<< Пред. стр. 175 (из 449) След. >>
Аристотеля, М. в своёмрационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем
навлёк на
себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже
Священного писания
грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции.
Согласно М., если
к.-л. место Библии безусловно противоречит твёрдым доказательствам от разума,
оно должно быть
понято иносказательно; в то же время тезис о несотворённости и вечности мира
отвергался М. с по-
зиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие
схоластики 13—15 вв.
(прежде
всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского).
• История философии, т.1, [М.], 1940, с. 454—57; Moses ben Mai-mon, sein Leben,
seine Werke und sein Einfluss, Bd l—2,
Lpz., 1908—14; B a m b e r g e r F., Das System des Maimonides, B., 1935;
Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the
rationalism of Maimonides, Williamsport, 1935; Baeck L., Maimonides...,
Dusseldorf, 1954; S i l v e r D. J., Maimonidean
criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240 Leiden, 1965· Z а с S.,
Mai'monide, P., 1965.
МАЙЯ (санскр.), в др.-инд. мысли магич. сила сотворения, иллюзия, видимость.
Слово и понятие М.
имеют длит. историю развития. В «Ригведе» М. обычно означает обман, хитрость,
колдовство, чары,
враждебную магич. силу (если речь идёт о демонах), божеств. магич. силу (если
речь идёт о богах);
иногда передаёт идею изменения, превращения, чуда, связанного с подобными
трансформациями
(вероятно, значение «изменение» было исходным). Концепция М. была развита в
веданте — прежде
всего в монистич. адвайта-веданте. Для Шанкары М. как магич. сила сотворения
феноменального
мира неотделима и неотличима от бога (подобно тому, как сжигающая сила огня
неотделима от
самого огня). С помощью М. бог вызывает к жизни (правда, мнимой, иллюзорной,
воспринимаемой
лишь эмпирич., «средним» сознанием) весь мир объектов, к-рому человек, не
обладающий
подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не преодолевший
незнания —
авидъи, поддаётся божеств. иллюзии М., благодаря чему подлинная и единая
реальность оказывается
скрытой или же искажённой через неверное соотнесение с чем-то похожим. Бог,
порождающий с
помощью М. тварный мир, сам не определяется M.; M. вообще не является его внутр.
свойством, это
лишь некий способ действия, творч. энергия ишвары (или сагуны-брахмана), с
помощью к-рой
создаётся видимость; бог как чистое бытие (ниргуна-брахман) лишён М. Подобно
неразрывному
единству брахмана и атмана, М. связана с авидьей как объективный аспект незнания
с
субъективным; М. вечна, как вечен ишвара, тогда как авидья может преодолеваться
через познание.
Критика учения Шанкары о М. была дана Рамануд-жей, отрицавшим иллюзорность мира.
Оригинальное учение о М. было развито в «Бхагаватгите» [М. как сила, создающая
изменчивую
природу ишвары, к-рый вместе с тем обладает и неизменностью брахмана; М. как
шакти (энергия)
ишвары и как способность к самостановлению; взаимозависимость М. и ишвары;
пракрита и пуруша
как низшая и высшая М. бога и т. п.]. В истории инд. мысли понятие М, входило в
состав различных
комплексов: М.-пракрити в упа-нишадах, М.-атман у Гаудапады, М.-шунья (пустота)
у Нагарджуны
и т. п. Понятие М.-иллюзии имело отклик и в европ. культуре и философии.
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с
англ., т. 1—2, М., 1956—57; Елизаренкова Т. Я., О значении ведийского mayа, в
сб.: Краткие сообщения Ин-та народов
Азии, [в.] 57, М., 1961, с. 31—34; Shastrf P. D., The doctrine of Maya in
Vedanta, L., 1911; K e i t h А. В., The religion and
philosophy of the Veda and TJpanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Chakravarti
S. Ch., The philosophy of the Upanishads,
Calc., 1935.
МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, — 28.11.1938, Дарем,США),
англо-амер.
психолог. Основой психич. жизни считал стремление — «горме» (греч. ???? —
стремление, порыв),
отчего психология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как
стремление к
биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода
предрасположениями — либо
врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера
чувств в
процессе своего развития у человека получает иерар-хич. строение. Ведущими
становятся сначала
неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере
МАК-ДУГАЛЛ 333
одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие
личности
объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых
предрасположений
(врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познават. способностей
индивида
(врождённых и приобретённых). Размышления над клинич. феноменом «множественной»
личности
натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. мета-психологич. концепции личности,
исходящей из
идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему
«потенциально
мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на нек-рой «высшей» монаде —
«самости», к-
рая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.
• Character and the conduct of life, L., 19272; Body and mind, L., 1928'; The
energies of man, N. Y., 1933; An outline of psycho-
logy, L., [1969]; в рус. пер.— Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.
• W. McDougall. A bibliography, Camb., 1943.
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же),
итал. обществ.
деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но
обедневшей
патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич.
деятельностью, в
течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512),
выполнял важные
дипломатич. поручения. После политич. переворота, к-рый вернул власть семье
Медичи, М. был за-
подозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранён от дел и затем выслан
в своё поместье
близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
В политич. трактатах М. дано теоретич. описание гос-ва с позиций бурж.
идеологии, выдвинут «...
постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение
политики
освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314).
Гос-во признаётся М.
высшим проявлением человеч. духа, а служение гос-ву — целью, смыслом и счастьем
человеч.
жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч.
природы, М. отводит
воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а гос-ву.
Почти на полтора
века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость гос-ва эгоистич. природой
человека и пот-
ребностью её насильств. обуздания.
Политич. идеал М. — Рим. республика, в к-рой он видел воплощение идеи сильного
гос-ва,
умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М.
описывал строй др.-
рим. гос-ва с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он
считал, что республика
— лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу гос-ва.
Но респ. форма
правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения,
если в народе не
развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что
сумела воспитать
респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на
историч. примерах
разъясняет отношение римлян к гос-ву и пытается внушить его своим современникам.
М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, к-рый он
связывает с влиянием ка-
толич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть,
церковь расшатала
устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению гос-
ву. В самом
известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы
создания сильного гос-
ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все
средства дозволены
для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен
руковод-
334 МАКИАВЕЛЛИ
ствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с
требованиями морали,
если его действия направляются заботой о процветании и могуществе гос-ва.
Впоследствии
макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при
достижении
политич. целей.
• Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—
2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l,
М.—Л., 1934; О воен. иск-ве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч.,
М., 1982.
* Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М.
и эпоха Возрождения. Введение в
изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал.,
т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и
урок Н. М., М., 1977; Д о л г о в К., Ренессанс и политич. философия, М., «Новый
мир», 1981, № 7—8; F i d o F.,
Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli,
1967]; Machiavelli and the nature of political thought,
ed. by M. Fleisher, ?. ?., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore,
[Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul
Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С.,
Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973;
Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli:
La fenomenologia del potere, Mil., 1979; K r o
e-ber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg.,
1980.
МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, Канада, — 31.12.1980,
Торонто),
канадский философ и социолог, публицист. Выступал с работами по философии
истории, теории
социальной коммуникации, культурологии, педагогике, психофизиологии, литературе.
М. популярен на Западе своей философией истории, вариацией технологич.
детерминизма. Для М.
характерен своеобразный «поп»-стиль, суть к-рого в принципиальном отсутствии
доказательств, в
незавершённости утверждений («проб»), рассчитанных на образно-метафорич.
восприятие
читателей. В центре внимания М. — развитие коммуникативных функций предметов
культуры
(«средств» общения), к к-рым он относил такие разнородные явления как язык,
деньги, дороги,
печать, науку, компьютеры, телевидение и др. Смена историч. эпох, по М.,
определяется развитием
средств связи и общения. Новые средства информации и связи, будучи «технологич.
продолжением»
человеч. органов чувств. радикально меняют жизненный стиль, ценности, восприятие
мира
(«сенсорный баланс») и обществ. организацию людей. Так, эпоха «племенного
человека»
характеризуется, по М., преобладающим влиянием устной речи, восприятие
осуществляется
посредством слуха и тактильности, и это обеспечивает нерасчленённое единство
человека и
общества, мифологич. цельность мышления. Наступление господства печатного станка
(изобретённого в 15 в. И. Гутенбергом) выразилось в торжестве визуального
восприятия, нац. языков
и государств, пром. революций, крайних форм рационализма и индивидуализма (эпоха
«типографского и индустриального человека»). В совр., «электронную» (или
«электрич.»), эпоху
электричество продолжило, по М., центр. нервную систему человека до образования
глобального
«объятия», упразднившего пространство и время на нашей планете. Оно вовлекает
человека во всё
происходящее целостно, ликвидирует господство визуально-одностороннего
восприятия, возвращает
сознанию мифологич. образность как средство обеспечения цельности в бурно
обновляющейся «гло-
бальной деревне».
М. сводит объективное содержание обществ. развития к воплощению католич.
концепции мистич.
тела Христа «электрич.» средствами общения и пытается противопоставить свои
реакционно-утопич.
построения марксизму.
• The Gutenberg galaxy, Toronto, 1962; Understanding media, N. Y., 1964; From
clicha to archetype, N. Y., 1970 (совм. с W.
Watson); Take today, N. Y., 1972 (совм. с В. Nevitt).
• Григорян Г. П., О средствах коммуникации и судьбах человечества в поп-
философии М. М., «ВФ», 1972, № 10; К а г-
раманов Ю., Возвращенный рай М. М., «Иностр. лит-ра», 1972, № 1; McLuhan: hot
and cool, ed. by G. E. Stearn, N. Y.,
1967; McLuhan: pro and con, ed. by R. Rosenthal, N. Y., 1968.
МАКОВЕЛЬСКИЙ Александр Осипович [10 (22).7.1884, Гродно, — 16.12.1969, Баку],
сов.
философ, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Казанский ун-т (1907). С 1912 доцент,
с 1918 проф.
Казанского ун-та, в 1920—60 проф. ун-та и др. уч. заведений в Баку. В 1945—50
директор, с 1950
старший науч. сотрудник Ин-та философии и права АН Азерб. ССР. Осн. труды по
истории антич.
философии, а также по истории философии народов Бл. Востока, диалектич.
материализму, логике и
психологии. В переводе М. и с его комментариями изданы многочисл. труды др.-
греч. философов.
• Введение в философию, ч. [1]—2, Каз., 1912—16; Мораль Эпик-тета, Каз., 1912;
Понятие о душе в Др. Греции,
Варшава, 1913; Психологиявюрцбургскойшколы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1—3,
Каз., 1914—19; Досократовская
философия, ч. 1—Обзор источников, Каз., 1918; Софисты, в. 1—2, Баку, 1940—41;
Др.-греч. атомисты, Баку, 1948;
Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М., 1961.
МАКРОКОСМОС, см. Микрокосмос и макрокосмос.
МАКСИМ ГРЕК (наст. имя и фам. — Михаил Т p и-волне) (ок. 1475, Арта, Греция, —
1556, Троице-
Сергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель.
Начальное
классич. образование получил на родине в Греции, в 1492—1505 учился в итал. ун-
тах, переводил
греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. лит-ры
в монастыре на
Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за
расхождений с
офиц. церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 26 лет провёл в заточении.
В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соединить классич. наследие и светскую
образованность
с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом
положении
философии по отношению к богословию, М. Г., однако, признавал ценность философии
для
личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он
считал лишь те
«внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, к-рые вредят правильным нравам
и религии (напр.,
философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос.
взгляды М. Г. фор-
мировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о
Платоне, к-
рого и считал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей
«ангельское»
происхождение, и тела, в к-ром она насильственно заточена. Созерцание высшего
начала возможно
вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита
заимствовал