закон тождества
 не только бесполезен для проникновения в тайны бытия,
 но и является на этом пути непреодолимым препятствием.
 Под углом зрения закона тождества, все бытие, желая ут-
 верждать себя, на деле только уничтожает себя, превра-
 щаясь в совокупность таких элементов, из которых каж-
 дый есть центр отрицаний, и притом, только отрицаний.
 Таким образом, все бытие является согласным отрицани-
 ем, одним великим "НЕ". Закон тождества, по мнению
 П. Флоренского, действует не просто как разрушительная
 сила, убивает творческое начало в человеке, превращает
 личность в вещь. А потому победа над этим законом - од-
 но из главнейших условий возрождения духовного изме-
 рения человека, становления личности.
 Одна из главных претензий,выдвинутых П. Флорен-
 ским к закону тождества, заключается в том, что этот за-
 кон, по его мнению, утверждает самотождественность "Я"
 и, следовательно, самодостаточность "Я". А это, в свою оче-
 редь, считает православный богослов, порождает эгоизм и
 атеизм. Поставив в тесную, однозначную зависимость ра-
 циональное познание, основанное на законе тождества,
 нравственную и мировоззренческую позицию, П. Флорен-
 ский делает вывод, что отказ от эгоизма и атеизма предпо-
 лагает отказ от закона тождества. Осуществить этот от-
 каз, значит принять иную, более высокую логику отноше-
 ния к действительности - "логику" вручения своей
 судьбы в руки Бога. "Трояким подвигом веры, надежды и
 любви, - пишет он, - преодолевается конечность закона
 тождества Яперестаюбыть"Я",моямысльперестаетбыть
 моей мыслью, непостижимым актом, отказываясь от само-
 утверждения "Я" = "Я". Как раньше греховная самосуть
 ставила себя на место Бога, так теперь с помощью Божией

<< Пред.           стр. 25 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу