<< Пред.           стр. 23 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 бежал через
 Японию и США в Лондон. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе, сотрудничал с Герценом и
 Огарёвым;
 активно участвовал в организации анархистского движения, выступал против Маркса
 в 1-м
 Интернационале, из к-рого был исключён в 1872. Теория Б. окончательно сложилась
 к кон. 60-х гг.
 («Государственность и анархия», 1873, и др.).
 История, по Б.,— эволюционный процесс, шествие человечества из «царства
 животности» в «царство
 свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек
 отличается от животного
 только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во, олицетворяющее
 тиранию,
 эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не
 ограниченной
 свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его
 способностей.
 Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с
 учением
 Штирнера. Б. считал гос-во осн. источником угнетения масс, всех социальных зол и
 высказывался
 против всякой государственности; он резко выступал и против к.-л. использования
 гос-ва рабочим
 классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
 «свободной
 федерации» земледельч. и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи
 отвергали
 использование в политич. борьбе избират. агитации, парламентов и т. д. Б. мечтал
 о социальной
 революции и возлагал гл. надежды на крестьянство и на ремесл. полупролет. слои
 города, на
 люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, Б.,
 однако, в
 понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта (см.
 «Федерализм, социализм и
 антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя
 сторонником материа-
 листич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономич.
 материализма».
 С рус. революц. движением связи Б. снова стали активными в 1868—70. Книга Б.
 «Государственность и анархия» оказала значит. идейное влияние на народ-нич.
 революц. движение.
 Б. доказывал существование «рус. нар. идеала», гл. черты к-рого он видел в
 обществ. землевладении,
 в самой идее «права на землю», присущей рус. крестьянину. Взгляды Б. оказали
 влияние на
 программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последоват.
 преодоление бакунизма
 связано с появлением рус. социал-демократии.
 Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европ.
 рабочем движении
 настойчиво боролись Маркс и Энгельс. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов дали
 развёрнутую критику
 теорий Б.
 • Избр. соч., т. 1 — 5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934 —
 35.
 * M a p к с К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Соч., т. 18; и ? ж
 е, Альянс социалистич. демократии и
 Междунар. Товарищество Рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там
 же; его же, Эмигрантская лит-ра, там
 же; Маркс К., Конспект книги Б.«Государственность и анархия», там же; Л е н и н
 В. И., Что такое «друзья народа» и
 как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;его же, Анархизм и социализм,
 там же, т. 5; е г о ж е, Гос-во и
 революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М.,
 [1925]; Итенберг Б. С., Движение
 революц. народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65;
 Пирумова Н., Бакунин, {М., 1970].
 Ш.M. Левин.
 БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель,— 10.12.1968, там же), швейц.
 протестантский теолог, один из
 осно-
 БАРТ 45
 вателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. «Послание апостола Павла
 к римлянам»
 («Der Homerbriof», 1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчёркивает
 несоизмеримость
 божеского и человеческого: предмет откровения и человеч. знаний различен, а
 потому вера есть
 колеблющееся между «да» и «пет» дерзание, отважный прыжок в неведомое. Во имя
 такого
 понимания веры Б. полемизирует с либеральным протестантизмом и католич. религ.
 рационализмом.
 Наряду с этим Б. энергично требует от церкви социальной ответственности,
 усматривая в этом кри-
 терий для различения «истинной» и «ложной» церкви. В молодости Б. участвовал в
 движении христ.
 социализма, а в 1933 выступил как вдохновитель христ. сопротивления
 гитлеровскому режиму; после
 Мюнхенского соглашения 1938 одобрял вооруж. борьбу с фашизмом как священную.
 После 2-й
 мировой войны резко критиковал политику «холодной войны» с утопич. позиций
 «третьего пути».
 • Gesammelte Vortruge, Bd 1—3, Munch., 1928—57; Die kirchliche Dogmatik, Bd 1—9,
 Zollikon — Z., 1932—55.
 • B a l t h a s a r H. V. v., K. Barth. Darstellung und Deutung seiner
 Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster,
 1962.
 БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,— 26.5.1762,
 Франкфурт-на-
 Одере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос.
 дисциплины. Проф.
 ун-та во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом
 различал высшее
 (рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию
 к-рого Б.
 впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией
 прекрасного, поскольку
 чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным.
 Совершенство или
 красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания,
 порядка и выражения. Б.
 внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины
 «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых зачастую
 ошибочно
 приписывается Канту.
 • Aesthetica, Bd 1—2, Traiecti as Vlailrum, 1750—58; Metaphy-sica, Halae
 Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т.
 2, М., 1964, с. 449 — 65.
 • Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л—56.
 БАУЭР (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,— 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ,
 младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным
 самосознание; считал
 движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов
 представил
 Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику
 Евангелия. От-
 рицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике
 субъективный
 идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
 После 1848 Б.
 эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О.
 Бисмарка.
 Я Geschichte der Politik, Kultur und Aufklarung des 18 Jahr-mderts, Bd 1—
 4, Charlottenburg—Lp/., 1843—45; Kritik
 der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1—4, B., 1850 — 52; в рус.
 пер.— Трубный глас страшного суда лад
 Гегелем, М., 1933.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85—178; т. 3, с. 82—102; т. 19, с. 306—
 19; Runze G., B. Bauer, В., 1931.
 БАХМАНЯР Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.— ум. 1065), азерб. философ.
 Ученик Ибн
 Сины, стремился использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования
 исламской
 догматики. В трактатах «Метафизика» и «Иерархия существ» (Каир, 1911, на араб,
 яз.; Лейпциг,
 1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия н познания; «Приобретение
 знаний» и
 «Украшение» посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» — этич. проблемам.
 46 БАУМГАРТЕН
 • История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129—39; За-к у е в Э. К., Бэh
 мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.
 БАШЛАР, Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962,
 Париж), франц.
 философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить
 современное ему
 естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального
 («чистого разума») и
 эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил
 из признания их
 постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в
 результате к-рого
 происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки
 (концепция
 «технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и
 эмпирии, по
 Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно
 развивающегося
 организма. Согласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство
 чистого
 эмпиризма); второй — научный (возникновение рационального абстрактного
 мышления); третий —
 этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для к-рой характерны отказ от
 к.-л. окончат, истин
 («отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным
 опровержениям
 (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая
 способность к
 понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между
 различными
 формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность
 человека коренится,
 согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и
 др. мыслит.
 форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не
 получили у него
 последоват. развития.
 • Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949;
 La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La
 Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.
 • Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба
 старой дилеммы. (Рационализм и
 эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard.
 Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M
 a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour
 et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de
 Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme
 epistemologique, P., 1975.
 БЕБЕЛЬ (Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц,— 13.8.1913, Пассуг, Швейцария),
 один из
 основателей и вождей герм, социал-демократии и 2-го Интернационала, деятель нем.
 и междунар.
 рабочего движения. Токарь по профессии.
 В нач. 60-х гг. Б. активно включился в рабочее движение. В 1865 сблизился с В.
 Либкнехтом, под
 влиянием к-рого стал марксистом. В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта на
 съезде в Эйзенахе
 была создана самостоят. с.-д. рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-
 рой исходила из
 принципов 1-го Интернационала. В своей практич. политич. деятельности Б.
 стремился к
 объединению нем. рабочего движения; в период действия исключит. закона против
 социалистов
 (1878—90) боролся за восстановление разгромленных полицией парт, орг-ций,
 успешно руководил
 как нелегальной, так и парламентской деятельностью партии, выступал как против
 левого анархизма,
 так и против правого оппортунизма. Б. решительно боролся против ревизионизма,
 проявившегося в
 нем. с.-д-тии с наступлением эпохи империализма, против национализма и
 шовинизма.
 Неоднократно подвергался тюремному заключению, проведя в общей сложности в
 заключении ок. 6
 лет.
 По своим филос. убеждениям Б,— материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова,
 хорошо
 «применять к политике то основное положение материализма, что не сознание
 определяет собой
 бытие, а бытие определяет собою сознание» (Соч., т. 16, М.— Л., 1928, с. 250).
 Занимаясь филос.
 проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дар.
 вина, подвергал критике идеализм, подчёркивал связь последнего о религией.
 Анализ обществ.
 явлений Б. проводил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю
 общества как
 закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отношения:
 Критикуя бурж.
 идеологов, он отмечал, что капитализм — закономерный этап в развитии общества,
 но также
 закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Б. вёл борьбу с социал-
 дарвинистами, до-
 казывая, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В своей
 наиболее ценной в
 теоре-тич. отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959)
 Б. показал, что
 положение женщины зависит от обществ. отношений и её раскрепощение возможно лишь
 при
 социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство.
 После смерти Ф. Энгельса Б. допускал центристские, оппортунистич. ошибки по ряду
 программных
 и тактич. вопросов, в частности по агр. вопросу, в оценке гос-ва (выдвигая
 ошибочный тезис о «нар.
 гос-ве»), в определении роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтральности»).
 Но, по словам В.
 И. Ленина, Б. «...в девяноста девяти случаях из ста вылезал сам из болота, когда
 ему случалось
 оступиться, и вытаскивал тех, кто хотел идти за ним» (ПСС, т. 16, с. 434).
 К. Маркс писал о Б.: «Он представлял собой исключительное явление в немецком
 (можно сказать в
 „европейском") рабочем классе» (Маркс К. и Э н-ге л ь с Ф., Соч., т. 35, с. 78).
 Ленин указывал, что
 Б.— крупный авторитет в междунар. движении пролетариата, опытный практич. вождь,
 социалист,
 чуткий к запросам революц. борьбы (см. ПСС, т. 16, с. 434).
 * В рус. пер.: О Бернштейне, О., 1905; Фердинанд Лассаль, М., 1917; Шарль Фурье,
 его жизнь и учение, М., 1923;
 Проф. движение и политич. партии, М., 1925; Крест. войны в Германии, М.— Л.,
 1928; Христианство и
 социализм, М., 1959; Из моей жизни, М., 1963.
 * ? а р к с К. и Энгельс Ф., [Письма к А. Б.1, Соч., т. 3.1—39 (Указатель имен);
 Л е н и н В. И., А. Б., ПСС, т. 23; его же,
 Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, [Письмо к А. Б.], там же, т. 47; е
 г о ж е, Герм. с.-д. партии по поводу смерти
 А. Б., там же, т. 48; ? л е х а н о в Г. В., Август Б., Сеч., т. 16, М.— Л.,
 1928; Г л у з б е ? г М. С., Август Б., М., 1959; О в
 ч а р е н к о Н. Е., Август Б. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1963.
 БЕЗОБРАЗНОЕ, эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному,
 средоточие
 негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.).
 Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя
 Аристотель и
 признавал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с
 разрядкой отрицат.
 эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.— с
 одной стороны, оно
 понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной
 косности, с другой —
 как признак рационально непознаваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в
 «безвидном»
 облике с большей отчётливостью (впоследствии Гегель указал на художеств.
 освоение характерного
 и Б. как специфич. черту христ. иск-ва). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко
 проявившиеся в
 стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из
 свидетельств могучей энер-
 гии и бесконечного многообразия природы.
 Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б.
 право быть
 воплощённым в иск-ве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с

<< Пред.           стр. 23 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу