<< Пред.           стр. 104 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 критику безыдейности
 как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом
 (см. ПСС, т.
 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».
 В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение
 спец. знаний с
 мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением науч. познания.
 Коммунистич. И.
 ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в
 искании истины,
 гражданственность, партийность.
 В иск-ве и лит-ре И.— критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены
 социальная
 значимость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И.
 органически присуща
 содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенденциям формализма,
 декадентства,
 теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве — значит
 также активно
 осуществлять его воспитат. роль.
 Формирование И.— одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не
 может быть
 всесторонне и целостно развитой личности.
 • см. к статьям Идеология, Коммунистическое воспитание.
 
 Г.С. Батищев
 ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identif'ico — отождествляю) в психологии и
 социологии,
 процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком,
 группой, образцом.
 Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно
 фигурирует И.
 ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич.
 лит-ре термин
 приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат.
 поведение, а с
 другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом.
 ИДЕОГРАФИЯ (от идея и греч. ????? — пишу), способ однозначной записи понятий и
 их связей с
 помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis»
 Лейбница. Широко
 использовалась Фреге.
 • С т я ж к и н ?. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429—31.
 «ИДЕОЛОГИ», группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей
 кон. 18 —
 нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка.
 Однако в
 отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников — старшей
 группы франц.
 материалистов 18 в., материа-листич. учение «И.» в основном имело деистич.
 форму. Понятие
 «идеология» (как учение об идеях) ввёл в фи-лос. оборот А. Л. К. Дестют де
 Траси. В соч. «Элементы
 идеологии» («Elements d'ideologie», v. 1—4, 1801— 15) он рассматривал
 «идеологию» как науку об
 общих законах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука,
 согласно Дестюту де
 Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и человеч. обществе;
 на гл. принципы
 «идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж.
 индивидуализма
 Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв.
 К. Маркс
 подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.
 В центре внимания др. представителя «И.» — К. Ф. Вольнея — были проблемы
 политич. истории и
 этики. В своём осн. соч. «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791,
 рус. пер., [1928])
 он рассматривал причины расцвета и гибели различных гос-в, показывая реакц. роль
 религий в
 истории человеч. общества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние
 учения Гельвеция об
 интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии»
 выдвинул Кабанис.
 К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.»
 было вытеснено
 различными спиритуалистич. направлениями, а сам термин «идеология» в это время
 во Франции стал
 синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной
 действительности.
 • С a h м n i s Р. J. G., Oeuvres nhilosophiques, pt l—2, P., 1956;
 Destutt de Tracy'A. L. C., Commentaire sur
 l'Esprit des lois de Montesquieu, P., 1819; Volney C. F., Oeuvres
 completes, t. l—8, P., 1821; в рус. пер.—
 Воль-, ней К. Ф., Избр. атеистич. произв., М., 1962.
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, с. 140; т. 24, с. 546—55; т. 26, ч.
 1, с. 262—75, 278, 343; История философии, т. 2,
 М., 1941, с. 436—38, 442 — 43; т. 3, М., 1943, с. 393—94; G u i l l o i s
 ?., Le salon de Madame Helvetius, Cabanis et
 , les ideologues, P., 1894.
 ИДЕОЛОГИЯ (от идея и греч. ????? — слово, понятие, учение), система взглядов и
 идей, в к-рых
 осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу,
 социальные
 проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной
 деятельности,
 направленной на закрепление или изменение (развитие) данных обществ. отношений.
 В классо-
 ИДЕОЛОГИЯ 199
 вом обществе И. всегда носит классовый характер. В сфере И. отражаются положение
 обществ.
 классов, их коренные интересы.
 Термин «И.» ввёл франц. философ и экономист А. Л. К. Дестют де Траси («Элементы
 идеологии»,
 «Elements d'ideologie», v. l—4, 1801—15) для обозначения учения об идеях,
 позволяющего
 установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. В таком же смысле об И.
 писали
 представители франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин
 «И.»
 приобрёл пренебрежит. оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих
 взгляды,
 оторванные от практич. вопросов обществ. жизни и реальной политики.
 К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под
 И. понимали:
 1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой воплощение идей,
 мыслей,
 принципов (см. Соч., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип
 мыслит. процесса,
 когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с
 материальными интересами
 определ. классов и объективных побудит. сил своей деятельности, постоянно
 воспроизводят
 иллюзию абс. самостоятельности обществ. идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с.
 83); 3) вытекающий
 отсюда метод подхода к действительности, состоящий в .конструировании мнимой
 реальности, к-рая
 выдаётся за самоё действительность (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 97).
 Действительность предстаёт
 в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием. В
 противоположность этим идеологич. формам науч. сознание остаётся «...на почве
 действительной
 истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и
 критики И. даёт
 материалистич. понимание истории (см. Исторический материализм), согласно к-рому
 И. есть
 явление обществ. сознания и подчиняется его общим закономерностям. И.
 определяется обществ.
 бытием, но обладает по отношению к нему относит. самостоятельностью. В развитии
 И. имеет место
 преемственность, поскольку здесь накапливается определ. мыслит. материал, и
 каждая новая И.,
 будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к
 предшествующей. И. оказывает огромное обратное воздействие на обществ. бытие, на
 всю обществ.
 жизнь. Анализ реального историч. процесса показывает, что идеологич. иллюзии —
 не просто
 случайные заблуждения, что И. выполняет определ. социальные функции, вырабатывая
 соответствующие интересам определ. класса типы мышления и поведения и даже
 программы
 социального действия.
 Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собств. системе воззрений, но они
 характеризовали
 марксизм как науч. теорию социализма, органически связанную с освободит.
 классовой борьбой
 пролетариата. В. И.Ленин расширил понятие И., введя категорию «науч. И.» и
 указав, что в
 предшествующих марксизму системах И. имелись науч. элементы, по лишь марксизм в
 подлинном
 смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность
 марксизма, как
 соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т.
 1, с. 340, прим.).
 С разработкой концепции науч. И. само понимание И. стало более цельным и
 завершённым.
 Поскольку И.— духовное явление, то она должна оцениваться в гно-сеологич.
 категориях — как
 научная или ненаучная, истинная или ложная и т. п. Противостояние науч. и
 ненауч. И. имеет и
 социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В
 классовом обществе
 И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или
 реакционная,
 прогрессивная или консервативная, либеральная или
 200 ИДЕОЛОГИЯ
 радикальная, интернационалистская пли националистическая и т. д. Связь между
 этими двумя
 рядами оценок выявляет принцип партийности И., к-рый связывает познание
 социальной
 действительности с интересами того или иного класса. При этом класс
 прогрессивный стремится
 строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр.,
 буржуазия в
 период её восходящего развития). Полностью этот тезис оправдывается
 применительно к рабочему
 классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями
 обществ. развития,
 что и выражается в совпадении партийного, классового и науч.-объективного
 подхода к
 действительности в рамках марксизма -ленинизма.
 Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И.
 Как теоретически
 разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами,
 к-рые, по
 выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом
 приходит
 практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ.
 психология данного
 класса, создающая определ. почву для выработки, распространения и усвоения его
 И. Анализируя
 механизм формирования и распространения науч. И., Ленин показал, что она
 возникает не из стихий-
 ного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры,
 прогрессивной обществ.
 мысли. Носителем науч. И. является передовой и сознат. авангард революц.
 рабочего класса — его
 политич. партия. Она вносит науч. И. в массы, в рабочее движение.
 И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и
 филос. взглядов. В ес-
 теств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренч. выводы из их
 открытий, и
 потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ.
 наук сами
 выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих
 социальных
 проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.
 Сама теория И. является ареной острой идейной борьбы. Утверждения об
 иррациональности,
 мифоло-гич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности
 науч. И. широко
 используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде
 всего против
 марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция
 «деидеологизации» (Д.
 Белл и др.), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада
 сталкиваются с
 проблемами, требующими «технич. решений», а не И., и потому влияние И. якобы
 постепенно
 сходит на нет. Однако действительность опровергла эту концепцию. Она потерпела
 крах, что
 толкнуло бурж. теоретиков в др. крайность — возникла и стала распространяться
 тенденция к
 «реидеологизации», отвечавшей стремлениям империалистич. буржуазии усилить
 идейную борьбу
 против мира социализма. Характерным как для консервативной, так и для
 либеральной бурж. И.
 является антикоммунизм — главное идейно-политич. оружие империализма.
 Разнообразные анти-
 империалистич., нац.-освободит. движения сопровождаются сложными идеологич.
 процессами, в к-
 рых отражается их направленность и социальная природа.
 Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую
 борьбу.
 Мирного сосуществования с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм несовместим
 также с
 любыми попытками ревизии науч. И. как справа, так и «слева». Борьба с бурж. И. и
 ревизионизмом в
 органич. сочетании с творч. подходом к марксистско-ленинской теории составляет
 традицию
 марксизма-ленинизма как науч. И., связанной с решением кардинальных проблем
 совр. обществ.
 развития. Марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунист!«,
 движения, как
 могучее идейное средство революц. преобразования мира.
 * Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. И., Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунстич.
 партии, там же, т. 4; M a p к с К., К
 критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же,
 [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868, там же, т.
 32; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21;
 его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14
 июля 1893, там же, т. 39; Лен и н В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же,
 Три источника и три составных части
 марксизма, там же, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там
 же, т. 45; Плеханов Г. В., Осн.
 вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ке лле В. Ж.,
 Ковальзон М. Я., Формы обществ. сознания,
 М., 1959; Гак Г. М., Учение об обществ. сознании в свете теории познания,
 М., 1960; Ядов В., II. как форма духовной
 деятельности общества, Л., 1961; Уледов А., Структура обществ. сознания,
 М., 1968; Социология и И., М., 1969, разд.
 1; Т у г а-р и н о в В. П., Философия сознания, М., 1971; Борьба идей в совр.
 мире, т. 1—3, М., 1975—78; Иванов В.,
 И.: характер и закономерности развития, [пер. с болг.], М., 1977; Филос.
 проблемы совр. идеологич. борьбы,
 М., 1978; Б и к к е-н и н Н. Б., Социалистич. И., М., 1978; Яковлев
 М. В., И. Противоположность марксистско-
 ленинской и бурж. концепций, М., 1979.
 В. Ж. Келле.
 ИДЕЯ (греч. ????), форма постижения в мысли явлений объективной реальности,
 включающая в себя
 сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира.
 Понятие И. было
 выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. (неделимыми умопостигаемыми
 формами)
 атомы. Для Платона И.— это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся
 подлинно
 объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они
 составляют особый
 идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий
 божеств. духу; бог
 творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на
 первый план
 выдвигается теоретико-познават. аспект И. — разрабатывается учение об И. как
 способе человеч.
 познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении
 к объективному
 миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со
 спонтанной
 деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич.
 идеализме: Кант

<< Пред.           стр. 104 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу