<< Пред. стр. 111 (из 449) След. >>
составляющих их более про-стых высказываний, но и от психологич., прагматич. и модальных оттенков смысла
этих высказываний; ан-
типод экстенсиональности.
0 К а р н а п Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; X и н т и к
к а Я., Логико-эпистемологич.
исследования, пер. с англ.., М., 1980; Семантика модальных и интенсиональных
логик, пер. с англ., М., 1981.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ, понятие идеалистич. философии; в ср.-век. схоластике —
целесообразность,
смысловая направленность чувств.-воспринимающего и духовного познания; в
различных разновидностях
феноменологии — направленность сознания на предмет, толкуемая как
основополагающая характеристика
сознания и его актов.
Понятие И. неявно содержится в антич. философии (учение Аристотеля об энтелехии,
учение антич.
стоицизма об огненном логосе, наделённом разумной направленностью, неоплатонич.
представление
о «сущем, стремящемся к благу»). В ср.-век. философии И. понимается как один из
принципов
познания, протекающего на уровне интеллекта (см. Интенция).
Учение об И. возрождается в идеалистич. философии 19—20 вв., прежде всего у
Брентано и
Гуссерля. Согласно Брентано, характерным признаком всех психич. феноменов
выступает их И. —
предметность, соотнесённость с к.-н. объектом. Исходя из типов отношения
сознания к предмету,
Брентано строит классификацию психич. феноменов. И. — одно из центр. понятий
феноменологии
— трактуется у Гуссерля как существ. свойство всех актов сознания, поскольку
последнее всегда
направлено на что-нибудь, выступает сознанием чего-нибудь. Все предметные акты
сознания — вос-
приятие, воспоминание, фантазия, желание, формы мышления и рефлексии —
определены
соответств. предметным содержанием. При этом, согласно-Гуссерлю, И. как бы
конституирует
сознание, наполняя его значением и смыслом. Для характеристики взаимодополнит,
аспектов И.
Гуссерль и феноменологич. школы используют термины антич. философии — наэзис и
поэма:
предметная направленность мыслящего сознания есть ноэзис; то, что мыслится в
качестве
предметного содержания интенционального отношения, есть ноэма.
Понятие И. присуще гносеологии совр. неотомизма, пытающегося объединить идеи
Фомы
Аквинского и поздней схоластики с нек-рыми аспектами феноменологич. философии
Гуссерля. Оно
используется также в феноменологической социологии (А. Шюц и др.), к-рая
рассматривает
феноменологию и систему её понятий (в частности И.) как основу социологич.
теории.
• Шпет Г., Явление и смысл, М., 1914, с. 42—43, 78—80, 83—87; Б а к p а д з е К.
С., Очерки по истории новейшей и
совр. бурж. философии, Тб., 1960; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия
феноменологич. философии, М.,
1968; Ж е л н о в М. В., Критика гносеологии совр. неотомизма, М., 1971; Новые
направления в социологич. теории, пер.
с англ., М., 1978.
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio — стремление), термин схоластич. философии,
обозначающий
намерение, цель, направленность сознания, мышления на к.-н. предмет. У Фомы
Аквинского и в
поздней схоластике термин «И.» обозначает также внимание, иногда — нек-рую форму
бытия,
взятую в определ. отношении. В гносео-логич. аспекте И. выступает как
характеристика умств.
«образа», идеи или нек-рого значения. Фома Аквин-ский рассматривает И. как
понятие, проистекаю-
щее из деятельности интеллекта. Согласно Оккаму, «И. души» есть универсалия, т.
е. всеобщее, как
результат акта постижения предмета. И. интеллекта сопоставляется с
«умопостигаемой формой»
(идеей), поскольку отображает в разуме постигнутый объект. Вместе с тем
схоластич. философия
развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т.
е. чувств.
образе идеи к.-л. объекта.
Общее правило схоластики — различение первой и второй И. Первая И. (iotentio
prima) есть понятие,
первоначально сформированное умом; объект подобного понятия — реальность, данная
человеч.
разуму. Вторая И. (intentio secunda) формируется через обращение к первым, путём
их изучения и
сравнения. Её объект находится в самом разуме, представляя собой логич. закон,
форму самой мысли
или к.-н. мысль вообще. На основе различения первых и вторых И. Фома Аквинский
определял
логику как учение о вторых И., обращённых и отнесённых к первым. Учение об И.
играло значит.
роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов. См. также
Интенцио-налъностъ.
• Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912, с. 205—06, 268;
Антология мировой философии, т. 1, (ч.
2), М., 1969, с. 895—97, 900—01; E u с k e n R., Geschichte der philosophischen
Terminologie, Lpz., 1879; Prantl K.,
Geschichte der Logik im Abendlande, Bd l—4, B., 1955.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interaction — взаимодействие), символический и н т е p
a кц и о н и
з м, теоретико-методологич. направление в совр. бурж. социологии и социальной
психологии,
сосредоточивающееся преимущественно на анализе символических аспектов социальных
взаимодействий. Представители И. уделяют усиленное внимание анализу языка —
главного
символич. «медиума» взаимодействия.
И. опирался на идеи Ч. Кули, Дж. Болдуина, У. Томаса (США), Г. Зиммеля
(Германия).
Основоположник его Дж. Г. Мид. В совр. И. принято выделять чикагскую (Блумер, А.
Стросс, Т.
Шибутани и др.) и айовскую (М. Кун, Т. Партленд и др.) школы. Для первой
характерен интерес к
процессуальным аспектам взаимодействия, для второй — к изучению стабильных,
«ставших»
символич. структур. К И. примыкает т. и. социодраматич. подход, сторонники к-
рого (К. Бёрк, И.
Гофман, X. Данкен) объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры «драмы»,
анализируя
взаимодействия в таких терминах, как «актёр», «маска», «сцена», «сценарий» и т.
п.
Для П., особенно чикагской школы, характерно ин-детерминистское видение
социального процесса,
трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного
определения и
переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого
переопределения меняется
и объективная (с т. зр. взаимодействующих индивидов) среда социальной
деятельности, ибо мир, по
представлениям И., имеет полностью социальное происхождение. Различные группы
вырабатывают
различные миры, к-рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального
взаимодействия.
Представители И. не создали последоват. теории социального процесса ввиду их
отказа от анализа
материальных факторов жизни общества, а также от исследования социальной
структуры общества в
целом, в действительности детерминирующей функционирование социальных значений.
Вместе с
тем представляют известный интерес их попытки исследовать структуру и динамику
развития
личности, изучение микропроцессов социальных взаимодействий.
* Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Критика совр.
бурж. теоретич. социологии, М., 1977;
Ионин Л. Г., Понимающая социология. Историко-критич. анализ, М., 1979; Goffman
E., The presentation of self in
everyday life, Garden City, 1959; Blume r H., Symbolic interactionism, Englewood
Cliffs (N.J.), 1969; Melt z er В., Petras J.,
The Chicago and Iowa schools of symbolic interactionism, в кн.; Human nature and
collective behavior, ed. by T. Shibutani,
Englewood Cliffs (N. J.), 1970.
ИНТЕРЕС (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина
социальных
действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями — мотивами,
помыслами,
идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп,
классов.
Франц. материалисты 18 в. Гельвеции, Гольбах, Дидро предпринимают, по выражению
Г. В, Плеха-
нова, первую попытку объяснить обществ. жизнь с помощью И. Интересы людей
противопоставляются ими как божеств. предопределению, так и случайным
обстоятельствам
историч. процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности,
политики, обществ.
строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не
менее
подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий
в глазах всех
существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако
франц.
материалисты не вышли за рамки идеалистич. понимания обществ. жизни, поскольку
социальный И.
рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные
ИНТЕРЕС 213
И. они выводили из чувств. природы человека, остающейся в целом неизменной.
Отсюда тезис
Гельвеция о том, что голод и любовь правит миром. Важную роль в развитии теории
И. сыграл
Гегель, к-рый, вслед за Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой
чувственности, к естеств.
природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что
действия людей
вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют
главную роль» (Гегель,
Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди «добиваются удовлетворения своих
интересов, но благодаря
этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится
в них, но не
сознавалось ими и не входило в их намерения» (там же, с. 27). И., по Гегелю,
есть нечто большее, чем
содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных
результатах
человеч. деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абс. идеей,
осуществляющей себя в
истории через бесконечное многообразие потребностей и И.
Марксизм сохраняет все положит. моменты и толкования И., полученные в истории
обществ. мысли,
подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. «Экономические
отношения
каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как
интересы» (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 271). Поскольку экономич. отношения порождают
разделение
общества на классы, постольку классовые И. оказываются наиболее существенными,
глубокими,
определяющими во всём многообразии нац., групповых и индивидуальных И.
Социальные И.
обусловлены экономич. положением тех или иных обществ. групп; вместе с тем они
не сводятся к
этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в
виде
настроений, взглядов, эмоциональных реакций, идеологии и т. п. В
противоположность т. н.
экономич. материализму, абсолютизирующему экономич. И., марксизм-ленинизм
исходит из того,
что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономич. потребности
этого класса. В
социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко
всей совокуп-
ности обществ.-политич. институтов, материальных и духовных ценностей.
Один из наиболее существ. моментов материалистич. понимания истории состоит в
выявлении
взаимозависимости между И. и идеологией. «„Идея" неизменно посрамляла себя, как
только она
отделялась от "и н-т е p е с а"» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89).
В. И. Ленин писал, что
«люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в
политике, пока они
не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными
фразами,
заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (ПСС, т. 23,
с. 47).
При решении вопроса о классификации И. выделяется неск. наиболее существ.
оснований. И.
различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по
сфере
направленности (экономич., политич., духовные), но характеру субъекта (нац.,
гос., партийные и т.
д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной
программы), по
возможности их осуществления (реальные и мнимые), но отношению к объективной
тенденции
обществ.
развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., Соч., т. 2; их же, Нем. идеология,
там же, т. 3; Э н г е л ь с Ф., К
жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И., Карл Маркс, ПСС, т. 26; е г о ж
е, Три источника и три составные части
марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Осн. вопросы марксистской социологии,
т. 1, Л., 1931s; Здравомыс-лов А. Г.,
Проблема И. в социологич. теории, Л., 1964;
214 ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
е г о ж е, В.И.Ленин и проблема И. в социологич. теории, и кн.: Ленин и
социология, в. 1, М., 1970; К и к н а д я е Д. А.,
Потребности, поведение, воспитание, М., 1ЯВ8; Interesse und Gesellschaft,
Munch., 1977; L i с k J., Needs, interests, actions,
в кн.: Hungarian society and marxist sociology in the nincteen-seventies,
Btlpst, 1978. ?. Г. Здравомыслов.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior — внутренний), переход
извне внутрь. В
психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы
(Дюркгейм и
др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн.
категорий
индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное
значение получило в
культурно-историч. теории Выготского; одно из осн. положений этой теории
состояло в том, что
всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш.,
социальная форма
общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич.
процессом отд. инди-
вида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвящённых умственным действиям,
где
показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений
(Пиаже), а
формирование внутр. плана сознания.
• Дюркгейм Э., Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб.
2, СПП, 1914; Выготский Л. С.,
Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высших психич.
функций, M., I960.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (от лат. inter — между и natio — народ), пролетарский интерна-
ционализм, общность интересов и солидарность рабочих, трудящихся различных наций
и рас, прояв-
ляющиеся в их психологии, идеологии и социальной практике; междунар.
солидарность рабочего
класса, коммунистов всех стран в борьбе за общие цели, солидарность их с борьбой
народов за нац.
освобождение ц социальный прогресс, добровольное сотрудничество братских партий
при
соблюдении равноправия и независимости каждой из них, И. обеспечивает единство
пролет.
содержания и нац. формы обществ. развития, является гл. предпосылкой реализации
нац. и интер-
нац. интересов всех народов.
И. возник в условиях капитализма, в ходе освободит. борьбы пролетариата разных
стран. «Так как
положение рабочих всех стран одинаково, — говорил Ф. Энгельс, — так как их
интересы одинаковы,
враги у них одни и тс же, то и бороться они должны сообща...» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 4, с.