<< Пред. стр. 143 (из 449) След. >>
представление о К.даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё,
т. е. отрицания
данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к
диалектич. концепции К.,
согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с
небытием, как
взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение
процесса
изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к
идее
бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий
конечный объект
связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя»
(экстенсивная
бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение
всеобщих, инвариантных
характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого
материального
объекта обнаруживается единство К. и
бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем
бесконечное в
конечном, вечное — в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 548).
КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю),
обозначение
идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, противостоящих
прогрессивным
тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.
классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков.
Характерные осо-
бенности К.— враждебность и противодействие прогрессу, приверженность
традиционному и
устаревшему.
Впервые термин «К.» был употреблён франц. писателем Ф. Шатобрианом и означал
идеологию
феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику
идей
Просвещения «справа», апологию феод. устоев и дворянско-клерикальных привилегий
(Э. Берк, С.
Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В
20 в. К. в
капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих
за сохранение
свободы рыночных отношений и сопротивляющихся наступлению гос.-монополистич.
капитализма.
Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализма.
В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К.
(С. Хантингтон, Ф.
Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой
обществ.
структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич.
процессе.
Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч.
материализма,
признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс
рассматривали К.
как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с
историч. арены
обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).
Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих
порядков; как
ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К.
обнаруживаются общие
идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка»,
несовершенства человеч. природы, убеждение в прирождённом неравенстве людей,
ограниченных
возможностях человеч. разума, необходимости классовой иерархии, предпочтение
устоявшихся
обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроизводятся в различных
формах К.
Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич.
традицией, нередко
«устаревшая» идеология усваивает комплекс идейных элементов, присущих к.-л.
предшествующей
форме консервативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует
нек-рые положения
феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социальные функции
той или иной
идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич.
либерализма
приобретает консервативную функцию).
Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не
подлежащей
изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает
возможность
вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к
возможностям волевых
решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит
прошлое во всём его
историч. объёме в настоящее, создавая консервативную утопию.
Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию
либерализму. Осн.
расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная
с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании
экономики и передаче
гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы продолжали выступать за
свободу
рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появился и
приобрёл влияние т.
н. неоконсерватизм, представляющий собой специфич. реакцию на тенденции
либерального
реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в принципе признают необходимость гос.
вмешательства в
экономику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш.
политике
неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении
воен.
превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.
• Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980;
Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М.,
1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash
G. H., The conservative intellectual
movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism,
L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des
Konservatismus in Deutschland, Munch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives.
The men who are changing America's
politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.
КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского
р-на
Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19U4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС
с 1918. Окончил
Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. работу. В
1945—51 работал в
Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в
1954—55
ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61).
Зав. Отделом
агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор
журн.
«Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент
Филос. об-ва
СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970).
Редактор кн.:
«Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива
кн. «Основы
марксистско-ленинской философии», 19826.
Осн. работы посвящены проблемам обществ. развития: предмет историч.
материализма, общие и
специфич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и
политика,
критика бурж. идеологии и ревизионизма.
• За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на
филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение
личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ.
развитии, [M.J, 1940; Что такое
марксистско-ленинская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич.
понимание истории, М., 1946; Историч.
материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич.
общества, М., 1951; Формы обществ.
сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-
ленинская философия и современность,
М., 1982.
КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-
д ы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в
познании и
нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о
том, что
собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно
охватываемое опытом
отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны
обозревать,
обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно
наблюдаемые зави-
симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают
реальное,
«конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям.
Напротив, напр.,
мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить
предметом
завершённого чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки
реально,
опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут
к науч.
фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом,
равно как и др.
предельные, «сверхчувств.»
КОНСТИТУТИВНЫЙ 273
понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как
идеалы,
организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая
его
устремлённость к окончат., абсолютной, предельной завершённости, т. е.
символизируя высшие цели
познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич.
реализации высших,
предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь
речь идёт не о вос-
приятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о
творении
иного, сверхприродного миропорядка, в нек-ром смысле несоразмерного природе. В
сфере морали
идеалы обретают конститутивное применение.
• см. к ст. И. Кант.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуиционистская логика; 2) ветвь логики,
в к-рой
изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструктивных объектах и
процессах (см.
Конструктивное направление) и строится соответств. семантика. В К. л.
отвергается исключённого
третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому
А влечёт А
для любого суждения А; есть знак отрицания). От интуиционистской логики,
также отвергающей
названные логич. положения, К. л. отличает использование при задании смысла
логических операций
понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности
сформулированный А. А.
Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л.
конструктивный процесс
не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.
КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в математике и логике, подход в основаниях этих наук,
при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими
рассуждениями об этих
объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконечности. Конструктивными
наз. объекты,
являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из
др. знаков),
относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и
отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция
отождествления), либо
сложными (но обязательно конечными) знаковыми конструкциями, возникающими в
результате к.-л.
конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном
счёте на
оперировании с элементарными конструктивными объектами и протекающий по чётким
правилам
дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов
[примерами объектов,
возникающих в конструктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л.
алфавите, конечные
таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо
исчислениями
как системами порождающих правил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким
процессам
допускает абстракцию потенциальной осуществимости (позволяющую, напр.,
рассуждать о фор-
мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угодно сложных формальных логич.
выводах), но
не абстракцию актуальной бесконечности. Это приводит к финитной установке (см.
Финитизм),
состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств
всех
натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич.
плане подобная
установка влечёт отказ от применения исключённого третьего принципа к
бесконечным
совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания
(позволяющего
умозаключать от опровержения допущения о несуществовании нек-рого объекта к
утверждению о
его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич.
(теорети-
274 КОНСТРУКТИВНАЯ
ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и
логикой,
реализуемой в системах «искусств. интеллекта».
Конструктивные процессы и соответств. им конструктивистские тенденции неотделимы
от истории
математики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает
складываться в
первые десятилетия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильберта и появлением
интуиционизма
(с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после
возникновения совр.
теории эффективной вычислимости (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х
гг. в СССР
сложилась оригинальная форма К. и., созданная А. А. Марковым и развитая его
учениками (Н. А.
Шанин и др.). См. также Конструктивная логика.
• M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН
СССР, т. 42); его ж е, О логике
конструктивной математики, М., 1972; Шанин ?. ?., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р.
Л., Рекурсивный математич. анализ,
М., 1970, с. 7—76.
КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один
из
основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затем
— экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К.,
излагающие основы
философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х
гг.). Наибольшую
известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер.
под назв. «Курс
положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как
среднюю линию
между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не
должны ставить
вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с
этим наука, по К.,
познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т.
н. трёх стадий
интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих
в конечном
счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления
объясняются па основе религ.
представлений; вторая, метафизич., стадия заменяет сверхъестеств. факторы в
объяснении природы