<< Пред. стр. 13 (из 449) След. >>
борьба запоследоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм,
либо ложь и
путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а
ж д о м
параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).
Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч.
неизбежность
возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность смены
осн. периодов в
истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.—
идеалистич.
диалектика классич. нем. философии — материалистич. диалектика марксизма.
Энгельс показывает,
что распространение материализма на понимание истории общества создало науч.
основу для
изучения капиталистич. способа произ-ва, для выработки таким путём учения о
прибавочной
стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистич.
пониманию истории и
теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с
тем здесь
показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают
развитие
философии (гл. 1).
В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы материализма и диалектики, а также
материалистич.
понимания истории. С самого начала он формулирует по-следовательно-
материалистич. и диалектич.
решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам
человек — продукт
природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой.
Мышление есть
отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из дейст-вит.
мира (гл. 3).
Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс.
истина осу-
ществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит
в его
материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство
и время суть осн.
формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без
материи.
Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотво-римо
и
неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Различные формы движения (механическое,
физическое,
химическое, биологическое) являются предметом изучения различных наук (гл. 6—7).
Все науки
можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые
организмы;
историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого
мышления — формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет
соотношение этих двух
наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и
диалектики и
соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только
наука о
мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого
общества и мышления (гл. 13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность
движения,
переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12—13). С точки зрения
материалистич.
диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук:
значение космогонич.
гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич.
клетки и сущность жизни
(гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10),
соотношение свободы и
необходимости (гл. 11).
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет
политич.
экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего
фактора
обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и
политич. власти,
рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич.
революции и
революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4). Энгельс
излагает марксистское
понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной
стоимости, земельной
ренты (гл. 5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются нек-рые
проблемы истории
политэкономии.
В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теории науч. социализма, показывает,
что науч.
социализм является теоретич. выражением пролет. движения и характеризует
будущее,
коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание
истории,
вскрывает осн. противоречие капитализма — противоречие между производит. силами
и
производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным
характером присвоения.
Это противоречие проявляется как противоположность между организацией произ-ва
на каждом
предприятии и анархией произ-ва во всём обществе, как антагонизм между
пролетариатом и
буржуазией. Оно находит своё разрешение в пролет. революции. Пролетариат берёт
власть в свои
руки и превращает средства произ-ва в обществ. собственность. Анархия в произ-ве
заменяется
планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается
беспрерывное,
постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе
исчезает
калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в
производит. труде.
Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает
противопо-
ложность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются
классовые
различия и отмирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с
трудом. Исчезает
религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а
вследствие этого и
господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в
царство свободы.
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги
получили
дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение
семьи, частной
собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в
работах В. И.
Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего»
(Ленин В. И., ПСС, т.
23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг,
1878; Цюрих, 1886;
Штутгарт, 1894).
В 1880 по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную
брошюру
«Развитие социализма от утопии к науке», к-рая стала одним из самых
распространённых произв.
марксизма. По словам
Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм» (M a p к с К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 19, с. 245). В 1892 Энгельс написал введение к англ. изданию брошюры, нем.
текст введения он
опубликовал под назв. «Об историч. материализме».
• Mapкс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20; т. 19, с. 185—230, 241—45, 321—23; т. 22,
с. 213, 294—320; т. 36, с. 118-19; Л е н и н
В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС,
т. 1; его же, Материализм и эм-
пириокритицизм, там же, т. 18; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 1,
§ 4; Справочный том к ПСС В. И.
Ленина, ч. 2, с. 349; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «А.-Д.», [M.],
1953; H a p с к и й И. С., Развитие
марксистской философии в «А.-Д.» Ф. Энгельса, М., 1958; Энгельс-теоретик, М.,
1970; Багатурия Г. А., Контуры
грядущего, М., 1972, гл. 5; Фридрих Энгельс. Биография, ?., 19772; «А.-Д.» Ф.
Энгельса и современность, М., 1978; В о
л о д и н А. И., «А.-Д.» Ф. Энгельса и обществ, мысль России 19 в., М., 1978;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 2,
М., 1979, гл. 12; 100 Jahre «Anti-Duhring», В., 1978. Г. А. Багатурия.
АНТИКОММУНИЗМ, главное идейно-политич. оружие империализма, осн. содержанием к-
рого
являются клевета на социалистич. строй, фальсификация политики и целей
коммунистич. партий,
учения марксизма-ленинизма. В основе А.— клеветнич. утверждения об утопизме
коммунистич.
идеологии, «тоталитарном» характере социалистич. гос-в, о «дегуманизации»
обществ. отношений,
«стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма, измышления
об
агрессивной сущности мирового коммунизма. Осн. место в А. занимает антисоветизм,
стремление
извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области
культуры. Пропаганда
А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение
и др.) и
поставленная на уровень гос. политики, преследует цели посеять недоверие к
лозунгам и идеалам
коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революц.
активность
трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистич. обществ.
отношений.
Типичным проявлением А. служит стремление представить социальные перемены,
охватившие мир,
как результат подрывной деятельности социалистич. стран и прежде всего — СССР.
Оперируя такого
рода представлениями, идеологи и политики империализма пытаются
скомпрометировать своих
классовых противников, выдать их за «иностр. агентуру», чуждую действительным
интересам той
или иной страны. Паразитируя на росте нац. самосознания, А. пытается направить
его в русло
националистических, шовинистических настроений, подорвать интернациональную
солидарность
трудящихся.
А.— не только идеология. Он выступает и как реальная гос. деятельность,
направленная на
подавление коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения. Там, где ведётся
наступление
против демократич. сил, оно сопровождается оголтелым А. Его крайнее проявление —
стремление
агрессивных империалистич. кругов к войне против стран социализма.
В отличие от воинствующего А., к-рый характеризуется откровенным и вульгарным
негативизмом,
связью с профаш. элементами, с силами крайней реакции и войны, нек-рые
представители бурж.
идеологии призывают к созданию т. н. позитивного А. Признавая науч. заслуги
основоположников
марксизма-ленинизма в развитии обществ. теории и положит. значение отд. сторон
марксизма и
социалистич. общества, «позитивный» А. пытается доказать устарелость,
непригодность марксизма-
ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества,
ориентируется на
постепенное внутр. перерождение, «эрозию» коммунизма. Эти ложные идеи
пропагандируют и
деятели правой с.-д-тии, А. к-рых является одной из важнейших причин её идейно-
политич. кризиса
и свидетельствует о капитуляции перед гос.-монополистич. капитализмом.
АНТИКОММУНИЗМ 27
Видная роль в А. отводится т. н. советологии, представители к-рой включают
философов,
экономистов, социологов, теологов и др. Нек-рые «советологи» провозглашают
требование
углублённого изучения теории и практики коммунизма, с тем чтобы придать критике
коммунизма
более «правдоподобный», утончённый характер.
А., антисоветизм — это крайний правый фланг идеологии и политики совр.
буржуазии; это —
проявление реакции, основанное на преднамеренном извращении теории и практики
науч.
коммунизма. Другую политич. направленность имеют взгляды и представления тех
идеологов, к-рые,
критикуя те или иные аспекты со-циалистич. образа жизни или не соглашаясь с
принципами
коммунизма, в то же время стремятся понять эти принципы, не используют клевету,
фальсификацию
и демагогию. В соответствии с этим коммунисты, беспощадно разоблачая
фальсификаторов,
убедительно и аргументированно полемизируют с теми, кто готов вести серьёзную
дискуссию.
• Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Княжинский В. Б., Междунар.
стратегия А., М., 1972; Совр. А. Политика, идеология, М., 1973; Королев Б. И.,
Антисоветизм в глобальной стратегии
империализма, М., 1974; Фарукшин М. X., Социалистич. демократия и буржуазная
«советология». (Очерк критики
антиком-мунистич. концепций), Казань, 1976; Б о в ш В. И., Футурология и А.,
Минск, 1977; Кортунов В. В.,
Коммунизм и А. перед лидом современности, М., 1978; Генри Э., Профессиональный
А. К истории возникновения, М.,
1981. А. Е. Бовин.
АНТИНОМИЯ (греч. ????????? — противоречие закона самому себе, от ???? — против и
????? —
закон), 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих
одинаково
убедительное ло-гич. обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее
или законе при
попытке их доказат. формулирования.
Термин «А.» имел первоначально юридич. смысл и означал противоречие между двумя
законами или
внутр. самопротиворечивость к.-л. отд. закона. В 1 в. его использовали в
указанном значении
Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана
(534)
предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и
эта коллизия
получила назв. А.
Термин «А.» встречается в «Филос. словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естеств.
теологию его ввёл Ш.
Бонне (18 в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей
была присуща
ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномич. определения пространств.-временного
мира и
движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения
противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая
Кузанского.
Филос. смысл понятие А. приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781).
Согласно Канту,
А. необходимо возникают в человеч. разуме при попытке мыслить мир как единое
целое,
подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту,
неизбежные
противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного,
бесконечного,
приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где
наличествует только
преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре А.
1) Мир имеет
начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и
бесконечен в
пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна
вещь не состоит
из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по
законам природы
недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная)
причинность.— Нет
никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру
принадлежит
28 АНТИНОМИЯ
безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно
необходимой
сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектич.
противоречия,