<< Пред. стр. 19 (из 449) След. >>
возрастной: в молодостиграждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости — собственно
политич.
(«совещательную»), физич. труд (земледелие, ремесло) и торговля — удел рабов,
отличит, признак
свободного гражданина — «схо-ле», досуг, необходимый для реализации эвдемонии в
эстетич. или
умозрит. деятельности. Рабство, по А., существует «от природы», отношение «раб —
господин» —
такой же необходимый элемент структуры полиса, как «жена — муж» в семье; рабами
должны быть
не-греки, «варвары». Исходя из учения о «середине» (???????), А. выдвигает в
качестве условно-
образцового гос. устройства, легче всего реализуемого для большинства полисов в
реальных
условиях, «политию» (смешение олигархии и демократии), в к-рой поляризация
бедных и богатых
снимается преобладанием зажиточных средних слоев.
АРИСТОТЕЛЬ 37
В целом свойственный А. систематизм и энциклопе-дич. охват действительности
сочетаются в то же
время с противоречивой неясностью в решении ряда кардинальных проблем его
философии. Сюда
относятся: ожесточённая полемика против реальности платоновских эйдосов — и
признание
нематериальных, вечных эйдо-сов (видов) природных существ; соотношение между
вне-космич.
перводвигателем и «естественными» движениями элементов и др. Созданный А.
понятийный аппарат
до сих пор пронизывает филос. лексикон, равно как самый стиль науч. мышления
(история вопроса,
«постановка проблемы», «аргументы за и против», «решение» и т. д.) несёт на себе
печать А. См.
Аристотелизм.
* Т о к с т ы: лучшие изд. греч. текста отд. трактатов в сериях: Oxford
Classical Texts и Collection G. Bude (Р.); рус. пер.—
Соч. в 4 тт., т. 1—3, М., 1975—81; Этика, пер. Э. Л. Радлова, СПБ, 1908;
Политика, пер. С. А. Жебелева, СПБ, 1911;
Метафизика, пер. А. В. Кубицкого, М.— Л., 1934; Афин. полития, пер. С. И.
Радцига, М.—Л., 1936; О частях животных,
пер. В. П. Карпова, [М.], 1937; О возникновении животных, пер. В. П. Карпова,
М.— Л., 1940; Риторика, кн. 1—3, пер.
Н. Пла-тоновой, в кн.: Антич. риторики, М., 1978; Риторика, кн. 3, пер. С. С.
Аверинцева, p кн.: Аристотель и антич. лит-
pa, М., 1978; Поэтика, пер. М. Л. Гаспарова, там же.
• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., т. 1, 3, 13, 20, 23, 42 (см. именной указатель);
Ленин В. И., ПСС, т. 29; Лукасевич Я.,
Аристотелевская силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, пер. с англ., М.,
1959; АхмановА. С., Логич. учение ?.,
ІМ., I960]; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963 (библ.); Доватур А. И., Политика и
политии А., М.— Л., 1965; Лосев А. Ф.,
История антич. эстетики, {т. 4] — А. и поздняя классика, М., 1975; А с м у с В.
Ф., Антич. философия, М., 19762, с.
259—400; Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979,
ч. 4; В и з г и н В. П., Генезис и
структура квалитативизма А., М., 1982; Nuyens F., L'evolution de la psychologic
d'Aristote, Louvain, 1948; Jaeger W.,
Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung, B., 1955!;
Symposium Aristotelicum, 1—7—, 1960— 1975 — ;
Berti E., La filosofia del primo Aristotele, Padova, 1962; С h e r n i s s H.
F., Aristotle's criticism of Plato and the Academy, ?.
?., 19642; Brocker W., Aristoteles, Fr./M., 19643; ROSS W. D., Aristotle, L.,
1964; D u r i n g L, Aristoteles. Darstellung und
Interpretation seines Denkens, Hdlb., 1966; его же, Aristoteles, в кн.: RE,
Suppl. XI, 1968, col. 159—62 (лит.); Aristoteles in
der neueren Forschung, hrsg. v. P. Moraux, Darmstadt, 1968; Naturphilosophie bei
Aristoteles und Theophrast, hrsg. v. I.
During, Hdlb., 1969; L e B l o n d J. M., Logique et mfthode chez Aristote, P.,
19702; Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. v.
F.-P. Hager, Darmstadt, 1972; Chroust A. H., Aristotle. Now light on his life
and on some of his lost works, v. 1 — 2, L., 1973;
Bien G., Die Grundlegung der politischen Philosophie bei Aristoteles, Freiburg —
Munch., 1973; Fruhschritteu des Aristoteles,
hrsg. v. P. Moraux, Darmstadt, 1975; L e s z l W., Aristotle's conception of
ontology, Padova, 1975; Die Naturphilosophie des
Aristoteles, hrsg. v. G. A. Seeck, Darmstadt, 1975; Preu s A., Science and
philosophy in Aristotle's biological works, Hildesheim
— N. ?., 1975; Granger G. G., La theогіе aristotelicienne de la science, P.,
1976; Fiedler W., Analogiemodelle bei Aristoteles,
Amst., 1978; Brinkmann Kl., Aristoteles' allgemeine und spezielle Metaphysik,
B.— N. ?., 1979; Metaphysik und Theologie des
Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager, Dannstadt, 19792.
Kappes M., Aristoteles-Lexikon, Paderborn, 1894; B o-nitz H.,
Index Aristotelicus, B., 1955. А. В. Лебедев.
АРКЕСИЛАЙ (??????????) (ок. 315 до н.э., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), др.-
греч. философ.
Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней
академии. Подобно
Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от ???????? —
«это ещё нужно
исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от ????? — «принятое в
качестве данного»).
Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А.
к принципу
«воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.— теория
познания
стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств.
восприятия.
Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А.
на практике
предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным
(???????) — тезис,
впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А.
принципиально
отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью.
38 АРКЕСИЛАЙ
• G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum
Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und
die Neue Akademie, Munster, 1961; Kramer H. J., Platonismus und Hellenistische
Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107.
Ю. А. Шичалин.
???? (Aron) Раймон (р. 14.3.1905, Париж), франц. социолог и публицист, идеолог
правого крыла
либеральной буржуазии. В ранних работах по философии истории и социологии
проповедовал
крайний историч. релятивизм и презентизм, сочетавшийся позднее, в неск.
смягчённом виде, со
сравнительно-историч. анализом и технологич. детерминизмом. В работах по истории
социологии и
обществ. мысли старался обелить консервативные традиции бурж. обществоведения.
Один из основателей концепций деидеологизации и т. н. «индустриального
общества», А. считает,
что единая технико-экономич. основа не исключает серьёзных различий в социальном
и политич.
строе между странами. В ряде работ стремился дать теоретич. оправдание
антикоммунизма; пытается
доказать, что в совр. условиях марксизм якобы устарел, приобрёл характер
«светской религии» и
распался на отд. течения. А. отрицает освободит. роль рабочего класса, сторонник
политич.
интеграции Зап. Европы и укрепления её союза с США.
• Dimensions de la conscience histqrique, P., [1961]; Paix et guerre entre les
nations, P., 1962; Dix-huit lecons sur la soclete
industrielle, P., 1962; La lutte des classes, P., 1964; Trois essais sur 1'age
industriel, P., 1966; Les etapes de la pensee
sociologique, P., 1967; Introduction a la Philosophie de l'histoire, nouv. ed.,
[P., 1967]; L'opium des intellectuels, [P.], 1968; Les
desillusions du progres, P., 1969; R6publique imperiale, P., 1973; Penser la
guerre, Clausewitz, v. 1—2, P., 1976; Plaidoyer pour
l'Europe decadente, P., 1977; Le epectateur engage, P., 1981.
???? (????), начало, принцип (лат. princi-pium), термин др.-греч. философии. В
дофилос. слово-
употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в
пространств. или
временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как
начальство, власть,
главенство. Процесс термино-логизации (А. как «первоначало, принцип», не
initium, но principium)
произошёл в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков,
где А. во
множественном числе — исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона А.
употребляется в значении 1) онтологич. принципа (ср. схоластич. principium
reale) и 2) начала
познания, гносеологич. принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно
важен «Федр» (245
b 10 слл., d1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все
возникающее по необходимости
должно возникать из некоего начала...»), для 2-го — 6-я кн. «Государства·» [510
b 5 слл.— о «бес-
предпосылочном начале», где, однако, А. имеет также онтологич. смысл (идеи
Платона суть
одновременно принципы бытия и познания)].
Аристотель впервые даёт семантич. описание А. (Метафизика ? 1. 1012 b 34 слл.) и
различает: 1)
эписте-мологич. начала («начала, исходя из которых доказывают», «силлогистич.»,
«аподиктич.»,
«науч.» начала) и 2) онтологич. начала («начала сущности» — там же, В 1.995 b
7), причём «начала
познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов»,
«аксиом» («начала
вывода — посылки»: Anal. рг. 1,27. 43а 21). «Наиболее надёжным, наиболее
достоверным,
безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон
противоречия (Метафизика
Г 3—6; К 5—6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной
достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Мог., 1197 а 22), не могут быть
получены силлогистич.
путём (EN 1139 b 30; 1098 b 1; Top. 101 b 1); «начало» науч. знания («эпистеме»)
— интуитивный ум
(нус) (Anal. post. 23, 84 b 37; 23,88 b 35; EN 1140 b 33; 1143 b 10). «Начала
сущности», или принципы
бытия,— то же, что «причины» (??????), их столько же, сколько метафизич.
«причин», т. е. четыре:
материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и
цель, или «то, ради
чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-
это-вот-неч-
то» (???? ??), или первую сущность (????? ?????). «Движущую А.» Аристотель
называет «началом в
собств. смысле» (напр., Meteor. 346 b 20). В историч. очерке учения о «началах»
(Метафизика ? 3—9,
ср. Физика, 1, 2 слл.) Аристотель рассматривает всех своих предшественников с т.
зр.
предвосхищения ими одного или неси, из «четырёх начал» (причин) бытия.
«Большинство первых
философов», согласно Аристотелю (Метафизика 983 b 6 слл.), предвосхищали
материальное
«начало» (А.). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля,
Теофраста и
позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.
«принимали за
А.» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать
перипатетич. термин
«А.» ионийским натурфилософам (употребление А. в значении, близком к онтологич.
принципу,
впервые засвидетельствовано для Филолая, DK фр. В 6).
• Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Фалеса ??? ?????
?????????, в кн.: Balcanica.
Лингвистич. исследования, М., 1979, с. 167—76; Lumpe ?., Der Terminus «Prinzip»
('????) von den Vorsokratikern bis auf
Aristoteles, в кн.: Archiv fur Begriffsgeschichte, Bd l, Bonn, 1955, S, 104—16.
АРХЕТИП (греч. ?????????, от ???? — начало и ????? — образ), в позднеантич.
философии (Филон
Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга
изначальные, врождённые
психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в т. н.
коллективном
бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе
общечеловеч.
символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и
иск-ва и т. д.
АСАНГА (ок. 310—390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара.
Первоначально примыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны.
Наиболее известное
соч.— «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет
«Махаяна-
санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в
области
психологии. Считается также одним из предшественников развитого тантризма.
• Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga,
Cale., 1930. См. также лит. к ст. Йогачара.
АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР
(1974), акад. АН
Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в
1941 Узб. ун-т им.
Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962—65 — на парт. и гос.
работе. Ведёт науч.
работу по проблемам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх.
Совета СССР с
1966.
М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин
«Материализм ва эмпириокритицизм»),
[Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва
инкишофи таффакури фалсафй,
Душанбе, 1970.
АСКЕТИЗМ (от греч. ??????? — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник,
монах),
ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физич.
боли, одиночества и
т. п., присущие практике нек-рых филос. школ (напр., киников) и особенно
различных религий
(монашество и т. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей,
сосредоточенности
духа, подготовка к экстатич. состояниям, обретение «сверхъестеств. способностей»
(йога), в
христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ
от пользования
привилегиями в условиях обществ. неравенства (толстовство и др.). А.
представляет собой одну из
характерных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого
коммунизма и
«казарменного коммунизма».
АСМУС Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], сов.
философ, д-р
филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та (1919). С
1919 на научно-
исследоват. и пе-
дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та
философии АН СССР
(с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в частности, истории нем.
идеализма и рус.
философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Гос. пр. СССР
(1943) за
участие в создании труда «История философии».
• Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302;
Логика, [М.], 1947; Учение логики о
доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960;
Нем. эстетика 18 в., М., [1963];
Проблема интуиции в философии и математике, ?., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—
2, М., 1969—71; Иммануил Кант,
М., 1973; Платон, ?., 19752; Античная философия, М., 19762.
АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психология, направления в психологии, в к-рых понятие
ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился
утвердить строго
причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло
представление о том, что
последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш.
воздействий на
организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром
совершается по
законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение,
впервые
выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации:
«Если
человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух
или
нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет
вспоминать и о других»
(«Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли,
опираясь на механику