<< Пред. стр. 14 (из 449) След. >>
возникающие в человеч. разуме,— естеств. и неизбежная «иллюзия», проистекающаяиз его
субъективного, сверхопытного применения.
Учение Канта об А. было всесторонне развито нем. классич. идеализмом как
фундаментальная
предпосылка диалектич. логики. Гегель подверг критич. анализу кантовское решение
вопроса об А.,
показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика
развивающегося духа,
историч. бытия и мышления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобразовано в
понятие
синтетически разрешимого противоречия.
Проблема А. рассматривается в диалектич. материализме в рамках учения о
диалектич.
противоречии. В противоположность идеалистич. концепциям противоречия,
марксистская
философия исходит из признания объективных диалектич. противоречий в качестве
основы А.,
выражающих процесс развития науч. знания. Исследования проблемы А., вопроса об
их со-
отношении с объективными противоречиями (напр., анализ парадоксов теории
множеств, А.
квантовой механики) отражают процесс осознания совр. наукой диалектич. характера
её собств.
теоретич. оснований. См. Противоречие.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3,М., 1964, с. 336—500, 597—654;
Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М., 1970, с.
262—73; Флоренский П., Космологич. антиномии И.Канта, Сергиев Посад, 1909;
Нарский И. С., Диалектич. проти-
воречие и логика познания, М., 1969; Б и б л е ? В. С., Мышление как творчество,
М., І975; Диалектич. противоречие,
М., 1979.
АНТИОХ (????????) из Аскалона (ок. 130 — ок. 68 до н. э.), др.-греч. философ-
платоник, ученик Фи-
лона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму
Древней академии
(призыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й
академии. С
антискептич. тенденциями А. связано влияние на него стоицизма (согласно А.,
доктрины стоиков,
перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признаёт стоич. учение
о «постигающем
впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в её
понимании,
признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея»
А. сочетает со
стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих
понятий» и др. В
целом А. подготовил почву для среднего платонизма, отказавшегося, однако, от
стоич. элементов его
учения.
• Фрагменты в кн.; Luck G., Der Akademiker Antio-chos, Bern — Stuttg., 1953.
•Strache H., Der Eklektizismus des Antiochus von Askalon, В., 1921, L u e d e r
A., Die philosophische Personlichkeit des
Antiochos von Ascalon, Gott., 1940; Dillon J., The middle Platonists, L., 1977,
p. 52—106.
АНТИСФЕН (??????????) из Афин (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), др.-греч. мыслитель,
ученик Сократа,
противник Платона. Этич. идеи А. были развиты киниками; согласно антич.
традиции, учеником А.
был Диоген Синайский. В молодости обучался риторике у Горгия. Считал
«рассмотрение имён» (т. е.
названий вещей) «началом образования» (фр. 38 — F. D. Gaizzi, Antisthenis
fragmenta, Mil., 1966).
Аристотель критикует загадочное утверждение А., будто «об одном может быть
высказано только
одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало,
что не может
быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду — тоже»
(Аристотель,
Метафизика 1024Ь 32—34). По-видимому, А. воспринимал как парадокс, когда в
суждении
приравниваются нетождественные субъект и предикат. Чтобы возразить как-то на
утверждение
представителей элейской школы о невозможности движения, якобы встал и начал
молча ходить (фр.
160). Собств. примером учил всемерному ограничению потребностей и называл себя
богатейшим из
людей; единственное подлинное наслаж-
дение даёт, по ?., труд, а целью жизни он считал добродетель (фр. НО, 113).
Выступал против
равенства людей (Аристотель, Политика 1284а 15 слл.) и, будучи индивидуалистом в
морали,
утверждал, что «в обществ, жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а
законами
добродетели» (Диоген Лаэртий VI 11). Противопоставлял многочисл. богов нар.
религии одно-му
подлинному (фр. 39, 40).
• Fritz K. v., Zur antisthenischen Erkenntnistheorie und Logik, «Hermes», 1927,
Bd 62, S. 453—84; С a i z z i F., Antiste-ne,
«Studi Urbinati», 1964, anno 38, p. 49—99; P a t z e r A., An-tisthenes der
Sokratiker..., Hdlb., 1970; Guthrie W. K. C., History
of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИТЕЗИС (греч. ????????? — противоположение), 1) в логике — исходная посылка
логич.
вывода в доказательствах от противного; 2) в философии Гегеля А.— отрицат.
момент в процессе
диалектич. развития, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.
АНТИТЕТИКА (от греч. ??????????? — противополагающий), свод противоречащих
утверждений
(тезисов и антитезисов), ни одному из к-рых нельзя отдать предпочтения перед
другим. Идея А.
восходит к филос. спорам античности и полемич. методам схоластов. Термин «А.»
характерен для
философии Канта и указывает на тот «спор разума с самим собой», к-рый Кант
отобразил в
антиномиях. Трансцендентальная А.— это, по Канту, исследование антиномий чистого
разума, их
причин и результатов.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 399—403, 618, 620—
21; см. также лит. к ст. Антиномия.
АНТИУТОПИЯ, идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, к-рое, в
противоположность
утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления
справедливого
обществ. строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки
воплотить в жизнь
справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В
аналогичном смысле
в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е.
искажённая, перевёрнутая
утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. ????? — плохой, злой и ????? —
место). А. получила
распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая
была воспринята
мн. представителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые
утопич.
социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов
преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был
лаконично
сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем
в это верили
прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать
их
окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве
эпиграфа к
своей А., см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала
лейтмотивом всей
последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в., согласно к-рой
утопия является
насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к
тоталитарному строю, а
любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.
Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный
новый мир»
и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла,
«Механич. апельсин»
и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух»
У. Голдинга и
мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны
нек-рые
публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь
мира» Ч. Льюиса,
«Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р.
Хейлбронера и т. п.
В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и
смятение перед ли-
цом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление
защитить традиц.
бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде
утопий эта
тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом
обществе», с
протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и
поведением людей в
условиях гос.-монополистич. капитализма.
Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера,
У. Ирвинга,
С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от
острой критики
социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является
сатирой на демократич.
и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социальный
строй и
выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же
состоит и
принципиальное различие между А. и т. н. романом-предостережением, к к-рому
обращались в своём
творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р.
Мерль, П. Буль и
многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не
мнимых опасностей.
А. представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж.
общества. Анти-
утопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных
социальных идеалов,
от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч.
пессимизм. В совр.
условиях А. на Западе несколько утрачивает своё значение, ибо её негативное
отношение к
социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках
привлекательных для масс
позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения
различных
либерально-реформистских и радикальных утопий.
• Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич.
антимире, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 4,
М., 1976; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г.,
«Иностр. лит-ра», 1979, JV« 7; H u ? 1
е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958; Amis К., New maps of hell, N.
Y., 1960; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P.,
1960; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y., 1962; H i I 1 e g a s M.
R., The future as nightmare, N. Y., 1967; Коe-
stler ?., The ghost in the machine, L., 1975; см. также лит. к ст. Утопия. 9. А.
Араб-Оглы.
АНТИФОНТ (???????) (5 в. до н. э.), др.-греч. философ-солист. Автор соч.
«Истина» и «Согласие».
О жизни А. неизвестно ничего достоверного; антич. традиция, принимаемая нек-рыми
совр.
исследователями, отождествляет его с А. из Рамнунта — афинским политиком
олигархич.
направления и автором суд. речей. В духе элейской школы высказывался скептически
в отношении
возможности познания единичного (DK В 1). Пытался решить задачу квадратуры круга
и
натолкнулся при этом на проблему перехода к пределу последовательности (DK В
13). Подчёркивал
искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека (DK В
15 = Аристотель,
Физика II 1 193а 9 слл.). В соч. «Истина» А. предстаёт как пессимист и противник
ограничений,
накладываемых на индивида гос-вом. В своём индивидуализме рекомендовал
расчётливо заботиться
о максимуме наслаждений и минимуме страданий, видя в этом следование природе.
Соблюдать
законы следовало, по А., лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы
не подвергнуться
наказанию. А. отрицал существ. различия между эллинами и варварами, не признавал
преимуществ
знатного происхождения. Возможно, делал попытки рационального толкования
сновидений. Веря,
как все софисты, в могущество слова, вёл лечебные беседы в специально
приспособленном
помещении с людьми, потерявшими душевное равновесие и искавшими помощи (DK A 6).
Найденные на папирусах отрывки соч. А.— древнейший образец греч. филос. прозы.
• Фрагменты: DK II, 334—70; Маковельский А. О., Софисты, в. 2, Баку, 1941, с.
33—55.
АНТИФОНТ 29
* Л у p ь е С. Я., ?.— творец древнейшей анархич. системы, М., 1925; D u m m l e
r F., Akademika, Giessen, 1889, S.71—
241; L u r i a S., Antiphon der Sophist, «Eos», 1963, v. 53, fasc. l, p. 63—67;
M o r r i s o n J. S., The Truth of Antiphon,
«Phronesis», 1963, v. 8, p. 35—49; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek
philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), понятие, означающее
способность
n той или иной форме предвосхищать события. Идея А. (греч. «пролепсис»)
встречалась уже у
стоиков и эпикурейцев. Против А. выступал Ф. Бэкон, призывавший не
предвосхищать, а познавать
природу. Кант под А. в широком смысле понимал априорную предопределённость форм
и структур
опытно-теоретич. знания, т. е. относит. единообразие категориально-логич.
аппарата. Поскольку же
само ощущение нельзя антиципировать, к моменту А. в нём можно отнести лишь общее
всем
ощущениям чувство реальности, или наполненности, меняющееся с т. зр.
интенсивности (понятие А.
в узком или, по Канту, «необычном» значении). В психологию понятие А. введено
Вундтом и, как
правило, обозначает либо ожидание организмом определ. ситуации, либо
представление результатов
действия до его осуществления.
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. ????????— человек и ????? — слово, понятие, учение),
филос.
концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн.
мировоззренч. категорию и
утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о
природе,
обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалис-
тич. взгляды.
Наиболее значит. представителями материалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и
Чернышевский.
Ввёл и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек»
была вы-
двинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался
господствовавший в
тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются
идеалистич. варианты А.
(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование совр.
идеалистич. филос.
антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также
близкие им по духу
философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы
понятий
«общество» и «природа».
Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем
понимании самого
человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ.
существа. А. означает
идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между
людьми к
идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А.
получил
распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. См. также ст.
Философская
антропология и лит. к ней.
• Энгельс ?., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. иЭнгельс
Ф., Соч., т. 21; Корн е-е в П. В.,
Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. философия 20 в., М., 1974, с. 162—81.