<< Пред.           стр. 20 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум
 и волю,
 подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон
 всемирного
 тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и
 действий выводима
 из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно
 распространялось
 не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику.
 В противовес этому
 сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма,
 утверждавших, что
 связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто
 субъективной.
 Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения
 элементов
 (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса
 Милля, согласно
 к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и
 связывающего их «це-
 мента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и
 А. Бэн
 признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.
 Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых
 методов
 изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций
 (Ч. Дарвин),
 мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой фи-
 зиологич. основе в
 учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрц-
 бургская школа
 и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность
 объяснить
 целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология
 в то же время
 положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.
 • Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909;
 Ярошевский М. Г., История
 психологии, ?., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association
 psychology, [L.], 1921.
 АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. Ассоцианизм.
 АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio — соединение) в психологии, связь,
 образующаяся при
 АССОЦИАЦИЯ 39
 определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями,
 двигат. актами,
 восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи —
 актуализация А.— состоит в
 том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого
 (других).
 Психофизиологич. основой А. считается условный рефлекс.
 Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон,
 Аристотель). Термин «А.»
 был впервые введён Л окком (1698), к-рый, однако, обозначил им «...неверные и
 неестественные
 сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1,
 М., 1960, с. 400),
 противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма.
 Одна из
 распространённых классификаций А. основана на временных условиях их
 возникновения: если связь
 между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в
 сознании, говорят об
 А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их
 появления друг за другом,
 то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии
 содержания
 психич. образований, между к-рыми устанавливается связь, и содержания членов той
 А., к-рая при
 этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по
 сходству и А. по
 контрасту.
 * Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959.
 АСТИКА (санскр., от асти — он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.-
 филос. систем
 (см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира
 («астипаралока»),
 соответственно в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед;
 противоположность А.— настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили
 мимансу,
 веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и нек-рые др. школы, исходящие
 из принципов,
 сформулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало
 обозначать просто
 верующего в бога, первоначально отнесение к астич. даршанам не было связано с
 признанием бога
 как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как
 демиурга). Иногда к А.
 относят также буддизм и джайнизм, но только в том узком смысле, что
 последователи этих двух
 систем верят в жизнь после смерти.
 АТАРАКСИЯ (греч. ????????, букв.— отсутствие волнений, невозмутимость), термин
 философии
 Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен
 стремиться
 человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным
 миром, от
 чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением
 потребностей,
 умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел. См. Эпикур.
 АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. ? — отрицат. частица и 9??? — бог; букв.—
 безбожие), система
 филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, к.-л.
 сверхъестеств. сил,
 существ, религию вообще. Содержание понятия «А.» изменялось в ходе истории и
 было тесно
 связано как с характером религ. учений, так и с развитием самого А. Научный А.
 не следует
 отождествлять с пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием. Его
 составными
 частями являются филос., историч., естественнонауч. критика религии,
 атеистическое воспитание и
 пропаганда.
 А. в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме).
 Чаще можно
 наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли
 людей,
 отрицавших богов нар. верований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч.
 нар. религии, к-
 рым он противопоставил некое
 40 АСТИКА
 единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по
 своему образу и
 подобию. В антич. время рождаются различные концепции происхождения религии:
 Демокрит
 выдвигает идею о возникновении веры в богов из страха перед грозными силами
 природы;
 афинскому тирану Критию приписывается взгляд на религию как на изобретение
 хитрого политика
 для управления людьми и др.
 В эпоху средневековья открытый А. очень редок (легенда о «трёх обманщиках»), но
 зато можно
 проследить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в
 учении о
 двойственной истине у Ибн Рушда, Оккама и др.
 Становление капиталистич. способа произ-ва требовало развития науки, что привело
 к столкновению
 с церковью и религ. догматикой. «...Паука восстала против церкви; буржуазия
 нуждалась в науке и
 приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 22, с. 307).
 Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдающихся учёных,
 обосновывавших гелиоцентрич. картину мира, сыграли огромную роль в подрыве
 духовной
 диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога,
 творения мира из
 ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Бруно, Л. Ванини, Спиноза),
 деизму (Ф. Бэкон,
 Гоббс, Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (Мон-тень, П. Бейль,
 Вольтер).
 Представителями последовательного А., «бойкой, живой, талантливой, остроумно и
 открыто
 нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Л е-н и н В. И., ПСС,
 т. 45, с. 26),
 выступили франц. материалисты 18 в. Видя в религии преим. продукт обмана и
 невежества, франц.
 материалисты боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения
 масс,
 распространения знаний. Недостаточность их А. связана с неисторич. подходом к
 религии и обществ,
 развитию. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Фейербах, к-рый с позиций
 антропологич.
 материализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии
 Фейербах видел в
 «самоотчуждении» человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах
 фантастич. существ —
 богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в
 частности, в
 попытке заменить традиц. религию новой «религией человеколюбия».
 А. в 19 в. связан в значит. степени с достижениями естеетвеннонауч. мысли.
 Опираясь на
 эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч.
 «монизма» и
 организовал «Союз монистов» для борьбы с религ. мировоззрением. Атеистич.
 направленность имел
 вульгарный материализм Бюхне-ра, Фохта, Молешотта.
 С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и
 религию Ницше. В
 20 в. иррационалистич. линия критики религии получила развитие в т. н. атеистич.
 экзистенциализме
 (Хайдег-гер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием
 религии выступил
 Фрейд.
 В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18—19 вв. У
 истоков его
 стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле деизма.
 Рус. революц.
 демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писарев непосредственно
 связывали А.
 с задачами антикре-постнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ.
 миросозерцания
 развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И.
 Менделеева.
 Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материа-листич. понимание истории
 привело к выработке
 науч. взглядов на религию как социальное явление, возникновению науч. А. Маркс и
 Энгельс
 показали недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям,
 обусловленным
 ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастич. отражение
 действительности и иллюзорное избавление от гнёта этой действительности. По
 словам Маркса, «р е
 л и-г и о з н о е убожество есть в одно и то же время выражение действительного
 убожества и про-
 тест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой
 твари, сердце бессер-
 дечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум
 народа»
 (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с
 осуществлением глубо-
 чайших преобразований реальных человеч. отношений и становится возможным тогда,
 когда
 «...отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в
 прозрачных и разумных
 связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о.,
 центральной в
 марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный
 с этим анализ
 тех обществ.-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных
 тенденций и
 механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроиз-во религ. предрассудков.
 Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о
 социальных, экономич.,
 историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...м а-териалистически объяснить
 источник веры и
 религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отношение коммунистов к религии,
 Ленин писал:
 «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не
 признавать
 никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий
 социалист. Никакие
 различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований
 совершенно не
 допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии
 науч. А. сыграли Г.
 В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Диц-ген и др. марксисты.
 После победы ???. революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви
 от гос-ва и школы
 от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич.
 пропаганды
 закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от ре-лиг.
 предрассудков является
 одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью комму-нистич.
 воспитания
 народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства. Если
 в сер. 30-х гг. в
 городах 1/3 взрослого населения, а в деревне — 2/з были верующими, то в кон. 70-
 х гг., по данным со-
 циологич. исследований, активные верующие составляют 8—10% взрослого населения.
 В совр.
 условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистич. работа, охватывающая
 теперь все слои,
 группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль А. в построении в
 СССР общества,
 где господствует научно-материалистич. мировоззрение.
 • Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Об А., религии и церкви, Сб., ?., 197?, Ленин В.
 И., Об А., религии н церкви, Сб., М., 1969;
 Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Л е н и н В. И., О религии, Сб., М,, 1975; О религии
 и церкви. Сб. высказываний классиков
 марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. гос-ва, ?., 19812; Материалы XXVI
 сьезда КПСС, М., 1981; М а у т
 н е ? ?., А. в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Ворони
 ц ин И. П., История А., Рязань, 19303;
 История свободомыслия и А. в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный А., Избр.
 тр., М., 1972; История и теория А.,
 М., 1974; Научный А., М., 1978; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte
 im Abendlande, Bd l—4, Stuttg.—-B.,
 1920—23; Borne E., Atheism, N. ?., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklarung und
 des Atheismus, Bd 1—2, B., 1966—67;
 Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971. Ю. Б. Пищик.
 АТМАН (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих
 из него филос.
 учениях — всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа.
 Противопоставляется
 брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним,
 поскольку брахман
 осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в
 упанишадах.
 Учение об А. восходит к «Рпгведе», где А. обозначает не только дыхание как
 таковое, но и
 жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания; в этом отношении
 А. может
 отождествляться и с пуру- -шей. В ранних упанишадах А. понимается как «Я»,
 индивидуальная душа,
 раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях: когда А.
 отождествляется с телом
 человека, брахман воплощается как космос; когда А. отождествляется с мысленным,
 или жизненным
 «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой; когда А.
 отождествляется с носи-
 телем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как
 самосознающий
 ишвара; наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты
 воедино, А.
 становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).
 Учение об А. получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его
 принципы: от
 устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся
 модусы,
 порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» — это чистое

<< Пред.           стр. 20 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу