<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 [382] Russell B. Logic and Knowledge. P.277-279.
 [383] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск. 1999. С. 124.
 [384] Stace W.P. Russell’s Neutral Monism // The Philosophy of Bertrand Russell. L. 1944. P. 353
 [385] Блонский П. Современная философия. Ч.2. М. 1918. С. 205. См. также:Ryle G. Bertrand Russell (1872-1970) // Revue internationale de philosophie. 1972. # 102. P.440
 [386] Russell B. The Analyses of Mind. L. 1921. P. 306, 307
 [387] Russell B.: 1) The ABC of Atoms. L. 1923; 2) The ABC of Relativity. L. 1925
 [388] Russell B. The Analysis of Mind. P. 307
 [389] Ibid. P. 17-18
 [390] Ibid. P. 5-6, 299, 305-307
 [391] Ibid. P.144, 297
 [392] Ibid. P. 236
 [393] Рассел Б. Проблемы философии. С. 37
 [394] Ibid. P 69, 308
 [395] Quinton A. Russell’s Philosophical Development. P. 100
 [396] Coplestone F. A History of Philosophy. Vol. 8. P.251-252
 [397] Russell B. Dr. Schiller’s Analysis of “Analysis of Mind” // Journal of Philosophy. 1922. Vol. 19. P. 645-651
 [398] Russell B. Analysis of Mind. P. 279
 [399] Schiller P.S.C. Mr. Russell’s Psychology // Journal of Philosophy. 1922. Vol. 19. P. 284-285, 288
 [400] Quinton A. Russell’s Philosophical Development. P.7
 [401] Russell B. The Analysis of Mind. P. 5-7
  [402] Бертран Рассел. Искусство мыслить. М. 1999. С. 121
 [403] Russell B. The Analysis of Mind. P. 264
 [404] Ibid. P. 388
 [405] Russell B. Human Knowledge. P. 197. Cp.: The Analysis of Matter. P.28-29, 325, 398. 399
 [406] Russell B. The Analysis of Matter. P.151, 248, 106, 244-245
  [407] Althusser L. Pour Marx. Paris, 1974. Р. 236
  [408] After Philosophy: End оr Transformation? Ed. by Kenneth Baynes, James Bohman,
  and Thomas McCarthy. Cambridge, Mass., London: MIT Press, 1987
 [409] См.: Чубукова Е.И. Язык и коммуникация: генезис и тенденции исследования проблемы в западной философии. СПб. 2003
 [410] Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993. С.151
  [411] Там же. С. 158
 [412] Cтpaуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Аналитическая философия: Избранные тексты. М. 1993. С 524
 [413] Searle J. Mind brains and sсiеnce. Саmbridge. 1984.
 [414] См. подробный анализ в кн. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М. 198О, а также в работах Н. С. Юлиной, А. С. Богомолова, А.Ф.Грязнова и др.
 [415] Wittgenstein L. Remarks on the philosophy of psychology. Oxford. 1980. Vоl. 1-2.
 [416] Грязнов А.Ф. Критическая "философия языка" Г.Бейкера и П.Хакера // Вопросы философии. № 7. 1987. С. 77-90
 [417] Маккинси М. Фихте, Рассел и проблема, связанная с понятием "убеждение" // Аналитическая философия: становление и развитие. М. 1998
 [418] См.: Грязнов А.Ф. Л.Витгенштейн и некоторые современные проблемы философии психологии // Вопросы философии. 1998 . №5
  [419] Shanker S. Wittgenstein’s Remarks оп the Foundations of Al. York University. 1998; Jackson F. Mind? Method and Conditionals. Australian National University. 1998; Byong-Chul Park. Phenomenological Aspects of Wittgenstein’s Philosophy. Pusan. 1998: Capaldi N. The Enlightenment Project in the Analytic Conversation. University оf Tulsa. 1998.
 
  [420] Dеnnett D. The Intentional Stance. Cambridge, L., 1989. Р. 153
  [421] Dennet D. Consciousness Explained. Boston, 1991
  [422] Villanueva E. Que son las propiedades psicologicas ? Metafisica de la psicologia. Universidad nacional auonoma de Mexico/ Mexico. 2003. P.30-33
 [423] Юлина Н.С. Очерки по философии США. ХХ век. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.191-196.
 [424] The Cambridge Dictionary of Philosophy /Edited by Robert Audi. – 2nd ed. Cambridge University Press, 2001. P. 686-692.
 [425] Юлина Н.С. Очерки по философии США. ХХ век. М., Эдиториал УРСС, 1999. С.190.
 [426] Thomas Mautner. The Penguin Dictionary of Philosophy. L.: Penguin books. 1999. P.266.
 [427] Smart J.J.C. Physicalism and Emergence // Neuroscience, 1981, №6/ P.109-113.
 [428] Smart J.J.C. Sensations and Brain Processes // Philosophical Review, 1959, 68. P.141-156.
 [429] Place U.T. E.G.Boring and the Mind-Brain Identity Theory // British Psychological Society, History and Philosophy of Science Newsletter. 1990, №11. P.20-31.
 [430] Номонологический – законоподобный (…). Номонологический бездельник – законоподобная связь, являющаяся полной случайностью, не объяснимой никакими элементами научной теории. См.: Simon Blackburn. The Oxford Dictionary of Philosophy. Oxford, New York: Oxford University Press, 1996. P.264.
 [431] Feigl H. The 'Mental' and the 'Physical', The Essay and a Postscript. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967.
 [432] Place U.T. The Concept of Heed // British Journal of Psychology, 1954, 45. P.243-255.
 [433] Суждение считается неисправимым, если оно не может быть исправлено. К числу таких суждений предлагалось причислить суждения, начиная с фиксирующих интроспективных описаний от первого лица и заканчивая логическими базовыми аксиомами. В настоящее время признано, что суждения с реальным содержанием подводят определенную ситуацию под описание определёнными правилами, и всегда возникает возможность ошибки. Многими разделяется позиция, что статуса неисправимости может достигнуть только суждение, ничего не говорящее. См.: Simon Blackburn. The Oxford Dictionary of Philosophy. Oxford, New York: Oxford University Press, 1996. P.190.
 [434] Place U.T. Low Claim Assertions // Heil J. (ed.) Cause, Mind and Reality: Essays Honoring C.B.Martin. Dordrecht, Kluwer Academic Publishers, 1989.
 [435] Smart J.J.C. Sensations and Brain Processes // Philosophical Review, 1959, 68. P.141-156.
 [436] Ibid.
 [437] Chalmers.D.M. The Conscious Mind. New York: Oxford University Press, 1996.
 [438] Rosenthal D.M. Identity Theories // Guttenplan S. (ed.) A Companion to Philosophy of Mind. Oxford: Blackwell, 1994. P.348-355.
 [439] Цит. по: Lewis D. Philosophical Papers. Oxford: Oxford University Press, 1983. Vol. 1. P.100.
 [440] Kirk R. Why There Couldn't be Zombies // Aristotelian Society, Supp. Vol.73. P.1-16.
 [441] Lewis D. Psychological and Theoretical Identifications // Australasian Journal of Philosophy 1972, 50. P.249-258; Lewis D. Reduction of Mind // Guttenplan S. (ed.) A Companion to Philosophy of Mind. Oxford: Blackwell, 1994.
 
 [442] Medlin B.H. Ryle and the Mechanical Hypothesis // Presley C.F. (ed.) Rhe Identity Theory of Mind. St. Lucia, Queensland: Queensland University Press, 1967; Medlin B.H. Materialism and the Argument from Distinct Existences // MacIntosh J.J. and Coval S. The Business of Reason. London: Routledge and Kegan Paul; Armstrong D.M. Perception and the Physical World. London: Routledge, 1961; Armstrong D.M. Bodily Sensations. London: Routledge, 1961; Armstrong D.M.‘Consciousness and Causality’, and ‘Reply’// Armstrong D.M. and Malcolm N. Consciousness and Causality. Oxford: Blackwell, 1962; Armstrong D.M. A Materialist Theory of the Mind. London: Routledge, 1968a, Second Edition with new preface 1993; Armstrong D.M. ‘The Headless Woman Illusion and the Defence of Materialism’, Analysis, 1968b: 29, 48-49. Armstrong, D.M. The Mind-Body Problem: An Opinionated Introduction. Boulder, Colorado: Westview Press, 1999; Armstrong D.M., Martin C.B. and Place U.T. Dispositions: A Debate, T. Crane (ed.). London: Routledge, 1996
 
 
 [443] Jackson, F. ‘What Mary didn’t know’, and ‘Postscript on qualia’// Jackson, F. Mind, Method and Conditionals.London:Routledge, 1998; Jackson F. and Pettit P. Functionalism and Broad Content // Mind, 1988, 97. P. 381-400; Jackson F., Pargetter R. and Prior E. Functionalism and Type-Type Identity Theories // Philosophical Studies, 1982, 42. P. 209-225.
 [444] Kripke S. Naming and Necessity. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1980.
 [445] Putnam H. The Meaning of ‘Meaning’ // Putnam H. Mind, Language and Reality. Cambridge: Cambridge University Press, 1975.
 [446] Chalmers D.M. The Conscious Mind. New York: Oxford University Press, 1996.
 [447] Smart J.J.C. The Identity Theory, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2000 Edition), URL = http://plato.stanford.edu/archives/fall2000/entries/the identity theory/
 
 [448] Хотя сам Крипке отрицал такие следствия из своего аргумента.
 [449] Определение релятивного тождества см. ниже.
 [450] См. напр. Carnap, 1958.
 [451] Нежесткий десигнатор – это просто конвенционально устанавливаемый маркер для некоторой вещи, то есть слово, знак или остенсивное указание.
 [452] Можно сравнить (в историко-философском ключе) этот вывод с рассуждением Лейбница о дуализме Декарта: если тело может существовать без души, что очевидно, то и душа может существовать без тела. Душа может существовать без тела, значит, не может быть никакой связи между ними.
 [453] См. например, Патнем, Х. Значение "значения". В: Патнем, Х. Философия сознания. М.: ДИК, 1999.
 [454] Sidelle, A. 1992: 273.
 [455] Eigen, 1991: 188.
 [456] Формальную экспликацию этого тезиса см. в: Wiggins, D. 1980.
 [457] То есть, с точки зрения развития аргументации в защиту и опровержение определенных точек зрения.
 [458] Например, теория сознания Ф. Крика и Ч. Коха: Crick F., Koch Ch. Towards a neurobiological theory of consciousness// Seminars in the Neurosciences. 1990. 2. P. 263-275.
 [459] “Contingent coincidence”.
 [460] Popper К., Eccles J. The Seifand Its Brain. An Argument for Interactionism. Berlin, N.Y., L., 1977.
 [461] The Journal of Philosophy, vol. LXXVI, N 2, Febr. 1979, p. 91-97.
 [462] Подробно об этом см.: Юлина Н.С. Карл Поппер // Философы XX века. М., 1999, с. 167-187.
 [463] Popper К. Knowledge and Body-Mind Problem. In Defense of Ineractionism. L., N.Y., 1994.
 [464] Popper К., Eccles J. The Seifand its Brain, p. 538.
 [465] Popper К., Eccles J. The Seifand its Brain, p. 77.
 [466] Ibid., p. 208.
 [467] Ibid., p. 208, сноска 3.
 [468] Ibidem.
 [469] Dennett D.С. Consciousness Explained. L., N.Y., p. 431.
 [470] Popper К. A World of Propensities. Bristol, 1990.
 [471] Поппер. К. Логика и рост научного знания. М., 1983, с. 414-438. Подробнее об этом см.: Юлина Н.С. К.Поппер: мир предрасположенностей и активность самости // Философские исследования, 1997, № 4.
 [472] Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М.: Идея-Пресс, 2002.
 [473] См.: Фихте И.-Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию. — М.: Соцэкгиз, 1937.
 [474] Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. — 2003 — № 7.
 [475] См.: Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 24.
 [476] См.: Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. — 2003 — № 7. — С. 95.
 [477] Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 125.
 [478] Фейербах Л. Сочинения. — М.-Л., 1926.— Т.1. — С. 13.
 [479] Там же. — С. 84.
 [480] Там же. — С. 85.
 [481] Там же. — С. 52.
 [482] Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 т. — М., 1955. — Т.1. — С. 201.
 [483] Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 58.
 [484] Там же. — С. 78.
 [485] Там же. — С. 79.
 [486] См.: Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Избр. филос. и психолог. произв. — М., 1947. — С. 99-101.
 [487] См.: Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого// Избр. филос. и психолог. произв. — М., 1947. — С. 555.
 [488] См.: там же. — С. 395.
 [489] Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сути новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию. М., 1993. С. 105.
 [490] См.: Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность. — М., 1976 —С.19.
 [491] Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 76.
 [492] Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. — 2003 — № 7. — С. 105.
 [493] См.: Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 84.
 [494] См.: там же. — С.197-198.
 [495] См.: Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. — 2003 — № 7. — С. 106.
 [496] Платон. Собр. соч. в четырех томах. — М., 1990. — Т. 1. — С. 282.
 [497] См.: Народные русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева. — М., 1979.
 [498] Помпонацци Пьетро. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений". — М., 1990. — С. 79.
 [499] См.: Урсул А.Д. Отражение и информация. — М., 1973.
 [500] См.: Гордон А. Диалоги, — М., 2003. — С. 46-48.
 [501] См.: Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М., 2002 — С. 191.
 [502] Там же. — С.192.
 [503] Merleau-Ponty M. La philosophie de l’existence // Dialogue. 1966. N3.
 [504] Klein M. The Importance of Symbol Formation in the Development of Ego// Selected.L. 1991. P.97.
 [505] Барт Р. Удовольствие от текста./Барт Р.Избранные работы: Семиотика: Поэтика.- М.,1989
 [506] J.Lacan Seminars 9, 13 mai 1962.
 [507] J.Lacan Seminars 13, 11 mai 1966.
 [508] J.Lacan Seminars 9, 20 juin 1962.
 [509] S.Freud Oeuvres completes, t.X111, P., 1988, p.26
 [510] J.Lacan Seminars 4, p.119.
 [511] J.Lacan Seminars 9, p.13 mai 1962.
 [512] Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.,1996.
 [513] Там же
 [514] Здесь "атрибут" понимается в смысле Декарта. Если же "атрибут" понимать в смысле Спинозы: "то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность", то и сознание, и бытие можно называть "атрибутами" Абсолютной Субстанции.
 [515] Заметим, что такое представление восходит в европейской философии к "динамической физике" Бошковича (XVII век). Позже его разделяли в своей философии природы Лейбниц, отчасти Кант в докритических произведениях (в учении о двух главных силах материи — притяжении и отталкивании), и особенно Шеллинг в "натурфилософский" период.
 [516] Джагдиш Чандра Бос (1855-1937) — индийский учёный-естествоиспытатель, один из родоначальников индийской школы естествознания Новейшего времени. В настоящее время в Калькутте существует Институт Боса — одно из ведущих научно-исследовательских учреждений Индии.
 [517] Из последних достижений науки, которые могли бы подтвердить взгляды Шри Ауробиндо, можно привести микрофотографии кристаллов воды, сделанные группой японских учёных под руководством Масару Эмото, президента Токийского Института Общих Проблем. Эти фотографии служат весьма наглядным свидетельством "специфической" и воспроизводимой реакции кластеров молекул воды на музыку, слова, эмоции и мысли экспериментаторов, а также на молитву. (См. журнал "Взор", №№ 5,6 2001 г.). По Шри Ауробиндо, такие реакции на состояния человеческого сознания возможны только в такой субстанции, которая сама обладает фундаментальными характеристиками сознательности.
 [518] "Если мы вообразим себе машину, устройство которой производит мысль, чувство и восприятия, то можно будет представить её себе в увеличенном виде с сохранением тех же отношений, так что можно будет входить в неё, как в мельницу. Предположив это, мы при осмотре её не найдём ничего внутри неё, кроме частей, толкающих одна другую, и никогда не найдём ничего такого, чем бы можно было объяснить восприятие. Итак, именно в простой субстанции, а не в сложной и не в машине нужно искать восприятия". (Лейбниц, Монадология, § 17).
 [519] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 86.
 [520] Имеется в виду — из субстанции. — Прим. Е.Ф.
 [521] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 87.
 [522] Что подтверждают непрекращающиеся споры вокруг mind-body problem в современной философии сознания и научной психологии. Как бессознательная материя может мыслить, или производить мысль — остаётся неразрешимым парадоксом.
 [523] Или "способность бытия к самоосознанию" — self-aware force of existence.
 [524] В европейской традиции здесь ближе всего к Шри Ауробиндо также Николай Кузанский с его учением об Абсолютном Максимуме и Абсолютном Минимуме, которые совпадают.
 [525] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 263.
 [526] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 253.
 [527] Ауробиндо знал и любил Гераклита и посвятил ему одну из своих юношеских историко-философских работ.
 [528] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 711.
 [529] В этом пункте, как, впрочем, и во многих других, Шри Ауробиндо очень близок Лейбницу, с его учением о монадах как "живых зеркалах Универсума". Главное отличие метафизики Лейбница заключается в том, что монады у него представляют собой замкнутые неделимые субстанции, между которыми невозможно прямое взаимодействие. У Шри Ауробиндо, как продолжателя традиций веданты и неоведанты, есть лишь одна Субстанция, и все вещи суть её развёртывания, пронизанные единым живым взаимодействием.
 [530] Sri Aurobindo. Hymns to the Mystic Fire. Pondicherry, 1995. P. 443-448.
 [531] Ibid. P.444.
 [532] Ср. в целом устаревшие выражения типа "выносить в своём сердце решение", "склонить его сердце" и т. д.
 [533] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 132.
 [534] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1989. P. 146.
 [535] Лосев А.Ф. О методе бесконечно-малых в логике. Хаос и структура, М., 1997, с.622-730. Этот сборник - опубликованные посмертно рукописи Лосева. Данное произведение написано, возможно, в двадцатых годах. При жизни Лосев готовил их к публикации; этим объясняется большая доля ссылок на марксистско-ленинские источники.
 [536] Например, у такой вещи, как сахар, свойство "вкусное" зависит от свойства "сладкое" - "сладость" является первичным свойством, вкусность - вторичным. Зависимость эта, как и само вторичное свойство, существует исключительно в сознании. Возможна градация вторичности: только что, по отношению к вкусности, сладость была первичным свойством, но она является вторичным свойством по отношению к свойству "содержание глюкозы". Всегда, я думаю, будет выполняться закон: из шкалы первично-вторичных свойств только какое-то одно воспринимается физиологическими рецепторами человеческого организма. Вопрос о том, могут ли зависеть друг от друга два абсолютно первичных свойства - наподобие химической структуры молекулы - остается открытым. Похоже, что нет.
 [537] Лосев, цит.соч., с. 723
 [538] Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Рационализация. В: Словарь по психоанализу. М., 1996.
 [539] Далеко не все переходит из непосредственного, иногда ускользающего и чисто интуитивного восприятия, в математику. Что такое эта "общая функция сознания"? Здесь она нужна, в общем-то, для того, чтобы сохранить несовпадение y и x. Далее это разворачивать сейчас невозможно.
 [540] Другими словами, не только в сознании человека - в восприятии животных тоже. Лягушка, например, способна видеть только движущееся. Можно сказать так: в ее восприятии существуют и действуют только производные, не происходит никакого интегрирования. Вообще, судя по данным о физиологии нервной системы, на уровне нейронного взаимодействия все время действуют дельты, приводят к другим дельтам и так далее. Это взаимодействие "по производным" хорошо описывает систему рефлексов, условных и безусловных. Но мышление человека, по-видимому, так не опишешь.
 [541] Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
 [542] Указ.соч., с.15.
 [543] Правда, остается вопрос о степени нарастания дельт. Дифференцирование происходит, так сказать, в каждый момент. Интегрирование должно происходить за определенный отрезок времени. Это нужно будет рассмотреть в дальнейшем.
 [544] Дж.Уитроу. Естественная философия времени. М., 2003. "Мозг, или разум, сохраняет полную запись потока сознания... Один и тот же "клочок времени" стремится снова воспроизвестись" (с. 137).
 [545] На примере живого объекта лучше всего рассмотреть "сущность" подробнее. Прежде всего, совершенно очевидно, что живой объект как воспринимаемый содержит в себе минимум одну независимую переменную (а как вещь-в-себе, возможно, и больше). Назовем независимую переменную живого объекта его спонтанностью. Некоторые другие воспринимаемые свойства объекта полностью зависят от его независимой переменной. Например, если собака бежит, то ее воспринимаемый зрительно образ - это комплекс переменных, которые перемещаются согласованно в зависимости от перемещения ее, так сказать, центра спонтанности (нет нужды пояснять, что они, в свою очередь, дробятся на некие переменные, предел простоты которых найти далеко не просто - например, собака дробится на морду, тело, лапы, хвост; хвост дробится на линию и шерсть и так далее). Другие зависимые свойства не полностью зависят от независимой переменной. Например, если человек высказывает некое мнение, то оно зависит и от его спонтанности, и от многого другого; и собака, если лает, то отчасти это зависит от ее спонтанности - данная собака может и не залаять - а отчасти от общего свойства вида собак лаять, которое уже дает основания конституировать, а не только воспринимать, ее лай. Однако это слишком сложная тема, чтобы здесь в нее углубляться.
 [546] Вообще говоря, дельта желаемого и действительного, постоянная во времени - это уже производная функция. Первичные функции здесь таковы: постоянная потребность (желание) и постоянное данное (действительное). Вопрос, насколько потребность и данное могут быть постоянными - отдельный вопрос! Потребности в зависимости от состояния организма обычно меняются. Но, допустим, могут. Возможен так же такой случай: потребности и данное меняются одновременно; это выглядит крайне искусственно.
 [547] Обычно этот процесс в европейской философии обозначается такими фразами, как "рост внимания к человеческим проблемам" или "поворот к человеку". Наиболее ясно эти перемены выразил Л.Фейербах, когда изложил свои представления в небольшой работе под названием "Основы философии будущего". Его русский последователь, Н.Г. Чернышевский, предложил удачную формулу, выразившую саму суть этой философской программы – "антропологический принцип в философии".
 [548] Именно в этом смысле стал применять этот термин (и, кажется, сам его и ввел в философский обиход в 1865 г.) Э.Цильзель.
 [549] Разумеется, лишь в том смысле, что ее базовые принципы и ее язык настолько радикально отличны от принципов и языка классической физики, что эффективные исследования в ее наиболее продвинутых областях не требуют даже минимальной осведомленности в классической физике. Это, кстати, совершенно наглядно в учебных программах и наших, и зарубежных университетских курсов; не только, например, в Коллеже науки и технологии в Глазго, весьма "модерном" учебном заведении, нацеленном на выпуск инженеров и исследователей в сфере самых продвинутых новейших технологий, но и в Кембридже, где свято блюдут традицию. Хотя подавляющее большинство физиков, не говоря уж о философах, либо не согласились с этим тезисом, высказанным одним из самых знаменитых физиков нашего времени, но практика исследовательской работы и преподавания, видимо, свидетельствуют о том, что в методическом плане он все же оправдан.
 [550] Ведь предшествовавшая философия имела своим предметом фундаментальные характеристики мироздания, в то время как аналитики и структуралисты заняты языком.
 [551] Впрочем, даже в христианском учении о мире, не говоря уже о гегелевской философии, это тождество было относительным, поскольку в первом было различие между Словом и Мирозданием (ведь последнее было сотворено, и потому отлично от первого, которое было самим Богом), а у Гегеля этот тезис принял форму различия "внутри" пространства Абсолюта, который в процессе самопознания "раздваивается", "опредмечивается", отчуждает себя от самого себя.
 [552] Т.е. тот предмет, который исследовали Соссюр и его последователи (предмет структурной лингвистики).
 [553] Т.е. тех базовых отношений мира культуры, которые исследует "структурная антропология" Леви-Стросса.
 [554] Более подробно с парадоксами бытия и познания сознания можно ознакомиться в монографии автора: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000 г.
 [555] Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М., 1993, с. с.482.
 [556] Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, С.107.
 [557] Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1962, С.33-34.
 [558] Аскольдов С. (С.А.Алексеев). Сознание как целое. М., 1918, С. 2.
 [559] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990, С. 74.
 [560] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996, С. 210.
 [561] Там же, С. 216-217.
 [562] Позитивные и негативные аспекты этого феномена обсуждаются в монографии А.Н. Портнова. См.: Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994 , С.362-363.
 [563] Как это свойственно, в частности, психологическим работам В.А. Лефевра. См: Лефевр В..А. Рефлексия. М., 2003.
 [564] О степени его сложности можно судить по буддийской модели сознания, приводимой в известной работе ламы Анагарики Говинды “Психология раннего буддизма”, где одних только уровней сознания насчитывается двенадцать. См.: Говинда лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993 С.9.
 [565] Walsh R. An Evolutionary model of meditation Research//Meditation: Classic and Contemporary Perspectives. N.Y., 1984., Р.30.
 [566] При этом мы нисколько не хотим отрицать тот гигантский прогресс в изучении логических и перцептивных структур сознания, который достигнут в рамках компьютерно-математического моделирования интеллектуальных процессов, что привело к созданию соответствующей и ныне бурно развивающейся теории “интеллектуальных систем”.
 [567] Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Логос, 1911, №1, С.13.
 [568] Философскую реконструкцию восточной психотехнической практики Махамудры читатель может найти в уже упоминавшейся монографии автора.
 [569] Напомним, что одна из первых попыток такого рода принадлежит У. Джемсу. См.: Джемс У. Существует ли сознание?// Новые идеи в философии, 1913, N4.
 [570] Этот тезис, как раз, достаточно тривиален.
 [571] Он писал: “Нам важно только одно: мы имеем в живой материи, как в организмах, так и в воздействиях организмов в окружающей природе, явления, в частности, движения, которые не зависят целиком от материи и энергии, но еще от чего-то другого, что не может быть сведено на материю, например, роль сознания человека в геохимических процессах. Это как будто особая сила, способная менять - в некоторых процессах проявление и действие энергии, но не одна из ее форм? Никак не могу подойти к более точному выражению своей мысли”. - Вернадский В.И. Биосфера, мысли и наброски. М., 2001, С.191.
 [572] Многочисленные экспериментальные факты такого рода можно найти в журнале “Сознание и физическая реальность”, хотя одним из пионеров подобных экспериментальных исследований в нашей стране является психолог Л.Л. Васильев. См.: Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963. Кстати, в реальности феноменов телепатии и телекинеза нисколько не сомневались такие выдающиеся отечественные философы как П.А. Флоренский и Н.О. Лосский. См.: Лосский Н.О. Чувственная, рациональная и мистическая интуиция. М., 1994, С.334-336; Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т., т.3 (2). М., 1999, С.421-434.
 [573] Более подробно этот аспект рассматривается в указанной монографии автора “Мир сознания”.
 [574] С нашей интерпретацией сущности информации можно познакомиться по следующим статьям: Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания// Вестник МГУ. Серия 7. Философия “, № 2, 2002; Иванов А.В., Журавлева С.М. Сущность информации и ее превращенное бытие в современном обществе//Человек- культура-общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М.В. Ломоносова 13-15 февраля 2002 г., т. IY. М., 2002 г.
 [575] Более подробно о значении святынь и идеалов в жизни как отдельной личности, так и целого народа см. в специальной статье автора: Иванов А.В. Свет путеводный//Дельфис, № 1, 2002 г.
 [576] Уилсон К. Паразиты сознания. Киев: София, 1994.
 [577] K.r.V. B154; И. Кант соч. т.3, М., 1964. С.206.
 [578] Ф. Ницше Воля к власти, фрагм. 524. М., 1994. С.242.
 [579] К. Маркс и Ф. Энгельс Немецкая идеология, соч.т.3. С.29.
  [580] K.r.V. А140-141; указ. соч. С.223.
 
 [581] Прист С. Как разрешить проблему "сознание – тело" / / Логос М., 1999, №8. С. 99.
 [582] Различие между самостоятельными и несамостоятельными частями – одно из основных различий в III ЛИ Гуссерля.
 [583] Постулируемой, например, Д. Дэвидсоном (см.: Прист С. Теории сознания. М., 2000. С. 155 – 157).
 [584] Поэтому так называемая теория практического силлогизма оказывается частным случаем теории условных намерений.
 [585] См.: Поппер К.Р. Мир предрасположенностей //Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. С. 176 – 209
 [586] Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 153.
 [587] Маркс К. Капитал. Т.1. М., 1983. С.62.
 [588] Гегель Г.В.Ф. Йенская реальная философия// Работы разных лет.Т.1. М., 1970. С.368-369.
 [589] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1998. С.67-68.
 [590] Там же, с.68.
 [591] Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С.92.
 [592] Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. М., 2000. С.48.
 [593] Аристотель. О душе // Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1976. С.394.
 [594] Прист Ст. Теории сознания (пер. Грязнова А. Ф.) М., Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 г., с.271-272
 [595] Райл Г.Понятие сознания. М., Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000г., с. 25
 [596] Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. Птб, Речь, 2003г., с. 44, 17-18
 [597] Декарт Р.Начала философии - сочинение в 2-х томах, т.1,М. 1989г., с.316
 [598] Прист Ст. Теории сознания, с.263
 [599] Деннет Д. Онтологическая проблема сознания // Аналитическая философия: становление и развитие. Антология (под ред. Грязнова А.Ф.), М. Дом интеллектуальной книги, 1998, с.360-361.
 [600] Патнэм Х. Философия сознания. М., Дом интеллектуальной книги, 1998г., с. 60, 66, 61
 [601] Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998г., с. 376, 399
 [602] Серл Дж. Открывая сознание заново (пер. Грязнова А. Ф.). М., 2002 г., с. 103
 [603] Майоров Г.Г. София. Эпистема. Технема. Вестник МГУ. Серия Философия 2000 №4, с. 91
 [604]Аналитическая философия: становление и развитие. Антология, с. 69-89
 [605] Maritain J. Creative intuition in art and poetry. N. J,1953, p.110
 [606] Maritain J.Creative intuition in art and poetry, p. 111
 [607] Ibid., p.122
 [608] Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. Спб., 2003г., с. 269, 299, 270, 299
 [609] Там же, с.301
 [610] Там же
 [611] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994г.
 [612] Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // См. указ. издания, с. 105
 [613] Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос, 1992г., т.3, с.64, 77
 [614] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., Лабиринт, 1994г., с. 75-86
 [615] Грязнов А.Ф. Аналитическая "философия сознания": вокруг Л. Витгенштейна. // Современная аналитическая философия. Выпуск 1. М., 1988. С.111.
 [616] Грязнов А.Ф. Аналитическая "философия сознания": вокруг Л. Витгенштейна. // Современная аналитическая философия. Выпуск 1. М., 1988. С.114.
 [617] Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. С.158.
 [618] Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. С.91.
 [619] Не случайно основным письменным источником светского древнерусского права является "Русская правда" (ХI-XIII вв.). Если быть точным, то слово "правда" в названии данного юридического памятника обозначает, скорее, законоустановление, чем истину или правду. В то же время, среди специалистов существует точка зрения, согласно которой речь в данном случае идет не просто о законе, а о законе божьем (как установлениях, определяющих желаемое и дозволенное Богом). Применительно к юридическому термину "правда" аналогия с fas (в отличие от jus) римского права представляется вполне уместной. См. подробнее: Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. М., 2001. С.82-83.
 [620] Деннис Паттерсон - американский юрист, специалист по теории права. Является издателем солидного сборника "Витгенштейн и теория права" (Westview Press,1992) и автором многочисленных статей по правовым вопросам, аргументация которых базируется на основных положениях поздней философии Витгенштейна. Многочисленные ссылки на Витгенштейна содержатся также в одной из его последних книг, получившей широкую известность, "Право и истина" (Oxford University Press, New York, 1996).
 [621] Brandom R. Making it explicit. 1994. P.508-509.
 [622] Об этом писал Соул Крипке ("infinite regress argument"), а применительно к праву – М. Ташнет.
 [623] С этим, как нам представляется, непосредственно связано появление в философии Витгенштейна таких понятий как "языковая игра" и "форма жизни". По поводу понятия "форма жизни" А.Ф.Грязнов отмечает следующее: "В этом понятии, очевидно, отражены взаимо­переплетение, своеобразный симбиоз лингвистической и нелингвис­тической активности человека". Цит. по: Грязнов А.Ф. Естественный язык и понимание культурно-историчеc­ких феноменов. / Заблуждающийся разум? М., 1990. С.240. Можно сослаться и на самого Витгенштейна, который в § 23 "Философских исследований" указывает, что "говорение на языке является частью деятельности, или формы жизни".
 [624] Patterson D. M. Law and truth.Oxford University Press, New York, 1996.P.110-127.
 [625] Lin P. Wittgenstein, Language, and Legal Theorizing: Toward a Non-Reductive Account of Law. // University of Toronto Faculty of Law Review №47(Supp), 1989.
 [626] Herbert M. Rechtstheorie als Sprachkritik – Zum einfluss Wittgensteins auf die Rechtstheorie. Baden-Baden, 1995.
 [627] Depenheuer O. Der Wortlaut als Grenze. Thesen zu einem Topos der Verfassungsinterpretation. Heidelberg, 1988.
 [628] Schiffauer P. Wortbedeutung und Rechtserkenntnis. Berlin, 1979.
 [629] Wolcher L. E. What We Do Not Doubt: A Critical Legal Perspective. // Hasting Law Journal, Volume 46 Number 6, August 1995.
 [630] Нельсон Гудмен (1906 – 1998) – профессор Гарвардского университета, последователь Р.Карнапа. Диссертация Н.Гудмена A Study of Qualities и первая книга The Structure of Appearance во многом посвящены критике Aufbau Р.Карнапа.
 [631] Впервые к решению этой задачи Н.Гудмен обратился в Languages of Art, (Языки искусства) Hackett Publishing Co.,1968, где "скромный" подзаголовок определяет направление исследований автора как "подход к всеобщей теории символов".
 [632] "Данное", "естественное" традиционно связано с репрезентацией в искусстве; тогда как "конвенциональное" относится к "лингвистическим" репрезентациям – поскольку оперируется с помощью правил, гарантирующих связь между словом и миром. N.Goodman/C.Elgin Reconceptions in Philosophy and Other Arts and Sciences, Hackett Publishing Company, 1988, II, 7.
 [633] Символ относится к буквам, словам, текстам, картинкам, диаграммам, картам, моделям и многим другим вещам, но не подразумевает скрытого смысла. Самый натуралистический портрет и самая прозаическая страница текста – такие же символы, также "высоко символичны", как и наиболее иносказательные страницы и образы, рождённые воображением Languages of Art, предисловие.
 [634] Эта характеристика "символа" близка одному из видов знака у Ч.Пирса, при этом два других вида не действуют очевидным образом в системе Гудмена, хотя, как отмечает французский последователь Гудмена, Жерар Женет, функции этих знаков берут на себя другие характеристики символической системы. (G.Genette Fiction et diction, Paris, Seuil, 1991, стр.101)
 [635] Так, если область красного – это совокупность всех красных вещей, то царство красного – все вещи, в оттенках окраски которых можно найти красное – т.е., практически, все вещи, окрашенные в любой цвет.
 [636] N.Goodman Fact, Fiction and Forecast (1954), Harvard U.P., русск.пер. А.Л.Никифорова Факт, фантазия и предсказание, в сб. "Способы создания миров", Идея-Пресс, Логос, Праксис, 2001, гл.2 "Переход возможного".
 [637] N.Goodman Routes of reference in “Of Mind and Other Matters”, III, 1, Harvard University Press, Cambridge, Mass, 1984.
 [638] W.V.Quine The roots of reference, Open Court, 1974.
 [639] N.Goodman/C.Elgin Reconceptions in Philosophy and Other Arts and Sciences, Hackett, 1988 ,I, 3
 [640] В царстве музыкальных звуков можно выделить поле звучания трубы, фортепиано или целого оркестра, в царстве животных – поле млекопитающих, поле африканских животных или поле индийских животных. Слон, так же, как и си-бемоль, денотирует объект в царстве.
 [641] "Если репрезентация соответствует более классификации объектов, нежели их имитации, характеризации, а не копированию, то пассивное запоминание здесь не возможно. Объект не представляется в таком случае некой податливой моделью, очевидной для нашего образного восприятия, с чётко разграниченными атрибутами. Этот объект существует среди бесчисленного количества объектов, и может стать предметом различных классификаций, зависящих от соответственного атрибутирования." Languages of Art, I, 7
 [642] Routes of reference in “Of Mind and Other Matters”: "Ута" - денотирует один единственный штат, "штат" - денотирует каждый из пятидесяти членов федерации, "восход солнца" денотирует каждое из огромного множества событий, и т.д."
 [643] J.Bouveresse Fait, fiction et diction in Cahiers du MNAM, №41, 1992,стр.25
 [644] Languages of Art, I, 1
 [645] там же, I, 9
 [646] P.Ricoeur Metaphore vive, стр.294
 [647] N.Goodman – C.Z.Elgin Reconceptions en philosophie. ( пер.на фр. Р.Пуивэ и Ж.-П. Кометти ), стр.20
 [648] "Там, где не существует видимых связей с языком, где символы и референты оперируются не вербально, возможно обозначить различие направления действия денотации и экземплификации, отталкиваясь от формально определяемых черт. Если диаграмма референции такова, что все стрелки указывают в одну сторону, то можно отметить отсутствие экземплификации... Там, где появляются стрелки в обе стороны, появляется возможность определить, в какую сторону действует денотация." Languages of Art, 2, 4.
 [649] Там же, 2, 6.
 [650] Страница или картина может экземплифицировать или выражать ничего не описывая и не представляя, даже не будучи дескрипцией или репрезентацией – так, как это встречается на некоторых страницах Джойса и в некоторых рисунках Кандинского. Здесь хотелось бы уточнить, что в контексте авангардных направлений искусства ХХ века, вполне обоснованно данное уточнение и по отношению к репрезентациям, где ничего нет, но которые именно поэтому репрезентируют – таким, как выставка "Пустота" Ива Клайна[650] или 4,33 Кейджа.
 [651] Жерар Женет видит функцию экземплификации подобной функции иконических знаков у Ч.Пирса (G .Genette Fiction et diction, стр.111) Однако у Н.Гудмена она определяется не в терминах аналогии, а принадлежности классу (ярлыков) или принадлежности качества. Действительно, у Ч.Пирса Икона представляет свой объект в силу сходства с ним, но это "знак, отсылающий к объекту, который он обозначает, просто в силу своих свойств, которыми обладает независимо от того, существует ли вообще какой-нибудь Объект или нет". (Ч.Пирс Разделение знаков в "Ч.С.Пирс Избранные произведения", стр.185).
 [652] N. Goodman Problems and Projects, The Bobbs-Merrill Company, Inc., 1972, стр. 221-230
 [653] Номинализм Гудмена во многом связывают с номинализмом У.Оккама и его теорией суппозиции. Особенно интересны в данном вопросе исследования К. Паначчио, М.Госселин и Р.Пуивэ (C.Panaccio " Les Mots, les concepts et les choses ; la semantique de G.Okkam et le nominalisme d’aujourd’hui " Montreal – Paris, Vrin, 1991 ; R.Pouivet " La reconstruction du nominalisme chez N.Goodman " in Philosophie analytique et histoire de la philosophie, Vrin, 1997 .
 [654] "Два предиката имеют одинаковое значение, если они представляют одну и ту же реальную Сущность или Платоновскую Идею; однако это соображение вряд ли может нам чем-нибудь помочь до тех пор, пока мы не знаем, как установить, представляют ли два термина одну и ту же Платоновскую Идею" О сходстве значения, в сб. Способы создания миров, стр.340
 [655] там же, стр.341
 [656] Соавтор последних работ и последователь Н.Гудмена Катарин Элгин (Reconceptions in Philosophy) взяла на себя также функцию "прояснения" основных положений теории референции Гудмена. В статье, посвящённой метафоре и референции, она уточняет термин "р-дескрипция": "Гудмен вводит "р-дескрипцию", чтобы освободиться от неясности выражения "дескрипция чего-либо". Согласно одной интерпретации, дескрипция Питера Пэна описывает пришельца из страны Нетинебудет; согласно другой интерпретации, она ничего не описывает, так как никогда не было такого человека, как Питер Пэн. Согласно первой интерпретации, "description of p" (описание р) – схема с одноместным предикатом, классифицирующая выражения по их виду. Согласно второй, это схема с двухместным предикатом, соединяющим термин с его денотацией. Здесь я следую за Гудменом, отказываясь от "дескрипции чего-либо" с её двухместной семантической интерпретацией, и используя "р-дескрипции" для непосредственной классификации терминов" C.Z.Elgin Metaphor and Reference in From a Metaphorical Point of View, Berlin, de Cryster, 1995, сноска на стр.61
 [657] "Системы координат..скорее принадлежат к системам описания, нежели к тому, что описывается; и каждое из этих двух утверждений связывает то, что описано, с такой системой. Если я спрашиваю о мире, вы можете предложить мне рассказывать, каков он в одной или во многих системах координат; но если я настаиваю, чтобы вы сообщили мне, каким он является вне всех систем координат, то что вы можете сказать? Чтобы мы ни описывали, мы всегда связаны способами описания.Наша вселенная, если можно так выразиться, состоит скорее из этих способов описания, чем из мира или миров." - в сб. "Способы создания миров", стр.119-120
 [658] там же, стр.226-230
 [659] "Увидеть как" определяет наше понимание также, как "frame of reference" позволяет установить соответствие в ряду других соответствий. Референционный план определяет угол зрения, аспект, в свете которого будут "высвечены" новые смыслы. "Видение аспекта и представление подчиняются воле. Это она отдаёт приказ: "Представь себе это!", а также "Теперь смотри на эту фигуру так", но не "Теперь этот лист зелёный!" Л.Витгенштейн Философские исследования в "Людвиг Витгенштейн. Философские работы. Часть1", пер. с нем. Козловой М.С., Асеева Ю.А., Москва, "Гнозис", 1994, стр.300
 [660] Languages of Art, II, 7
 [661] Например, световой луч, создающий эффект цвета в инсталляциях современного французского художника Саркиса – можно обозначить как "таинственный", что кажется слишком метафоричным, но непредустановленность денотации позволяет применить новое наименование, связанное с настроением. Конечно, и тут существует возможность прямой денотации – "красный луч". Но из этих отдельных составляющих и складывается общее описание.
 [662] Согласно исчислению высказываний, импликация типа "если p, то q" всегда истинна, если р ложно. В этом случае оба высказывания : 1) Если бы этот кусок масла был нагрет до 65°, то он бы растаял. и 2) Если бы этот кусок масла был нагрет до 65°, то он не растаял бы. – отвечают одной и той же степени истинности, поскольку оба содержат ложную посылку.
 [663] Особые проблемы связаны с "контридентичными" высказываниями. Например: Если бы я был Юлием Цезарем, то я не жил бы в ХХ столетии. и Если бы Юлий Цезарь был я, он жил бы в ХХ столетии. "Несмотря на то, что в обоих случаях антецедентом является утверждение о том же тождестве, мы присоединяем к нему два разных консеквента, которые несовместимы именно в силу того тождества.". Существуют особые проблемы, связанные с "контрсравнительными" высказываниями, в которых в результате перевода его в утвердительное возникает ошибочное представление первоначального антецедента как противоречивого: Если бы "Я имею денег больше, чем я имею" было истинно...". Существуют также "контрзаконные" высказывания, такие как: Если бы треугольники были квадратами..." - Факт, фантазия, предсказание в сб. "Способы создания миров", стр.17-18
 [664] там же, стр.43
 [665] "можно определить предикат "гибкий", если найти подходящий явный предикат, который связан с предикатом "гнётся" посредством "каузальных" принципов или законов...Однако вопрос о том, когда имеется такая "каузальная" связь или как отличить законы от случайных истин, является в высшей степени сложным." - там же, стр. 49
 [666] В данном случае мы говорим феноменалистским языком. Такая система изложена в Goodman N. The Structure of Appearance, ch.VI
 [667] там же, стр.53
 [668] там же, стр.59
 [669] Fact, Fiction and Forecast, 1954, Harvard University Press, 1983
 [670] в данном тексте речь идёт о сравнительно поздней по отношению к публикации Н.Гудмена об индукции статье: Jan Hacking Le plus pur nominalisme (l’enigme de Goodman : " vleu " et usages de " vleu "), tr. de l’anglais par R.Pouivet, ed. de l’Eclat, 1993, coll. " tire a part "; в то время, как первым откликом на работу Н.Гудмена была статья 1965 г.: I.Hacking Logic of Statistical Inference, Cambridge University Press
 [671] там же, стр.11
 [672] Н.Гудмен Способы создания миров
 [673] N.Goodman Seven Structures on Similarity (1970), in “Problems and Projects”, Indianapolis, Hackett Publishing Co, 1972, стр.437-446
 [674] "они реально представлены в самих вещах таким же образом, как комплексная идея в умах других людей.. коллекции эти – то, что имена обозначают в их повседневном использовании; в то же время, чтобы обозначить имена правильно, нужно изучать естественную историю, и их качества должны быть открыты"

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу