<< Пред. стр. 22 (из 449) След. >>
Ashari et de ses premiers grands disciples, Bey-routh, 1965.
АЭТИЙ (??????), согласно концепции Г. Дильса — автор единственного
сохранившегося полностью
доксо-графич. (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и
реферирующего
«Физич. воззрения» греч. философов от Фалеса до Ксенарха Перипатетика
(современник Августа).
Текст А. реконструирован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й кн. «Физич. эклог»
(выборок)
Иоанна Стобея (нач. 5 в.) и дошедшего под именем Плутарха «Компендия физич.
мнений
философов» в 5 кн. (лат. сокращ. «De Placitis Philosophorum», или просто
«Placita» — «Мнения»; со-
ставлен ок. 150), а также цитат гл. обр. у патристич. авторов. После Дильса до
недавнего времени
было принято цитировать уже не Стобея и Псевдо-Плутарха, а А. по сводному
тексту. Однако имя А.
засвидетельствовано очень плохо (только у церк. писателя 5 в. Фео-дорита,
нередко путающего
имена), атрибуция и датировка Дильса ненадёжна; на сводный текст следует поэтому
ссылаться как
на «Мнения философов». Возможно, автором их был филос. учитель Августа Арий
Дидим. В любом
случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода
от Фалеса до
Платона «Мнения философов» используют материал «Физич. мнений» Теофраста и в
своей
композиции отражают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2),
метеорология (кн. 3),
психология (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).
Издания. Сводный текст: D i е I s H., Doxographi Graeci, Berolini, 1879, p. 267—
444; Редакция Стобея: S t o b a e-us I.,
Anthologium, re. C. Wachsmuth et 0. Hense, v. 1, Berolini, 1884 (Printed in
Germany, 1958); Редакция Псевдо-Плутарха:
Plutarch! Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2 p. 1, Lpz., 19712.
Б
БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен,—23.5.1841, там же), нем.
учёный, религ.
философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Б.
с его
универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен);
его соч. в целом
не дают филос. синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю
(«Fermenta cognitionis»,
v. 1—6, 1822—25; «Vorlesungeu uber speculative Dogmatik», Bd 1—5, 1828—38). Б.
оказал сильнейшее
влияние на становление нем. романтизма, прежде всего на его натурфилософию
(Новалис, Шеллинг);
уже в сер. 80-х гг. Б. формулирует романтич. понимание знака, символа,
иероглифа. В то же время
сам Б.
БААДЕР 43
испытал влияние Шеллинга и романтиков и в конце жизни создал один из вариантов
позднего религ.-
фи-лос. романтизма. Одним из первых среди нем. философов обратился к социальной
проблематике
бурж. общества (в частности, ввёл в нем. литературу термин «пролетариат»),
развивал идеи
христианского социализма.
• Samtliche Werke, Bd 1 — 16, Lpz., 1851—60 (neue Ausg., Aalen, 1963); Schriften
zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925;
Lettres inedites, ed. E. Susini, t. 1—4, P., 1942—67; Wien, 1951.
• Baumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927.
БАДАРАЯНА, др.-инд. мыслитель, один из основателей и первый систематизатор
веданты. Годы
жизни Б. обычно относят к 2—3 вв. н. э. (хотя инд. учёные отодвигают эту дату к
6—3 вв. до н. э.).
Гл. труд Б.— трактат «Брахма-сутра», или «Веданта-сутра» (известен и под др.
названиями —
«Шарирака-сутра», «Шарирака-ми-манса», «Уттара-миманса»); в инд. традиции это
соч. иногда
приписывают Вьясе, с к-рым нередко отождествляют Б. Комментарии к «Брахма-
сутре»,
составленные Шанкарой, Рамануджей и др., образуют осн. корпус веданты. В
«Брахма-сутре» Б.
систематизирует и защищает идеи, содержащиеся в упапишадах, прежде всего —
высшую
реальность брахмана и монистич. понимание мира. Трактат содержит ценные сведения
о нек-рых др.
школах инд. мысли (санкхья, вайшетика, буддизм, джайнизм).
• G h a t e V. S., Le Vedanta; Etude sur les Brahma-sutras et leur cinq
commentaires, P., 1918.
* Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2 М., 1957, с. 382—94; см.
также лит. к ст. Веданта.
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА, фрейбургская ш к о-л а, направление в неокантианстве, исходящее
из
«трансцендентально-психологич.» истолкования учения Канта. Согласно Б. ш.,
познание есть
психич. процесс, исходящий из «экстенсивного и интенсивного многообразия» опыта
и имеющий
результатом трансцендентальное, т. е. всеобщее и необходимое знание. Последнее
возможно, если
признать его предметом общеобязательные ценности, с к-рыми оно должно
согласовываться для
достижения своей цели (истины). Философия в этой связи оказывается наукой о
ценностях. Значит.
место в Б. ш. занимала проблема метода. Основатели Б. ш. Винделъбанд и Риккерт
делили науки на
науки о природе(естествознание) и науки о культуре (историч. науки). Естеств.-
науч. образование по-
нятий руководствуется (генерализирующим) номоте-тическим методом, вырабатывающим
общие
законы, а историческое — (индивидуализирующим) идиогра-фическим методом, дающим
описания
индивидуального историч. явления.
Б. ш. испытала влияние Гуссерля. Идеи Б. ш. в социологии проводил М. Вебер, в
психологии — Г.
Мюн-стерберг. В 20-х гг. ряд представителей Б. ш. перешёл к неогегельянству (И.
Кон, Р. Кронер и
др.).
• Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2, § 3; RickertH.,
Die Heidelberger Tradition in der
deutschen Philosophie, Tub., 1931; см. также лит. к статьям Неокантианство,
Виндельбанд, Риккерт.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие
структуру
обществ.-экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ.
отношений,
процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса,
«совокупность...
производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный
базис, на
котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
соответствуют
определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13,
с. 6—7). В. И.
Ленин подчёркивал, что осн. идея материалистич. понимания истории «состояла в
том, что
общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние
представляют
собой лишь надстройку над первыми, склады-
44 БАДАРАЯНА
вающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности
человека,
направленной на поддержание его существования» (ПСС, т. 1, с. 149). В отличие от
материальных,
идеологич. обществ, отношения зависят от сознания людей, их формирование
опосредствовано
обществ. сознанием. И те и другие отношения имеют сложную структуру.
Материальными
отношениями, составляющими обществ. форму развития производит. сил, являются
производств.
отношения, возникающие в процессе произ-ва, обмена и распределения материальных
благ.
Надстройка (Н.) как целое включает в себя идеологич. (политич., правовые и др.)
отношения,
связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии — т. е. идеологию и
психологию
различных социальных групп или общества в целом, а также соответств. орг-ции и
учреждения —
гос-во, политич. партии, обществ. орг-ции и т. д.
Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают механизм детерминации обществ.
явлений и
отношений. Базис (Б.) определяет Н., её особенности, структуру, т. е. II.
строится не произвольно, а в
соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя
по отношению к
отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и
н.
характеризуют конкретный облик опре-дел. обществ.-экономич. формации. Б.,
являясь экономич,
формой произ-ва, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и
отношений. Он со-
ставляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, к-рый с помощью Н.
облекается «плотью и
кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих
производств.
отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, её отличия
от других
формаций важна качеств. определённость господствующего типа производств.
отношений, его
доминирование в рамках данной формации.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных
обществ
практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси»
отношений, доставшихся
от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей,
более высокой
обществ.-экономич. формации.
Поэтому, выделяя господствующий тип производств. отношений, наука как бы
отвлекается от
особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых
историч. и культурных
традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих
наряду и
одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ.
общества для
получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости
необходимо
рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и
соответствующие ему
явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений,
составляющих
экономич. структуру данного общества.
Вне конкретно-историч. подхода, без учёта всех типов производств. отношений был
бы невозможен,
напр., детальный анализ многоукладной экономики России в переходный период, к-
рый позволил В.
И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма,
создания его Б. и
н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для
развивающихся стран с их
сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.
Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях,
категории Б. и н.
служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа
закономерностей и
механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.
Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает
и
закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом
классово
антагонистич. обществе существуют элементы Н., выполняющие по отношению к поро-
дившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои
социальные
функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому
было бы
упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать связь Б. и н.
как
однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. взаимосвязь и
взаи-
мозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б.,
а следовательно, и
на всё общество, включаясь в процесс развития общества как относительно
самостоят. фактор,
имеющий свои спе-цифич. законы генезиса, функционирования и развития.
Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент Н., овладевая массами,
становится могучей
материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакц. идеология
ведёт к
задержке развития, а то и к величайшим человеч. трагедиям (человеконена-вистнич.
идеология
фашизма, империалистич. идеология, защищающая интересы монополистич. капитала,
агрессию и
милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
Социалистич. Б. и н. качественно отличаются от Б. и н. всех предшествующих
формаций как по
содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистич. производств.
отношения,
выражающие обществ. собственность на средства произ-ва, не могут, в силу
антагонизма труда и
капитала, возникнуть в рамках капитализма, в к-рых создаются только отд.
элементы Н. будущего
общества — коммунистич. партии, науч. идеология марксизма-ленинизма и
социалистич. формы
сознания. В то же время капитализм развивает совр. производит. силы, к-рые
вступают в конфликт с
частно-капиталистич. формой присвоения, характерной для бурж. Б. Данный конфликт
разрешается
социалистич. революцией, к-рая разрушает бурж. гос. машину и создаёт гос-во
нового типа —
диктатуру пролетариата, к-рая служит рычагом экономич. преобразования общества
на социалистич.
началах. По мере становления и развития нового Б. происходят качеств. изменения
и в социалистич.
Н., возрастает роль её важнейших элементов — коммунистич. партии и гос-ва — в
разработке научно
обоснованных планов социально-экономич., политич. и культурного прогресса
общества, в управле-
нии процессом развития социалистич. обществ. отношений.
Утверждение Б. и н. развитого социалистич. общества получило выражение и
закрепление в
Конституции СССР, в к-рой чётко охарактеризованы экономич., социальная и
политич. системы
развитого социализма, раскрыты их взаимосвязь и взаимообусловленность.
• Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 13, с. 6—7; т. 20, с. 26; т. 37, с. 111; т. 39,
с. 356; Ленин В. И.,ПСС,т. 1,с. 149; Консти-
туция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977. Л. Ф.
Ильичев.
БАКУНИН Михаил Александрович [18(30).5.1814, Но-воторжский у. Тверской губ.,—
19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], рус. революционер, один из основателей и
теоретиков анархизма.
Во 2-й пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича
(см. Станкевича
кружок), был близок с Белинским, потом также с Герценом и Огарёвым. В эти годы
Б. изучает
классич. нем. философию, в особенности — труды Гегеля, пропагандирует (толкуя
по-своему)
идеалистич. диалектику. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия,
Франция).
Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция
в Германии»
(«Reaktion in Deutschland», 1842). Испытав нек-рое влияние идей Фейербаха, Б.
эволюционировал
позднее к своеобразному антропологич. материализму и «антитеологизму». Его
филос. концепция,
включавшая и позитивистские мотивы, в целом была непоследовательной и
эклектичной.
В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистич.
движением. В Париже
(1844)
сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Б. участник революций 1848—49 в Праге и Дрездене. В апр. 1850 саксонским судом и
в мае 1851
австр. воен. судом дважды приговорён к смертной казни, к-рая в обоих случаях
была заменена
пожизненным заключением. Выдан австр. властями Николаю I и заключён в Алек-
сеевский равелин
Петропавловской крепости. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861