<< Пред.           стр. 39 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 она придавала важное значение бессознательным процес-
 сам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни
 проявилось в том, что основным побудительным мотивом
 она считала стремление к безопасности, постоянно рож-
 дающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувст-
 во тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базо-
 выми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровож-
 дают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть
 вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой
 и насильственным подавлением желаний посредством
 власти или авторитета.
 В книге "Наши внутренние конфликты" (1945 г.)
 К. Хорни формирует три типа направленности поведения
 личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю-
 дям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро-
 вании в поведении индивида одного из этих векторов скла-
 278
 дываются три типа невротической личности: 1) услужли-
 вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю-
 щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду-
 щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций
 являются неадекватными, создается порочный круг: тре-
 вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но-
 вые и новые конфликты.
 Один из крупнейших представителей неофрейдизма
 Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк-
 сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет
 ничего прирожденного. Все ее психические проявления -
 это следствие погруженности личности в различные соци-
 альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм
 выводит характер формирования того или иного типа лич-
 ности не из прямого воздействия социальной среды, а из
 двойственности человеческого существования: "экзистен-
 циальной" и "исторической". К экзистенциальной состав-
 ляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) че-
 ловек, по его словам, изначально находится между жиз-
 нью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте
 и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
 2) существует противоречие между тем, что каждое чело-
 веческое существо является носителем всех заложенных
 в нем потенций, но не может реализовать их в результате
 кратковременности своего существования. Человек не мо-
 жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз-
 личными способами, соответственно своему характеру и
 культуре.
 Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто-
 рические противоречия. Они не являются необходимой
 частью человеческого существования, а создаются и раз-
 решаются человеком или в процессе его собственной жиз-
 ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис-
 торических противоречий Фромм связывал с созданием
 нового гуманистического общества. В книге "Революция
 надежды" (1968 г.) Фромм излагает свои представления о
 путях гуманизации современного общества. Он возлагал
 большие надежды на введение "гуманистического плани-
 рования", "активизацию индивида путем замещения ме-
 тодов "отчужденной бюрократии" методами "гуманисти-
 ческого управления", изменения способа потребления в
 Современный философский иррационализм 279
 
 направлении увлечения "активации" человека и устране-
 ния его пассивности, распространения новых форм психо-
 духовной ориентации", которые должны быть "эквивален-
 тами религиозных систем прошлого". Одновременно
 Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в
 которых люди должны иметь свою собственную культуру,
 стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих
 "психодуховных ориентациях", напоминающих резуль-
 таты и символы церковной жизни.
 Экзистенциализм: основные темы и учения.
 Свобода и ответственность личности
 Одним из крупнейших и влиятельных течений современ-
 ной философии является экзистенциализм (философия
 существования). Экзистенциализм представлен в совре-
 менной философии многочисленными учениями и школа-
 ми. По геосоциокультурному признаку все эти учения и
 школы можно классифицировать как немецкий, француз-
 ский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По
 решению одного из важных мировоззренческих вопросов
 - отношение к сверхъестественному, выделяются рели-
 гиозная и секулярная формы экзистенциализма.
 Экзистенциализм сформировался в Западной Евро-
 пе в период между двумя мировыми войнами. Он опирает-
 ся на антрополого-персоналистскую традицию, которая
 берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее вли-
 яние на идеи экзистенциализма оказали работы датского
 религиозного философа середины XIX в. С. Къёрке-гора и
 немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосред-
 ственными родоначальниками экзистенциализма явля-
 ются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976),
 К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писате-
 ли Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель
 (1889-1973), Альбер Камю (1913-1960).
 Экзистенциализм характеризуется в отечественной
 литературе как философское выражение глубоких потря-
 сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со-
 временную эпоху. У поколения западной интеллигенции,
 пережившей первую мировую войну, обманчивую стаби-
 280
 лизацию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую
 оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего
 потому, что она обратилась к проблеме критических и кри-
 зисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в
 период жестоких исторических испытаний. Экзистенциа-
 лизму даже был приклеен ярлык "философии кризиса".
 Экзистенциализм, действительно, отталкивается от
 наиболее типичных форм радикального разочарования в
 истории, которые приводят к истолкованию современного
 общества как периода кризиса цивилизации, кризиса ра-
 зума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не высту-
 пает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса.
 Напротив, он протестует против капитуляции личности
 перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что ка-
 тастрофические события новейшей истории обнаружили
 неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но
 и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в
 этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со сво-
 им собственным внутренним миром, оценить свои возмож-
 ности и способности. На передний план они выдвинули про-
 блему человека. Крупный французский философ-персо-
 налист Э. Мунъе в книге ((Введение в экзистенциализмы"
 так характеризует это течение: "Наиболее общим образом
 - это мышление можно было бы охарактеризовать как ре-
 акцию философии человека против крайностей филосо-
 фии идей или философии вещей".
 Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на
 духовной выдержке человека перед лицом враждебного
 ему мира. Его представители отказываются превращать
 человека в инструмент, которым можно манипулировать:
 в инструмент познания или производства. Человек, по их
 мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное,
 ответственное бытие. Первый призыв этой философии:
 "Человек, пробудись!". То есть займи активную жизнен-
 ную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему
 всеми своими силами.
 Однако если в различных школах философского ра-
 ционализма человек осмысливает себя, прежде всего, как
 полномочный представитель человеческого рода, суверен-
 ная личность, то экзистенциализм переносит акцент на по-
 знание качественной специфичности, индивидуальной не-
 современный философский иррационализм 281
 
 повторимости личности. Преимущественным объектом
 философского осмысления в экзистенциализме выступа-
 ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об-
 разующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир,
 с позиций экзистенциалистов, - это не фрагмент пред-
 метного материального мира, а мир духовности, субъек-
 тивности.
 Одна из главенствующих установок экзистенциализ-
 ма - это противопоставление социального и индивиду-
 ального бытия, утверждения радикальной разорванности
 этих двух сфер человеческого бытия. Это противопостав-
 ление выливается в способ решения проблем человеческо-
 го существования в форме антитез и парадоксов. Развер-
 нутые в различных плоскостях - сущности и существова-
 ния, бытия и обладания, познания и понимания - они
 отражают трагизм положения человека в мире.
 Экзистенциалисты утверждают, что человек не оп-
 ределяется никакой сущностью: ни природой, ни общест-
 вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ-
 ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь-
 ко его существование. (На французском языке слово
 существование звучит как экзистенция. Отсюда пошло и
 название этого философского течения.) Основная установ-
 ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо-
 вание предшествует сущности. Это означает, что человек
 сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а
 уж потом определяется как личность.
 В немецком языке термин "существование" обозна-
 чается словом Вазет (буквальный перевод "здесь - бы-
 тие"); вводя этот термин, немецкий экзистенциалист
 М. Хайдеггер хотел подчеркнуть, что человека можно рас-
 сматривать как историческое существо, пребывающее
 "здесь и теперь" в этом остановленном моменте времени.
 Следовательно, и задача философии определялась им как
 анализ наличного бытия человека, застигнутого "здесь и
 теперь", в непроизвольной сиюминутности переживаний.
 Исследования сиюминутного переживания, опыта време-
 ни - одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера
 "Бытие и время". В этой работе М. Хайдеггер ставит во-
 прос о создании новой онтологии. Исходный пункт этой он-
 тологии "здесь - бытия" - экзистенция. Экзистенция, по
 282
 М. Хайдеггеру, определяется конечностью человека, его
 положением в мире и коммуникацией (общением) с други-
 ми людьми.
 Согласно экзистенциализму, человек - это времен-
 ное, конечное существо, предназначенное к смерти. Пред-
 ставление о смерти как самоочевидной, абсолютной гра-
 нице любых человеческих начинаний занимает в экзис-
 тенциализме такое же место, как и в религии, хотя
 большинство представителей этой философии не пред-
 лагают человеку никакой потусторонней перспективы.
 Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе-
 гать от сознания своей смертности, а потому высоко це-
 нить все то, что напоминает индивиду о суетности его
 практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в эк-
 зистенциалистическом учении о "пограничных ситуаци-
 ях" - предельных жизненных обстоятельствах, в кото-
 рые постоянно попадает человеческая личность. И глав-
 ная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом
 смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной раз-
 новидности экзистенциализма или перед миром транс-
 ценденции - Бога - в религиозной разновидности экзи-
 стенциализма.
 Пограничные ситуации ставят человека перед необ-
 ходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать
 ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на
 те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзис-
 тенциализма главный момент выбора: "за" или "против"
 Бога. "За" - значит путь веры, любви и смирения. В ре-
 зультате, человека ждет бесконечное блаженство. "Про-
 тив "-означает отречение от Бога, чреватое божественной
 карой.
 В секулярной разновидности экзистенциализма
 главный момент выбора связан с формой самореализации
 личности Эта самореализация определяется фактом слу-
 чайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот
 мир. Заброшенность означает, что человек никем не со-
 здан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и
 ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер - утверждают
 представители секулярного экзистенциализма. Ни хрис-
 тианская мораль, ни любая другая светская мораль не ука-
 жет человеку, как ему действовать, "в мире нет знамений".
 Современный философский иррационализм 283
 
 Мы не можем опираться ни на какие предписания, кото-
 рые бы оправдывали наши поступки. Человек сам их фор-
 мирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те
 или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки,
 индивид формирует себя как личность. Ничто не опреде-
 ляет и не может определить характер его выбора. Как вы-
 ражается Ж.-П. Сартр: "Человек сам себя выбирает". Но
 выбирая себя, он выбирает всех людей. Каждое наше дей-
 ствие создает образ человека, каким он должен, по нашим
 представлениям, быть. Выбирать себя одновременно озна-
 чает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсю-
 да вытекает чувство тревоги за будущее всего человечест-
 ва. Поскольку каждый человек делает свой выбор сам, и у
 него нет никаких целеуказаний, нет никаких знамений, то
 для каждого человека все происходит так, как будто взоры
 всего человечества обращены к нему, и будто все сообра-
 зуются с его поступками.
 Способность человека творить самого себя и мир дру-
 гих людей, выбирать образ будущего мира является, с точ-
 ки зрения экзистенциализма, следствием фундаменталь-
 ной характеристики человеческого существования - его
 свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты под-
 черкивают, что человек свободен совершенно, независимо
 от реальных возможностей существования его целей. Сво-
 бода человека сохраняется в любой обстановке и выра-
 жается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет
 не о выборе возможностей для действия, а выражении сво-
 его отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода
 в экзистенциализме - это, прежде всего, свобода созна-
 , ния, свобода выбора духовно-нравственной позиции инди-
 вида.
 Следует признать сильную сторону в постановке про-
 блемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается в
 стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направ-
 ляется, главным образом, не внешними обстоятельствами,
 а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех
 ' или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одина-
 ково. От каждого человека зависит очень многое, и не надо,
 в случае отрицательного развития событий, ссылаться на
 "обстоятельства". Люди обладают значительной свободой
 в определении целей своей деятельности. В каждый кон-
 284
 
 
 кретно-исторический момент их существует не одна, а не-
 сколько возможностей. При наличии реальных возможно-
 стей развития события не менее важно и то, что люди сво-
 бодны в выборе средств для достижения поставленных це-
 лей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже
 создают определенную ситуацию, которая сама начинает
 оказывать влияние.
 Слабость же экзистенциалистского подхода состоит
 в неумении или нежелании увязать субъективные цели и
 намерения людей, субъективную позицию с внешними ис-
 торическими детерминантами, с тем фактом, что каждый
 человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившим-
 ся определенный уровень материальной и духовной куль-
 туры, систему социальных институтов и т. д. Он включен в
 это и ему приходится действовать в тех рамках, которые
 они диктуют.
 Со свободой теснейшим образом связана и ответ-
 ственность человека. Без свободы нет и ответственнос-
 ти. Если человек не свободен, если он в своих действиях
 постоянно детерминирован, предопределен какими-ли-
 бо духовными или материальными факторами, то он, с
 точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои
 действия. Но если человек поступает свободно, если су-
 ществует свобода воли, выбора и средств их осуществ-
 ления, значит, он в ответе и за последствия своих дей-
 ствий.
 Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный
 нравственно-этический характер, мобилизует людей на
 формирование активной жизненной позиции. В трудные

<< Пред.           стр. 39 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу