<< Пред. стр. 104 (из 449) След. >>
критику безыдейностикак против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом
(см. ПСС, т.
34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».
В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение
спец. знаний с
мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением науч. познания.
Коммунистич. И.
ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в
искании истины,
гражданственность, партийность.
В иск-ве и лит-ре И.— критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены
социальная
значимость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И.
органически присуща
содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенденциям формализма,
декадентства,
теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве — значит
также активно
осуществлять его воспитат. роль.
Формирование И.— одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не
может быть
всесторонне и целостно развитой личности.
• см. к статьям Идеология, Коммунистическое воспитание.
Г.С. Батищев
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identif'ico — отождествляю) в психологии и
социологии,
процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком,
группой, образцом.
Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно
фигурирует И.
ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич.
лит-ре термин
приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат.
поведение, а с
другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом.
ИДЕОГРАФИЯ (от идея и греч. ????? — пишу), способ однозначной записи понятий и
их связей с
помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis»
Лейбница. Широко
использовалась Фреге.
• С т я ж к и н ?. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429—31.
«ИДЕОЛОГИ», группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей
кон. 18 —
нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка.
Однако в
отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников — старшей
группы франц.
материалистов 18 в., материа-листич. учение «И.» в основном имело деистич.
форму. Понятие
«идеология» (как учение об идеях) ввёл в фи-лос. оборот А. Л. К. Дестют де
Траси. В соч. «Элементы
идеологии» («Elements d'ideologie», v. 1—4, 1801— 15) он рассматривал
«идеологию» как науку об
общих законах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука,
согласно Дестюту де
Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и человеч. обществе;
на гл. принципы
«идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж.
индивидуализма
Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв.
К. Маркс
подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.
В центре внимания др. представителя «И.» — К. Ф. Вольнея — были проблемы
политич. истории и
этики. В своём осн. соч. «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791,
рус. пер., [1928])
он рассматривал причины расцвета и гибели различных гос-в, показывая реакц. роль
религий в
истории человеч. общества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние
учения Гельвеция об
интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии»
выдвинул Кабанис.
К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.»
было вытеснено
различными спиритуалистич. направлениями, а сам термин «идеология» в это время
во Франции стал
синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной
действительности.
• С a h м n i s Р. J. G., Oeuvres nhilosophiques, pt l—2, P., 1956;
Destutt de Tracy'A. L. C., Commentaire sur
l'Esprit des lois de Montesquieu, P., 1819; Volney C. F., Oeuvres
completes, t. l—8, P., 1821; в рус. пер.—
Воль-, ней К. Ф., Избр. атеистич. произв., М., 1962.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, с. 140; т. 24, с. 546—55; т. 26, ч.
1, с. 262—75, 278, 343; История философии, т. 2,
М., 1941, с. 436—38, 442 — 43; т. 3, М., 1943, с. 393—94; G u i l l o i s
?., Le salon de Madame Helvetius, Cabanis et
, les ideologues, P., 1894.
ИДЕОЛОГИЯ (от идея и греч. ????? — слово, понятие, учение), система взглядов и
идей, в к-рых
осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу,
социальные
проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной
деятельности,
направленной на закрепление или изменение (развитие) данных обществ. отношений.
В классо-
ИДЕОЛОГИЯ 199
вом обществе И. всегда носит классовый характер. В сфере И. отражаются положение
обществ.
классов, их коренные интересы.
Термин «И.» ввёл франц. философ и экономист А. Л. К. Дестют де Траси («Элементы
идеологии»,
«Elements d'ideologie», v. l—4, 1801—15) для обозначения учения об идеях,
позволяющего
установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. В таком же смысле об И.
писали
представители франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин
«И.»
приобрёл пренебрежит. оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих
взгляды,
оторванные от практич. вопросов обществ. жизни и реальной политики.
К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под
И. понимали:
1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой воплощение идей,
мыслей,
принципов (см. Соч., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип
мыслит. процесса,
когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с
материальными интересами
определ. классов и объективных побудит. сил своей деятельности, постоянно
воспроизводят
иллюзию абс. самостоятельности обществ. идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с.
83); 3) вытекающий
отсюда метод подхода к действительности, состоящий в .конструировании мнимой
реальности, к-рая
выдаётся за самоё действительность (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 97).
Действительность предстаёт
в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием. В
противоположность этим идеологич. формам науч. сознание остаётся «...на почве
действительной
истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и
критики И. даёт
материалистич. понимание истории (см. Исторический материализм), согласно к-рому
И. есть
явление обществ. сознания и подчиняется его общим закономерностям. И.
определяется обществ.
бытием, но обладает по отношению к нему относит. самостоятельностью. В развитии
И. имеет место
преемственность, поскольку здесь накапливается определ. мыслит. материал, и
каждая новая И.,
будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к
предшествующей. И. оказывает огромное обратное воздействие на обществ. бытие, на
всю обществ.
жизнь. Анализ реального историч. процесса показывает, что идеологич. иллюзии —
не просто
случайные заблуждения, что И. выполняет определ. социальные функции, вырабатывая
соответствующие интересам определ. класса типы мышления и поведения и даже
программы
социального действия.
Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собств. системе воззрений, но они
характеризовали
марксизм как науч. теорию социализма, органически связанную с освободит.
классовой борьбой
пролетариата. В. И.Ленин расширил понятие И., введя категорию «науч. И.» и
указав, что в
предшествующих марксизму системах И. имелись науч. элементы, по лишь марксизм в
подлинном
смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность
марксизма, как
соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т.
1, с. 340, прим.).
С разработкой концепции науч. И. само понимание И. стало более цельным и
завершённым.
Поскольку И.— духовное явление, то она должна оцениваться в гно-сеологич.
категориях — как
научная или ненаучная, истинная или ложная и т. п. Противостояние науч. и
ненауч. И. имеет и
социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В
классовом обществе
И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или
реакционная,
прогрессивная или консервативная, либеральная или
200 ИДЕОЛОГИЯ
радикальная, интернационалистская пли националистическая и т. д. Связь между
этими двумя
рядами оценок выявляет принцип партийности И., к-рый связывает познание
социальной
действительности с интересами того или иного класса. При этом класс
прогрессивный стремится
строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр.,
буржуазия в
период её восходящего развития). Полностью этот тезис оправдывается
применительно к рабочему
классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями
обществ. развития,
что и выражается в совпадении партийного, классового и науч.-объективного
подхода к
действительности в рамках марксизма -ленинизма.
Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И.
Как теоретически
разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами,
к-рые, по
выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом
приходит
практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ.
психология данного
класса, создающая определ. почву для выработки, распространения и усвоения его
И. Анализируя
механизм формирования и распространения науч. И., Ленин показал, что она
возникает не из стихий-
ного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры,
прогрессивной обществ.
мысли. Носителем науч. И. является передовой и сознат. авангард революц.
рабочего класса — его
политич. партия. Она вносит науч. И. в массы, в рабочее движение.
И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и
филос. взглядов. В ес-
теств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренч. выводы из их
открытий, и
потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ.
наук сами
выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих
социальных
проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.
Сама теория И. является ареной острой идейной борьбы. Утверждения об
иррациональности,
мифоло-гич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности
науч. И. широко
используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде
всего против
марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция
«деидеологизации» (Д.
Белл и др.), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада
сталкиваются с
проблемами, требующими «технич. решений», а не И., и потому влияние И. якобы
постепенно
сходит на нет. Однако действительность опровергла эту концепцию. Она потерпела
крах, что
толкнуло бурж. теоретиков в др. крайность — возникла и стала распространяться
тенденция к
«реидеологизации», отвечавшей стремлениям империалистич. буржуазии усилить
идейную борьбу
против мира социализма. Характерным как для консервативной, так и для
либеральной бурж. И.
является антикоммунизм — главное идейно-политич. оружие империализма.
Разнообразные анти-
империалистич., нац.-освободит. движения сопровождаются сложными идеологич.
процессами, в к-
рых отражается их направленность и социальная природа.
Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую
борьбу.
Мирного сосуществования с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм несовместим
также с
любыми попытками ревизии науч. И. как справа, так и «слева». Борьба с бурж. И. и
ревизионизмом в
органич. сочетании с творч. подходом к марксистско-ленинской теории составляет
традицию
марксизма-ленинизма как науч. И., связанной с решением кардинальных проблем
совр. обществ.
развития. Марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунист!«,
движения, как
могучее идейное средство революц. преобразования мира.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. И., Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунстич.
партии, там же, т. 4; M a p к с К., К
критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же,
[Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868, там же, т.
32; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21;
его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14
июля 1893, там же, т. 39; Лен и н В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же,
Три источника и три составных части
марксизма, там же, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там
же, т. 45; Плеханов Г. В., Осн.
вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ке лле В. Ж.,
Ковальзон М. Я., Формы обществ. сознания,
М., 1959; Гак Г. М., Учение об обществ. сознании в свете теории познания,
М., 1960; Ядов В., II. как форма духовной
деятельности общества, Л., 1961; Уледов А., Структура обществ. сознания,
М., 1968; Социология и И., М., 1969, разд.
1; Т у г а-р и н о в В. П., Философия сознания, М., 1971; Борьба идей в совр.
мире, т. 1—3, М., 1975—78; Иванов В.,
И.: характер и закономерности развития, [пер. с болг.], М., 1977; Филос.
проблемы совр. идеологич. борьбы,
М., 1978; Б и к к е-н и н Н. Б., Социалистич. И., М., 1978; Яковлев
М. В., И. Противоположность марксистско-
ленинской и бурж. концепций, М., 1979.
В. Ж. Келле.
ИДЕЯ (греч. ????), форма постижения в мысли явлений объективной реальности,
включающая в себя
сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира.
Понятие И. было
выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. (неделимыми умопостигаемыми
формами)
атомы. Для Платона И.— это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся
подлинно
объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они
составляют особый
идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий
божеств. духу; бог
творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на
первый план
выдвигается теоретико-познават. аспект И. — разрабатывается учение об И. как
способе человеч.
познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении
к объективному
миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со
спонтанной
деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич.
идеализме: Кант