<< Пред.           стр. 40 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 времена второй мировой войны, в условиях немецкой ок-
 купации оно стимулировало участие многих тысяч людей
 во Франции и других странах Европы на участие в движе-
 нии Сопротивления, на противостояние тоталитаристской
 идеологии. В послевоенное время под влиянием экзистен-
 циализма находились различные леворадикальные дви-
 жения. С уходом из жизни основных представителей этого
 течения влияние экзистенциализма существенно ослабло.
 Однако его основные идеи были освоены другими направ-
 лениями современной философии и по сей день продолжа-
 ют оказывать свое воздействие на людей через филосо-
 фию, литературу и искусство.
 
 О тема 16
 бщество и культура
 как предметы
 философского анализа
 1/Специфика философского осмысления общественной жизни
 2/ Методологические принципы изучения общества.
 Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
 в философии истории А. Тойнби
 3/ Смысл истории и ее постижение в философии истории
 К. Ясперса
 4/ Понятия культуры и цивилизации.
 Культура как форма самореализации человека.
 5/ Особенности западной и восточной культур.
 Россия в диалоге культур
 Специфика философского осмысления общественной жизни
 Общество в его различных аспектах является объектом
 изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин:
 истории, экономической теории, демографии, социологии
 и т. д. Ближе всего к философии, в плане изучения общест-
 венных процессов, находится социология. Философию и
 социологию сближают генетические корни. В течение дли-
 тельного времени социологическое знание об обществе на-
 капливалось в недрах философии. И даже после того, как
 социология в лице ее "отцов основателей" О. Конта, Г. Спен-
 сера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою неза-
 висимость от философии в качестве подлинной науки об
 обществе, философия продолжала и продолжает играть
 заметную роль в социологических исследованиях. Со спе-
 цификой социологического подхода к изучению общест-
 венных процессов вы познакомитесь позднее, когда при-
 ступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша за-
 дача уяснить особенности философского подхода к
 объявлению общественных явлений По нашему мнению, в
 наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках
 философии истории.
 286
 
 Философия истории представляет собой относи-
 тельно самостоятельную область философского знания,
 посвященную осмыслению качественного своеобразия
 общества в его отличии от природы. Предметной сферой
 философских размышлений является исследование об-
 щественной жизни, прежде всего, под углом зрения миро-
 воззренческих проблем, центральное место среди кото-
 рых занимают смысложизненные вопросы. Философия
 истории анализирует проблемы смысла и цели существо-
 вания общества, его генезиса, судеб и перспектив, направ-
 ленности движущих сил и возможных закономерностей
 его развития.
 Итак, мы в самом общем виде определили, что специ-
 фика философского осмысления общества проявляется в
 рамках философии истории. Однако, существуют различ-
 ные подходы к объяснению объекта и предметных облас-
 тей философии истории. Рассмотрим же некоторые широ-
 ко распространенные точки зрения по этой проблеме. На-
 чало философии истории в европейской культуре положил
 Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом
 "О граде Божьем". Центральным событием, положившим
 начало историческому процессу, с точки зрения Августи-
 на , является грехопадение первых людей Адама и Евы. Ис-
 тория в концепции Августина рассматривается как дли-
 тельный целенаправленный процесс "спасения" челове-
 чества, обретения им утраченного единства с Богом,
 обретения "Царства Божьего".
 Августиновская концепция исторического процесса
 господствовала в европейской философии до XVIII в. Фи-
 лософия истории как светская наука формируется в
 XVIII-XIX вв. Наиболее развернуто она была представ-
 лена в системе Гегеля, который связывал философско-ис-
 торические исследования с изучением смысла истории, с
 поисками законов истории, направленностью историчес-
 кого развития, возможностью предвидения будущего. В
 гегелевской концепции исторического процесса еще силь-
 но ощущается влияние религиозно-философского подхо-
 да к развитию общества. Для него, также, как и для всей
 религиозной философии истории, характерными являют-
 ся провиденциализм и эсхатологизм (См. тему "Основные
 принципы христианского мировоззрения"). Однако в
 Общество и культура как предметы философского анализа 287
 
 учении Гегеля уже ярко проявляется характерная особен-
 ность светской философии истории: соучастие человека в
 историческом процессе, поиск субстанции истории, раз-
 вертывание во времени, преемственность традиции и но-
 ваторство в различных культурах и т. д.
 Существенный поворот в осмыслении исторического
 процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса.
 Маркс и Энгельс предложили концепцию материалисти-
 ческого понимания истории. В рамках этой концепции ре-
 шающее значение в осмыслении общественной жизни при-
 дается экономическим и социокультурным моментам,
 прежде всего, материальному производству и производ-
 ственно-экономическим общественным отношениям.
 Материалистическое понимание истории в XX в. по-
 лучило широкое распространение. В период господства
 коммунистической идеологии оно было единственно воз-
 можным для гуманитариев и представителей социальных
 наук, проживающих в странах "реального социализма".
 Его исповедовали и пропагандировали идеологи коммуни-
 стического движения на всем земном шаре. Однако парал-
 лельно с материалистическим пониманием истории и в
 борьбе с ним существовали и развивались иные историко-
 философские концепции.
 Заметное влияние на Западе имеет французская
 школа философии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и
 , др.). Обосновывая необходимость философии истории,
 Э. Калло отмечал, что существует множество гуманитар-
 ных, в том числе и исторических наук. Каждая из них изу-
 чает те или иные события в истории. Но эти науки не дают
 цельного представления об историческом процессе. Но без
 цельного взгляда на историю, по мнению Калло, невозмож-
 но развитие научного знания. Поэтому необходимо, чтобы
 существовала наука, изучающая универсальную историю.
 Такой наукой, считает Калло, и является философия исто-
 рии. "Философия истории, - по его определению, - явля-
 ется одновременно синтезом и интерпретацией истории.
 Она анализирует ход событий, показывая, что последние
 подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая
 представляет собой единственный критерий их объясне-
 ния". Калло подчеркивает, что философия истории долж-
 на быть не историей человеческих обществ, но историей
 288
 более глубокой реальности, объединяющей все эти исто-
 рии обществ в одну историю - универсальную историю,
 историю человечества. Другой видный представитель этой
 школы Р Арон, соглашаясь с основными установками
 Э. Калло, обращает особое внимание на мировоззренчес-
 кую направленность философско-исторического позна-
 ния. По его мнению, философию истории следует опреде-
 лить не просто как панорамный взгляд на человечество, а
 как интерпретацию настоящего или прошедшего, связан-
 ного с философской концепцией существования.
 Методологические принципы изучения общества.
 Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
 в философии истории А. Тойнби
 Мировоззренческая направленность в осмыслении обще-
 ственных процессов также активно развивалась крупней-
 шим представителем современной философии истории
 А. Тойнби (1889-1975). По его мнению, философия исто-
 рии есть особый подход к историческому материалу, когда
 само содержание всей целостности исторического процес-
 са становится предметом особого, специфически философ-
 ского воззрения и истолкования.
 Специфика же философского знания, по Тойнби, свя-
 зана с усмотрением в Бытии некой непреложной объек-
 тивной целостности, находящейся в увязке с субъектив-
 ным опытом человека. Иначе говоря, философия истории
 - это изучение взаимосвязи исторического Бытия как
 универсального всечеловеческого опыта через призму
 внутреннего опыта человека, внутренней динамики че-
 ловеческой души. Основной вопрос философии и истории
 - это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о
 внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке вре-
 мени.
 Тойнби считал, что история в своей целостности и
 конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее со-
 держание. Это содержание состоит в том, что историчес-
 кий опыт и историческое время не даны человеку как не-
 что внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в
 отрыве от его личности. Объективные процессы истории в
 Общество и культура как предметы философского анализа 289
 
 значительной мере опосредованы человеческой личнос-
 тью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний
 опыт, внутренние конфликты В этом смысле история пер-
 соналична. Таким образом, Тойнби подчеркивает, что ис-
 тория всецело не подчиняется человеческому произволу,
 но развиваясь через человека, она имеет человеческое ли-
 цо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содер-
 жание личности, - содержание, незаметное поверхност-
 ному взгляду и трудно реконструируемое, - мы, тем
 самым, рискуем выбросить из нее все наиболее сущест-
 венное. По мнению Тойнби, бытие в его историческом из-
 мерении не просто отражает или осознает себя в личности.
 Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне
 слабая, статистически пренебрежимая, количественно не-
 соизмеримая с огромностью истории, личность качествен-
 но как бы равновелика ей, ибо истории без нее не сущест-
 вует. И поскольку конкретный человек поневоле участву-
 ет в живой эстафете, в живой преемственности поколений
 и сознании, которой определяется специфика истории, то,
 следовательно, для каждого человеческого существа объ-
 ективная всеобщая история одновременно является и лич-
 ной историей.
 Человеческая история как "история людей" всегда, в
 той или иной мере, определяется ее участниками, специ-
 фическими особенностями их обликов и характеров. И в
 этом смысле история есть сфера человеческого общения,
 осмысленного в его особом временном, долговременном,
 многовековом измерении. И человеческая личность не рас-
 творима всецело в этой сфере, но напротив, во многом оп-
 ределяет ее специфику. Анонимность подавляющего боль-
 шинства участников исторического процесса не снимает
 вопроса о личностном характере истории, о ее человечес-
 кой одухотворенности.
 По мнению Тойнби, с точки зрения постижения исто-
 рии, понятие общения между людьми и человеческого до-
 стоинства связаны нерасторжимым образом. Достоинство
 человека реализуется лишь в общении между людьми. Оно
 есть духовное соотнесение человека к человеку, человека
 с Бытием и, только благодаря этому, человека с самим со-
 бой. В этом смысле понятие человеческого достоинства и
 понятие человеческого в человеке - синонимы. Из этого,
 290
 по Тойнби, следует и решение вопроса о смысле истории.
 "Смысл историй есть реализация человеческого достоин-
 ства в преемственности исторического опыта людей, то
 есть духовных, социальных, нравственных, интеллекту-
 альных, эстетических и иных ценностей". Процесс боре-
 ния человека, человеческой души, подчас даже в самых
 страшных обстоятельствах за обретение, утверждение и
 развитие мира ценностей и есть, по сути дела, процесс ре-
 ализации смысла истории.
 Подчеркивая человеческое, личностное содержание
 исторического процесса, Тойнби, вместе с тем, стремится
 утвердить основные принципы христианского философ-
 ского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Все-
 ленский Разум, божественный закон - Логос. Взаимодей-
 ствие божественного Логоса и человечества составляет
 сущность исторического процесса. Истина познается в ди-
 алоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с
 Божественным разумом запечатлен уже в Ветхом Завете,
 где, по мнению английского мыслителя, содержатся пред-
 сказания относительно будущего человечества. Позднее
 Божественный Логос воплощается в образе Иисуса Хрис-
 та. С этого момента история протекает как процесс спасе-
 ния человечества. Но одновременно история представляет
 собой полное выявление человеческой сущности и прояв-
 ления всех ее потенций. Постижение истории есть ничто
 иное, как познание человечеством самого себя и в себе са-
 мом Божественного Логоса. Таким образом, Тойнби опре-
 деляет историю общества как взаимосвязь, взаимодейст-
 вие исторического, временного и надысторического, веч-
 ного. Время фиксирует смену состояния человеческой
 истории, именно через время раскрывается ее конкретное
 содержание. Вечное определяет начало и конечную цель
 исторического процесса.
 А. Тойнби категорический противник "европоцент-
 ристской" или "западноцентристской" схемы историчес-
 кого процесса. Концепция единой цивилизации, по его мне-
 нию, ложна в своей основе. Она базируется на переносе со-
 временных представлений в прошлое С точки зрения этой
 концепции, западное общество провозглашается уникаль-
 ной цивилизацией, обладающей единством и неделимос-
 тью, которая после длительного периода борьбы достигла,
 Общество и культура как предметы философского анализа 291
 
 наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации
 мира на базе западной экономической системы как законо-
 мерного итога единого и непрерывного процесса развития
 человеческой истории приводит к грубейшим искажениям
 фактов и поразительному сужению исторического круго-
 зора. В результате, игнорируются особенности культур, не
 учитывается многообразие исторического опыта народов
 и человечества, в целом, три мировых цивилизации объе-
 диняются в одну, а история этой единственной цивилиза-
 ции оказывается выпрямленной в одну линию, нисходя-
 щую от современной Западной цивилизации к примитив-
 ному обществу времени неолита и палеолита.
 Тойнби уверен, что объектом изучения философии
 истории не может быть человечество в целом или какие-
 либо конкретные национально-государственные образо-
 вания, а только определенные культурно-исторические
 типы, которые он называет обществами или цивилизаци-
 ями. Именно общества или цивилизации представляют со-
 бой умопостигаемую единицу истории, целостные систе-
 мы, в которых все элементы соответствуют друг другу и
 влияют друг на друга. Общества или цивилизации сопос-
 тавимы, сравнимы между собой. На основе определенных
 критериев исследователь может определить, как далеко
 те или иные общества продвинулись вперед, насколько они
 отстали от наиболее высокого уровня и на этой основе мо-
 жет сделать вывод о значении каждого отдельного обще-
 ства или цивилизации. В качестве важнейшего интеграль-
 ного критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби
 называет реализацию ими конечной целевой установки,
 определенной Божественным Логосом для предназначе-
 ния каждого из них в истории. Эту установку Тойнби ха-
 рактеризует как вызов, брошенный Божественным Лого-
 сом различным народам. Ответ народов на этот вызов и со-
 ставляет, по мнению Тойнби, основное содержание
 исторического процесса. Вызов Божественного Логоса осу-
 ществляется в многообразных формах: особенности при-
 родной среды обитания, взаимодействия с другими наро-
 дами и т. д. Этот вызов реализуется в историческом про-
 цессе через многоактные конкретные правления." Ответы "
 на "вызов" могут быть различны, и в этом причина непохо-

<< Пред.           стр. 40 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу