<< Пред. стр. 20 (из 449) След. >>
Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разуми волю,
подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон
всемирного
тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и
действий выводима
из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно
распространялось
не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику.
В противовес этому
сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма,
утверждавших, что
связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто
субъективной.
Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения
элементов
(ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса
Милля, согласно
к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и
связывающего их «це-
мента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и
А. Бэн
признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.
Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых
методов
изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций
(Ч. Дарвин),
мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой фи-
зиологич. основе в
учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрц-
бургская школа
и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность
объяснить
целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология
в то же время
положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.
• Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909;
Ярошевский М. Г., История
психологии, ?., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association
psychology, [L.], 1921.
АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. Ассоцианизм.
АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio — соединение) в психологии, связь,
образующаяся при
АССОЦИАЦИЯ 39
определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями,
двигат. актами,
восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи —
актуализация А.— состоит в
том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого
(других).
Психофизиологич. основой А. считается условный рефлекс.
Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон,
Аристотель). Термин «А.»
был впервые введён Л окком (1698), к-рый, однако, обозначил им «...неверные и
неестественные
сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1,
М., 1960, с. 400),
противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма.
Одна из
распространённых классификаций А. основана на временных условиях их
возникновения: если связь
между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в
сознании, говорят об
А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их
появления друг за другом,
то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии
содержания
психич. образований, между к-рыми устанавливается связь, и содержания членов той
А., к-рая при
этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по
сходству и А. по
контрасту.
* Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959.
АСТИКА (санскр., от асти — он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.-
филос. систем
(см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира
(«астипаралока»),
соответственно в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед;
противоположность А.— настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили
мимансу,
веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и нек-рые др. школы, исходящие
из принципов,
сформулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало
обозначать просто
верующего в бога, первоначально отнесение к астич. даршанам не было связано с
признанием бога
как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как
демиурга). Иногда к А.
относят также буддизм и джайнизм, но только в том узком смысле, что
последователи этих двух
систем верят в жизнь после смерти.
АТАРАКСИЯ (греч. ????????, букв.— отсутствие волнений, невозмутимость), термин
философии
Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен
стремиться
человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным
миром, от
чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением
потребностей,
умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел. См. Эпикур.
АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. ? — отрицат. частица и 9??? — бог; букв.—
безбожие), система
филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, к.-л.
сверхъестеств. сил,
существ, религию вообще. Содержание понятия «А.» изменялось в ходе истории и
было тесно
связано как с характером религ. учений, так и с развитием самого А. Научный А.
не следует
отождествлять с пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием. Его
составными
частями являются филос., историч., естественнонауч. критика религии,
атеистическое воспитание и
пропаганда.
А. в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме).
Чаще можно
наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли
людей,
отрицавших богов нар. верований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч.
нар. религии, к-
рым он противопоставил некое
40 АСТИКА
единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по
своему образу и
подобию. В антич. время рождаются различные концепции происхождения религии:
Демокрит
выдвигает идею о возникновении веры в богов из страха перед грозными силами
природы;
афинскому тирану Критию приписывается взгляд на религию как на изобретение
хитрого политика
для управления людьми и др.
В эпоху средневековья открытый А. очень редок (легенда о «трёх обманщиках»), но
зато можно
проследить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в
учении о
двойственной истине у Ибн Рушда, Оккама и др.
Становление капиталистич. способа произ-ва требовало развития науки, что привело
к столкновению
с церковью и религ. догматикой. «...Паука восстала против церкви; буржуазия
нуждалась в науке и
приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 22, с. 307).
Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдающихся учёных,
обосновывавших гелиоцентрич. картину мира, сыграли огромную роль в подрыве
духовной
диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога,
творения мира из
ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Бруно, Л. Ванини, Спиноза),
деизму (Ф. Бэкон,
Гоббс, Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (Мон-тень, П. Бейль,
Вольтер).
Представителями последовательного А., «бойкой, живой, талантливой, остроумно и
открыто
нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Л е-н и н В. И., ПСС,
т. 45, с. 26),
выступили франц. материалисты 18 в. Видя в религии преим. продукт обмана и
невежества, франц.
материалисты боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения
масс,
распространения знаний. Недостаточность их А. связана с неисторич. подходом к
религии и обществ,
развитию. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Фейербах, к-рый с позиций
антропологич.
материализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии
Фейербах видел в
«самоотчуждении» человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах
фантастич. существ —
богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в
частности, в
попытке заменить традиц. религию новой «религией человеколюбия».
А. в 19 в. связан в значит. степени с достижениями естеетвеннонауч. мысли.
Опираясь на
эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч.
«монизма» и
организовал «Союз монистов» для борьбы с религ. мировоззрением. Атеистич.
направленность имел
вульгарный материализм Бюхне-ра, Фохта, Молешотта.
С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и
религию Ницше. В
20 в. иррационалистич. линия критики религии получила развитие в т. н. атеистич.
экзистенциализме
(Хайдег-гер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием
религии выступил
Фрейд.
В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18—19 вв. У
истоков его
стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле деизма.
Рус. революц.
демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писарев непосредственно
связывали А.
с задачами антикре-постнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ.
миросозерцания
развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И.
Менделеева.
Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материа-листич. понимание истории
привело к выработке
науч. взглядов на религию как социальное явление, возникновению науч. А. Маркс и
Энгельс
показали недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям,
обусловленным
ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастич. отражение
действительности и иллюзорное избавление от гнёта этой действительности. По
словам Маркса, «р е
л и-г и о з н о е убожество есть в одно и то же время выражение действительного
убожества и про-
тест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой
твари, сердце бессер-
дечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум
народа»
(Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с
осуществлением глубо-
чайших преобразований реальных человеч. отношений и становится возможным тогда,
когда
«...отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в
прозрачных и разумных
связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о.,
центральной в
марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный
с этим анализ
тех обществ.-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных
тенденций и
механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроиз-во религ. предрассудков.
Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о
социальных, экономич.,
историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...м а-териалистически объяснить
источник веры и
религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отношение коммунистов к религии,
Ленин писал:
«Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не
признавать
никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий
социалист. Никакие
различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований
совершенно не
допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии
науч. А. сыграли Г.
В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Диц-ген и др. марксисты.
После победы ???. революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви
от гос-ва и школы
от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич.
пропаганды
закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от ре-лиг.
предрассудков является
одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью комму-нистич.
воспитания
народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства. Если
в сер. 30-х гг. в
городах 1/3 взрослого населения, а в деревне — 2/з были верующими, то в кон. 70-
х гг., по данным со-
циологич. исследований, активные верующие составляют 8—10% взрослого населения.
В совр.
условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистич. работа, охватывающая
теперь все слои,
группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль А. в построении в
СССР общества,
где господствует научно-материалистич. мировоззрение.
• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Об А., религии и церкви, Сб., ?., 197?, Ленин В.
И., Об А., религии н церкви, Сб., М., 1969;
Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Л е н и н В. И., О религии, Сб., М,, 1975; О религии
и церкви. Сб. высказываний классиков
марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. гос-ва, ?., 19812; Материалы XXVI
сьезда КПСС, М., 1981; М а у т
н е ? ?., А. в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Ворони
ц ин И. П., История А., Рязань, 19303;
История свободомыслия и А. в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный А., Избр.
тр., М., 1972; История и теория А.,
М., 1974; Научный А., М., 1978; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte
im Abendlande, Bd l—4, Stuttg.—-B.,
1920—23; Borne E., Atheism, N. ?., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklarung und
des Atheismus, Bd 1—2, B., 1966—67;
Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971. Ю. Б. Пищик.
АТМАН (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих
из него филос.
учениях — всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа.
Противопоставляется
брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним,
поскольку брахман
осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в
упанишадах.
Учение об А. восходит к «Рпгведе», где А. обозначает не только дыхание как
таковое, но и
жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания; в этом отношении
А. может
отождествляться и с пуру- -шей. В ранних упанишадах А. понимается как «Я»,
индивидуальная душа,
раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях: когда А.
отождествляется с телом
человека, брахман воплощается как космос; когда А. отождествляется с мысленным,
или жизненным
«Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой; когда А.
отождествляется с носи-
телем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как
самосознающий
ишвара; наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты
воедино, А.
становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).
Учение об А. получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его
принципы: от
устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся
модусы,
порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» — это чистое