<< Пред.           стр. 21 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 сознание (ср.
 понимание брахмана как чистого бытия), не ограниченное конкретными объектами; А.
 скрыт и в «Я»
 человека, и в «Я» всех существ, и в боге, брахмане; открытие своего реального
 «Я» даётся через
 высшую форму познания — самопознание, к-рое одновременно есть и познание бога и
 связано с
 достижением высшего блаженства. Помимо веданты теория А. активно развивалась в
 школах ньяи,
 санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с
 модификациями
 ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих
 модификаций], мимансы
 (учение о душе как вечной, бесконечной субстанции, обладающей сознанием).
 Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о
 несуществовании А. как
 целостной субстанции: есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и
 являющийся
 источником иллюзии постоянной души. В махаяне была предпринята попытка
 компенсировать
 иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего
 высшей
 реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.
 • Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х
 а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер.
 с англ., т. 1—2, М., 1956—57; W a U е s e r M., Das Problem des Ich, Hdlb.,
 1903; Stcherbatsky T h., The soul theory of the
 Buddhists, «Изв. Росс. АН», 1919, т. 13, с. 823—54, 937—58; Narahari H.G., Atman
 in pre-Upani-sadic Vedic literature,
 Madras, 1944; Gunther H., Das Seelenproblem im alteren Buddhismus, Konstanz,
 1949; Troy Wilson Organ, The self in Indian
 philosophy, The Hague, 1964; Damodaran Edavana, Critique of Self, [Bombay],
 1966; Dasgupta S. N., A history of Indian
 philosophy, v. l—5, Delhi, 1975.
 ATOM (от греч. ?????? — неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое
 Леекиппом для
 обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из к-рых состоят все
 вещи (лат.
 пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, А. не обладают к.-л.
 качествами, отличаясь
 друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и
 находятся в
 непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе).
 Понятие А. было заимствовано у Демокрита Эпикуром и его школой, а позднее вошло
 в арсенал
 науки нового времени. См. Атомистика.
 АТОМИСТИКА, атомизм, учение о дискретном -(прерывистом) строении материи. В
 более
 широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства
 (социальный
 атомизм, логич. атомизм и др.). А. возникла в антич. философии; одним из её
 основоположников был
 Демокрит, согласно к-рому материя состоит из мельчайших частиц — атомов.
 Атомарную природу,
 по Демокриту, имеет также и прост-
 АТОМИСТИКА 41
 ранство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи
 представляют собой предел
 её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.
 Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с появлением химии и физики она
 стала
 естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточнение её осн.
 понятий: атом стал
 рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося носителем его
 химич. свойств.
 Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от
 атома, молекула
 представляет собой наименьшее количество вещества, вступающее в химич. реакцию,
 и состоит из
 атомных ядер и электронной оболочки, образованной внеш. валентными электронами
 атомов. При-
 менение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих
 наук —
 объяснить механизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов
 (молекулярно-кинетич.
 теория теплоты), выявить статистич. характер ряда законов (напр., закона
 возрастания энтропии).
 Своё дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что
 процессы излучения и
 поглощения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически
 обосновал идею
 дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только
 электромагнитное, но
 и любое физич. поле имеет дискретную природу.
 А., неразрывно связанная с философией, подвергалась критике с идеалистич.
 позиций. Напр., следуя
 субъективно-идеалистич. критерию существования («существовать — значит быть
 воспринятым»),
 Э. Мах отверг идею реальности атомов, объявив их умозрит. конструкциями,
 подлежащими
 исключению из физики. С др. стороны, метафизич. реализм 18—19 вв., признавая
 реальность атомов,
 рассматривал их как абсолютно неделимые объекты. Подобное понимание атомов
 явилось одной из
 причин методологич. кризиса физики на рубеже 19—20 вв.
 Адекватное филос. понимание А. развивает диалек-тич. материализм, согласно к-
 рому А. не сводится
 к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только
 элемент
 дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие между
 дискретностью и
 непрерывностью оказывается относительным. А. может быть правильно понята только
 в свете
 учения о неисчерпаемости материального мира, к-рое отрицает существование
 абсолютно простых
 атомов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные
 части различных
 ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают
 различные качествен-
 ные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч.,
 т. 20, с. 608—09).
 • Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1964; Панченко А. И.,
 Континуум и физика, М., 1975; Г е р-штейн
 С. С., Лагунов А. А., Единство различных сил природы и строение элементарных
 частиц, в сб.: Ленинское философское
 наследие и современная физика, М., 1981, с. 458—501.
 АТРИБУТ, аттрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое,
 существенное,
 неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи — движение. Термин «А.»
 встречается уже у
 Аристотеля, отличавшего постоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е.
 акциденций.
 АФАНАСЬЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.11.1922, с. Актаныш Актанышского р-на Тат.
 АССР), сов.
 философ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1981, чл.-корр., 1972). Чл. КПСС с
 1943. В 1940—53 в
 Сов. Армии. Окончил заочно Читинский педагогич. ин-т (1950). С 1953 преподавал
 философию и
 науч. коммунизм в Челябинском педагогич. ин-те, в Академии обществ. наук
 42 АТРИБУТ
 при ЦК КПСС. В 1968—74 зам. гл. ред. газ. «Правда», в 1974 — 76 гл. ред. журн.
 «Коммунист», с
 1976 гл. ред. гаа. «Правда». Осн. труды по проблемам научного коммунизма,
 управления, филос.
 вопросам биологии. Чл. ЦК КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета СССР с 1979.
 • Проблема целостности в философии и биологии, М., 1904; Науч. управление
 обществом, M., 19732; Социальная
 информация и управление обществом, М., 1975; Человек в управлении обществом, М.,
 1977; Основы филос. знаний, M.,
 197811; Системность и общество, М., 1980; Общество: системность, познание,
 управление, М., 1981.
 АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficio — причиняю, влияю, действую), понятие философии
 Канта,
 означающее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую
 способностью чувств.
 восприятия. Термин «А.» берёт начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре»
 (1613) Гоклениус
 различал внеш. A. (affec-tio externa), к-рое испытывается субъектом в силу внеш.
 причины, и внутр.
 A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно
 Декарту, вещи
 аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств.
 движения («Страсти
 души», 1649, §§ 23—25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя
 их как
 состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается путём их
 адекватного познания.
 У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и
 непознаваемой
 «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение.
 Производимое
 вещами А. даёт, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и
 форма этих явле-
 ний привносятся в опыт самим субъектом.
 Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную
 границу
 взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-Я»). Однако, поскольку источником
 деятельности
 выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница деятельной
 активности
 субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как
 простое
 воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности
 субъекта, отрицат. мо-
 мент его собств. активности.
 Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе»,
 представители
 неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан»,
 а всегда «задан»
 осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому
 данная в
 сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения
 проистекает из
 его естественнонауч. смысла.
 Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-
 материалистич.
 теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об
 окружающем мире,
 как исходную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.
 • Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, M., 1964, с. 127—43; Шеллинг Ф.
 В., Система трансцендентального
 идеализма, пер. с нем., М.— Л., 1936, с. 96 —136, 273—89; Кант и кантианцы, М.,
 1978.
 АХИНСА [санскр., букв.— непричинение вреда (живому)], воздержание от нанесения
 вреда живому,
 наиболее характерный этич. принцип инд. философии и религии, являющийся
 дополнением тапаса.
 Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей
 природы.
 Восходит к добрахма-нистско-ведийским представлениям, осмысленным в филос.
 категориях
 брахманизма. Доминирующее нравств. правило в индуизме, приобретает особое
 значение в буддизме
 и джайнизме. Важнейшая характеристика А.— её универс. направленность на всё
 живое без к.-л.
 ограничения и выбора; оборотной стороной этого оказывается слабость нравств.
 акта: А. предстаёт
 прежде всего как постоянное чувство жалости к окружающему, так что речь идёт
 здесь скорее об
 определ. нравст, настроении, а не о к.-л. действии.
 АХУНДОВ Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азерб. ССР, —26.2(10.3).1878,
 Тбилиси],
 азерб. фи-лософ-материалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Мировоззрение
 А.
 формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей
 Азербайджана и
 России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. А. Бестужевым-
 Марлин-ским, А.
 И. Одоевским. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в
 частности работы
 франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд.
 принца Кемал-уд-
 Довле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл
 его на рус. и
 перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ
 философу Юму» и др.
 Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А.
 придерживался той т.
 зр., что бытие Вселенной в своём происхождении не нуждается в к.-л. другом
 бытии. Частицы, из к-
 рых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты
 этого существа»
 — Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует
 строгая
 закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А.,— «абсурд и
 вымысел», гл. тормоз
 в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх,
 надувательство и обман — их
 основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств
 человека и
 источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог,
 однако,
 постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.
 Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А.
 уповал на нар.
 избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он
 допускал, что
 подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильств. свержения
 угнетателей.
 «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям
 эпохи, выработать
 конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником
 единения азерб. и
 рус. народов.
 А.— основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на
 развитие культуры
 народов Востока.
 •Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н.,
 Филос. взгляды ?. ?. ?., Б., 1942
 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б.,
 19582; К а с у и о в ?. ?., ?. ?. А. и рус.
 революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.-
 политич. взгляды ?. ?. ?., Б., 1958;
 Рафили М. Г., ?. ?. ?., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и
 обществ.-политич. мысли народов
 СССР, т. 2, М., 1956, с. 737—45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413—15;
 Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение ?. ?.
 ?., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды ?. ?. ?., В., 1968.
 АШАРИ Абу-ль-Хасан (873/874, Басра,—935 или 941, Багдад), мусульм. теолог.
 наряду с Матуриди
 один из основоположников ортодоксального калама. В полемике с крайними
 рационалистами —
 мутазилитами А. пользовался их же методами, доводы разума он стре-
 мился соединить с буквальным следованием авторитетам. А. выступал как против
 дословного
 понимания текстов Корана, так и против крайнего аллегоризма в их истолковании. В
 отличие от
 мутазилитов, отождествлявших атрибуты и сущность бога, А. доказывал
 существование извечных
 атрибутов бога, отличных от его сокровенной сущности, отстаивая, в частности,
 несотворённость
 Корана как атрибута речи бога. А. признавал существование эсхатологич. реалий,
 описываемых в
 Коране (напр., весы деяний, мост испытания и т. п.), и утверждал возможность
 непосредств. видения
 бога. А. был сторонником мутазилитской концепции присвоения — касб, критикуя
 одновременно
 как крайних фаталистов — джабаритов, так и защитников свободы воли —
 мутазилитов.
 Последователи А. нек-рое время подвергались преследованиям со стороны более
 ортодоксальных
 правоведов. В 10—11 вв. учение А. получило широкое распространение в суннитском
 исламе.
 • Макалят аль-исламийин, т. 1—2, Стамбул — Лейпциг, 1929—30; Kitab al-ibanah an
 usul ad-diyanah, transl. with introd.
 and notes by W. Klein, New Haven, 1940; The theology of aJ-Asha-ri, ed. and
 transl. by R. J. McCarthy, Beyrouth, 1953.
 • M a k d i s i G., Ashari and the asharites in Islamic religious history,
 «Studia islamica», 1962, v. 17, p. 37—80; 1963, v. 18, p.
 19—38; A l l a r d M., Le Probleme des attribute divins dans la doctrine d'al-

<< Пред.           стр. 21 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу