<< Пред. стр. 207 (из 449) След. >>
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. вбольшой мере зависят
от личности наблюдателя, его установок и отношения
к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения
наблюдателя
различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и
соучаствующее
(или включённое) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду,
адаптируется к
ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается
сам процесс Н.
Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и
глубиной его
осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется
самонаблюдение
(интроспекция), являющееся частным случаем Н. * Роговин М. С., Введение в
психологию, М., 1969,
гл. 6; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М.,
1972, гл. 4, § 1;
см. также лит. к ст. Эксперимент.
НАВЫК, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще
всего —
двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как нек-рое
самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных
повторений
может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента
действия, т. е. Н. в
собств. смысле слова. В отличие от привычки Н., как правило, не связан с
устойчивой тенденцией к
актуализации в определ. условиях.
НАВЫК 393
* Бернштейн ?. ?., О построении движений, ?., 1947; Ходжава 3. И., Проблема
Н. в психологии, Тб., 1960.
НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.— новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, — в
противоположность
старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся
преимуществ.
интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики.
Основоположник Н.-
н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13 в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в
к-ром впервые
появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара,
Рагхунатха Широмани,
автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н.
Матхуранатха Тарка-
вагиша (17 в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.
Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы
Н.-н., не
ограничиваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отношений между самими
вещами. В
духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями
или цельными
образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности
процесса
доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из
предыдущих стадий
доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к
результатам, к-рые были
достигнуты в аристотелевской логике, а в нек-рых случаях опередила её и даже
математич. логику
(напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов
по Н.-н. находились
на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств.
языком. Вместе с
тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто
вынуждены были
оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич.
конструкциями.
Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и
эпистемологии. *
Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; И н г о л л с Д.
Г. X., Введение в инд.
логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattva-
cinta-mani-rahasya,
Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the
Tattva-cintamani, Dordrecht,
1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l
a l D. K., The Navya-
Nyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in
Navya-Nyaya philosophy,
Camb. (Mass.), 1968.
НАГАРДЖУНА (2 в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика,
один из
учителей ма-хаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение
«Праджнапарамита-сутр».
Гл. соч. Н. «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как
«Н.-шастра» или
«Сутры H.». H. назвал свою философию «средним путём», в согласии с определяющим
понятием
раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложение собств. концепции,
а опровержение
существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным
«диалектич.» методом
демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своём гл. соч. Н,
опровергая учение
вайбхашики (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной
связи и др.
понятий.
• Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; см. также лит. к
ст. Мадхъямика.
НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по
мн. вопросам
позицию логического эмпиризма, Н. в то же время выступает против
неопозитивистского
принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и
опыта в науч.
познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки
индетерминизм,
опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.— логика и
методология нау-
ки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о
том, что в мире
действуют
394 НАВЬЯ-НЬЯЯ
лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации
человеч. тела; в
мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, к-рые не
следует рассматривать
как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет
никаких
оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистич.
подход в обществ.
теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество
является «случайным
событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с
фактич. физич.,
биологич. и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала
определяется его
способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.
Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований
необходимости законов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на
основе их
функций в соответств. контексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопросами
квантовой
механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.
• An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R.
Cohen); Sovereign reason, and other studies in the
philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays
in the philosophy of science, Glencoe, 1956;
Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N.
Y., 1961.
• X и л я Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; К а р и
м с к и й А. М., Философия амер.
натурализма, М., 1972.
НАДСТРОЙКА, понятие историч. материализма, обозначающее совокупность идеологич.
отношений, взглядов и учреждений определ. общества. В неё входят гос-во,
политич. и правовая
формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия,
иск-во. См.
Базис и надстройка.
НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ, филос.-эстетич. понятия, предложенные Шиллером («О
наивной и сентиментальной поэзии» — «Uber naive und sentimenta-lische Dichtung»,
1795) для
характеристики двух противоположных типов художеств. творчества и
миросозерцания, основанных
соответственно на пластическом видении объективных вещей природы и на рефлексии,
разъединяющей творч. субъект и предметный мир. Эти понятия одновременно
обозначали у
Шиллера два типа культуры — античный и современный, однако оба типа творчества
могли
сосуществовать и в современности (Шиллер и Гёте как противоположности).
Типология Ш. была
подхвачена на рубеже 18—19 вв. («классическое» и «романтическое») в эстетике и
философии
культуры романтизма, модифицируясь в дальнейшем в различных понятиях и
концепциях 19—20 вв.
(аполлоновское и дионисийское и др.).
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., [1963].
НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ, стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденной практике
представление о том, что все характеристики внеш. мира, данные в жизненном
опыте, адекватно и
исчерпывающе выражают объективную реальность. Н. р. представляет собой
бессознательно
материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая
существование
внешнего мира независимо от нашего сознания (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с.
49). Материалистич.
предпосылка, из к-рой исходит Н. р., сознательно кладётся филос. материализмом в
основу теории
познания. Вместе с тем Н. р. сталкивается с неразрешимыми трудностями при
объяснении природы
познания, в частности таких проблем, как взаимоотношения знания и предмета,
иллюзии и
реальности, непосредственно данного и опосредованного в знании и др., науч.
решение к-рых даётся
в диалектич. материализме. Претензия на близость к позиции Н. р. характерна для
эмпирио-
критицизма, неореализма, лингвистич. философии, нек-рых разновидностей
феноменологии, однако
в действительности представители этих направлений под-
вергают наивно-реалистич. точку зрения йдеалистич. истолкованию. См. также ст.
Естественнонаучный материализм и Лит. к ней.
НАЛБАНДЯН Микаал (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань,
ныне р-н Ро-
стова-на-Дону, —31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ,
публицист, поэт, критик и
теоретик лит-ры. В 1855—58 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, интересовался рус.
лит-рой, изучал
соч. Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые повлияли на его переход к
революц.
демократизму.
В 1857—62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В
Константинополе
создал вокруг арм. журн. «Мегу» революц.-демократия, группу «Партия молодых»,
установил связи с
Герценом, Огарёвым, Дш. Гарибальди и Дж. Мадзини и возглавил арм. нац.-
освободит. движение. За
революц. деятельность и связь с группой т. н. лондонских пропагандистов в 1862
был арестован и
заточён в Петропавловскую крепость. После трёхлетнего заключения, больной
туберкулёзом, Н. был
сослан в Камышин.
Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой
суверенной
Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетённых народов
России и
Турции, разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в
условиях
крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу
1861 с позиций
общинного социализма, предсказывал неизбежность крест. революции, однако его
социализм,
несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер. Н. подверг
резкой критике
капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов
нац.-освободит.
движения. Н. считал, что нация — явление историческое. Нац. вопрос может быть
решён в
результате уничтожения социального гнёта и победы социалистич. начала, к-рое он
связывал с
общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отделяет, а сближает
народы. Он
подверг критике расизм, космополитизм и национализм.
По своим филос. воззрениям Н.— материалист. Дух он рассматривает как свойство
материи.
Философия должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеч.
обществом.
Исходя из антрополо-гич. материализма, Н. видел твёрдый фундамент философии в
истории и
естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся на умозрительных,
абстрактных схемах.
II. отверг упрощённый, механистич. взгляд на развитие и движение, к-рое считал
принципом всего
сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба.
Диалектика у Н.
неотделима от революц. подхода к жизни.
В понимании истории Н. в конечном счёте был идеалистом, хотя его высказывания
содержали много
мате-риалистич. положений, напр. о классовом характере гос-вa, об объективной
экоиомич. основе
существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в
эксплуататорском обществе.
Религия, по Н., представляет собой извращённое отражение сил природы в головах
людей и их
фетишизацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнёт. Н.
подверг критике
религ. и «офиц.» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу
и
справедливость. Он подчёркивал связь иск-ва с жизнью, его социальную природу.
Иск-во, по Н.,
выносит оценку, приговор действительности, требует её преобразования согласно
идеалу. Н. заложил
основы арм. реалистич. критики и эстетики, создал образцы гражданственной
поэзии.
• в рус. пер.: Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1954;
Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер.,
1968—70.
• Саркисян X. С., Микаэл Н. и вопросы языка, Ёр., 1955; Гуланян X. Г., Микаэл
Н., М., 1955; Даронян С., М. Н., М.,
1963; его ж е, М. Н. и рус. революц. демократы, М., 1967.
НАМА-РУПА (санскр., имя — форма), понятие инд. философии, получившее особое
развитие в
буддизме, где оно означает определ. психофизич. единство и вместе с пудгалой и
собранием скандх
выступает как эквивалент человеч. «Я». Охватывает две обширные сферы: нама — все
психич.
компоненты, рупа — все чувственные. В соответствии с классификацией на 'пять
скандх, рупа
охватывает 1-ю скандху, нама — все остальные (ведана, санджня, санкхара и
виджняна). В отличие
от собрания скандх поляризация двух сфер Н.-р. позволяет отождествлять наму с
духовным началом,
рупу — с материальным. Комбинация Н.-р. возникает в процессе волнения дхарм по
закону
пратитья-самутпады.
НАРОД, 1) в широком смысле слова — всё население определ. страны. 2) Термин,
употребляемый
для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В
процессе развития
социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность — советский
народ. 3) В
историч. материализме Н., народные массы — социальная общность, включающая на
различных
этапах истории те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны
участвовать в
решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила
коренных обществ.
преобразований. Н.— подлинный субъект истории; его деятельность создаёт
преемственность в
поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-