<< Пред. стр. 147 (из 449) След. >>
P., [1951); Karl Marx. Die okonomisch-philosophischen Manuskripte, B., 1955.
КОСМОГОНИЯ (греч. ??????????, от ?????? — мир, Вселенная и ????, ?????? —
рождение), в совр.
понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космич. объектов и систем.
Проблемы
происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология.
Древнейшие представления о происхождении мира развивались мифологией и религией,
проводившими идею о сотворении мира к.-л. надмировыми силами. С утверждением
гелиоцентризма
возобладало противоположное представление — о возникновении всего небес-
280 КОРНФОРТ
ного естеств. путём. Гипотеза Канта—Лапласа (2-я пол. 18 в.) возродила на новом
уровне знания
очень древнюю догадку о возникновении небесных объектов (планет, Солнца) из
разрежённого
вещества (частиц, движущихся в пустоте) и дала импульс всем последующим
космогонич. гипотезам
и теориям. В совр. науке наиболее принятым является представление о том, что
планеты. Солнце и
др. звёзды возникли в результате конденсации разрежённых газа и пыли под
действием сил
тяготения. Успехи К. зависят от накопления науч. данных и развития теоретич.
представлений о
свойствах исходной среды, от достижений физики процессов конденсации и др.
КОСМОЛОГИЯ (от греч. ?????? — мир, Вселенная и ????? — учение), область науки, в
к-рой
изучаются Вселенная как целое и космич. системы как её части. Древнейшие
космологич.
представления нашли отражение в мифах, становление же науч. К. было подготовлено
победой
гелиоцентризма над геоцентризмом и открытием закона всемирного тяготения. Совр.
К. основана на
общей теории относительности (теории тяготения) А. Эйнштейна, принципы
релятивистской К.
(теории расширяющейся Вселенной) сформулированы в 20-х гг. 20 в. сов.
математиком А. А.
Фридманом и др., важнейшими наблюдат. подтверждениями являются закон красного
смещения,
открытый амер. астрономом Э. Хабблом в 1929, и реликтовое излучение, открытое в
1965. К нач. 80-
х гг. 20 в. происходит всё более тесное смыкание К. с физикой элементарных
частиц на основе
единой теории существующих в природе сил (электромагнитных, сильных, слабых и
гра-
витационных).
К. стремится объяснить совр. состояние Вселенной (Метагалактики) как результат
необходимого и
закономерного развития, последовавшего за произошедшим 10—20 млрд. лет назад
изначальным
взрывом. В ходе расширения, продолжающегося и в наст. время, менялись физич.
условия
(температура, плотность вещества и др.), сформировались элементарные частицы,
атомы, звёзды,
планеты, галактики и их системы. Эти процессы в принципе описываются известными
законами
физики, за исключением первых малых долей секунды от начала расширения, за к-
рые, с т. зр. совр.
науки, Вселенная прошла богатую событиями многоэтапную эволюцию. Для её описания
совр.
физика, вероятно, должна быть обобщена, в частности в направлении объединения
квантовой теории
и общей теории относительности. К. нащупывает подходы и к пониманию природы
изначального
взрыва. Вопрос о том, будет ли расширение продолжаться беспредельно или сменится
сжатием,
остаётся пока открытым. Его решение зависит от знания соотношения величин
средней плотности
вещества и скорости расширения, к-рые пока известны недостаточно точно.
Вследствие этого неясно
также, является ли безграничное пространство Вселенной замкнутым (конечным) или
открытым
(метрически бесконечным). Развитие К. оказывает существ. влияние на эволюцию
совр. картины
мира.
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. ???????????? — космополит, гражданин мира), идеология т.
н.
мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац.
суверенитет, проповедующая
отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена
Лаэртия, слово
«космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63).
Плутарх
приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А—В). По Эпиктету,
Сократ был
космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают
философы о
родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать
словами Сократа:
я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное
свидетельство содержится
и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встреча-
ется уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das
Weltburgertum in der
Antike, «Die Antike», B.—Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).
Кризис антич. полиса и создание разноплеменного гос-ва Александра Македонского
явились причи-
ной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них
обосновывали
расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников
Антисфена и
Диогена Синопс-кого выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон
из Кптиона, в
космополитич. идеале искали обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь
каждого человека
по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах:
«ubi bene, ibi
patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала
католич. церковь. В
период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод.
раздробленности
(Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху
Просвещения
выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла
Мирандола,
Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский).
Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против
феодализма
выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность
феодально-
партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи
мирового
гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве
с патриоти-
ческими идеями, отражая стремление к национальному единству.
Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала,
стремящегося туда,
где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного
рынка сделала
производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 4, с.
427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а
возникает на его
почве.
Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В
борьбе против нац.-
освободит.
движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости»
нац.
суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации»,
действующая наряду с
тенденцией к образованию национальных гос-в, вызывает попытки «обосновать»
необходимость
создания наднациональных сообществ.
К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он
представляет собой
неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь
мировой политич.
интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); эконо-мич. теории
(реакционно-
утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права
(теории
междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на
отрицании нац. и гос.
суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации
выдвигаются в
совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о
превращении
ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не
учитывают
существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы народов за
сохранение нац.
суверенитета, за нац. освобождение.
Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций
путём
насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты
рассматривают
перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода
обществ. развития,
свидетельствующего о том,
что слияние наций — это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и
расцвета наций и
происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, Святое
семейство..., там же, т. 2; их же, Нем.
идеология, там же, т. 3; Л е н и н В. И., О праве наций на самоопределение, ПСС,
т. 25; е г о ж е, Империализм, как
высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об
«империалистич. экономизме», там
же, т. 30; Модржинская Е. Д., К.— империалистич. идеология порабощения наций,
М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое
гос-во: иллюзии или реальность?, М., 1969;Социоло-гич. проблемы междунар.
отношений, М., 1970.
Е. Д. Модржинская.
КОСМОС (греч. ??????, лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения
мира как
структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении
значение слова К.
варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения»,
«украшения», «наряда» до
понятия внутр. структуры, особенно социальной — политической (гос. строй,
«порядок» — Геродот)
я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной
рассеянности элементов-
воинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении
индивида; ср. рус.
«ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в
филос. лексикон
остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что
«Пифагор первым
назвал универсум „космосом", исходя из порядка (?????), к-рый в нем наличен», не
согласуется с тем,
что термин «К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов
[несомненно, у
Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» (??????) внутри сфе-рич.
мира-
небосвода (???????)]. Впервые К. как «ми-рострой», «мир» бесспорно
засвидетельствован ок. 500 до
н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость к-
рого от Пифагора
весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков
(Парменид,
Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах,
допускающих
множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает
«упорядоченную часть»
Вселенной и противополагается понятию ?? ??? — «универсум» (т. е. примерно
соответствует
понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с
термином К.
конкурирует термин ??????? — «небо», окончательно уступающий место К. начиная с
эпохи элли-
низма.
Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с
одной стороны, те-
леологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной
упорядочивающей
деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже
Анаксагором, полностью
— Платоном в «Ти-мее»), с другой — обожествлением самого К.: пантеизмом или
космотеязмом.
Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как
предельной полноты бытия,
как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа
составляет
историч. антитезу иудео-христ. концепции «ущербности» природы как результата
грехопадения,
равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.
• Аверин ц ев С. С., Порядок К. и порядок истории в мировоззрении раннего
средневековья, в кн.: Античность и Ви-
зантия, М.,1975, с. 266—85; его же, Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977,с. 84—
108; ? о ;к а н с к и и И. Д., Развитие
естествознания в эпоху античности, ч. 2 — Эволюция идеи ?.,?., 1979; Kranz
W..Kosmos, Bonn, 1958 (Archiv fur
Begriffsgeschichte, Bd 2, Tl 1—2); Kerscliensteiner J., Kosmos. Quellenkritische
Untersuchungen zu den Vorsokratikern,
Munch., 1962 (библ.); P u h v с l J., The origins of Greek kosmos and Latin
mundus, «American Journal of Philology», 1976, v.
97, ?? 2, p. 154—67 (этимология).
КОСМОС 281
КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (31.3.1886, Варшава,— 3.10.1981, там же),
польск.
философ и логик. В 1957—62 президент Польск. АН. Иностр. чл. АН СССР (1958).
Будучи одним из осн. представителей львовско-вар-шавской школы, К. занимал
позицию, близкую к
материализму, рассматривая психическое как отражение объективной реальности,
принципиально
доступной чувств. восприятию. Эти взгляды сочетались со стремлением к макс,
рационализации
процесса познания, средством к-рой К. считал логич. реконструкцию языка науки
как условие
освобождения его от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. К. сформулировал
направленную
против субъективно-идеалис-тич. и неореалистич. интерпретаций науки программу
«реизма», или
«конкретизма» (от лат. res — вещь, соn-cretio — материя, вещество). Её осн.
постулаты: реально
существуют только вещи (тела), свойства и отношения не существуют помимо вещей;
каждому име-
ни (термину) соответствует реальная вещь; общие имена, а также названия свойств
и отношений
должны рассматриваться как метафоры или сокращения, к-рые в языке науки должны
быть
элиминированы. Номи-налистич. программа «реизма» встретилась с серьёзными
трудностями. В
более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая,
однако, на
вторичном, производном характере их существования. К. принадлежат оригинальные
работы по
теории вывода, логич. семантике, истории логики.
Идею рациональной реконструкции К. перенёс в сферу этики и практич.
деятельности. Он сформули-
ровал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности. Осн.
принцип этич.
концепции К., к-рую он противопоставлял бурж. утилитаризму, а также религ.
морали, гласит:
человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ,
на судьбы к-рых он может оказать влияние. Демократизм и гуманизм этики К.
ослабляются абст-
рактностью её осн. категорий («голос совести», одинаковый для всех людей, в
любых обществ.-
историч. условиях и др.).
• Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera, Krakow, 1915; Wybor pism, t. l —
2,Warsz., 1957—58; Elementy teorji poznania, logiki
formalnej i metodologii nauk, Wroclaw, 19612; рус. пер.— Избр. произв., M.,
1963; Трактат о хорошей работе, М., 1975.
• Нарский И. С., Берников M. Н., Номиналистич. материализм Т. К. и С.
Лесневского, «ФН», 1972, M 4; В е р-ников M.
H., Методологии, анализ кризиса филос. идеализма. На материалах польск.