<< Пред.           стр. 163 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 des
 Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич.
 развития и
 поступат. движения человечества к совершенству.
 • Gesammelte Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd 1—10, В.— Weimar, 19682; в рус. пер.—
 Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 19042; Избр.
 произв., М., 1953.
 • Меринг Ф., Легенда о Л., в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.— Л., 1934; ?
 ? и д л е н д е p Г., Л., М., 1957; Л. и
 современность. Сб. ст., ?., 1981; Guthke K. S., Gotthold Ephraim Lessing,
 Stuttg., 19732 (библ.); S e i f e r t S., Lessing-
 Bibliographie, B.—Weimar, 1973; Hildebrandt D., Lessing, Munch.—W., 1979.
 ЛИ-з а к о н (кит., букв.— принцип, закон, высший закон, закон природы, идеал,
 истина), термин кит.
 философии, одно из осн. понятий неоконфуцианства (записывается иным иероглифом,
 чем ли-
 этикет). В самом общем плане — определ. порядок, правила или система вещей, их
 мерило или
 стандарт. Впервые встречается у конфуцианца Мэн-Цзы в качестве принципа человеч.
 природы и у
 легиста Ханъ Фэя в значении особого закона вещей, в отличие от дао — обычного
 закона вещей.
 Сунские неоконфуцианцы (Чжан Цзай, Чжоу Дунъи, Чжу Си, бр. Чэн) видели в Л.
 высшее
 идеальное начало, в отличие от ци — материальной силы. Различия в интерпретации
 значения Л. и ци
 и их места в процессе образования Вселенной во многом определяют последующие
 направления кит.
 философии.
 • Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 235—57.
 ЛИ-э т и к е т (кит., букв.— приличие, сдержанность, культурность, этикет,
 церемония, обряд,
 ритуал), термин кит. философии, осн. понятие этики конфуцианства (пишется иным
 иероглифом,
 чем ли-закон). Не имеет однозначного эквивалента в европ. языках. Первоначально
 означал обувь,
 надеваемую при совершении религ. обрядов, отсюда два исходных значения:
 установленные
 предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). В понимании Конфуция Л.—
 руководящий
 принцип, призванный устанавливать гармонич. отношения между людьми. Л. тесно
 связано с жэнь
 — человечностью, гуманностью; человек, лишённый жэнь,
 не может обладать Л. и действовать в согласии с ним. Человек должен сдерживать
 себя с помощью
 Л., ибо только тогда не будет совершать неправильных поступков. Конфуций считал,
 что путь к
 совершенству начинается с поэзии, определяется Л. и завершается музыкой. Л. это
 также норма
 поведения в семье и гос-ве (отношения государя и подданных). Понятие Л. стало
 одним из
 определяющих принципов и норм поведения в Китае, вошло в нар. быт, культуру и
 массовое
 сознание вплоть до сер. 20 в.
 • Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 139—47, 153, 155; Алексеев В. М., Др.-
 кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; Fung ?
 u - l a n, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, 146—56, 178—79;
 Wing-tsit Chan, A source book in Chinese
 philosophy, Princcton, 1963; P o l i t e l l a J., Taoism and Confucianism, Iowa
 City, 1067, p. 106—09.
 ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат.liberaus — свободный), идей-но-политич. движение,
 объединяющее
 сторонников буржуазно-парламентского строя и бурж. «свобод» в экономич.,
 политич. и др. сферах.
 Термин «Л.» вошёл в широкое употребление в 1-й пол. 19 в., когда в ряде зап.-
 европ. гос-в
 (Великобритания, Франция и др.) появились политич. партии «либералов», однако
 истоки Л.
 восходят к эпохе бурж. революций 17—18 вв. Идеология раннего Л. играла
 прогрессивную роль, т. к.
 в ней были сформулированы осн. принципы бурж. обществ. устройства, пришедшего на
 смену феод.
 обществу.
 Идеи экономич. Л. высказывались ещё физиократами, однако последовательно и
 всесторонне
 политико-экономич. концепция классич. Л. была разработана представителями англ.
 классич.
 политэкономии. Выступив с критикой феод. регламентации экономич. жизни,
 физиократы, а вслед за
 ними А. Смит, активно поддержали выдвинутый торг.-пром. кругами лозунг «laissez
 faire» (дословно
 «не мешайте действовать»), требовавший ликвидации цеховой регламентации,
 ограничений внеш.
 торговли и т. д. «Система естеств. свободы» Смита предполагала предоставление
 полного простора
 частной инициативе, освобождение экономич. деятельности из-под опеки гос-ва,
 обеспечение
 условий для свободного предпринимательства и торговли.
 Идеологи Англ. бурж. революции 17 в. (Локк и др.) внесли существ. вклад в
 разработку и пропаганду
 идей бурж.-парламентского строя. Впоследствии многие из этих идей, выдержанных в
 духе
 концепции «правового гос-ва» — конституционного правления, основанного на
 разделении власти
 между исполнит. и за-конодат. органами, обеспечения осн. политич. прав граждан,
 включая свободу
 слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т. д.— вошли в идейно-
 политич. арсенал Л.
 В 19 в. с утверждением бурж. обществ. строя в Л. постепенно стали нарастать
 апологетич. тенденции,
 из идейного наследия выбирались лишь те положения, к-рые отвечали повседневным
 нуждам
 буржуазии как господствующего класса. Вера просветителей в прогресс, в торжество
 разума
 уступила место апологии бурж. здравого смысла; идеи нар. суверенитета и
 равенства были
 истолкованы применительно к производств.
 отношениям капиталистич. общества как «равенство возможностей» агентов товарно-
 капиталистич.
 произ-ва. Л. выполнял функцию идеологич. обоснования и закрепления в массовом
 сознании
 ценностных установок предпринимательского сознания. На протяжении 19 в. Л.
 отстаивал идею
 обществ. устройства, при к-ром регулирование социально-экономич. отношений
 осуществлялось бы
 спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». Единств. функцию гос-ва
 Л. усматривал
 в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки
 свободной конкуренции
 между отд. производителями. Наибольшего расцвета Л. достиг в классич. стране
 пром. капитализма
 — Великобритании. Наряду с программой бурж. реформ, рассчитанных на создание
 благоприят-
 ных условий для свободного предпринимательства, было дано этич. «обоснование»
 нсогранич.
 погони за прибылью в философии утилитаризма Бентама, в позитивизме Дж. С. Милля,
 Спенсера.
 С вступлением капитализма в монополистич. стадию и особенно с переходом к гос.-
 монополистич.
 капитализму идеология классич. Л. подверглась существ. перестройке, прежде всего
 в вопросе о
 социально-экономич. роли гос-ва. Возникли концепции «нового Л.», или
 «неолиберализма».
 Несмотря на определ. различия, обусловленные нац. спецификой, неолибералы едины
 в
 утверждении, будто механизм свободного рынка создаёт наиболее благоприятные
 предпосылки для
 эффективной экономич. деятельности, регулирова-
 ния экономич. и социальных процессов, рационального распределения экономич.
 ресурсов и
 удовлетворения запросов потребителей. Однако неолибералы считают, что действие
 механизма
 свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Они признают, что
 господство
 монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм
 рыночного
 регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма.
 Поэтому
 необходимо постоянное гос. вмешательство в экономику с целью поддержания
 благоприятных
 условий для капиталистич. конкуренции.
 В совр. условиях происходит постепенное ослабление идейных и политич. позиций Л.
 В странах Зап.
 Европы Л. потеснён социал-демократией и консервативными силами. В США Л.,
 совершив определ.
 эволюцию и сблизившись с социал-реформизмом, остаётся одним из влиятельных
 идейно-политич.
 течений.
 • Маркс К., Теории прибавочной стоимости, M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26;
 Смит А., Исследование о природе и
 причинах богатства народов, пер. с англ., М., 1962; Голбрейт Дж. К., Экономич.
 теории и цели общества, пер. с англ.,
 М., 1979; Аникин А. В., Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до
 Маркса, M., 19793; Совр. политич.
 сознание в США, ?., 1?80; H a r t z L., Liberal tradition in America, N. Y.,
 1955; Manning D., Liberalism, L., 1976;
 Brzezinski Z., The relevance of liberalism, N. ?., 1977; Burdeau G., Le
 liberalism, P., 1979.
 
 Б. В. Михайлов.
 ЛИБЕРТ (Liebert) Артур (10.11.1878, Берлин,—5.11. 1946, там же), нем. философ-
 неокантианец.
 Будучи представителем марбургской школы неокантианства, Л. в дальнейшем пытался
 сочетать
 кантовский критицизм с неогегельянской диалектикой и развитой им концепцией
 «критич.»
 метафизики, противопоставляемой Л. «догматич.» метафизике («Дух и мир
 диалектики» — «Geist
 und Welt der Dialektik», 1929). Выступал с критикой совр. ему культуры,
 усматривая истоки
 «духовного кризиса современности» в переходе от нормативного мышления Канта и
 Гегеля к
 релятивизму и историзму, как они сказались, по Л., у Фейербаха, Ницше и Дильтея.
 В ряде работ
 1930—40-х гг. защищал принципы бурж. либерализма.
 • Das Problem der Geltung, Lpz., 19202; Wie ist kritische Philosophie uberhaupt
 moglich?, Lpz., 1923'; Die geistige Krisis der
 Gegenwart, В., 19253; Erkenntnistheorie, Bd 1—2, B., 1932; Die Krise des
 Idealismus, Z.— Lpz., 1936; Der universale
 Humanismus, Z., 1946.
 ЛИБИДО (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных
 понятий
 психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального
 характера,
 преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к
 вытеснению и
 сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду,
 локализуется в
 различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-
 рого меняется и
 объект влечения (от аутоэротизма к внеш. объекту). Столкнувшись с внеш.
 препятствием, Л. может
 возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич.
 регрессии; наряду с этим
 оно способ-
 ЛИБИДО 311
 но отклоняться от первонач. целей, выражаясь, напр., в процессах творчества
 (см. Сублимация).
 Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л.
 исключительно
 сексуального характера и рассматривая его как психич. энергию вообще. Понятое
 таким образом, Л.
 выступает у Юнга как метафизич. принцип психики.
 ЛИБКНЕХТ (Liebknecht) Вильгельм (29.3.1826, Ги-сен,—7.8.1900, Берлин), деятель
 герм. и
 междунар. рабочего движения, пропагандист марксизма. Изучал теологию, философию
 и филологию
 в ун-тах Гисена, Берлина и Марбурга; активно участвовал в Революции 1848—49 в
 Германии. В
 1850—62 в эмиграции в Лондоне, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом и стал
 членом Союза
 коммунистов.
 После возвращения в Германию Л. вместе с А. Бебелем начал социалистич.
 пропаганду среди
 рабочих, стал одним из основателей С.-д. рабочей партии (Эйзе-нах, 1869),
 примкнувшей к
 Междунар. товариществу рабочих; был редактором её органа «Volksstaat» (1869—
 1876), в к-ром
 сотрудничали Маркс и Энгельс. Л. стал также одним из организаторов объединения
 эйзенахцев и
 лассальянцев в Социалистич. рабочую партию; при выработке программы этой партии
 допустил ряд
 принципиальных уступок лассальянству, за что был подвергнут критике со стороны
 Маркса и
 Энгельса. Л. участвовал в создании 2-го Интернационала и был делегатом его
 первых конгрессов;
 активно выступал против оппортунистич. тенденций в герм. социал-демократии. За
 революц.
 деятельность Л. неоднократно подвергался тюремному заключению.
 Теоретич. работы Л. посвящены гл. обр. пропаганде историч. материализма, науч.
 социализма, а
 также проблемам тактики революц. социал-демократии. В брошюре «От обороны к
 нападению»
 (1871, рус. пер. 1903) он изложил осн. черты материалистич. понимания истории,
 показал сущность
 капиталистич. эксплуатации, непримиримость интересов пролетариата и буржуазии,
 неизбежность
 победы социализма, решающую роль нар. масс в историч. процессе, коренное отличие
 науч.
 социализма от утопич. социалистич. учений, а также дал характеристику важнейших
 черт социа-
 листич. общества. В брошюре «Знание — сила, сила — знание» (1872, рус. пер.
 1919) Л. развил
 марксистские положения о роли культуры в совр. обществе, показал классовый
 характер бурж.
 культуры и перспективы расцвета культуры и науки в социалистич. обществе. В
 брошюре «К агр.
 вопросу» он дал марксистское освещение сущности и решения агр. вопроса,
 обосновывал
 необходимость отмены частной собственности на землю и перехода крестьян к
 обществ. обработке
 земли, доказывал, что только социализм может освободить крестьянина от нищеты и
 разорения,
 призывал к союзу рабочего класса и трудового крестьянства.
 Л. одним из первых увидел опасность распространения идеалистич. воззрений Е.
 Дюринга среди нем.
 социал-демократов и выступил инициатором критики этих взглядов, всемерно
 способствовал
 изданию и распространению труда Энгельса «Анти-Дюринг».
 В популярных историч. работах — «История франц. революции» («Geschichte der
 franzosischen
 Revolution», 1887—90) и др.— Л. с позиций историч. материализма рассматривал
 нек-рые узловые
 моменты истории нового времени.
 Л. принадлежит заслуга в разработке тактики социалистич. партий в условиях
 относительно мирного
 развития капитализма. В работах «О политич. позиции социал-демократии, в
 частности, по
 отношению к рейхстагу» (1869, рус. пер. 1906), «Кто такие социал-демократы и
 чего они хотят»
 (1874, рус. пер. 1905), «Никаких компромиссов, никаких избирательных
 соглашений!» (1899, рус.
 пер. 1907 с предисл. В. И. Ленина;
 312 ЛИБКНЕХТ
 1958) и др. он показал, что в условиях капитализма гос-во служит целям и
 интересам
 господствующих классов. Л. выработал ряд принципиальных марксистских положений
 тактики
 пролет. партий: о необходимости участия социалистов в избират. борьбе и
 использовании ими
 парламентской деятельности как в агитационных целях, так и в интересах борьбы за
 улучшение
 положения рабочего класса и всех трудящихся; о возможности временных соглашений
 с др.
 оппозиционными партиями при условии сохранения полной политич. самостоятельности
 и др. В
 конце жизни Л. выступил с решит. осуждением ревизионистских взглядов Бернштейна.
 В. И. Ленин высоко оценивал революц. и теоретич. деятельность Л., видя в нём
 подлинного вождя
 нем. рабочих.

<< Пред.           стр. 163 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу