<< Пред.           стр. 13 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 борьба за
 последоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм,
 либо ложь и
 путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а
 ж д о м
 параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).
 Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч.
 неизбежность
 возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность смены
 осн. периодов в
 истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.—
 идеалистич.
 диалектика классич. нем. философии — материалистич. диалектика марксизма.
 Энгельс показывает,
 что распространение материализма на понимание истории общества создало науч.
 основу для
 изучения капиталистич. способа произ-ва, для выработки таким путём учения о
 прибавочной
 стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистич.
 пониманию истории и
 теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с
 тем здесь
 показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают
 развитие
 философии (гл. 1).
 В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы материализма и диалектики, а также
 материалистич.
 понимания истории. С самого начала он формулирует по-следовательно-
 материалистич. и диалектич.
 решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам
 человек — продукт
 природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой.
 Мышление есть
 отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из дейст-вит.
 мира (гл. 3).
 Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс.
 истина осу-
 ществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит
 в его
 материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство
 и время суть осн.
 формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без
 материи.
 Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотво-римо
 и
 неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Различные формы движения (механическое,
 физическое,
 химическое, биологическое) являются предметом изучения различных наук (гл. 6—7).
 Все науки
 можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые
 организмы;
 историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого
 мышления — формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет
 соотношение этих двух
 наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и
 диалектики и
 соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только
 наука о
 мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы,
 человеческого
 общества и мышления (гл. 13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность
 движения,
 переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12—13). С точки зрения
 материалистич.
 диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук:
 значение космогонич.
 гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич.
 клетки и сущность жизни
 (гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10),
 соотношение свободы и
 необходимости (гл. 11).
 Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет
 политич.
 экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего
 фактора
 обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и
 политич. власти,
 рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич.
 революции и
 революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4). Энгельс
 излагает марксистское
 понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной
 стоимости, земельной
 ренты (гл. 5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются нек-рые
 проблемы истории
 политэкономии.
 В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теории науч. социализма, показывает,
 что науч.
 социализм является теоретич. выражением пролет. движения и характеризует
 будущее,
 коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание
 истории,
 вскрывает осн. противоречие капитализма — противоречие между производит. силами
 и
 производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным
 характером присвоения.
 Это противоречие проявляется как противоположность между организацией произ-ва
 на каждом
 предприятии и анархией произ-ва во всём обществе, как антагонизм между
 пролетариатом и
 буржуазией. Оно находит своё разрешение в пролет. революции. Пролетариат берёт
 власть в свои
 руки и превращает средства произ-ва в обществ. собственность. Анархия в произ-ве
 заменяется
 планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается
 беспрерывное,
 постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе
 исчезает
 калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в
 производит. труде.
 Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает
 противопо-
 ложность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются
 классовые
 различия и отмирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с
 трудом. Исчезает
 религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а
 вследствие этого и
 господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в
 царство свободы.
 «А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги
 получили
 дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение
 семьи, частной
 собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в
 работах В. И.
 Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего»
 (Ленин В. И., ПСС, т.
 23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг,
 1878; Цюрих, 1886;
 Штутгарт, 1894).
 В 1880 по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную
 брошюру
 «Развитие социализма от утопии к науке», к-рая стала одним из самых
 распространённых произв.
 марксизма. По словам
 Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм» (M a p к с К. и
 Энгельс Ф., Соч.,
 т. 19, с. 245). В 1892 Энгельс написал введение к англ. изданию брошюры, нем.
 текст введения он
 опубликовал под назв. «Об историч. материализме».
 • Mapкс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20; т. 19, с. 185—230, 241—45, 321—23; т. 22,
 с. 213, 294—320; т. 36, с. 118-19; Л е н и н
 В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС,
 т. 1; его же, Материализм и эм-
 пириокритицизм, там же, т. 18; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 1,
 § 4; Справочный том к ПСС В. И.
 Ленина, ч. 2, с. 349; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «А.-Д.», [M.],
 1953; H a p с к и й И. С., Развитие
 марксистской философии в «А.-Д.» Ф. Энгельса, М., 1958; Энгельс-теоретик, М.,
 1970; Багатурия Г. А., Контуры
 грядущего, М., 1972, гл. 5; Фридрих Энгельс. Биография, ?., 19772; «А.-Д.» Ф.
 Энгельса и современность, М., 1978; В о
 л о д и н А. И., «А.-Д.» Ф. Энгельса и обществ, мысль России 19 в., М., 1978;
 Марксистская философия в 19 веке, кн. 2,
 М., 1979, гл. 12; 100 Jahre «Anti-Duhring», В., 1978. Г. А. Багатурия.
 АНТИКОММУНИЗМ, главное идейно-политич. оружие империализма, осн. содержанием к-
 рого
 являются клевета на социалистич. строй, фальсификация политики и целей
 коммунистич. партий,
 учения марксизма-ленинизма. В основе А.— клеветнич. утверждения об утопизме
 коммунистич.
 идеологии, «тоталитарном» характере социалистич. гос-в, о «дегуманизации»
 обществ. отношений,
 «стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма, измышления
 об
 агрессивной сущности мирового коммунизма. Осн. место в А. занимает антисоветизм,
 стремление
 извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области
 культуры. Пропаганда
 А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение
 и др.) и
 поставленная на уровень гос. политики, преследует цели посеять недоверие к
 лозунгам и идеалам
 коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революц.
 активность
 трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистич. обществ.
 отношений.
 Типичным проявлением А. служит стремление представить социальные перемены,
 охватившие мир,
 как результат подрывной деятельности социалистич. стран и прежде всего — СССР.
 Оперируя такого
 рода представлениями, идеологи и политики империализма пытаются
 скомпрометировать своих
 классовых противников, выдать их за «иностр. агентуру», чуждую действительным
 интересам той
 или иной страны. Паразитируя на росте нац. самосознания, А. пытается направить
 его в русло
 националистических, шовинистических настроений, подорвать интернациональную
 солидарность
 трудящихся.
 А.— не только идеология. Он выступает и как реальная гос. деятельность,
 направленная на
 подавление коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения. Там, где ведётся
 наступление
 против демократич. сил, оно сопровождается оголтелым А. Его крайнее проявление —
 стремление
 агрессивных империалистич. кругов к войне против стран социализма.
 В отличие от воинствующего А., к-рый характеризуется откровенным и вульгарным
 негативизмом,
 связью с профаш. элементами, с силами крайней реакции и войны, нек-рые
 представители бурж.
 идеологии призывают к созданию т. н. позитивного А. Признавая науч. заслуги
 основоположников
 марксизма-ленинизма в развитии обществ. теории и положит. значение отд. сторон
 марксизма и
 социалистич. общества, «позитивный» А. пытается доказать устарелость,
 непригодность марксизма-
 ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества,
 ориентируется на
 постепенное внутр. перерождение, «эрозию» коммунизма. Эти ложные идеи
 пропагандируют и
 деятели правой с.-д-тии, А. к-рых является одной из важнейших причин её идейно-
 политич. кризиса
 и свидетельствует о капитуляции перед гос.-монополистич. капитализмом.
 АНТИКОММУНИЗМ 27
 Видная роль в А. отводится т. н. советологии, представители к-рой включают
 философов,
 экономистов, социологов, теологов и др. Нек-рые «советологи» провозглашают
 требование
 углублённого изучения теории и практики коммунизма, с тем чтобы придать критике
 коммунизма
 более «правдоподобный», утончённый характер.
 А., антисоветизм — это крайний правый фланг идеологии и политики совр.
 буржуазии; это —
 проявление реакции, основанное на преднамеренном извращении теории и практики
 науч.
 коммунизма. Другую политич. направленность имеют взгляды и представления тех
 идеологов, к-рые,
 критикуя те или иные аспекты со-циалистич. образа жизни или не соглашаясь с
 принципами
 коммунизма, в то же время стремятся понять эти принципы, не используют клевету,
 фальсификацию
 и демагогию. В соответствии с этим коммунисты, беспощадно разоблачая
 фальсификаторов,
 убедительно и аргументированно полемизируют с теми, кто готов вести серьёзную
 дискуссию.
 • Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
 Княжинский В. Б., Междунар.
 стратегия А., М., 1972; Совр. А. Политика, идеология, М., 1973; Королев Б. И.,
 Антисоветизм в глобальной стратегии
 империализма, М., 1974; Фарукшин М. X., Социалистич. демократия и буржуазная
 «советология». (Очерк критики
 антиком-мунистич. концепций), Казань, 1976; Б о в ш В. И., Футурология и А.,
 Минск, 1977; Кортунов В. В.,
 Коммунизм и А. перед лидом современности, М., 1978; Генри Э., Профессиональный
 А. К истории возникновения, М.,
 1981. А. Е. Бовин.
 АНТИНОМИЯ (греч. ????????? — противоречие закона самому себе, от ???? — против и
 ????? —
 закон), 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих
 одинаково
 убедительное ло-гич. обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее
 или законе при
 попытке их доказат. формулирования.
 Термин «А.» имел первоначально юридич. смысл и означал противоречие между двумя
 законами или
 внутр. самопротиворечивость к.-л. отд. закона. В 1 в. его использовали в
 указанном значении
 Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана
 (534)
 предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и
 эта коллизия
 получила назв. А.
 Термин «А.» встречается в «Филос. словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естеств.
 теологию его ввёл Ш.
 Бонне (18 в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей
 была присуща
 ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномич. определения пространств.-временного
 мира и
 движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения
 противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая
 Кузанского.
 Филос. смысл понятие А. приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781).
 Согласно Канту,
 А. необходимо возникают в человеч. разуме при попытке мыслить мир как единое
 целое,
 подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту,
 неизбежные
 противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного,
 бесконечного,
 приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где
 наличествует только
 преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре А.
 1) Мир имеет
 начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и
 бесконечен в
 пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна
 вещь не состоит
 из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по
 законам природы
 недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная)
 причинность.— Нет
 никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру
 принадлежит
 28 АНТИНОМИЯ
 безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно
 необходимой
 сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектич.
 противоречия,

<< Пред.           стр. 13 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу