<< Пред.           стр. 11 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 рич. модель
 Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало
 геоцентрич.
 гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием
 Южного
 небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по
 вавилонскому образцу).
 Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб),
 при всех
 существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.
 В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena,
 Firenze, 1970; С ? l l i G., La sapienza
 greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.
 * K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960;
 Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.
 12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ???????:
 не ?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же,
 Геометрич. стиль и космология А., в
 кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.
 АНАКСИМЕН (??????????) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ,
 третий и последний
 представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч.
 развил строго
 монистич. концепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют
 собой его
 модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения.
 Другие
 изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого
 осн. процесса. В
 космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с
 валянием
 шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в
 воздухе как бы
 «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила
 возникают из земных
 испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу.
 Неподвижные
 звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также
 Солнце и Луна
 плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.—
 источник дыхания и
 жизни, весь мир окружён и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело
 сдерживается душой. А.
 широко пользовался методом аналогий.
 • Фрагменты: DK I, 90—96.
 • Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; G u t h
 г 1 е W. К. С., A
 history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E.,
 The presocratic philosophers,
 Camb., 1957, p. 143—62.
 АНАЛИЗ (от греч. ???????? — разложение, расчленение), процедура мысленного, а
 часто также и
 реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета
 (предметов) или отношения
 между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной
 А., является
 синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности.
 Процедуры А. входят
 органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его
 первую стадию,
 когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к
 выявлению его
 строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А.
 изучается психологией, а
 также теорией познания и методологией науки.
 А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в
 процессы ощущения и
 восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-
 синтетич.
 деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внеш. действия.
 У человека к
 чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.— мыслительный, или
 абстрактно-
 логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения
 предметов в процессе
 труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич.
 А. мыс-
 лительным.
 Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Мысленное (а часто, напр, в
 эксперименте, и
 реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого,
 предполагает не
 только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений
 между частями. При
 этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается
 как
 представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой
 (с т. зр. нек-
 рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание,
 полученное при
 изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств
 предметов и
 отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на
 составляющие
 свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них
 сводятся к
 более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов
 (множеств) пред-
 метов на подклассы (такого рода А. наз. классификацией).
 Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.—
 уточнение
 логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр.
 формальной
 логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов,
 доказательств,
 умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений),
 так и отд. областей
 знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат,
 понятий и
 способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на
 этих областях
 или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.
 • Мама ? д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы
 мышления в совр. науке, М., 1964; Г о
 ?с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.
 АНАЛИТИКА (от греч. ??????????— аналитический, от ???????? — разложение,
 расчленение),
 исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуждение принимает
 доказательный
 характер. В этом значении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела
 логич. науки. В
 «Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика)
 выступает как
 учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А.
 ограничивается строгими
 силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина
 изменяется: А. есть
 часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания,
 при этом А.
 толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология,
 анализ рассудочного
 познания.
 • Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А.
 С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с.
 82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
 1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
 появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,
 1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, ?., 19762, гл. 5, § 8.
 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит
 философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как
 подлинный
 источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в
 качестве единственно
 правомерного метода филос. исследования и направлен на то, чтобы выявить
 действит. ситуации
 употребления языковых средств, порождающие филос. проблемы. Его цель состоит в
 том, чтобы
 показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема,
 выступающая как
 философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич.
 характер, либо
 предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность
 философии как
 самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего
 рода разоблачение и
 преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма
 в совр.
 философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд.
 представители и
 группы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австралии.
 Внутри А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, к-
 рая в качестве
 средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую
 философию,
 отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся
 исследованием типов
 употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется
 при
 формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение
 позитивистской
 «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные
 умонастроения: в то время
 как философия ло-
 АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23
 гич. анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в
 совр. бурж.
 философии, сторонники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л.
 культа науч. знания
 и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.
 Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и
 Мура как определ.
 метод разработки филос. проблематики в противоположность спекулятивному
 системосозиданию,
 характерному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую
 роль в
 формировании исходных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат»
 Витгенштейна,
 оказавший значит, влияние на формирование логического позитивизма. Хотя
 последний и можно
 рассматривать как форму А. ф., сами его представители не считали анализ
 самоцелью, а
 использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н.
 унифициров, науке.
 Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны,
 охватывая
 различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые
 средства науки,
 обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.»,
 вытесняющего термин
 «неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы
 неопозитивизма, с
 невозможностью упразднить классич. филос. проблематику, осуществить
 всеохватывающий анализ
 «языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-
 идеологизировать»
 философию. Для А. ф. характерна тенденция, сохранив идею анализа как
 «антиметафизики»,
 максимально освободиться от к.-л. содержат, предпосылок филос. характера, в т.
 ч. от гносеологич.
 постулатов раннего неопозитивизма (напр., принципа верификации), рассматривать
 анализ как
 чистую технику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определ.
 концепциями знания.
 Тем самым совр. А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как философии,
 подмене филос.
 исследования логико-лингвис-тич., логико-семантич. анализом, либо к возвращению
 в
 завуалированной форме к проблемам филос. характера. При этом для совр. А. ф.
 характерно
 стремление сочетать анализ с идеалистич. филос. концепциями, которые традиционно
 считались
 антитезой неопозитивизма.
 • Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. философии, Тб., 1960; Геллнер
 Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М.,
 1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; К о з
 л о в а М. С., Философия и язык, М., 1972;
 Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; P a p
 A., Elements of analytic philosophy, ?. ?.,
 1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson
 J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956;
 Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.
 АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, разделение суждений (утверждений,
 предложений) в зависимости от способа установления их истинности; аналитическими
 наз. такие
 суждения, истинность к-рых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов,
 элементарных
 высказываний), синтетическими наз. такие, истинность к-рых обосновывается
 посредством
 обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.
 Разделение на А. и с. с. намечается уже у Лейбница, различавшего «истины разума»
 и «истины
 факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную
 формулировку этого разделения и сами термины «А. и с. с.» дал Кант по отношению
 к суждениям с
 субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80).
 Синтетич. суждения, по
 Канту, могут быть как апостериорными, так и априорными (см. Апостериори и
 априори).
 Противопоставив свою позицию Канту, логич. позитивисты отож-
 24 АНАЛИТИЧЕСКИЕ
 дествили класс синтетич. истин с классом эмпирич. «предложений наблюдения», а
 аналитические
 истолковали на основе конвенционально устанавливаемых правил языка (не
 содержащих знания о
 мире).
 В совр. логике и методологии науки, использующих идеи логич. семантики,
 аналитичность
 понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных
 семантич.
 правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыко-вым
 факторам. При этом
 аналитичность связана с исходными предпосылками рассмотрения мира,
 постулируемого семантикой
 данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики
 данного языка
 нового знания, порождённого освоением внеш. информации о мире. Т. о., различение
 аналитичности
 и синтетичности фиксирует реальную методологич. проблему — выделение исходных
 оснований
 построения языков науки и той эмпирич. информации, к-рая в них используется.
 * Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; К а р н a n Р.,
 Филос. основания физики, пер. с англ.,
 [М., 1971]; Ш в ы ? ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании,
 М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.
 АНАЛОГИЯ (греч. ???????? — соответствие, сходство), 1) сходство предметов
 (явлений, процессов
 и т. д.) в к.-л. свойствах. При умозаключении по А. знание, полученное из
 рассмотрения к.-л. объекта
 («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для
 исследования, менее
 наглядный и т. п.) в к.-л. смысле объект. По отношению к конкретным объектам
 заключения,
 получаемые по А., носят, как правило, лишь правдоподобный характер; они являются
 одним из
 источников науч. гипотез, индуктивных рассуждений (см. Индукция) и играют важную
 роль в науч.
 открытиях. Если же выводы по А. относятся к абстрактным объектам, то они при
 определ. условиях
 (в частности, при установлении между ними отношений изоморфизма или
 гомоморфизма; см.
 Изоморфизм и гомоморфизм) могут давать и достоверные заключения. См. также
 Моделирование.
 2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов
 католич. схоластики,
 получил особое развитие в неосхоластике (Пшивара и др.); обосновывает
 возможность познания —
 путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное
 различие их
 природ.
 АНАМНЕСИС (греч. ????????? — припоминание), термин платоновской философии,

<< Пред.           стр. 11 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу