<< Пред.           стр. 208 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ленинизм,
 устранивший один из гл. пороков идеаллстич. социологии, к-рая игнорировала
 решающую роль Н. в
 обществ. развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, ПСС, т.
 26, с. 58).
 Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «Н.» и установил, что
 характер Н.,
 его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для
 первобытнообщинного строя,
 когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не
 различаются. В
 антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские
 группы, ведущие
 антинар. реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при
 социализме понятие
 «Н.» охватывает все социальные группы общества.
 Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев
 и групп
 населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе
 Н. На всех
 ступенях обществ. развития основой Н., его большинством являются трудящиеся
 массы — гл.
 производит. сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои
 населения с весьма
 различными и даже противоположными интересами. К Н. принадлежит, напр.,
 буржуазия, бо-
 ровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.-
 освободит. борьбе
 против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ",— писал В. И.
 Ленин,— Маркс
 не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы,
 способные
 довести до конца революцию» (там же, т. И, с. 124).
 Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплочённый идейно и организационно и
 способный вести
 борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, к-рые по
 своему положению
 заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной
 политич.
 борьбе. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард,
 рабочий класс,
 возглавляемый партией. Конкретно-историч. подход к Н. даёт возможность
 коммунистич. партиям
 проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов,
 что позволяет
 выковывать широкий нар. фронт, объединяющий
 НАРОД 395
 все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, нац.
 независимость,
 демократию и социализм.
 Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная
 особенность деятельности
 ком-мунистич. партии. «...Мы можем управлять,— писал В. И. Ленин,— только тогда,
 когда
 правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Развитие
 общества подготавливает
 материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия
 Н. как в
 разрушении старого, так и в создании нового обществ. строя. Созидат.
 деятельность и активность Н.
 является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
 НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, форма политич. организации общества, утвердившаяся в ряде
 стран
 Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг. 20 в.
 Возникновение Н. д.
 связано со вторым этапом общего кризиса капитализма, характером 2-й мировой
 войны, с решающей
 ролью СССР в освобождении от фашизма и оккупации народов Европы и Азии. В
 подавляющей
 части этих стран Н. д. возникла как революц.-демократич. власть, руководимая
 рабочим классом; в
 ходе перерастания нар.-демократич. революции в социалистическую Н. д.
 превратилась в форму
 диктатуры пролетариата. В Болгарии, как пишет Т. Живков, власть «...по своему
 классовому ха-
 рактеру всегда была властью социалистической в народно-демократической форме»
 (Избр. статьи и
 речи, т. 1, М., 1965, с. 421).
 По своему классовому характеру Н. д. на демокра-тич. этапе развития была новым
 типом власти,
 представляющей собой демократич. диктатуру ряда классов: пролетариата,
 крестьянства, мелкой
 буржуазии и части средней (нац.) буржуазии, основанную на союзе пролетариата и
 крестьянства при
 гегемонии пролетариата. В связи с этим задача социалистич. революции в политич.
 области состояла
 в усилении роли рабочего класса в руководстве гос-вом, отстранении от власти
 представителей
 буржуазии. Утверждение диктатуры пролетариата происходило с использованием
 парламента, в
 рамках конституции, когда под давлением масс «снизу» и при использовании уже
 принадлежавшей
 рабочему классу части власти «сверху» парламентом отстранялись от власти
 представители
 эксплуататоров, принималась и осуществлялась программа социалистич.
 преобразований. Сов. Союз
 оказывал странам Центр. и Юго-Вост. Европы всестороннюю помощь и гарантировал от
 вмешательства империалистич. держав. Классовая борьба трудящихся этих стран
 благодаря
 правильной политике и тактике марксистско-ленинских партий привела в 1947—48 к
 установлению
 диктатуры пролетариата в форме Н. д. Н. д. «...отразила своеобразие развития
 социалистической
 революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в
 пользу социализма.
 В ней нашли также свое отражение исторические и национальные особенности
 отдельных стран»
 (Программа КПСС, 1973, с. 19—20).
 Одной из отличит, черт Н. д. является сохранение, как правило, всеобщего и
 равного избират. права
 за всеми гражданами, включая и буржуазию. Ещё в первые годы Сов. власти В. И.
 Ленин
 подчёркивал, что «...вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права есть
 чисто русский
 вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще» (ПСС, т. 37, с. 265). <
 Сохранение в странах
 Н. д. избират. прав за буржуазией в переходный период к социализму поставило
 перед рабочим
 классом и его марксистско-ленинскими партиями новые задачи: необходимо было
 бороться за то,
 чтобы демократич. избират. система не была использована буржуазией в своих
 корыстных целях.
 396 НАРОДНАЯ
 Другой особенностью Н. д. является наличие в нек-рых странах неск. партий при
 ведущей роли
 марксистско-ленинской партии. С утверждением Н. д. были распущены и запрещены
 контрреволюц.,
 фаш. партии, однако целый ряд массовых партий, претерпев существ. эволюцию,
 очистившись от
 реакционеров,
 остался при переходе к социализму и в рамках социалистич. фазы.
 Важной чертой Н. д. является существование Нац. (Отечественного) фронта,
 возникшего на первом
 этапе революции и объединяющего на социалистич. этапе как все политич. партии,
 так и профсоюзы,
 женские, молодёжные, спортивные и др. массовые орг-ции. Нац. фронт намечает
 задачи всех партий,
 организует массы, направляет их деятельность в социалистич. строительстве.
 Как свидетельствует историч. опыт, сущность сов. и нар.-демократич. строя на
 этапе социалистич.
 строительства одна и та же. «Это — две формы диктатуры пролетариата» (Димитров
 Г., Избр.
 произв., т. 2, М., 1957, с. 670). Н. д. как форма диктатуры пролетариата
 обеспечила в Болгарии,
 Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах развёртывание
 строительства социализма. В Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Румынии
 завершены задачи
 переходного периода и осуществляется строительство развитого социалистич.
 общества.
 * см. к ст. Демократия.
 НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, революция, осуществляемая широкими слоями народа в
 противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам. Н. р.
 поднимает к
 участию в историч. творчестве нар. массы, к-рые выступают активно, со своими
 собств. экономич. и
 политич. требованиями. Н. р. могут иметь различное обществ.-экономич.
 содержание. Так, на-
 родными были, напр., Великая франц. революция и Революция 1905—07 в России.
 Сравнивая три
 бурж. революции нач. 20 в.: португальскую, турецкую и русскую, В. И. Ленин писал
 о первых двух,
 что «..."народной" ни та, ни другая не являются...» (ПСС, т. 33, с. 39).
 Революция 1905—07 в России
 была «... несомненно, "действительно народной" революцией, ибо масса народа,
 большинство его,
 самые глубокие общественные „низы", задавленные гнётом и эксплуатацией,
 поднимаясь
 самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих
 попыток по-
 своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (там же). К
 числу Н. р. 20 в.
 относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и
 Азии, а также
 Кубинская революция 1959, осуществлённые при широком участии трудящихся масс,
 нац.-
 освободит. и нац.-демократич. революции. Наиболее глубокими Н. р., совершаемыми
 рабочим
 классом в союзе со всеми трудящимися, являются социалистические революции.
 НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие
 на
 бурж.-демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие
 антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж.-демократич. программу
 с идеями
 утопич. социализма, Н. выступало одновременно и против пережитков
 крепостничества и против
 бурж. развития страны. В Н. сосуществовали две тенденции — революционная и
 либеральная, к-рые,
 сходясь в осн. теоретич. принципах, расходились в методах их практич. воплощения
 в обществ.
 борьбе.
 Н. в России — «это целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли»
 (Л е н и н В.
 И., Тетради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21). Это идеология,
 включавшая комплекс
 филос., социологич., экономич. и политич. теорий, явление нац. культуры,
 нашедшее отражение в
 литературе, искусстве, науке.
 Центр. звеном социального учения Н. была теория не-капиталистич. развития
 России, идея перехода
 к социа-
 лизму через использование и трансформацию коллективистских традиций
 докапиталистич.
 институтов (община, артель). В общей форме эта теория была сформулирована в 50—
 60-х гг. 19 в.
 родоначальниками Н.— Герценом и Чернышевским. В основе её лежали осознание
 социализма как
 всемирно-историч. закономерности и одновременно уверенность в возможности
 отставших стран
 усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие нац. традиции. Теория
 некапиталистич.
 развития представляла собой в ту эпоху одну из разновидностей утопич.
 социализма.
 В кон. 60-х — нач. 70-х гг. началось превращение II. в массовую идеологию
 разночинской среды —
 интеллигенции и студенчества, оппозиционно настроенных по отношению к
 самодержавно-
 крепостнич. режиму. Этот процесс был связан не только с распространением пер-
 вонач. идей, но и с
 их теоретич. «достройкой» и систематизацией. Теория некапиталистич. развития
 дополнялась
 философско-социологич. и экономич. построениями, а также политич. программой и
 тактикой рево-
 люц. борьбы.
 Философско-методологич. основа взглядов ведущих идеологов Н. была различной —
 позитивизм (Н.
 К. Михайловский, отчасти П. Л. Лавров), материализм (П. Н. Ткачёв) и пр. Но всех
 их объединяло
 стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, а
 также утвердить
 ведущую роль социального идеала в построении учения об обществ.
 развитии («теория прогресса»). Наиболее показательна с этой т. зр. субъективная
 социология Н. Она
 в известной мере сыграла позитивную роль, теоретически санкционировав борьбу
 «критически
 мыслящих личностей» — народнически настроенных разночинцев, с самодержавием и
 крепостничеством.
 Приложением принципов субъективной социологии к экономич. науке явился
 «экономич.
 романтизм» (В. П. Воронцов, ?. ?. Даниельсон и др.), представители к-рого
 стремились подтвердить
 идею некапиталистич. развития с помощью анализа развития капитализма в России.
 Ошибочно
 расценивая рост бурж. отношений в стране как регресс, как бесперспективный и
 даже невозможный
 вариант социального развития, народники-экономисты, как отмечал В. И. Ленин, в
 то же время
 сумели поставить проблему развития капитализма в России (и в отставших странах
 вообще), где
 внедрение бурж. отношений вело к резкому подрыву хоз. положения мелких
 производителей, крест.
 масс. Эта социальная ситуация и составляла почву возникновения Н.
 В вопросах политич. программы и стратегии обществ. борьбы различные фракции
 внутри Н.
 объединял общий лозунг («земля и воля»), означавший комплекс радикальных бурж.-
 демократич.
 преобразований; идея создания централизованной политич. орг-ции, партии;
 стремление превратить
 политич. революцию в «социальную», т. е. социалистическую. Но для реализации
 этих устремлений
 предлагались различные средства: путь длит. пропаганды в народе (Лавров), метод
 организации
 массовых крест. бунтов (М. А. Бакунин), посредством усилий «революц.
 меньшинства», узкого круга
 проф. революционеров (Ткачёв). В нелегальных орг-ци-ях Н. (кружки 1-й пол. 70-
 хгг., «Земля и
 воля», «Нар. воля») фактически были опробованы все эти методы, хотя здесь не
 было прямой
 зависимости — практич. движение действовало во многом самостоятельно и зачастую
 работы
 теоретиков были выражением господствовавших настроений.
 70-е гг. выявили, в т. ч. и для мн. деятелей Н., что теория Н. не выдержала
 испытания практикой. Это
 обстоятельство, а также разгром царизмом революц. подполья привели Н. к
 серьёзному идейному и
 организац. кризису. В 80—90-х гг. преобладающее влияние приобрело либеральное Н.
 и выдвинутая
 им теория «малых дел» (Я. В. Абрамов, С. Н. Кривенко), для к-рой были характерны
 реформизм и
 оппортунистич. отношение к самодержавию.
 В этот период Н. впервые открыто выступило против марксизма в России, хотя
 отношение его к
 марксистской теории было сложным: ряд деятелей Н. испытывал оп-редел. интерес к
 марксизму, с их
 стороны имели место попытки заимствовать нек-рые положения марксизма для
 подкрепления идей
 Н.
 Последующие воззрения Н. (неонародничество 1900-х гг.) складывались во многом
 как реакция на
 марксизм и растущее рабочее движение в России. Идейная конфронтация Н. с
 марксизмом
 обострилась. Для теоретиков позднего Н. (В. М. Чернова, Л. Э. Шишко и др.)
 характерен идейный
 эклектизм, соединение принципов прежнего Н. и преломлённого через мелкобурж.
 призму марксизма
 с неокантианством, эмпириокритицизмом, ревизионизмом. В среде Н. по-прежнему
 господствовал
 субъективизм, нашедший выражение, в частности, в терроризме — линии,
 наметившейся в Н. ещё в
 70-х гг. В этот период особенно сильно сказался мелкобурж. характер Н., его
 идейная и политич.

<< Пред.           стр. 208 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу