<< Пред. стр. 225 (из 449) След. >>
Пселл,изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в
Константинополе.
В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был
воспринят
Марием Вик-торином и благодаря ему — Августином. Образец христиански
истолкованной
неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе
складывалась прежде всего
под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в
частности, Н.
шартрской школы 12 в.), а начиная с 9 в. — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на
лат. яз. соч.
Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в
трактате
«Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриугены обусловлены неоплатонич.
элементы
Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждённых
церковью. С
традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана
неоплатонич. струя в
мистике сен-викторской школы.
Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению
ряда текстов
«Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга
о причинах»),
переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум.
910). Влияние
Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у
аль-Рази и аль-
Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В
целом вся
арабо-мусульм. философия ориентировалась
НЕОПЛАТОНИЗМ 427
по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской
школами Н. (среди
комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности,
в духе
александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля
(трактат аль-
Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим
смешением
разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в
духи арис-
тотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, к-рое мыслит само себя
(аль-Фараби, Ибн
Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием
к-рого
находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак).
Переосмысление
неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали,
соединив их с
суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).
В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона
Израэли (ок. 850—
950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить
библейский
креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир.
Нсоплатонич. иерархия
универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер.,
популярный на Западе)
и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч.
«Размышления о
душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-
рому приписывали
компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор
Библии Ибн Эзра
(1092— 1167). Несомненное влияние Н. прослеживается в построениях каббалы.
Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда араб. текстов (в т. ч.
«Теологии Аристотеля» и
«Книги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268—81 Вильемом
Мербеке,
архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс
распространению Н.
на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия
Ареопагита
неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13—14 вв. (францисканец
Ульрих Страсбург-
ский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и
И. Таулер). В
русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Николаем Кузанским.
Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон,
возглавлявший
платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Кози-мо Медичи основал
платоновскую Академию
во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат.
деятельностью гуманистов
расширяется база источников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали
пер. и комм. М.
Фичино. Н. во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев,
латинян) был рассмотрен
Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием
складываются учения Ф.
Патрицци и Дж. Бруно.
Влияние флорентийского Н. испытал англ. комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита
Дж. Колет
(1467?— 1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими
платониками.
Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непо-средств.
влиянием
Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает.
Интерес к Н.
возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т.
Тейлора, изучение и
издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают
Шеллинг и Гегель,
высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 —
нач. 20 вв. Н.
оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,
428 НЕОПОЗИТИВИЗМ
С. Л. Франка. Значит. воздействием Н. отмечено учение Бергсона.
Первый с.истематич. и полный обзор материалов по антич. Н. дал во 2-й пол. 19 в.
Э. Целлер,
следовавший в трактовке Н. историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к
изучению Н.
как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных
текстов, был
намечен в работах К. Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных
исследований но
истории школ Н. (Р. Э. Доде, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г.
Весте-ринк и др.).
• Общие труды: The Cambridge history of later Greek and early medieval
philosophy, ed. by A. H. Armstrong, Gamb., 1970; W
a l l i s R. Т., Neoplatonism, L., 1972; B e i e r w a 1-tes W., Platonismus und
Idealismus, Fr./M., 1972; D o r-r i e H., Platonica
Minora, Munch., 1976 (библ.); The significance of Neoplatonism, ed. R. B.
Harris, Norfolk, 1976; Die Philosophie des
Neuplatonismus, hrsg. v. C. Zintzen, Darmstadt, 1977; W e-s t e r i n k L. G.,
Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine
literature, Amst., 1980.
Антич. Н.: Л о с с в А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980;
Т h e i l e r W., Forschungen zum Neu-
platonismus, В., 1966; Proclus. Theologie platonicienne, texte etabli et trad,
par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, livre l, P.,
1968, p. XXXVI — LIV (афинская школа); Praec, liter К., Richtungen und Schulen
im Neuplatonismus.— Kleine Schriften,
Hildesheim, 1973, S. 165—216; H a do t I., Le Probleme du Nioplatonisme
Alexandrin. Hierocles et Simplicius, P., 1973.
Ср. -век. H.: К 1 i b a n s k у R., The continuity of the Platonic tradition
during the middle ages, L., 1939; Platonismus in der
Philosophie des Mittelalters, hrsg. v. W. Beierwaltes, Darmstadt, 1969. H. в
патристике: Henry P., Plotin et Г Occident,
Louvain, 1934; Courcelle P., Les lettres grecques en Occident. De Macrobe a
Cassiodore, P., 1948; I v a n k a E. v., Plato
Christianus. Ubernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Vater,
Einsiedeln, 1964. H. в араб. философии:
Neoplatonici apud arabes, ed. B. Badawi, Le Caire, 1955; Walzer R., Greek into
Arabic, Oxf., 1962; Badawi ?., La transmission
de la Philosophie grecque au monde arabe, P., 1968. H. в евр. философии: G r e i
v e H., Studien zum judischen
Neuplatonismus, B — N. Y., 1973. Зап.-европ. H. 11 — 14 вв.: G a r i n E., Studi
sul platonismo medievale, Firen/.e, 1958;
Mittelalterliche Mystik unter dem Einflu? des Neuplatonismus, hrsg. v. W.
Schultz B. 1967.
H. в эпоху Возрождения: Robb N. A., Neoplatonism of the Italian Renaissance, L.,
1935; Miles L., John Colet and the Platonic
tradition, La Salle, 1961; K r i s t e 1-ler P. O., Eight philosophers of the
Italian Renaissance, Stanford, 1964.
Обзор лит.: Courcelle P., Travaux neO-platonici-ens, в сб.: Association G.
Bude... Actes du... congres, P., 1954, p. 227—54.
Конгрессы, конференции, симпозиумы по Н.: Les sources de Plotin, Geneve, 1960
(Entretiens sur l'antiquite cias-sique, t. 5);
Porphyre, Geneve, 1965 (там же, т. 12); De Jambliche a Proclus, Geneve, 1975
(там же, t. 21); Le Neoplatonisme, P., 1971
(Colloques Internationaux...); Etudes NeOplatonicienn.es. Conference...,
Neuchatel, 1973; Atti del convegno Internationale sul
tema: Plotino e il Ncoplatonismo in Oriente e in Occidente, Roma, 1974; см.
также лит. к статьям Средний платонизм.
Плотин, Прокл, Кембриджские платоники. Ю. А. Шичалин.
НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из осн. направлений бурж. философии 20 в. Н. возник и
развивался как
течение, претендующее на анализ и решение актуальных филос.-методологич.
проблем, выдвинутых
развитием совр. науки,— роли знаково-символич. средств науч. мышления, отношения
теоретич.
аппарата и эмпирич. базиса науки, природы и функции математизации и формализации
знания и пр.
Являясь совр. формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего,
отрицая
возможность философии как теоретич. познания, рассматривающего коренные проблемы
миропо-
нимания и выполняющего в системе знания особью функции, к-рые не осуществляются
специально-
науч. знанием. Противопоставляя науку философии, Н. считает, что единственно
возможным
знанием является только специально-науч. знание. Третируя классич. проблемы
философии как
неправомерную «метафизику», Н. отрицает и постановку осн. вопроса философии об
отношении
материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление «метафизич.», как
он утверждает,
противопоставления материализма и идеализма. В действительности Н. продолжает в
новых формах
традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма и феноменализма, восходящие к
философии Беркли и
Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так,
он сводит задачи
философии
не к суммированию или систематизации специально-науч. знания, как это делал
классич. позитивизм
19 в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. В отличие от юмизма и
позитивизма 19 в.,
ориентировавшихся в исследовании познават. процессов на психологию, Н. делает
предметом своего
рассмотрения формы языка и пытается осуществлять анализ знания через возможности
выражения
его в языке. «Метафизика» рассматривается не просто как ложное учение, а как
учение в принципе
невозможное и лишённое смысла с т. зр. логич. норм языка, причём источники её
усматриваются в
дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о Н. как
о своеобразной
логико-лингвистич. форме позитивизма, в к-рой сложные и актуальные проблемы
совр. логики и
языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма.
Впервые идеи Н. получили чёткое выражение в деятельности Венского кружка, на
основе к-рого
сложилось течение логического позитивизма. Эти взгляды составили основу того
идейного и
организац. единства Н., к-рое сложилось в 1930-х гг. и к к-рому, помимо логич.
позитивистов,
примыкал ряд амер. представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен и
др.), львовско-
варшавской школы в логике (А. Тар-ский, К. Айдукевич), упсальской школы в
Швеции, мюнстерской
логич. группы в Германии и т. д. Однако уже в 1950-х гг. достаточно ясно
обнаружилось, что
«революция в философии», провозглашённая Н., не оправдывает надежд,
возлагавшихся на неё бурж.
философами. Классич. проблемы философии, преодоление и снятие к-рых обещал И.,
воспроизводились в новой форме в ходе его собств. эволюции. С ослаблением
влияния логич.
позитивизма сравнительно большой вес приобрело течение англ. аналитиков
(лингвистическая
философия), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна),
к-рые
разделяли общую антиметафизич. направленность Н., но не придерживались
господствующего в Н.
сведения философии к логич. анализу языка науки. Критика логич. позитивизма в
1950—60-х гг.
велась и сторонниками т. н. логич. прагматизма в США (У. Куайн и др.),
обвинявших логич.
позитивизм в чрезмерном сужении задач философии. Одновременно с развитием этих
кризисных яв-
лений внутри самого Н. снижается и авторитет Н. в системе бурж. философии и
идеологии в целом.
Уход от жизненно важных социальных и идеологич. проблем, обосновываемый
концепцией
деидеологизации философии, абсолютизации логич. и языковой проблематики,
вызывает падение
популярности Н., сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в
бурж.
философии (экзистенциализм, филос. антропология). Важную роль в развенчивании
претензий Н. на
роль совр. философии науки сыграла критика его с позиций марксизма, осн. вклад в
к-рую был
внесён сов. философами.
Осн. тенденция эволюции Н. в этих условиях состояла в попытках либерализации
своей позиции, в
отказе от широковещательных программ и измельчании проблематики. Само понятие Н.
начиная с
1950-х гг. всё больше вытесняется понятием аналитическая философия. В 1960—70-х
гг. развивается
течение, к-рое, сохраняя определ. связь с общими установками Н., в то же время
выступает против
неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки (Кун,
Лакатос, Фейерабенд,
Тулмин и др.). Это течение частично находится под влиянием идей Поппера, к-рый в
ряде вопросов
отходит от ортодоксального Н. Все эти явления свидетельствуют о глубоком идейном
кризисе
современного Н., по существу не являющегося уже целостным и последовательным
философским на-
правлением.
Н. не дал и не мог дать действит. решения актуальных филос.-методологич. проблем
совр. науки
ввиду несостоятельности своих исходных филос. установок.
В то же время нек-рые представители Н. имеют определ. заслуги в разработке совр.
логики,
семиотики и спец. вопросов методологии науки.
• H a p с к и й И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; X и л л Т. И., Совр. теории
познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 13 и 14;
Ш в ы ? е в В. С., Н. и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., I960; Совр.
идеалистич. гносеология, M., 1968, разд.
1; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 5, 6; Бурж.
философия XX в., М., 1974; Совр. бурж.
философия, М., 1978, гл. 2; ? а н и н А. В., Диа-лектич. материализм и
постпозитивизм. Критич. анализ нек-рых совр.
бурж. концепций науки, М., 1981; Logical positivism, ed. A. Ayer, L., 1959; The
legacy of logical positivism, ed.P. Achin-
stein and S. Barker, Bait., 1969; Criticism and the growth of knowledge, ed. I.
Lakatos and A. Musgrave, Camb., 1970.
В. С. Шеырёв.
НЕОРАЦИОНАЛИЗМ, течение в методологии и философии науки, сложившееся в 1-й пол.
20 в. во
Франции и Швейцарии. Гл. организации Н.: «Союз рационалистов» (осн. в 1930 во
главе с А. Роже и
П. Ланже-веном; печатный орган — журн. «Les cahiers rationa-listes») и «Союз
логики, методологии и