<< Пред.           стр. 223 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Мерло-Понти, Ж.
 Ипполит, Р. Арон, А. фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению
 «обновлённых» гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом,
 франц. Н.
 приобретает влияние среди интеллигенции. Ипполит, переведший на франц. яз.
 «Феноменологию
 духа» (1939) и «Философию нрава» Гегеля (1941), стремился связать учение Гегеля
 с сартровской
 версией экзистенциализма.
 В целом как самостоят. течение Н. исчерпывается в 1930-х гг., однако отд. его
 тенденции
 проявляются в различных течениях совр. бурж. философии и социологии. Существ.
 крен в сторону
 Н. прослеживается в фи-лос. герменевтике Г. Гадамера.
 • Давыдов Ю. Н., Критика иррационалистич. основ гносеологии Н., в сб.: Совр.
 объективный идеализм, М., 1963;
 Богомолов А. С., Н. в Германии и Италии, в кн.: Бурж. философия кануна и начала
 империализма, М., 1977; Кузнецов В.
 Н., Франц. Н., М., 1982; Windelband W., Die Erneuerung des Hegelianismus, Hdlb.,
 1910; Lasson G., Washeisst
 Hegelianismus?, B., 1916; Schol z H., Die Bedeutung der Hegeischen Philosophie
 fur das philosophische Denkender Gegenwart,
 B., 1921; Levy H., Die Hegel-Renaissance in der deutschen Philosophie, [B.],
 1927; Harm s E., Hegel und das 20. Jahrhundert,
 Hdl))., 1933; В е у e r W. R., Hegel-Bilder. Kritik der Hegel-Deutungen, В.,
 19672. Ю.Н.Давыдов.
 НЕОДАОСИЗМ (с юань с ю е — учение о сокровенном, таинственном), течение кит.
 философии,
 возникшее в 3—4 вв. и представляющее собой возрождение фплос. даосизма. В период
 Вэй-Цзинь
 (3—5 вв.) заняло господствующее положение в идеология, жизни Китая. Поскольку
 одной из гл.
 форм деятельности его приверженцев были возвышенные филос. беседы, участники к-
 рых старались
 «лучшим языком выразить лучшие мысли», оно получило также назв. цин тань (букв.
 — чистые,
 безупречные беседы) или сюань янь (букв. — разговоры о сокровенном), т. к.
 предметом их
 рассуждений было сокровенное дао.
 Появление Н., подготовленное учением Ван Чуна, связано с падением династии Хань
 в 220, распадом
 единой империи, проникновением в Китай буддизма. Основателями Н. были Хэ Янь (Хэ
 Пишу,
 190—249) и Ван Ни (Ван Фусы, 226—249), продолжателями Цзи Кан (Цзи Шуе, 223—262)
 и Сян Сю
 (Сян Цзыци, 227— 277), принадлежавшие к группе т. н. семи мудрецов из бамбуковых
 зарослей, Го
 Сян (Го Цзысюань, 252—312) н др. Самым выдающимся представителем Н. был Гэ Хун
 (Гэ
 Чжичуань, 283—363), известный под лит. псевдонимом Баопу-цзы. Неодаосисты
 исходили из идей
 «Лао-цзы» («Дао дэ цзинъ), «Чжуан-цзы» и «Чжоу-и» («Ицзин»), соединяя их с
 учением
 конфуцианства (они считали Конфуция великим мудрецом, стоявшим выше Лао-цзы и
 Чжуан-цзы),
 минцзя и др. школ. Осн. источник сведений о филос. концепциях Н.— комментарии к
 конфуцианским классикам, а также сборники притч и рассказов-анекдотов, особенно
 произв. Лю
 Ицина (403—444) с комм. Лю Сяобяо (463—521) «Ши-шо синь-юй» («Новое изложение
 рассказов, в
 свете ходящих»).
 424 НЕОДАОСИЗМ
 Н. ставил своей целью достижение состояния «фэн лю» (букв.— «ветер и поток») —
 свободной
 непринуждённой жизни в согласии с самим собой, собств. природой и природой
 вообще. В отличие
 от классич. даосизма Н. считал, что дао — это ничто, все вещи спонтанно
 возникают сами из себя, а
 не из дао; формула «бытие рождается из небытия» означала для них, что бытие
 возникает само из
 себя. Поскольку вся Вселенная находится в постоянном движении и изменении, то
 общество,
 человек, институты, мораль должны меняться, приспосабливаться к настоящему
 моменту. Согласие с
 этим процессом, следование естественному означает «недеяние», препятствование
 ему, сохранение
 устаревшего — «деяние» (т. е. что-то искусственное). Знание должно естественно
 проистекать из
 природы индивида, а не быть подражанием мудрецам. Все вещи равны между собой,
 нет разницы
 между великим и малым, жизнью и смертью, короткой и длинной жизнью и т. п. В
 дальнейшем Н.
 слился с буддизмом и исчез как филос. течение.
 • Семененко И. И., Цзн Кан и нек-рые моменты идеоло-гич. борьбы в сер. 3 в. н.
 а., в кн.: Вопросы кит. филологии, М.,
 1974, с. 58—63; Зайцев В. В., Враги и друзья Цзи Кана, там же, с. 48—57; Малявин
 В. В., Жуань Цзи, М., 1978;
 Бадылкин Л. Е., Жизненные ценности в «Фэн Лю», в кн.: Десятая науч. конференция
 «Об-во и гос-во в Китае». Тезисы и
 доклады, ч. 1, М., 1979, с. 93—96; P u n g Y u - l a n, A short history of
 Chinese philosophy, N. Y., 1958, p. 204—40; F о r-k e
 A., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie Hamb., U134, S.
 181—85, 204—26.
 НЕОКАНТИАНСТВО, направление идеалистич. философии последней трети 19 — 1-й трети
 20 вв.,
 пытавшееся решать осн. филос. проблемы исходя из односторонне идеалистич.
 толкования учения
 Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится к 1890—1920-м гг., когда оно
 господствовало в
 ряде нем. ун-тов и распространилось во Франции (Ш. Ренувье, О. Гамелен, Л.
 Брюнсвик), России (А.
 И. Введенский, С. И. Гес-сен, И. И. Лапшин и др.) и др. странах. В 20-х гг. с
 появлением новых
 направлений бурж. философии (философия жизни, неогегельянство, экзистенциализм)
 Н. постепенно
 утрачивает влияние. Гл. организац. центры Н.— журн. «Kantstiuiien» и «Кантовское
 об-во»
 («Kantgesellschaft», осн. в 1904, распущено нацистами в 1938, воссоздано в
 1947).
 Н. в широком смысле включает все школы, ориентирующиеся на «возвращение» к
 Канту:
 физиология, направление (Ф. А. Ланге, Г. Гельмгольц); психология, направление,
 развивавшее
 взгляды Я. де Фриза и его школы (Л. Нельсон); реалистич. направление (А. Риль,
 О. Кюльпе, Э.
 Бехер); марбургскую школу (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер и др.); баденскую
 школу (В.
 Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк). К Н. в строгом смысле обычно относят лишь
 первое и два
 последних направления.
 Выдвинув лозунг «следует вернуться назад к Канту» (L i е b m a n n O., Kant und
 die Epigonen, B.,
 19122, S. 109), H. усматривало осн. достижение кантов-ской философии в
 обосновании положения,
 согласно к-рому формы наглядного созерцания (пространство и время) и рассудка
 (категории) суть
 функции познающего субъекта, а гл. ошибку — в признании объективности «вещи в
 себе»;
 возникающее отсюда противоречие «разрешается» сведением в Н. «вещи в себе» к
 «предельному
 понятию опыта» — негативному «понятию совершенно проблематичного нечто», к-рое
 принимается
 за причину явлений (см. Ф. Ланге, История материализма, пер. с нем., т. 2, К. —
 Хар., 1900, с. 35).
 Марбургская школа истолковывала «вещь в себе» как задачу: объект познания не
 дан, но «задан» —
 как задаётся математич. функцией числовой ряд и каждый из его членов. В
 трактовке баденской
 школы «вещь в себе» вообще теряет смысл: «...Бытие всякой действительности
 должно
 рассматриваться как бытие в сознании» (Р и к к е ? т Г., Введение в
 трансцендентальную
 философию. Предмет познания, пер. с нем., К., 1904, с. 84).
 ?. ?., ?. выступает как критика Канта «справа», т. е. с позиций более
 последоват. идеализма. Отказ от
 кантовского понимания «вещи в себе» привёл к укоренению объекта в самом
 мышлении.
 Гипертрофированную активность мышления представители Н. превратили в источник
 сущностных
 определений самого бытия, толкуя её как деятельность по конструированию культуры
 в целом. Так,
 марбургская школа разрабатывала трансцендентальный метод как учение о
 конструировании
 мышлением объектов культуры (науки, этики, иск-ва, религии). Однако
 «антиметафизич.»
 тенденция, унаследованная Н. от Канта и позитивизма 19 в., не позволила ему
 пойти по пути Гегеля и
 восстановить его абсолют как основу всего бытия, в т. ч. бытия культуры. С др.
 стороны, Н.
 отвергает и субъективизм, вытекающий из односторонне понятой активности
 мышления. Если
 баденская школа решает это противоречие путём признания объективности ценностей,
 к-рые хотя и
 не существуют, но «значат», то марбургская школа, в противоречии со своими
 исходными
 установками, вынуждена прибегнуть к допущению бога (Коген) или логоса (Наторп)
 как
 объективной основы бытия, мышления и нравственности.
 Н. было связано с явлениями кризиса методологич. оснований естеств. и историч.
 наук 19 в., к-рый
 получил выражение в физиология., а затем физич. идеализме и критике историч.
 разума (В. Дильтей).
 Н. широко использовало кантовскую идею отрицания объективной закономерности
 природы и
 выведения познания из субъекта, из самого мышления с его «априорными» законами
 развития.
 Именно эта идея легла в основу истолкования «логики чистого познания» в
 марбургской школе и
 «логики наук о культуре» в баденской школе. Последняя концепция была связана с
 идеалистич.
 интерпретацией историч. науки и противопоставлением её идеогра-фич. метода
 номотетич. методу
 естествознания.
 Реакцией на марксистский науч. социализм были зтич, социализм неокантианцев
 марбургской
 школы и отрицание законов обществ. развития и социализма в учении баденской
 школы. В кон. 19 —
 нач. 20 вв. идеи Н. использовались для ревизии филос. основ марксизма, став
 методологич. базой
 ряда идеологов II Интернационала (М. Адлер, Э. Бернштейн, К. Фор-лендер). Н.
 оказало большое
 воздействие на бурж. политэкономию (Р. Штаммлер), социологию (М. Вебер),
 правоведение.
 Влияние Н. прослеживается в течениях совр. бурж. философии, в особенности в
 разработке учения о
 ценностях (аксиологии); его отзвуки заметны в идеологии нем. социал-демократии.
 • Богомолов А. С., Нем. бурж. философия после 1865 г., М., 1969; Б а к ? а д з е
 К. С., Избр. филос. труды, т. 3, Тб.,
 19732; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2; Кант и
 кантианство, М., 1978; Muller-Freienfels
 R., Die Philosophie des 20. Jahrhunderts in ihren Hauptstromungen, ?T1] l, B.,
 1923; Ritzel W., Studien zum Wandel der
 Kantauffassung, Meisenheim/Glan, 1952; Noack H., Die Philosophie Westeuropas [im
 zwanzigsten Jahrhundert], Basel—Stuttg.,
 1962; Meyer H., Abendlandische Weltanschauung, Bd 5, Paderborn—Wurzburg, 1967s;
 см. также лит. к статьям Баденская
 школа, Марбургская школа, Винделъбанд, Коген, Наторп, Кассирер, Риккерт.
 А. С. Богомолов.
 НЕОКОНФУЦИАНСТВО [л и с ю е — учение о законе, принципе (природы, неба), или
 син-ли
 сюе — учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе—
 учение о пути (в
 отличие от дао цзяо — даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при
 династии Сун (960—
 1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.),
 представители ?-poro
 занимались гл. обр. комментированием классич. текстов, сунские мыслители
 разрабатывали новые
 идеи и понятия, в первую очередь и—ли (должное и закон) и син—мин (природа и
 судьба); отсюда и
 назв. течения.
 Предшественниками Н. были танские мыслители Хань Юй и Ли АО (772—841),
 защищавшие
 конфуцианство и направившие его на путь развития этики вместо спекулятивной
 метафизики.
 Основы Н. были залощены в 10—11 вв. «тремя учителями науки о естеств. зако-
 не» — Сунь Фу, Ху Юанем и Ши Цзе. Становление и развитие Н. связано с
 деятельностью Чжоу
 Дунъи, Чжан Цзая, бр. Чэн — Хао и И, Чжу Си, а также ????? Юна и Лу Цзююаня,
 представляющих
 побочные линии развития Н. Благодаря им и их ученикам и приверженцам Н. стало
 доминирующим
 течением. В сунском Н. определились шесть гл. концепций, разрабатывавшихся
 разными
 философами, но общих для всей школы: великий предел (тайцзи; Чжоу Дунъи),
 принцип (ли-закон),
 материальная сила (ци, бр. Чэн), природа человека (Чжан Цзай), постижение
 природы вещей («ис-
 следование вещей», Чэн И), человеколюбие (жэнъ, Чжу Си). Вследствие близких
 личных отношений
 между северосунскими конфуцианцами (Чжоу, Чжан, бр. Чэн) не всегда можно точно
 установить
 авторство той или иной конкретной идеи. В Н. выделилось неск. школ: «Каотин»
 (Чжу Си и его
 ученики и последователи Цай Юаньдин, Хуан Гань и Чэнь Шунь), «Сяншань» (Лу
 Цзююань и его
 приверженцы Ян Цзянь и Вэй Ляовэн), особняком стоял lllao Юн. Однако важнейшей
 была школа
 Чэн—Чжу, т. е. бр. Чэн (особенно Чэн И) и Чжу Си; она доминировала в периоды
 династий Сун и
 Юань.
 В период Юань (1280—1368), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а
 отчасти и
 даосизм пользовались покровительством монг. ханов — юань-ских императоров, Н.
 сумело
 сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн (1209—81), У Чэн,
 Чэнь Юань
 (1256—1330) и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом. Новый
 расцвет Н.
 произошёл при династии Мин (1368—1644). Восстановление кит. государственности
 содействовало
 развитию конфуцианской идеологии. Уже в 1403 по приказу императора были
 переизданы
 конфуцианские канонич. книги с комментариями бр. Чэн, Чжу Си и их
 последователей. В 15—16 вв.
 выдвинулись такие мыслители, как У Юйби н Се Сюань, затем Чэнь Сянь-чжан, Чжань
 Жошуй, Ван
 Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (16—17 вв.) и самый знаменитый среди них
 Ван Янмин.
 Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался
 разработать
 собств. подход к осн. проблемам учения;, были созданы центры филос. диспутов и
 обучения (самый
 известный — академия Душишь). Мыслители периода Цин (1644—1911) в значит.
 степени вернулись
 к филос. построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн — Чжу
 пользовалась
 популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905, хотя в 15—16 вв. была
 отодвинута на
 задний план школой Лу — Ван, т. е. Лу Цзююаня — Ван Янмина. В 30-х гг. 20 в.
 идеи школы Чэн —
 Чжу явились исходной точкой филос. построений Фэн Юланя. Н. просуществовало
 вплоть до
 образования КНР в 1949.
 • Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запад и
 Восток, М., 1972, с. 174—207; Б у-р о
 в В. Г., Мировоззрение пит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976, с. 39—68;
 В r u с е 3. P., Clm Hsi and his masters,
 L., 1923; Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb.,
 1938; С hang С h i a - s и n, The development of
 Neo-Confuciaii thought, v. l—2, N. Y., 1957—63; Wing-tsit Chan, Source book in
 Chinese philosophy, Princeton, 19G3; Sung
 biographies, ed. by II. Franke, Bd l, Wiesbaden, 1976.
 НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО, обновлённый вариант мальтузианства; в обыденном представлении
 —
 отказ от детей в браке. Зародилось в кон. 19 в., в виде т. н. неомальтузианских
 обществ. лиг, союзов и
 т. п. Если «классич. мальтузианство» полностью отрицает воздействие социальных
 факторов на
 народонаселение, то в Н. это воздействие признаётся, но приравнивается к

<< Пред.           стр. 223 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу