<< Пред.           стр. 225 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Пселл,
 изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в
 Константинополе.
 В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был
 воспринят
 Марием Вик-торином и благодаря ему — Августином. Образец христиански
 истолкованной
 неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе
 складывалась прежде всего
 под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в
 частности, Н.
 шартрской школы 12 в.), а начиная с 9 в. — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на
 лат. яз. соч.
 Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в
 трактате
 «Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриугены обусловлены неоплатонич.
 элементы
 Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждённых
 церковью. С
 традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана
 неоплатонич. струя в
 мистике сен-викторской школы.
 Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению
 ряда текстов
 «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга
 о причинах»),
 переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум.
 910). Влияние
 Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у
 аль-Рази и аль-
 Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В
 целом вся
 арабо-мусульм. философия ориентировалась
 НЕОПЛАТОНИЗМ 427
 по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской
 школами Н. (среди
 комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности,
 в духе
 александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля
 (трактат аль-
 Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим
 смешением
 разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в
 духи арис-
 тотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, к-рое мыслит само себя
 (аль-Фараби, Ибн
 Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием
 к-рого
 находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак).
 Переосмысление
 неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали,
 соединив их с
 суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).
 В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона
 Израэли (ок. 850—
 950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить
 библейский
 креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир.
 Нсоплатонич. иерархия
 универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер.,
 популярный на Западе)
 и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч.
 «Размышления о
 душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-
 рому приписывали
 компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор
 Библии Ибн Эзра
 (1092— 1167). Несомненное влияние Н. прослеживается в построениях каббалы.
 Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда араб. текстов (в т. ч.
 «Теологии Аристотеля» и
 «Книги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268—81 Вильемом
 Мербеке,
 архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс
 распространению Н.
 на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия
 Ареопагита
 неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13—14 вв. (францисканец
 Ульрих Страсбург-
 ский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и
 И. Таулер). В
 русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Николаем Кузанским.
 Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон,
 возглавлявший
 платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Кози-мо Медичи основал
 платоновскую Академию
 во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат.
 деятельностью гуманистов
 расширяется база источников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали
 пер. и комм. М.
 Фичино. Н. во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев,
 латинян) был рассмотрен
 Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием
 складываются учения Ф.
 Патрицци и Дж. Бруно.
 Влияние флорентийского Н. испытал англ. комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита
 Дж. Колет
 (1467?— 1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими
 платониками.
 Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непо-средств.
 влиянием
 Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает.
 Интерес к Н.
 возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т.
 Тейлора, изучение и
 издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают
 Шеллинг и Гегель,
 высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 —
 нач. 20 вв. Н.
 оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,
 428 НЕОПОЗИТИВИЗМ
 С. Л. Франка. Значит. воздействием Н. отмечено учение Бергсона.
 Первый с.истематич. и полный обзор материалов по антич. Н. дал во 2-й пол. 19 в.
 Э. Целлер,
 следовавший в трактовке Н. историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к
 изучению Н.
 как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных
 текстов, был
 намечен в работах К. Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных
 исследований но
 истории школ Н. (Р. Э. Доде, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г.
 Весте-ринк и др.).
 • Общие труды: The Cambridge history of later Greek and early medieval
 philosophy, ed. by A. H. Armstrong, Gamb., 1970; W
 a l l i s R. Т., Neoplatonism, L., 1972; B e i e r w a 1-tes W., Platonismus und
 Idealismus, Fr./M., 1972; D o r-r i e H., Platonica
 Minora, Munch., 1976 (библ.); The significance of Neoplatonism, ed. R. B.
 Harris, Norfolk, 1976; Die Philosophie des
 Neuplatonismus, hrsg. v. C. Zintzen, Darmstadt, 1977; W e-s t e r i n k L. G.,
 Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine
 literature, Amst., 1980.
 Антич. Н.: Л о с с в А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980;
 Т h e i l e r W., Forschungen zum Neu-
 platonismus, В., 1966; Proclus. Theologie platonicienne, texte etabli et trad,
 par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, livre l, P.,
 1968, p. XXXVI — LIV (афинская школа); Praec, liter К., Richtungen und Schulen
 im Neuplatonismus.— Kleine Schriften,
 Hildesheim, 1973, S. 165—216; H a do t I., Le Probleme du Nioplatonisme
 Alexandrin. Hierocles et Simplicius, P., 1973.
 Ср. -век. H.: К 1 i b a n s k у R., The continuity of the Platonic tradition
 during the middle ages, L., 1939; Platonismus in der
 Philosophie des Mittelalters, hrsg. v. W. Beierwaltes, Darmstadt, 1969. H. в
 патристике: Henry P., Plotin et Г Occident,
 Louvain, 1934; Courcelle P., Les lettres grecques en Occident. De Macrobe a
 Cassiodore, P., 1948; I v a n k a E. v., Plato
 Christianus. Ubernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Vater,
 Einsiedeln, 1964. H. в араб. философии:
 Neoplatonici apud arabes, ed. B. Badawi, Le Caire, 1955; Walzer R., Greek into
 Arabic, Oxf., 1962; Badawi ?., La transmission
 de la Philosophie grecque au monde arabe, P., 1968. H. в евр. философии: G r e i
 v e H., Studien zum judischen
 Neuplatonismus, B — N. Y., 1973. Зап.-европ. H. 11 — 14 вв.: G a r i n E., Studi
 sul platonismo medievale, Firen/.e, 1958;
 Mittelalterliche Mystik unter dem Einflu? des Neuplatonismus, hrsg. v. W.
 Schultz B. 1967.
 H. в эпоху Возрождения: Robb N. A., Neoplatonism of the Italian Renaissance, L.,
 1935; Miles L., John Colet and the Platonic
 tradition, La Salle, 1961; K r i s t e 1-ler P. O., Eight philosophers of the
 Italian Renaissance, Stanford, 1964.
 Обзор лит.: Courcelle P., Travaux neO-platonici-ens, в сб.: Association G.
 Bude... Actes du... congres, P., 1954, p. 227—54.
 Конгрессы, конференции, симпозиумы по Н.: Les sources de Plotin, Geneve, 1960
 (Entretiens sur l'antiquite cias-sique, t. 5);
 Porphyre, Geneve, 1965 (там же, т. 12); De Jambliche a Proclus, Geneve, 1975
 (там же, t. 21); Le Neoplatonisme, P., 1971
 (Colloques Internationaux...); Etudes NeOplatonicienn.es. Conference...,
 Neuchatel, 1973; Atti del convegno Internationale sul
 tema: Plotino e il Ncoplatonismo in Oriente e in Occidente, Roma, 1974; см.
 также лит. к статьям Средний платонизм.
 Плотин, Прокл, Кембриджские платоники. Ю. А. Шичалин.
 НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из осн. направлений бурж. философии 20 в. Н. возник и
 развивался как
 течение, претендующее на анализ и решение актуальных филос.-методологич.
 проблем, выдвинутых
 развитием совр. науки,— роли знаково-символич. средств науч. мышления, отношения
 теоретич.
 аппарата и эмпирич. базиса науки, природы и функции математизации и формализации
 знания и пр.
 Являясь совр. формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего,
 отрицая
 возможность философии как теоретич. познания, рассматривающего коренные проблемы
 миропо-
 нимания и выполняющего в системе знания особью функции, к-рые не осуществляются
 специально-
 науч. знанием. Противопоставляя науку философии, Н. считает, что единственно
 возможным
 знанием является только специально-науч. знание. Третируя классич. проблемы
 философии как
 неправомерную «метафизику», Н. отрицает и постановку осн. вопроса философии об
 отношении
 материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление «метафизич.», как
 он утверждает,
 противопоставления материализма и идеализма. В действительности Н. продолжает в
 новых формах
 традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма и феноменализма, восходящие к
 философии Беркли и
 Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так,
 он сводит задачи
 философии
 не к суммированию или систематизации специально-науч. знания, как это делал
 классич. позитивизм
 19 в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. В отличие от юмизма и
 позитивизма 19 в.,
 ориентировавшихся в исследовании познават. процессов на психологию, Н. делает
 предметом своего
 рассмотрения формы языка и пытается осуществлять анализ знания через возможности
 выражения
 его в языке. «Метафизика» рассматривается не просто как ложное учение, а как
 учение в принципе
 невозможное и лишённое смысла с т. зр. логич. норм языка, причём источники её
 усматриваются в
 дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о Н. как
 о своеобразной
 логико-лингвистич. форме позитивизма, в к-рой сложные и актуальные проблемы
 совр. логики и
 языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма.
 Впервые идеи Н. получили чёткое выражение в деятельности Венского кружка, на
 основе к-рого
 сложилось течение логического позитивизма. Эти взгляды составили основу того
 идейного и
 организац. единства Н., к-рое сложилось в 1930-х гг. и к к-рому, помимо логич.
 позитивистов,
 примыкал ряд амер. представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен и
 др.), львовско-
 варшавской школы в логике (А. Тар-ский, К. Айдукевич), упсальской школы в
 Швеции, мюнстерской
 логич. группы в Германии и т. д. Однако уже в 1950-х гг. достаточно ясно
 обнаружилось, что
 «революция в философии», провозглашённая Н., не оправдывает надежд,
 возлагавшихся на неё бурж.
 философами. Классич. проблемы философии, преодоление и снятие к-рых обещал И.,
 воспроизводились в новой форме в ходе его собств. эволюции. С ослаблением
 влияния логич.
 позитивизма сравнительно большой вес приобрело течение англ. аналитиков
 (лингвистическая
 философия), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна),
 к-рые
 разделяли общую антиметафизич. направленность Н., но не придерживались
 господствующего в Н.
 сведения философии к логич. анализу языка науки. Критика логич. позитивизма в
 1950—60-х гг.
 велась и сторонниками т. н. логич. прагматизма в США (У. Куайн и др.),
 обвинявших логич.
 позитивизм в чрезмерном сужении задач философии. Одновременно с развитием этих
 кризисных яв-
 лений внутри самого Н. снижается и авторитет Н. в системе бурж. философии и
 идеологии в целом.
 Уход от жизненно важных социальных и идеологич. проблем, обосновываемый
 концепцией
 деидеологизации философии, абсолютизации логич. и языковой проблематики,
 вызывает падение
 популярности Н., сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в
 бурж.
 философии (экзистенциализм, филос. антропология). Важную роль в развенчивании
 претензий Н. на
 роль совр. философии науки сыграла критика его с позиций марксизма, осн. вклад в
 к-рую был
 внесён сов. философами.
 Осн. тенденция эволюции Н. в этих условиях состояла в попытках либерализации
 своей позиции, в
 отказе от широковещательных программ и измельчании проблематики. Само понятие Н.
 начиная с
 1950-х гг. всё больше вытесняется понятием аналитическая философия. В 1960—70-х
 гг. развивается
 течение, к-рое, сохраняя определ. связь с общими установками Н., в то же время
 выступает против
 неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки (Кун,
 Лакатос, Фейерабенд,
 Тулмин и др.). Это течение частично находится под влиянием идей Поппера, к-рый в
 ряде вопросов
 отходит от ортодоксального Н. Все эти явления свидетельствуют о глубоком идейном
 кризисе
 современного Н., по существу не являющегося уже целостным и последовательным
 философским на-
 правлением.
 Н. не дал и не мог дать действит. решения актуальных филос.-методологич. проблем
 совр. науки
 ввиду несостоятельности своих исходных филос. установок.
 В то же время нек-рые представители Н. имеют определ. заслуги в разработке совр.
 логики,
 семиотики и спец. вопросов методологии науки.
 • H a p с к и й И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; X и л л Т. И., Совр. теории
 познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 13 и 14;
 Ш в ы ? е в В. С., Н. и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., I960; Совр.
 идеалистич. гносеология, M., 1968, разд.
 1; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 5, 6; Бурж.
 философия XX в., М., 1974; Совр. бурж.
 философия, М., 1978, гл. 2; ? а н и н А. В., Диа-лектич. материализм и
 постпозитивизм. Критич. анализ нек-рых совр.
 бурж. концепций науки, М., 1981; Logical positivism, ed. A. Ayer, L., 1959; The
 legacy of logical positivism, ed.P. Achin-
 stein and S. Barker, Bait., 1969; Criticism and the growth of knowledge, ed. I.
 Lakatos and A. Musgrave, Camb., 1970.
 
 В. С. Шеырёв.
 НЕОРАЦИОНАЛИЗМ, течение в методологии и философии науки, сложившееся в 1-й пол.
 20 в. во
 Франции и Швейцарии. Гл. организации Н.: «Союз рационалистов» (осн. в 1930 во
 главе с А. Роже и
 П. Ланже-веном; печатный орган — журн. «Les cahiers rationa-listes») и «Союз
 логики, методологии и

<< Пред.           стр. 225 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу