<< Пред. стр. 174 (из 449) След. >>
испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластич. учения Оккама, после окончаниякурса принял
монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял
недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела»
(молитвы,
пост, паломничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.).
Выход из
глубокого душевного кризиса он нашёл в самостоят. прочтении Писания. Л. были
близки идеи нем.
мистиков 14в.; их учение о возрождении души, проникающейся божеств. началом, о
единстве «внутр.
человека» с богом Л. превратил в
учение об «оправдании верой»: вера — единственное условие спасения души; добрые
дела — лишь
плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.
К публичной защите своего учения Л. побудила продажа в Германии папских
индульгенций. 31 окт.
1517 он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против
торговли
индульгенциями и др. злоупотреблений католич. духовенства. По словам Ф.
Энгельса, тезисы Л.
оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 7, с.
392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против
римско-
католич. церкви, за нац. и религ. независимость Германии. Тезисы, положившие
начало Реформации,
содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Л. в работах «К
христ.
дворянству нем. нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе
христианина», «Сермон о
добрых делах» и др. Л. был обвинён в ереси, отказался явиться в Рим на церк. суд
и в 1520 публично
сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в
Вормсе (1521),
где публично отстаивал автономию совести.
Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения
только посредством
веры, к-рая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы
между мирянами и
духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божеств. благодати и
через таинство
крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым
посредующим звеном
между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений
свободно
упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же
может быть
отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна
быть подчинена
гос-ву.
Л. отвергал монашество как идеальный образ религ. служения. Развивая учение о
всеобщем
священстве, он возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство»,
объявлял всю
мирскую деятельность человека его священнослужением.
Л. стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Он отвергал исключит.
право папы на
толкование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства
обладает правом
самостоятельно толковать Писание и защищать веру. Чтобы гарантировать свободу
совести, сделав
Библию доступной для каждого, Л. посвятил 15 лет её переводу на нем. язык.
Оценивая деятельность
Л., К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он
превратил попов в
мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности,
сделав
религиозность внутренним миром человека» (там же, т. 1, с. 422—23). Л. был
противником нар.
понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское
равенство;
социальной опорой Реформации он считал князей. К концу Крест. войны 1524—26,
потерпев неудачу
в роли посредника между крестьянами и князьями, Л. стал требовать жестокой
расправы над
восставшими крестьянами, называя их кровожадными разбойниками, к-рые, прикрывая
свои дела
Евангелием, на самом деле выступают в качестве орудия дьявола.
Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом
сочетается у
Л. с отрицанием свободы воли, что категорически выражено в его осн. теологич.
произв. «О рабстве
воли» (1525). Л. разрушил церк. единство Зап. Европы, но основать новую церковь
на
провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церк.
самоуправления
ему не удалось. Увидев, что отмена
ЛЮТЕР 331
традиц. форм церк. регламентации поведения привела к падению уровня религ.
воспитания народа,
он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской
деятельности,
стремился к ограничению свободы в истолковании Библии и восстановлению элементов
внеш.
культа (что нашло отражение в первых документах протестантской догматики и в
составленных
самим Л. катехизисах).
В последние годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания
христианина,
нравст-венно-религ. возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религ. войне
с католиками и
вёл борьбу
с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект,
возникших в ходе
Реформации).
• Werke. Kritische Gesamtausgabe, Bd 1—60, Weimar, 1883— 1980; в рус. пер.— К
христ. дворянству нем. нации об
улучшении христианского состояния, Харьков, 1912; Взгляд Л . на светскую власть,
в кн.: Источники по истории
Реформации, в.1, М., 1906, с. 1—56.
• DenifleH., Luther und Luthertum in der Ersten Entwicklung, Bd 1—2, Mainz,
1904—09; E r i k s o n E., Young man Luther,
N. Y., 1958; A l t h a u s P., Die Theologie Martin Luthers, Giitersloh, 1962; D
i с k e n s A. G., The German nation and Martin
Luther, Glasgow, 1976; B e n z i n g J., Lutherbibliographie, Lfg. 1—2, Baden-
Baden, 1965—66. T. H. Панченко.
M
МАБЛИ (Маblу) Габриель Б о н н о де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж),
франц. политич.
мыслитель, утопич. коммунист, историк. Брат Э. Кондиль-яка. В основе взглядов М.
на общество
лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, согласно М.,
обществ. жизнь
была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в
результате появления
частной собственности, ставшей осн. источником всех несчастий человечества. М.
считал, что хотя
«система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её
невозможно.
Единственный практически возможный путь, по мнению М., — уменьшение имуществ.
неравенства,
достижимое посредством ограничения потребностей и пресечения роскоши. Скромная
жизнь при
общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. —
аскетич.
коммунизм. М. признавал народ носителем верх. власти и право его изменять
существующее
правление, оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против
насилия и
деспотизма. Идеи М. способствовали идеологич. подготовке Великой франц.
революции.
• Collection complete des oeuvres, t. 1—15, P., 1794—95; в рус. пер.— Избр.
произв., М.— Л., 1950; Начальные основания
нравоучения, ч. 1—3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1—3, [СПБ], 1812.
* Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с. 315; С a ф ? ?-н о в С. С., Политич. и
социальные идеи М., в сб.: Из истории
социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М.,
1960; Lecercle J. L., Utopie et ??-alisme
politique chez Маblу, в сб.: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26,
Geneva, 1963.
МАГИЯ (лат. magia, от греч. ??????), колдовство, чародейство, волшебство,
обряды, призванные
сверхъ-естеств. путём воздействовать на мир (явления природы, людей, духов).
Разновидности
магич. действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива,
«дополняют»
практич. деятельность: хоз. М. (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на
охоте), лечебная М.
(«белая» М.), вредоносная М. (насыла-ние «порчи», «чёрная М.») и др.
(продуктивная, предо-
хранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж.
Фрейзеру, магич.
обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих
одно за
другим (смежных) явлений; отсюда два типа М. — гомеопатическая (подражательная,
по сходству;
уничтожение изображения — гибель врага, и т. п.) и контагиозная (заразительная,
по смежности;
использование волос и одежды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность не-
посредств. магич.
воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации
(сопричас-тия) с ней
человека, присущего первобытному сознанию
332 МАБЛИ
(ср. традиционный для магич. заговоров мотив сопоставления частей тела человека
и природных
объектов). Элементы М. присущи обрядам всех религий.
Связанные с М. представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей,
легли в основу
древнейших натурфилос. учений и разнообразных «тайных наук», получивших
распространение в
позднеантич. и ср.-век. эпоху (напр., алхимия и др.). Зачатки опытного
естествознания в это время
развивались ещё в значит. мере в тесной связи с М., что находит отражение во мн.
работах учёных
Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем
развитии науки
происходит преодоление элементов М. (см. также Оккультизм).
МАДХВА (1199—1278), др.-инд. мыслитель, представитель дуалистич. веданты (т. н.
двайта-
веданта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в
трактате
«Анувьякхьяна»), к упа-нишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др.
Остриё учения М.
направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта).
Различая
независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, М. считает, что
сватантра является
брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него,
основаны на
нём и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е.
рассматриваться как его
эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти
осн. различий:
бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой,
разных частей
материи. Создатель оригинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со
стороны
последователей адвайта-веданты.
• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77;
Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v.
4, Delhi, 1975.
МАДХЬЯМИКА (санскр., от мадхья — средняя, срединная), шуньявада (санскр., от
шунья — пус-
тая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит.
филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамита-
сутрах»
(«Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2
в. н. э.
Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М.
разделилась на М.-
прасангика (5—8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно
Чанд-ракирти (7
в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и
культуры), и М.-
сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), к-рая в свою очередь разделилась на
две школы (пер-
вая соединилась с вайбхашикой, вторая — с йогачарой). Гл. источники — «М.-
карика» Нагарджуны и
комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти — пролегомены не только к М., но и ко
всей махаяне.
В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее
радикальное в буддизме
отрицание реальности внеш. мира и одновременно, в отличие от др. школы махаяны,
йогачары, —
реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существования всего — одна
крайность,
непризнание — другая, истина — в середине, что и есть шунья, т. е. пустота. М.
определяет эту
позицию как утверждение срединной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку
нирвана в
системе М. предстаёт как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для М.
характерно под-
чёркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).
Особенностью школ махаяны, в частности М., является развитие собственно
гносеологич.
проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет
ему
интуитивное прозрение (прадж-ня), определяющее состояние шуньи, в к-ром нет
дуализма субъекта
и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для
доказательства
непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.»
метод,
приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость
мышления и
бытия.
М. оказала влияние на веданту (философию Шанка-ры) — в формулировании учения о
майе,
иллюзии эмпирич. бытия.
• Радхакришпая С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Schmidt K.,
Leer ist die Welt, Konstanz, 1953; M u r t i T.
R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, L.,
I9602; см. также лит. к ст. Маха-яна.
МАЙЕВТИКА, или мэевтика (греч. ?????????), букв. — повивальное иск-во, с к-рым
герой платонов-
ских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон,
Теэтет 150 а — 151
d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости,
он не может учить
чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и
новые вопросы,
побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в
поисках ответа на
вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л.
иное, в большинстве
случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим
отвергались
ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к
удовлетворявшему
их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он
продолжает в нравств.
области дело своей матери, повитухи Фенареты. МАЙМОНИД (Maimonides, наст. имя —
Моше бен
М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фус-тат, близ Каира), евр. ср.-
век. философ. В 1148
покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко,
Палестине и
с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В
1190 в Египте на
араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый
позднее был
переведён на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории
философии Ср. Азии и
Ирана 7—12 вв., I960).
В основе филос. системы М. лежит традиция аристо-телизма в интерпретации араб,
мыслителей
(Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и