<< Пред.           стр. 26 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 я ставлю на место себя Бога" (Флоренский П. А. Столп и
 утверждение истины. - С. 68). Заметную роль в обосно-
 вании методологии религиозного антиинтеллектуализма
 православными богословами С. Булгаковым и П. Флорен-
 ским играет принцип антиномизма. С помощью этого
 принципа они пытаются оправдать, сделать состоятель-
 ным неприемлемое, с точки зрения здравого человеческо-
 го рассудка, содержание христианского вероучения и,
 прежде всего, догмат о Божественной Троице. П. Флорен-
 184
 ский объявляет этот догмат исходным принципом всей
 христианской философии. Именно благодаря этому догма-
 ту христианство дало новое видение мира, новый масштаб
 оцекки всего бытия, в том числе и норм человеческого мы-
 шления. Догмат о триединстве Бога, согласно Флоренско-
 му, отменяет головной закон логики - закон тождества и
 утверждает противоречие в качестве главного принципа
 мышления. Бог, единый в трех лицах, по его убеждению,
 это воплощенное противоречие. Единосущность лиц Бо-
 жественной Троицы указывает как на реальное их единст-
 во, так и на не менее реальное их различие.
 Как известно, антиномии - это противоречия между
 двумя суждениями, умозаключениями, законами, одина-
 ково обоснованными и логически доказываемыми. Наибо-
 лее полно принцип антиномизма разработал И. Кант в сво-
 ей знаменитой "Критике чистого разума". Антиномии, с
 точки зрения Канта, обнаруживаются тогда, когда разум
 пытается выйти за пределы чувственного опыта и познать
 в принципе непознаваемую "вещь в себе". Православные
 богословы С. Булгаков и П. Флоренский приспособили кан-
 товскую методологию для обоскования положения о не-
 способности человека рациональным путем постичь транс-
 цендентное начало, конечные тайны бытия. Человек, по их
 мнению, осужден на постоянную ситуацию антиномизма.
 Антиномизм "обнаруживает недостаточно сил человечес-
 кого разума, который на известной точке принуждения ос-
 танавливается, ибо переходит к обрыву и пропасти, а вме-
 сте с тем, не может не идти до этой точки" (Булгаков С. Н.
 Свет невечерний. - С. 39).
 Невозможность познать природу Бога, существова-
 ние божественной тайны - это один из главных принци-
 пов всего христианского иррационализма. Специфика под-
 хода к решению этой проблемы православными богослова-
 ми, с позиций антиномизма, состоит не в том, что этот
 принцип лишь внешне связан с утверждением для челове-
 ческого ума трансцендентной реальности. Главная же цель
 всех этих рассуждений доказать, что эта неспособность не
 просто выражение слабости и ограниченности человечес-
 кого ума, но его принципиальной ущербности, греховнос-
 ти. "Эта противоборственность конечности и бесконечнос-
 ти в греховном разуме или рассудке, есть выражение глу-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 185
 
 бочайшего противоречия коренных норм самого разума в
 его современном падшем состоянии". (Булгаков С. Н. Свет
 невечерний. - С. 98). Однако православные антиинтеллек-
 туалисты не могут остановиться на констатации этой мыс-
 ли. Греховному, ограниченному логическому мышлению
 противопоставляется особая духовная способность виде-
 ния мира. Эта способность имеет различные обозначения
 - вера, любовь, религиозный опыт и т. д.
 Религиозный опыт, вера, с точки зрения антиинтел-
 лектуалистов, - это не познание в строгом значении этого
 слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутрен-
 нее чувство, возникающее из потребности в трансцендент-
 ном. Такой взгляд на веру, по их мнению, не позволяет спу-
 ститься до трактовки ее как системы идей или институци-
 ональных форм выражения, а напротив, дает возможность
 рассматривать как живую, постоянно обновляющуюся
 связь с Иисусом Христом. При помощи религиозного опы-
 та, как единственной формы проникновения человека к
 конечным тайнам бытия, религиозные антиинтеллектуа-
 листы стремятся оградить вероучение от критической
 мысли с позиций данных научного познания. "Религиоз-
 ный опыт, - по утверждению С. Франка (1877-1950), -
 содержит сознание абсолютного могущества божествен-
 ной святыни, несмотря на ее эмпирически ограниченную
 силу. Опыт о верховенстве, всемогуществе святыни явля-
 ется настолько непосредственным, настолько самоочевид-
 ным нашему сердцу, что - поскольку мы его вообще име-
 ем - он не может быть поколеблен никакими "фактами",
 никакими истинами эмпирического порядка" (Франк С.
 Свет во тьме. - С. 86). В конечном счете, религиозный
 антиинтеллектуализм приходит к откровенному мисти-
 цизму. Религиозный опыт получает истолкование как не-
 посредственное слияние человеческой души с Богом, пе-
 реход человеческих переживаний, чувств в запредель-
 ное,трансцендентное измерение.
 тема 11
 .еловек во Вселенной.
 Философская, научная
 и религиозная
 картина мира
 1/ Концепция бытия - фундамент философской картины мира
 2/ Диалектика-материалистическая картина мироздания
 3/ Религиозно-идеалистическая картина мира:
 эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена
 л.
 Концепция бытия - фундамент философской картины мира
 "Вселенная" - этим емким термином обозначают весь
 необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кон-
 чая метагалактиками. На философском языке слово "Все-
 ленная" может означать бытие или Мироздание. При из-
 ложении основных этапов историко-философского про-
 цесса, конкретных исторических типов философии мы
 непременно выясняли взгляды тех или иных мыслителей,
 философских школ, течений и направлений на устройст-
 во мироздания. Однако, принимая во внимание важность
 этой проблемы для решения мировоззренческих вопро-
 сов, мы посчитали необходимым уделить ей особое вни-
 мание.
 Исходным понятием, на базе которого строится фи-
 лософская картина мира, является категория бытия. Бы-
 тие - это самое широкое, а значит, и самое абстрактное
 понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают филосо-
 фия в понятие бытия.
 Прежде всего термин "быть" означает наличество-
 вать, существовать. Признание факта существования
 многообразных вещей окружающего мира, природы и об-
 щества, самого человека является первой предпосылкой
 формирования картины мироздания. Из этого вытекает
 второй аспект проблемы бытия, который оказывает су-
 щественное влияние на формирование мировоззрения
 187
 
 человека. Бытие есть, то есть нечто существует как ре-
 альность и с этой реальностью необходимо постоянно счи-
 таться человеку.
 Третий аспект проблемы бытия связан с признанием
 единства мироздания. Человек в своей повседневной жиз-
 ни, практической деятельности приходит к выводу о своей
 общности с другими людьми, существовании природы и т.
 д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия,
 которые существуютмеждулюдьмиивещами, между при-
 родой и обществом и т. д. И, естественно, возникает вопрос
 о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений
 окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естест-
 венно связан с признанием бытия. Все многообразие вещ-
 ных и духовных явлений, природы и культуры объединя-
 ет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря
 на различие форм своего существования. И именно благо-
 даря факту своего существования они образуют целостное
 единство мироздания.
 На основе категории бытия в философии дается са-
 мая общая характеристика мироздания: все существую-
 щее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта
 характеристика в данной форме еще не содержит никаких
 мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться пред-
 ставители различных школ, течений и направлений. Про-
 тиворечия между ними возникают при конкретном осмыс-
 лении категории бытия и, прежде всего, при решении во-
 проса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит
 объединяющим началом мироздания.
 Для обозначения такой общей основы всего сущест-
 вующего в философии выработаны две категории: субст-
 рата и субстанции. Субстрат (от лат. 8иЪ51та1;ит - бук-
 вально, подстилка) - это то, из чего все сделано. Понятие
 "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "мате-
 рия", в том смысле, как это понятие употреблялось в пла-
 тоновско-аристотелевской традиции. Более высокую сте-
 пень общности отражает понятие субстанции. "Субстан-
 ция" (от лат. зиЬз^аНа - сущность, то, что лежит в основе)
 означает первооснову всего существующего, внутреннего
 единства многообразия конкретных вещей, событий, яв-
 ления и процессов, посредством которых и через которые
 они существуют. Таким образом, если через понятие суб-
 188
 страт философы разъясняли, из чего состоит бытие, то по-
 нятием субстанции фиксируется всеобщее основание бы-
 тия. Как правило, философы стремятся создавать картину
 мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, ог-
 ня, атомов, материи, идей, духа и т. д.). Учение, принимаю-
 щее за основу всего существующего одно начало, называ-
 ется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисую-
 щий картину мироздания, опираясь на какие-либо
 равноценные два начала.
 В истории философии, как показано ранее, преобла-
 дает монистический подход. Наиболее ярко дуалистичес-
 кая тенденция обнаруживалась лишь в философских сис-
 темах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением
 основного мировоззренческого вопроса в истории филосо-
 фии существовали две основные формы монизма: идеали-
 стический монизм в виде религиозной и светской разно-
 видности и материалистический монизм - также в разно-
 образных видах. Идеалистический монизм ведет свое
 начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи,
 формы и другие идеальные начала выступают в нем в ка-
 честве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие
 идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Ге-
 геля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена
 на уровень субстанции. Идеалистический монизм в форме
 объективного идеализма Гегеля довольно подробно рас-
 смотрен при изложении соответствующего раздела немец-
 кой классической философии. В данной лекции нам хоте-
 лось бы уделить основное внимание анализу диалектико-
 материалистического и религиозно-идеалистического
 монизма.
 Диалектика-материалистическая картина мироздания
 Диалектико-материалистическая концепция мироздания
 получила свое наиболее яркое и всестороннее развитие в
 марксистско-ленинской философии. Марксистско-ленин-
 ская философия продолжает традицию материалистиче-
 ского монизма. Это значит, что она признает в качестве ос-
 новы бытия материю. В домарксовском материализме гос-
 подствовал субстратный подход к понятию материи.
 Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 189
 
 Материя отождествлялась либо с какими-либо конкрет-
 ными "первокирпичниками", из которых построено все
 здание мироздания (корпускулами, атомами, веществом,
 энергией и т. д.), либо делалась попытка отыскать некую
 единообразную материю, которое существует наряду с
 конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергнуты
 диалектическим материализмом.
 Первый подход был отвергнут потому, что он связы-
 вал философскую концепцию мироздания, решения ос-
 новного мировоззренческого вопроса с существующей на
 данный исторический момент естественно-научной кар-
 тиной мира. По мнению основоположников диалектичес-
 кого материализма, философия не должна быть связана
 ни с какими конкретными естественно-научными пред-
 ставлениями о материи. Эти представления, как и вся ес-
 тественно-научная картина мира, могут постоянно ме-
 няться в связи с развитием научного познания. Для фило-
 софии же важно выработать такое понимание материи,
 которое характеризовало бы ее любые формы, независимо
 от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем.
 Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" подчеркивал,
 что материя - это философская абстракция, понятие, по-
 средством которого обозначается многообразие природ-
 ных явлений и процессов. Недостаток второго подхода со-
 стоит в возможности оторвать материю от ее конкретных
 форм выражения. Критикуя эти представления, Ф. Эн-
 гельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя
 перед собой цель отыскать материю как таковую, поступа-
 ли точно таким же образом, как если бы они вместо груш,
 вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя
 как таковая не существует. Она существует в конкретных
 бесконечно многообразных видах и формах вещей, про-
 цессов, явлений, состояний и т. д. Ни один из этих многооб-
 разных видов, форм, процессов, явлений, состояний не мо-
 жет быть отождествлен с материей, но все их многообра-
 зие, включая из связи и взаимодействия, составляют
 материальную действительность.
 Классическое для диалектического материализма
 определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге
 "Материализм и эмпириокритицизм" он писал: "Мате-
 рия есть философская категория для обозначения объек-
 190
 тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях
 его, которая копируется, фотографируется, отображает-
 ся нашими ощущениями, существуя независимо от них"
 (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. - С. 131). Таким обра-
 зом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкрет-
 но-научных представлений о ней. Единственное свойство
 материи, с которым связана философия - это свойство
 объективной реальности, т. е. существование реального
 мира вне и независимо от сознания каждого конкретного
 человека и человечества в целом. А это значит, что ленин-
 ское определение материи содержите себе материалисти-
 ческое решение основного мировоззренческого вопроса о
 первичности материального или идеального бытия. Оно
 ориентирует людей на признание существования вне и не-
 зависимо от сознания материального мира. А, следователь-
 но, ученые, исследующие этот мир, должны знать, что они
 имеют дело не с фантомами сознания, а с объективной ре-
 альностью.
 Вместе с тем, в этом определении содержится указа-
 ние на производный, вторичный характер человеческого
 познания, а, следовательно, и сознания. Познание опреде-
 ляется в данном определении как отражение материи. Ма-
 терия, по словам В. И. Ленина, "копируется, фотографиру-
 ется, отображается ощущениями". На основе ощущений
 формируются восприятия, представления и понятия, кото-
 рые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с
 рациональной стороной под воздействием окружающего
 мира формируется эмоционально-волевая компонента со-
 знания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом
 материализме как особое свойство материи, присущее ей на
 высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в
 процессе развития материи сформировалось человечество.
 Таким образом категория материи в диалектическом мате-
 риализме возведена на уровень субстанции. Все многооб-
 разие бытия диалектический материализм рассматривает
 как производные от материи виды и формы ее проявления.
 Неотъемлемые свойства субстанции в философии
 называются атрибутами. Диалектический материализм в
 качестве атрибутов материи рассматривает движение,
 пространство и время. Диалектический материализм рас-
 сматривает движение как способ существования мате-
 Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 191
 
 рии. В мире нет и не может быть движения без материи,
 как и материи без движения. Покой же рассматривается
 как относительно устойчивое состояние материального
 мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя
 всегда связана с конкретными предметами, которые фик-
 сируются нами как находящиеся в состоянии неизменнос-
 ти. Это состояние может быть зарегистрировано только в
 определенной системе координат. Например, камень, ле-

<< Пред.           стр. 26 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу