<< Пред. стр. 12 (из 449) След. >>
обозначающий состояние человеч. души, припоминающей в здешнем мире виденное ею вмире
потустороннем. Объекты припоминания — сверхчувств, идеи — образцы того, что в
чувств, мире
выступает только в виде подобий. Учение об А. опирается на орфико-пифагорейское
представление о
бессмертии души (псюхе) и объясняет возможность правильного представления
(???&??? ?????), к-
рое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания
развита Платоном
в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне» (72е—76е), привлекается в «Федре» (250 b-d).
• H u b е г С. Е., Anamnesis bei Plato, Munch., 1964; E b e r t T h., Plato's
theory of Recollection Reconsidered, «Man and
World», 1973, p. 163—81.
АНАРХИЗМ (от греч. ??????? — безначалие, безвластие), мелкобурж. общественно-
политич.
течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех
разновидностей политич.,
экономич. и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является бурж.
индивидуализм,
субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— вывороченный
наизнанку
буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения
анархизма» (ПСС, т.
5, с. 377). Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем
разновидностям гос. власти
(в т. ч. пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого
землепользования, непо-
нимание роли крупного произ-ва, отказ от всех легаль-
ных форм политич. борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды
фактом»,
требование немедленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич.
строя,
отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его гос-ва
в построении
социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производств,
ассоциаций, коммун, к-
рая якобы только одна может гарантировать политич. и экономич. свободу личности.
А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в
«Республике». Отд.
фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христ. движении 9 в.
(Армения), в
идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах
философов-
просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц.
революции. Впервые
сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ,
писатель У. Годвин.
Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Зап. Европе.
Теоретич.
обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудо-на, М. А. Бакунина,
утопич.
мелкобурж. теории к-рых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф.
Энгельсом. В 19 в. А.
распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в
пропаганде
идей А. сыграл П. А. Кропоткин, к-рый для обоснования доктрины А. использовал
позитивистскую
философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872—79 А. входит в
полосу
кризиса, к-рый выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора
или бурж.
республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич.
тактикой вождей 2-
го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й
мировой войны
анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции
(Кропоткин, Г.
Эрве, Ж. Грав и др.).
В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако
«хождение в
народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям.
Ленин писал, что в
70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою
неверность, свою
непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с.
15). Нек-рое
оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905—07. Большое значение в
идейном разгроме
А. имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретич. положений и
практики.
???. революция 1917 показала всю несостоятельность А., к-рый выродился в
антисоциалистич.,
контрреволюц. течение, нередко — в прямой бандитизм («махновщина»).
Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал осн.
положения его
творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах
личной
свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному,
вольному)
обществу. Идеологию совр. А. характеризует враждебное отношение как к бурж., так
и к
социалистич. формам гос-ва, частично воспринимаемое нек-рыми левоэкстремистскими
группами.
Но попытки преодолеть перманентное противоречие между теорией и приложением её к
формам
человеческого общежития, а также выработать организац. основы либер-тарного
движения не
увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки
(федерации, группы и иные
формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и
нек-рых
др. странах), но влияние его все более утрачивается.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии,
там же, т. 4; е г о ж е, Конспект книги
Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за
работой, там же; Ленин В.И., А. и
социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о ж е, Гос-во и
революция, там же, т. 33; ? л е х а н о в Г.
В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е,
А. исоциализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о
м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах
А., М., 1974; Корноухов ?. ?., Борьба
партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о-m i n С о l o m е г Е.,
Historia del anarquismo espanol, v. 1—2,
Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2,
P., 1975; The anarchist reader, ed. by G. Wood-
cock, N. ?., 1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P 1979; Reinventing
anarchy: what are anarchists thinking these
days?, L., 1979. Е. В. Старостин.
АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религ.
представления о
духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, к-рый
считал веру в
отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии,
созданной
«дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и
т. п. В
соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение
явлений окру-
жающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления
(гром, ветер и т.
п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей,
способностью вредить людям
(духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их
духовные сущности —
дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п.
Душа человека
воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его
органах (сердце,
голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и
отличной от
духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания
существенным было
противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров
(потустороннего мира
духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и
неодушевлённого (ср.
обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за
владельцем). Анимистич.
представления — элемент всякой религии. См. также Дух, Душа. АНОМИЯ (франц.
anomie —
отсутствие закона, организации, от греч. ? — отрицат. частица и ????? — закон),
понятие бурж.
социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям
социальной
системы, в к-рой они действуют, и означает: 1) состояние общества, при к-ром для
его членов
утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока
частота
отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие
эталонов,
стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение
и выбрать
образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном»
состоянии, без чувст-
ва солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между
универсальными целями и
ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми,
«санкционированными»
средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей
толкает многих
людей на незаконные пути их достижения.
Термин «А.» ввёл Дюркгейм, к-рый рассматривал её как постоянное и нормальное
состояние
«промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это общество поощряет
одинаковые для
всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых
богатства, власти,
высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или
расценивают
свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от
социальных норм,
подготовляет и ускоряет перемены в обществе.
Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую
очередь,
рассматривается как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий.
В социологии
преступности, откло-
АНОМИЯ 25
няющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие
противоречивые
элементы сознания аномич. личности, как чувство беспомощности, изоляции,
пустоты,
безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с другой —
авторитаризм,
этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых
определений А. делает
это понятие весьма расплывчатым.
• Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ, 1912; Социология преступности,
пер. с англ., М., 1966; Merton R.К.,
Social theory and social structure, Glencoe (111.), 1957; Ano-mie and deviant
behavior: a discussion and critique, ed. by M.
Clinard, N. Y., 1964; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiolo-
gical dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965, v. 30, № 1; F r o m m
E., Escape from freedom, N. ?., 1971.
АНСEЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия,— 21.4.1109, Кентербери,
Англия), тео-
лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру
как
предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую,
дабы
уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей
развил т. н.
онтологич. доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как
всесовершен-ной
сущности, необходимо включающей бытийствен-ность. Проявившиеся в этом
рассуждении
понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному
интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В
полемике об
универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич.
рационализм А. проявил-
ся в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически
доказать
необходимость воп-лощения бога в человеке.
• Opera omnia, v. 1—5, Edin.— Roma, 1946—51; Monologion, lateinisch-deutsche
Ausg. v. F. Schmitt, Stuttg.— Bad, 1964.
• История философии, т. 1, M., 1940, с. 425—30; B a r t h K., Fides quaerens
intellectum. Anselms Beweis der Existenz
Gottes..., Munch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd l, Munch.,
1957.
АНТАГОНИЗМ (от греч. ??????????? — спор, борьба), одна из форм противоречий,
характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Термин
«А.» в
значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра
и зла), в
филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В таком же значении он применяется в
биологии, матема-
тике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в
рабовладельч., феод.,
капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к социализму,
показал, что А.
разрешаются путём классовой борьбы, формы и содержание к-рой определяются
конкретно-историч.
условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения
являются «...
последней антагонистической формой общественного процесса производства...»
(Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчёркивал, что «антагонизм и противоречие
совсем не одно и то
же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сб. XI, 1929,
с. 357). См. также
Противоречие.
«АНТИ-ДЮРИНГ», название, под к-рым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса
«Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич.
работа,
направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее
изложение трёх
составных частей марксизма — диалектич. и историч. материализма, политич.
экономии, теории
науч. коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии,
естествознания и
общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Л е н
и н В. И., ПСС,
т. 2, с. И, прим.).
Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоре-тич., но и прямой политич.
необходимостью. В
1875
26 АНСЕЛЬМ
Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь
вульгарного
материализма, позитивизма и идеализма, выступил с собств. разновидностью
мелкобурж.
социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только
что
объединившейся с.-д. партии Германии. При таких обстоятельствах В. Либкнехт
обратился к
Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс
счёл своим парт,
долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся
ревизии
марксизма. Разнообразие вопросов, о к-рых рассуждал в своих сочинениях Дюринг,
дало Энгельсу
возможность, наряду с обстоят, критикой взглядов Дюринга, развить в положит,
форме марксистские
взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич.
по форме и
энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над ним в
сер. 1876. В
рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич.
экономии, написал
Маркс. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии
статей в центр,
органе с.-д. партии газ. «Vorwarts». После введения в 1878 исключит, закона
против социалистов
книга в Германии была запрещена.
Соответственно трём составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трёх осн.
отделов:
«Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является