<< Пред. стр. 235 (из 449) След. >>
блокипоказателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности
(включая показатели
брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряжённые с показателями
условий жизни —
материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения,
охраны
окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую)
модель О. ж., к-
рая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см.
Прогнозирование), на
основе сопоставления к-рых вырабатываются соответствующие рекомендации.
Категория О. ж. имеет также большое значение в идеологич. борьбе социализма и
капитализма.
Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма,
негуманным
отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства,
аптагонистич.
противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом,
культом
наживы, насилия.
Для социалистич. О. ж., в противоположность буржуазному, характерны
коллективизм, подлинный
демократизм и гуманизм, социальный оптимизм, чувства человеч. достоинства,
обществ. долга,
товарищеской взаимопомощи, интернационализм и патриотизм, уважение к труду и
трудящемуся
человеку, социальное равноправие, бережное отношение к культуре, к духовным
ценностям, высокая
сознательность, непримиримость к недостаткам, социальная активность, основанная
на развитии
чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.
Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие
нек-рых
пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. разви-
тия общества, с к-рыми ведётся борьба, а также ростков будущего коммунистич. О.
ж., к-рые всемерно раз-
виваются в процессе коммунистич. строительства. • Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981; Щербицкий В. В., XXV съезд КПСС о совершенствовании
социалистич.. О. ж. и
формировании нового человека, М., 1977; Толстых В. И., О. ж.: Понятие,
реальность, проблемы, М., 1975;
Социалистич. О. ж. и совр. идеологич. борьба, М., 1976; Капустин Е. И.,
Социалистич. О. ж. Зкономич. аспект,
М., 1976; Проблемы социа-листич. О. ж., М., 1977; Струков Э. В., Социалистич. О.
ж., М., 1977; Социалистич. О.
ж. и вопросы идеологич. работы, М., 1977; Бутенко А. П., Социалистич. О. ж.:
Проблемы и суждения, М., 1978;
Сдобнов С. И., Социалистич. О. ж.: Экономич. аспект, М., 1978; Касьяненко В. И.,
Роль КПСС в формировании
Социалистич. О. ж., М., 1979; Ануфриев ?. ?., Социалистич. О. ж. (Методологич. и
ме-тодич. вопросы), М., 1980;
Социалистич. О. ж., М., 1980;Соци-альные показатели О. ж. сов. общества, М.,
1980.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, обратное воздействие результатов процесса на его протекание или
управляемого процесса на управляющий орган. О. с. характеризует системы
регулирования и
управления в живой природе, обществе и технике. Различают положит. и отрицат. О.
с. Если
результаты процесса усиливают его, то О. с. является положительной. Когда
результаты процесса
ослабляют его действие, то имеет место отрицат. О. с. Отрицат. О. с.
стабилизирует протекание
процессов. Положит. О. с., напротив, обычно приводит к ускоренному развитию
процессов. В
сложных системах (напр., в социальных, биологических) определение типов О. с.
затруднительно, а
подчас и невозможно. Иногда О. с. в сложных системах рассматривают как передачу
информации о
протекании процесса, на основе к-рой вырабатывается то или иное управляющее
воздействие. В этом
случае О. с. называют информационной. Понятие О. с. как формы взаимодействия
играет важную
роль в анализе функционирования и развития сложных систем управления в живой
природе и
обществе, в раскрытии структуры материального единства мира.
ОБРАЩЕНИЕ (лат. conversio), преобразование предложения путём обмена местами его
терминов —
субъекта и предиката. О. наз. простым, если при О. кванторные слова (см.
Квантор) не меняются.
Просто обращаются все общеотрицат. предложения (вида «Ни одно S не есть Р») и
все
частноутвердит. предложения (вида «Нек-рые S суть ?»). Общеутвердит. предложения
(вида «Все S
суть Р») обращаются с ограничением, т. е. их О., вообще говоря, даёт снова
истинное предложение,
если квантор «Все» заменяется квантором «Нек-рые». Частноотрицательные
предложения (вида
«Нек-рые S не суть Р») не обращаются: из того, что нек-рые люди не курящие, не
следует, что нек-
рые курящие не люди.
В традиц. логике О. относили к непосредств. умозаключениям. Последние выделялись
в особую
группу и правила для них формулировались наряду с правилами силлогизма. В совр.
логике
предикатов О. самостоят. значения не имеет, а правила О. в число правил логич.
дедукции как
таковые не входят. Это, однако, не умаляет эвристич. ценности О. для практики
содержат.
мышления.
В логике отношений, где с каждым отношением между терминами ? и у связывается
понятие об
отношении между терминами у и х, обратном первоначальному, О.— это операция
замены данного
отношения обратным ему с одноврем. перестановкой терминов отношения.
ОБЩЕЕ, всеобщее, принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов;
закономерная
форма их взаимосвязи в составе целого. О. выражает определ. свойство или
отношение, характерные
для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития
всех единичных
форм бытия материальных и духовных явлений. Как сходство признаков вещей О.
доступно
непосредств. восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий
и
теорий. В мире нет как двух абсолютно тождественных, так и двух абсолютно
различных вещей, не
имеющих между собой ничего общего. Отдельные, единич. явления связаны между
собой,
взаимодействуют, зависят и обусловливают друг друга: они имеют (и не могут не
иметь) нечто
соизмеримое, общее. О.— это единое во многом. О. как закономерность выражается в
единичном и
через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в виде
единичного исключения
из общего правила. При этом в О. превращаются такие единичные исключения, к-рые
соответствуют
тенденции развития.
Для объективного идеализма характерны отрыв О. от единичного, абсолютизация и
превращение его
в нечто «демиургическое»: О. предшествует единичному и творит его (Платон,
Гегель). Взгляд на
действительность как на множество независимых друг от друга единичностей
характерен для узкого
эмпиризма, считающего единичное исходной категорией, а О., всеобщее, — лишь
производной
абстракцией. Диалектич. материализм, отвергая идеалистич. толкования О., исходит
из признания
объективности и единства единичного, особенного и О.
ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО, см. в ст. Государство.
ОБЩЕНИЕ, процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов,
групп, личностей),
в к-ром происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями,
умениями и
навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих
условий
формирования и развития общества и личности.
Реальными посредниками всех форм О. являются не только результаты духовной
деятельности —
идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и
средства
человеч. труда, объекты, воплощающие социальные ценности и чело-веч, опыт. В
процессе О.
передаётся и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и
сущности
взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и
всё
разнообразие человеч. индивидуальностей, происходит социализация личности.
Обществ. отношения и О.— взаимосвязанные, но не тождеств. понятия. К.Маркс и Ф.
Энгельс в
ранних работах употребляли понятие «О.» как для обозначения обществ. отношений
(материальных
и идеологических), так и для характеристики непосредств. межличностных
отношений. В их более
поздних работах термин «О.» употребляется преим. для характеристики
межличностных отношений,
сущность к-рых Маркс и Энгельс видели в «обработке людей людьми». Обществ.
отношения представляют собой прежде всего конкретно-историч. связи, способ
соединения обществ.
субъектов деятельности (классов, групп и индивидов, поскольку они входят в эти
группы) друг с
другом в процессе деятельности и в соответствии с её характером, обществ.
функциями, условиями
их выполнения. Они представляют собой системообразующий фактор, обеспечивающий
целостность
данной обществ., системы, её функционирование и развитие. О. есть
непосредственно переживаемая
реальность и конкретизация обществ. отношений, их персонификация, личностная
форма. Общество
не существует как самостоят. «лицо» наряду и вне составляющих его личностей, и
обществ.
отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и О. людей. «...Именно
личное,
индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в
качестве индивидов
создало — и повседневно воссоздает — существующие отношения» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т.
3, с. 440).
ОБЩЕНИЕ 447
О. выражает не только обществ., но и личную необходимость индивидов друг для
друга в процессе
обществ.
воспроизводства самого человека во всём богатстве его личных способностей,
потребностей, ценнос-
тей и др. характеристик. В О. осуществляется процесс формирования личности, её
сознания и
самосознания. К. Маркс писал: «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в
другого человека...»
(там же, т. 23, с. 62, прим.). Другой человек, партнёр в О., вместе с тем и
важнейший стимулятор
собств. развития, цель и объект деятельности. Поэтому О. является условием
формирования человека
как социального существа, способного к совместной жизни с себе подобными. В О.
индивид по-
лучает не только рациональную информацию, формирует способы мыслит.
деятельности, но и
посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает
человеч.
эмоции, чувства, формы поведения.
Социально-практич. аспект О. как специфич. субъект-субъектного отношения и
взаимодействия, в к-
ром объектом деятельности для каждого человека является другой человек,
проявляется не только в
формировании индивидуального, но и группового, коллективного, классового
субъекта деятельности.
В процессе О. достигается необходимая организация и единство действий индивидов,
входящих в
группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие
индивидов,
формируется общность чувств. настроений, мыслей, взглядов, достигается
взаимопонимание и
согласованность действий, сплочённость и солидарность, характеризующие групповую
и коллек-
тивную деятельность.
Принято различать прямое О. (непосредств. контакт) и косвенное О. (когда между
партнёрами
существует пространственно-временная дистанция). Личный контакт обладает большей
силой
эмоционального воздействия, внушения, в нём непосредственно действует социально-
психологич.
«механизм» заражения и подражания. Особую роль играет устная речь и т. н. пара-
лингвистич.
система информации (язык мимики и жестов), в к-рой закреплены определ.
социальные значения. В
косвенном О. осуществляется нреим. усвоение обществ. сознания посредством лит-
ры, восприятия
произведений иск-ва, средств массовой коммуникации и т. п. Здесь О. носит преим.
односторонний
характер, но оно имеет большое значение для обогащения всей системы отношений
личности с
миром, разрывает рамки непосредств. окружения, делает индивида причастным ко
всем событиям
мира, к разным поколениям, странам, эпохам. Если личные контакты являются
средством сплочения
и консолидации сравнительно малых, «контактных», групп, то косвенное О.
способствует
организации и консолидации больших социальных общностей, в к-рых непосредств.
контакты
каждого с каждым практически невозможны.
О.— многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной
психологией, лингвистикой, педагогикой и др. науками.
* ? а р ы г и н Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971: Соковнин
В. М., О природе человеч. О., Фрунзе,
19742; Методологич. проблемы социальной психологии, М., 1975; Б у ев а Л. П.,
Человек: деятельность и О., М., 1978;
Проблема О. в психологии, М., 1981. Л. П. Буева.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, см. Закономерность общественная.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЁ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, категории историч.
материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно
к обществу.
Обществ. бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу,
возникающие
вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ.
сознания. «Из
того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей
448 ОБЩЕСТВЕННОЕ
и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь
событий, цепь
развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им
полностью никогда»
(Л е-н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 345).
Обществ. сознание — духовная сторона историч. процесса — представляет собой не
совокупность
индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление,
обладающее определ.
внутр. структурой, включающей различные уровни (теоретич. и обыденное сознание,
идеология и
общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание,
мораль, религия,
искусство, философия, наука).
Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное существо, не
преодолел
идеалис-тич. понимания истории и сущности самого человека. Историч. материализм,
выделяя
обществ. бытие как спе-цифич. форму материального, исходит из того, что «не
сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»
(Маркс К., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Это положение закладывает основу для
последоват.
проведения материализма в области истории, выявления зависимости обществ.
сознания от обществ.
бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в развитии общества.
Историч. материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание
вообще, есть
отражение бытия. «Общественное сознание отражает общественное бытие — вот в чем
состоит
учение Маркса» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 343). При этом в соответствии с
принципами теории