<< Пред. стр. 101 (из 449) След. >>
соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединенииразума с
человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств.
самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов
окруже-
нию «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б.
считает, что
человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с
универсальным активным
умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч.
души через
иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал
извечность мира;
воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а
также на Ибн
Рушда.
• в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 mi., M., 1961.
• Григорян С. ?., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r
r u k h O.A., Ihn Bajja
(Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.
ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль,
латинизированное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)] (ок. 1021,
Малага,— 1055 или
1070, Валенсия), евр. поэт и философ. Его филос. трактат «Источник жизни» был
написан на араб.
яз.; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, iasc.. 1—3,
1892—95). И. Г.
тяготел к неоилатонич. пантеизму, но, н отличие от неоплатоников, придавал
гораздо большее
значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и
духовного. Заим-
ствованное из антич. филос. традиции противоположен ние материи и формы
доводится И. Г. вплоть
до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г.
принадлежит
учение о природе волн), то материя оказывается непосредств. истечением сущности
бога и потому
божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято
впоследствии Дж.
Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в евр. и исламском мире и продолжал
жить лишь и христ.
схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь
в 19 в. было
доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г.
ИБН РУШД, Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной — Аверроэс
(Aver-
roes)] (1126, Кордова,— 1198, Марракеш, Марокко),
ИБН РУШД 193
араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,
занимал должности су-
дьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик.
Автор энциклопедия, мед.
труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к
трудам Аристотеля;
получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опровержение опровержения»
И. Р. отверг
нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании.
Высказанное им
разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и
образно-аллегорич.
религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории
двойственной истины.
Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость
мира богом в том
смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные
формы первоматерии.
Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И.
Р. как единая
безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне.
В соответствии с этим
он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции
аристотелизма И. Р. оказали
большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ.
идеалы И. Р.
основывались на «Государстве» Платона. • Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 вв., М.
1961, с. 397—554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l—2, L., 1954; Averroes'
Commentary on Plato' Republic,
Camb., 1956.
* P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И.
Р. (Аверроэс), М., 1973; G a u-
thier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie
islamique, v. l, P., 1964. ИБН
СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна (Avicenna)] (980,
с. Афша-на, близ
Бухары,—18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост.
аристотелизма. Жил в Ср.
Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С.
приписывается св. 400
соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем известным тогда разделам науч. и
филос. знания. Гл. эн-
циклопедич. труд «Книга исцеления» (в сокр. изложении — «Книга спасения»)
состоит из четырёх
разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-я кн. «Физики» — «Книга о
душе»), математич. наук
(геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду
примыкает написанная на
фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная
в последние годы
жизни,— итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное,
в частности,
воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак, и др.).
Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики,
гносеологии и логики,
отчасти — онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира
во времени, объясняя
его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего само
по себе»
(аналогичное неопла-тонич. единому), из к-рого в иерархич. порядке истекают умы,
души и тела небесных
сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы
и души согласно
аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс.
существованием, всё же остальное
само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако
природа, истекшая от бога
через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения,
будучи вместе с тем
замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна
мысль о до-
зволительности вооруж. восстания против несправедливого правления.
Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда
как Ибн Рушд критико-
194 ИБН СИНА
вал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч.
трактаты И. С. пользовались
большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда
столетий, в т. ч. его
«Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч.,
рим., инд. и ср.-
азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60).
• Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. главы «Книги знания»,
Душанбе, 1967; Избр. филос. произв.,
М. 1980.
* Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю.
Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчество,
Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф
а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.-
M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A
n a w a t i G.G., Essai de bibliographie
d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l,
Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His
life and works, L., 1958.
ИБН ТУФАЙЛЬ Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное — Абубацер
(Abubacer)]
(нач. 12 в., Гуадикс, Испания,— 1185—86, Марракеш, Марокко), араб. философ,
учёный, гос. деятель. Был
врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и
придворным альмохадского
халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался
с Ибн Рушдом. До нас
дошло единств. произв. И. Т,— получившая широкую известность филос. повесть о
Хайе ибн Якзане (рус.
пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во
введении к роману И. Т.,
разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих
предшественников — араб.
философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый
остров ребёнок
самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через
мистич. откровение. В
познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей
эманации. В 17 в. роман
был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.
• Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.
ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406,
Каир), араб. гос. и
обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич.
жизни мусульм. гос-в
Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда
правителей. Неоднократ-
ные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедливого обществ. строя во главе с
«правителем-
философом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и
комментатором
Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины,
противопоставлял практич. и
политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя
и признавал за ней
определ. авторитет в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X.,
трактаты по логике,
математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.—
многотомная «Книга
поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др.
современных им могу-
ществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) — ценный
историч. источник. В
пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою
социальную философию.
В истории обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об
обществе, или как её
называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич.
деятельности. И. X. утверждал
закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и
проявляющийся в циклах
подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень
развития культуры и
характер правления в гос-ве определяются обществ. разделением труда, взаимным
обменом экономич.
деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и
подданных.
Автобиография И. X., в к-рой он подробно описал свою жизнь и деятельность,
является ценным история, и лит.
памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на развитие обществ. мысли,
особенно историографии, в
Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X.
привлекает возрастающее
внимание философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе,
многие из них склонны
усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма,
трудовой теории стоимости,
классовой борьбы, социологии знания. * Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных
примеров...), т. 1—7, Булак,
1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима,
(Введение. История), т. 1—3,
Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de
l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The
Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. ?., 1958; Discours sur
l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—
3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр.
произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.
* Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965;
Игнатенко A.A., И. X., М., 1980
(библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n
H., Ibn Khaldun's Wissenschaft von der
menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de
l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l
W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research.
1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s
s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee
sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.
ИГРА, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека,
противопоставляемой обычно утилитарно-практич. деятельности и характеризующейся
переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен И. привлекал внимание
философов,
эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей
теории И. связано
с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. природу И. и видел в
ней
характеристику существа человека вообще. И. для Шиллера — наслаждение, связанное
со свободным
от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание И.
эволюц. подход,
указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К.
Гросс вслед за
Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей
из внутр.
потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств.
форм поведения.
Эта теория господствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки — те-леологизм,
выведение И. из
усложнения организма животного вне всякого анализа отношений животного к среде
обитания,
отождествление И. человека и животного. Эта теория была подвергнута критике Ф.
Бёй-тендейком,
указавшим на то, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. В
основе И., по
Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, к-рые он заимствовал из теории Фрейда:
к освобожде-
нию, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вместе с тем Бёйтендейк относит И.
к категории
ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть действие с предметом, к-рый
обладает для
животного элементами новизны. В совр. этологии большое внимание уделяется
описанию игрового
поведения животных и его дифференциации от др. видов поведения, в особенности от
ис-следоват.
поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет.
Попытка
универсализиро-вать понятие И. была предпринята голл. историком и философом
культуры
Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И.,
рассматриваемой как осн.
источник и высшее проявление человеч. культуры.
Основы историко-материалистич. подхода к И. человека были заложены Г. В.
Плехановым. По его
мысли, И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в
к-ром живут
дети и активными членами к-рого они должны стать. Сов. историки культуры (В.
Всеволодский-
Гернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в
действ.
воспроизведении жизненных явлений вне реальной практич. установки; они видят
социальную зна-
чимость И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и
тренирующей роли;
указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение И. из жизни
взрослых
драматич. иск-вом и спортом. Нек-рые философы (М. С. Каган), разрабатывающие
проблемы
человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств.
деятельность.
В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы о природе И. и её значении для
психич. развития.
Основы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось
ролевой И.—
ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в к-рой дети в специально