<< Пред.           стр. 222 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 действительности;
 Н. менее общего порядка, действие к-рой охватывает сравнительно узкий круг
 явлений; сложная Н.,
 определяющая поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич.
 закономерностями;
 простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, к-рая
 выражается динамич.
 закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, к-рая может
 одновременно
 выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями (см. Статистические и
 дина-
 мические закономерности).
 С. также подразделяется на ряд видов: внутр. С., органически связанная с данной
 Н.; внеш. С., высту-
 пающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преим.
 побочными
 факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных
 условии;
 субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением
 объективно
 действующих законов; благоприятные или неблагоприятные С., соответственно
 ускоряющие или
 тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.
 Проблема Н. и с. разрабатывалась в философии начиная с древности. В рамках
 материалистич.
 направления в философии всегда признавался объективный характер Н. и с.: они
 выводились из
 материального мира. В идеалистич. философии эти категории выводились из
 духовного фактора:
 либо из некой объективированной духовной сущности (объективный идеализм —
 Платон, Гегель,
 неогегельянцы), либо из человеч. разума, сознания (субъективный идеализм — Юм,
 Мах,
 неопозитивизм). Кант считал Н. и с. априорными, т. е. доопытными способами
 мыслит. деятельности,
 внутренне присущими человеч. рассудку. Неокантианцы (Риккерт). признавая Н. в
 природе,
 отвергали её в обществ. жизни. Метафизич. материалисты (Спиноза, Гольбах и др.)
 и нек-рые
 естествоиспытатели (К.Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи между Н. и с. » доводили
 их относит.
 различие до абс. противоположности. Ге-
 422 НЕОБХОДИМОСТЬ
 гель показал несостоятельность разрыва Н. и с., разработав на идеалистич. основе
 диалектич.
 концепцию их взаимосвязи.
 Ф. Энгельс с диалектико-материалистич. позиций подверг критике метафизич.
 материалистов, к-рые
 Н. и с. рассматривали как определения, раз и навсегда исключающие друг друга. Он
 также показал
 несостоятельность механического детерминизма, вообще отрицавшего С. и
 объявлявшего абсолютно
 все явления необходимыми, в результате чего Н. низводилась до уровня С. (см. К.
 Маркс и Ф.
 Энгельс, Соч., т. 20, с. 532—36).
 Классики марксистской философии показали, что в объективной действительности Н.
 ц с. не бывают
 в чистом виде, что «...случайность — это только один полюс взаимозависимости,
 другой полюс
 которой называется необходимостью» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 174), что при
 определ. условиях
 эти категории тождественны, т. е. случайное необходимо, а необходимое случайно,
 что в природе и
 обществе, где на поверхности происходит игра случая, сама С. всегда оказывается
 подчинённой
 внутр., скрытым законам. В реальной действительности всякое явление в одно и то
 же время, но в
 разных отношениях, или в одном и том же отношении, но в разное время и случайно,
 и необходимо,
 «содержит» необходимые и случайные моменты H их взаимопроникновении. Случайным
 явление бы-
 вает только по отношению к другому явлению, необходимому. Так, возникновение
 отд. мутации —
 это Н., результат определ. физико-химич. и биологич. процессов. В то же время по
 отношению к
 клетке, организму u популяции она выступает как случайное явление. Для отд.
 живых существ
 является случайным, где они родились, какую среду застали вокруг себя для жизни.
 Но в то же время
 их рождение необходимо, т. к. без этого процесса прекратилось бы существование
 данного вида
 организмов. Появление выдающейся личности в определ. время в данной стране
 является случай-
 ностью. Однако если эта личность становится во главе движения и своей
 деятельностью выражает
 его интересы, она необходима.
 Диалектич. взаимосвязь между Н. и с. по-разному проявляется на различных
 структурных уровнях
 материи, в природе и обществе. В природе действуют лишь слепые, беесознат. силы,
 во
 взаимодействии к-рых и проявляются её законы, Н. В неживой природе при переходе
 от макроуровня
 к микроуровню роль случайных факторов возрастает, что находит своё выражение в
 возрастании
 статистич. методов выражения законов движения микрочастиц. При переходе от
 минеральных
 систем к живым значение С. в паре «необходимость — случайность» также
 увеличивается. В то же
 время совершенствование организмов в ходе развития органич. систем
 свидетельствует о всё более
 возрастающем торжестве Н. над С.: по мере повышения уровня организации
 материальных систем
 изменение соотношения между Н. и с. подчиняется, по-видимому, диалектич. закону
 отрицания
 отрицания и зависит от сложности систем, их внутр. строения, взаимосвязи систем
 с её элементами и
 окружающей средой.
 В обществе действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под
 влиянием
 страсти, стремящиеся к определ. целям и т. п. Вместе с тем взаимосвязь Н. и с.
 изменяет свой
 характер по мере развития общества: она неодинакова в различных обществ.-
 экономич. формациях.
 В классово антагонистич. обществе результаты деятельности людей зачастую
 оказываются
 противоположными их желаниям и целям, что связано с существованием частной
 собственности на
 средства произ-ва и антагонизмом интересов, анархией обществ. развития. Н.
 действует здесь гл. обр.
 в виде стихийной силы, прокладывающей себе путь через бесконечное множество С.,
 и обнаруживает
 себя лишь как конечный результат ирактич. действий людей.
 При социализме, где господствует обществ. собственность на средства произ-ва и
 власть
 принадлежит рабочему классу, трудящимся во главе с марксистско-ленинскими
 партиями, Н. также
 не выступает в «чистом» виде, она всегда связана со случайностью. Однако роль и
 степень
 воздействия последней на различные стороны обществ. жизни ограничена. С.,
 возникающие из-за
 нарушения объективных законов, действия природных сил, еще не полностью
 подвластных людям,
 не являются формой проявления Н., они только дополняют её. Н. при социализме
 отражается в
 постановке и решении социальных задач.
 Н. и с. имеют важное значение в науч. познании. Движение познания от явления к
 сущности
 соответствует аналогичному движению от наблюдения, изучении случайного к
 познанию
 необходимого, к-рое скрывается за случайным так же, как сущность за явлением.
 Одна из важнейших
 задач науки — предвидение хода различных событий и управление ими. Основой
 решения этой
 задачи является познание причин и законов как необходимых, так и случайных
 процессов.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Лени
 и В. И., Материализм и эмпи-
 риокритицизм, ПСС, т. 18; Ш и p о к а н о в Д. И., Диалектика Н. и с., Минск,
 i960; Сачков Ю. В., Введение в вероят-
 ностный мир. Вопросы методологии, М., 1071; Купцов В. П., Детерминизм и
 вероятность, М., 1976; А с к и н Н. Ф.,
 Филос. детерминизм и науч. познание, М., 1977; ? и л и п е н к о Н. В.,
 Диалектика Н. и с., М., 1980. Н. В.
 Пилипенко.
 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, течение идеалистич. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., для
 к-рого
 характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновлённой
 интерпретации
 философии Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в
 США, но в
 зависимости от обществ.-политич. условий и теоретич. предпосылок принимало
 различные формы.
 В Великобритании, США и Нидерландах Н. возникло из запоздалого (по сравнению с
 Германией,
 Россией, Францией и Италией) увлечения традиц. гегельянством, к-рое приобрело
 популярность в
 этих странах u 70—80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных
 сторонников
 гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми
 филос.
 веяниями.
 В Великобритании процесс перерастания гегельян-ства в Н. представлен (если
 исключить Дж.
 Стерлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и Дж.
 Кердами, Ф. Брэдли, Р.
 Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггар-том и Р.
 Коллингвудом. Осн.
 моментами этого процесса были: а) попытки истолкования диалектики в духе
 примирения
 противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом — как религиозного, как
 «теоретич. формы»
 христианства (Э. Керд); б) обращение К гегельянству для преодоления англ.
 позитивизма (Дж. Керд);
 диалсктич. метод выступал npir этом как средство разложения «чувственности»,
 «вещественности»
 для достижения истинной, т. е. внеэмпирич. реальности (Брэдли); в) тенденция к
 преодолению
 крайностей «абс. идеализма» Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности,
 её свободу; эта
 тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и «радикальном
 персонализме» Мак-
 Таггарта, к-рые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением
 метафизич.
 ценности личности; г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма («абс.
 историзма»)
 наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектич. метод Гегеля как
 «феноменологический» (в смысле «феноменологии духа») способ определения в
 понятиях ступеней
 человеч. опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.
 В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-лунсской школой
 во главе с У. Т.
 Хар-рисом, находилась в определенной зависимости от эволюции английских
 сторонников учения
 Гегеля, Н. у таких мыслителей, как Б. Боун н Дж, Ройс, ока-
 залось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
 В Нидерландах Н., связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения
 Г. Болланда,
 было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на европ. континенте
 провозгласил конец
 неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления
 Гегеля Канту,
 рассматривая их как «начало и завершение классич. периода мышления», в частности
 гегелевскую
 логику — как завершение кан-товской критики разума. Истолкование философии
 Гегеля в религ.
 духе сближает болландовский вариант Н. с «правым» гегельянством 1830—40-х гг. в
 Германии.
 В Италии Н. возникло на рубеже 19—20 вв., его основоположники — Кроче и Джентиле
 пребывали в
 состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итал. Н. шло по
 пути решения
 социальных проблем (буржуазно-либеральному — Кроче и тоталитарному — Джентиле).
 В
 эволюции итал. Н. отчётливо вырисовываются два осн. этапа. Первый этап итал. Н.
 (до окончания 1-
 й мировой войны) характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле
 против
 марксистского материализма, а также позитивизма под лозунгом «обновления
 идеализма» и
 реставрации гегелевской концепции гос-ва. Второй этап — с конца 1-Й и до начала
 2-й мировой
 войны, отмечен углублением филос. и политич. разногласий между обоими течениями,
 завершившимися политич. расколом итал. Н., поскольку Кроче встал в оппозицию к
 фаш. режиму
 Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов
 фашизма. Кроче
 выдвигает на первый план объективистские, рационалистич. и этич. моменты в своей
 концепции,
 чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в «абс. историзме».
 Джентиле, напротив,
 развивает именно субъективистские и иррационалистич. тенденции своей философии,
 доходя до
 полного релятивизма.
 В Германии на рубеже 19—20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Н., пришли
 виднейшие
 теоретики неокантианства — как марбургской школы (Коген, Наторп, Кассирер), так
 и баденской
 (Виндельбанд и Риккерт, к-рые первыми заговорили в Германии о «возрождении
 гегельянства»).
 Определ. роль в формировании нем. Н. сыграл Дильтей. В период 1-й мировой войны
 в Германии
 получает распространение идея «единого потока» нем. идеалистич. философии,
 завершающегося
 Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных филос. устремлений нем.
 Н. не сложилось
 в целостное образование. Ученик Риккерта Р. Кро-лер искал в «обновлённом»
 гегельянстве решение
 той проблемы соотношения «рационального» и «иррационального», к-рая была
 «задана»
 неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель соч. Гегеля и лидер нем.
 Н., углубляет
 иррационалистич. тенденцию в теории познания. Значит. роль в нем. Н. играла
 проблематика
 философии истории, философии культуры и особенно гос-ва и права (Т. Геринг, Т.
 Литт, а также Ф.
 Розенцвейг и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеч. общности решался
 Н. в духе
 резкой критики бурж. «атомизации» и утверждения примата и даже абс. господства
 общности
 (нации, гос-ва) над индивидами.
 Высший пункт развития нем. Н. совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931).
 Лидеры нем. Н. (в
 частности, Кронер) возглавили междунар. орг-цию неогегельянцев — «Гегелевский
 союз» (1930) и
 выступили с осн. докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931)
 гегелевских
 конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к
 власти в Германии
 вызвал политич. раскол, за к-рым последовало и теоретич. разложение нем. Н.
 Антифашистски
 настроенные неогегельянцы в боль-
 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО 423
 шинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения Н. в
 послевоен.
 Германии (Т. Литт и др.) не имели успеха.
 Крупнейшим представителем рус. Н. был И. А. Ильин, стремившийся соединить
 религ.-филос.
 традицию, идущую от Вл. Соловьёва, и новейшие, прежде всего гус-серлианскне,
 веяния, идущие с
 Запада. Рус. идеалистич. правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от
 неокантианства
 к Н. (П. И. Новгородцев, «Кант и Гегель в их учениях о праве u гос-пе», 1901, и
 др.).
 Во Франции Н. получило распространение значительно позже, чем в др. европ.
 странах. Началом его
 можно считать появление в 1929 соч. Ж. Валя «Несчастье сознания в философии
 Гегеля» («Le
 malhcur de la consien-ce dans la philosophic de Hegel»). Польшей популярностью
 пользовались лекции
 ?. Кожева о Гегеле (1933—39); в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, М.

<< Пред.           стр. 222 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу