<< Пред. стр. 215 (из 449) След. >>
подхода к любойкрупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с зтим стало особенно
необходимо
тесное взаимодействие естеств., технич. и обществ.
наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений
органического
соединения преимуществ социализма с достижениями Н.-т. р.
Возникли спец. дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы
повышения
эффективности самой научной деятельности (см. Наукове-дение).
Научно-технич. переворот революционизирует с.-х. произ-во, превращая с.-х. труд
в разновидность
индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает
место
городскому. Рост науки, техники и пром-сти способствует интенсивной урбанизации,
а развитие
средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует
интернационализации культурной
жизни.
В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед
человечеством во
весь рост встала задача сохранения и науч. регулирования среды своего обитания.
В ходе Н.-т. р. существенно изменяется содержание труда гл. производит. силы —
трудящихся. Н.-т.
р. предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, организац. способностям,
а также к
общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль
моральных стимулов
и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязат. общего
образования
возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их
периодич.
переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в произ-ве и обществ. жизни, к-рые несёт с собой Н.-
т. р., с небывалой
до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более
полного
предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в
социальной сфере, их
влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем Н.-т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только
гл. производит.
силой общества, но и единств. классом, заинтересованным в последовательном,
полном развитии Н.-
т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию
капиталистич.
отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Н.-т. р. в интересах
всех трудящихся.
Необходимым условием полного развития Н.-т. р. является социальное освобождение
трудящихся,
создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое
может быть
обеспечено только в процессе построения коммунизма.
Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при о
предел, уровне
социально-экономич. развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря
высокой степени
развития производит. сил и обобществления произ-ва.
Ленин подчёркивал, что за каждым коренным технич. переворотом «... неизбежно
идет самая крутая
ломка общественных отношений производства...» (ПСС, т. 3, с. 455). Н.-т. р.
преобразует производит.
силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качеств.
преобразования
обществ. отношений. Как пром. революция кон. 18 — нач. 19 вв., заложившая ос-
новы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не
только в
коренном технич. преобразовании произ-ва, но и в глубоком преобразовании
социальной структуры
общества, так и совр. Н.-т. р. требует для собств. полного развития не только
преобразования
технологии произ-ва, но и революц. преобразования общества. Глубоко обнажив
несовместимость
свободного развития совр. производит. сил с капиталистич. способом произ-ва, Н.-
т. р. усилила
объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала
важным
фактором мирового революц. процесса. Н.-т. р. «... стала одним из главных
участков исторического
соревнования между капитализмом и социализмом...» (Международное совещание
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч.-
технич. сотрудничества,
в т. ч. и между гос-вами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр.
тем
обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за
национальные и даже
континентальные рамки и требует объединения усилий мн. стран и междунар.
регулирования, напр.
борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи,
разработка ре-
сурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех
стран в обмене
научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии
скоординированной
экономики, планового распределения ресурсов в масштабе гос-ва, требуют
управления всей сложной
системой соцналь-но-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако
капиталистич. способ
произ-ва не может создать таких условий. Отд. крупные капиталистич. фирмы
достигают успешной
постановки научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективного
внедрения новой
техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы.
Известное рас-
ширение функций капиталистич. гос-ва в результате его срастания с монополиями,
попытки гос.
программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые
противоречия,
к-рые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных
направлений науки и
техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует
интересы
монополий, воен.-пром. комплекса, науч.-технич. прогресс приобретает в
капиталистич. странах
одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам
общества и
провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического
потенциала.
Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ. произ-ва и
использовать огромную
силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить
осн.
противоречие — между производит. силами и производств.
отношениями, обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения.
Капиталистич. общество ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для
развития самого
человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме
(стандартизация образа
жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
Для социалистич. системы Н.-т. р. является естеств. продолжением коренных
социальных
преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу
социальному
прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему
совершенствованию
социальной структуры общества и обществ. отношений, создаёт условия для
повышения общекуль-
турного и науч.-технич. уровня трудящихся и тем са-
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ 409
мым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой
борьбы
марксистско-ленинской и бурж. идеологий.
Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р.
как простое
продолжение пром. революции или же как её «второе издание» (концепция «второй
пром.
революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её
социальные
последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских
социологов и
экономистов встали на позиции технологич. радикализма и социального
консерватизма,
противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества»,
«технотронного общества»
технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В качестве
ответной
реакции мн. «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологич.
пессимизма
в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и
др.). Обвиняя
своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека
посредством науки
и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя единственными гуманистами,
призывают к
отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества.
Марксисты
отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в
состоянии разрешить
экономич. и социальные противоречия ан-тагонистич. общества без радикальных
социальных
преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются
также
левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое
общество
посредством одних лишь по-литич. средств, без Н.-т. р.
Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое
распространение
т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно
настроенной части
населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость
капитализма с
дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в
социально-
пессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл.
социальные прогнозы та-
кого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов
роста», а о
пределах капитализма как обществ. формации и о пределах экстраполяции как метода
предвидения
будущего.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и
наука
неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечивающим полное
раскрытие
способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых
материальных и
духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации.
Как для по-
беды коммунизма необходимо макс. использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-
т. р. нуждается
для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ.
отношений и их
постепенном перерастании в коммунистические.
• Н.-т. р. и обществ. прогресс, М., 1969; Совр. Н.-т. р. Историч. исследование,
М., 19702; Совр. Н.-т. р. в развитых
капитали-стич. странах: экономич. проблемы, М., 1971; Г в и ш и а-н и Д. ?., ? и
к у л и н с к и й С. Р., Н.-т. р. и
социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; А ф а н а с ь е в В. Г., Н.-т. р.,
управление, образование, М., 1972; Н.-т.
р. и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и
Н.-т. р. Сб. ст., Л., 1973; Социализм и
наука, М., 1981; Н.-т. р. и противоречия капитализма, М., 1981.
Д. М. Гвишиани, С. Р.
Микулинский.
«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ», «т е х-пологи ч. о п т и м и з м», течение совр.
бурж.
философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители к-рого
возлагают надежды на
решение
410 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с
помощью науч.-
технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе
кризиса бурж.
идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит
«экологическому
пессимизму». Ведущие представители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де
Жувенель, Ж.
Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания),
Г. Лин-неман
(Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.
К этому течению в совр. зап. лит-ре причисляются обычно представители различных
бурж. обществ.
наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций
модернизированных тех-нологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.»
заключается в
переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб
человечества и
недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, вза-имообусловленное, поступат.
развитие
науки и техники.
Истоки Н.-т. п. коренятся R мануфактурном произ-ве 16—18 вв., когда науч.-
теоретич. и технич.
деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно
эволюционировало
преим. за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов.
Наряду с этим шёл
столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые
находились под влиянием
теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существ.
влияния на произ-во.
Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно
самостоят. по-
токами человеч. деятельности.
В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и
экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время
под влиянием
идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к
практике. Компас,
порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями,
положившими
начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные
мельницы для
нужд расширяющегося мануфактурного про-из-ва побуждали теоретически исследовать
нек-рые
механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория
жёлоба, учения
о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал
первые научные и
технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 23,
с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт,
Ж. Л. Д' Аламбер, Р.
А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки
произ-ва».
Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами
предшествующего
науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков,
изобретателей,
умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только
конструкторско-технич.
деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически
неограниченные
возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во всё большей
степени определяется
прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как
«предметно
воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к
новому, второму этапу
Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют
развитие друг друга
во всё ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват.
деятельности, призванные
доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования,
опытно-
конструкторские разработки, про-