<< Пред. стр. 245 (из 449) След. >>
безусловноепредпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде
этого мира и
после него были и будут др. миры, Эсхатологич. оптимизм О. отразился в учении о
т. н.
апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного «спасения», просветления и
соединения с богом всех
душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном
характере адских мук.
Доктрина О. об аскетич. самопознании и борьбе со страстями оказала сильное
влияние на
становление монашеской мистики в 4— 6 вв., а выработанная им система понятий
широко ис-
пользовалась при построении церк. догматики (у О., напр., впервые встречается
термин
«богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий
Кесарийский,
Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за
«еретич.»
мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христ. догмы
несовместимых с ней
тезисов антич. философии (в частности, платоновского учения о предсуществовачии
душ). В 543 О.
был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей
испытали многие
мыслители средневековья.
• в рус. пер.: Творения О., в. 1 — О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1,
Каз., 1912.
? Болотов В., Учение О. о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М.,
1940, с. 390—81; Volker W., Das
Vollkommenheitsideal des Origenes, Tub., 1931; DanielouJ., Origene, P., 1948.
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же),
исп. философ-
идеалист, публицист и обществ. деятель. Активно выступал кан журналист. С
началом гражд. войны
(1936) эмигрировал в Лат. Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию,
где под его
руководством был основан Ин-т гуманитарных наук. До конца живни оставался
открытым
противником франкизма.
Филос. взгляды О.-и-Г. складывались под влиянием марбургской школы
неокантианства.
Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития
культуры он
стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историч.
бытии, к-рое он
вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием
нем. экзис-
тенциализма (Хайдеггер) — как духовный опыт не-посредств. переживания, как
«вслушивание» в
жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных филос. концепций О.-
и-Г. называл
«рациовитализмом»),
В социологии наибольшую известность получило соч. О.-и-Г. «Восстание масс» («La
rebelion de las
ma-sas», 1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей
культуру, и «массы»
людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и
представлениями, он считал осн. поли-тич. феноменом 20 в. идейно-культурное
разобщение «элиты»
и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение
«массового об-
щества». В эстетике выступал как теоретик модерниз-ма («Дегуманизация иск-ва»,
1925, в рус. пер.
1957, в кн.: «Совр. книга по эстетике»). Оказал влияние на европ. бурж.
социологию (гл. обр. в
постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»),
• Obras completes, v. 1—9, Madrid, 1953—7l3; Obras ineditas, ??. 1—7], Madrid,
1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid,
19150—1963.
• Давыдов Ю. H., Иск-во и элита, М., 1966; Долгов K.M., Философия культуры и
эстетика X. О.-и-Г., в кн.: О совр. бурж.
эстетике, в. 3, ?., 1972; Зыкова А. Б.,
466 ОРТЕГА-И-ГАСЕТ
Учение о человеке в философии X. О.-и-Г., М., 1978; F е г-rater Mora J., Ortega
у Gasset: an outline of his philosophy, L.,
1956; A b e l l a n J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid,
11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset,
Madrid, [1968]; A g u a d o E., Ortega у Gaaset, Madrid, [1970].
ОРТОДОКСИЯ (от греч. ?? ?? — прямой, правильный и ???? — мнение), «правильная»
доктрина,
фиксированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве,
ал-умма в
исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность О.
— ересь.
Понятие О. имеет смысл применительно к тем религиям, в к-рых необходимым
условием
выполнения долга перед богом признаётся не только культ (как в антич. язычестве,
не знавшем
теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма,
различных
направлений буддизма; особенно чётко разработана О. христ. вероисповеданий. В
авторитарно
организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем
неоплатонизме),
также наблюдаются явления, аналогичные О. и ереси.
ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж [псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Б л э p (Blair)]
(25.6.1903,
Мотихари, Индия, — 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель
совр.
антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап.
обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж.
радикалами; в рядах
анархистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936—39 в Испании, был ранен
и,
разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции либерального реформизма и
антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер,
Дж. Лондон, Д.
Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ.
шахтёров,
воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит.
и политич. ре-
путация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal
farm», 1945),
проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романом-антиутопией «1984
год» (194?), в
к-ром изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии.
Непосредств.
целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бёрн-хема о т.
н. революции
управляющих и её социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по
О.,— тоталитарный
иерархич. строй, покоящийся на изощрённом физич. и духовном порабощении масс,
полном
попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений,
всеобщего страха
и ненависти.
С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы
и
необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности,
пытается
обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях
и протест
против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности
освободит.
борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции
воспользоваться
творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и
афоризмы О.
широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В
60—70-х гг. на
Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут острую борьбу как
реакционные,
ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника
«новых
левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в
оруэлловских описа-
ниях 1984 года,
• Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, ?, ?., 1934; The
road to Wigan Pier, L., 1937;Нопище to Catalo-
nia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and
letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. An-
gus, v. 1—4, ?. ?., 1968 (библ.).
• Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., ?., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н.,
Обществ. прогресс и социальная фи-
лософия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Ша х н а з а-р о в Г., Этот
прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984
г., «Иностр. лит-ра», 1979, № 7; R e e s R., George Orwell fugitive from the
camp of victory, Carbondale, 1962; The world of
George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1972; Stansky P., Abrahams W., The unknown
Orwell, L.. 1972; Burgess A., 1985, Boston,
1978; Crick В., Orwell George: A life, L., 1980. Э. А. Араб-Оглы.
ОРФИЗМ, др.-греч, религ. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате
реформы культа Диониса:
центр. ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной
в вакхич.
исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов,
растерзавших
ребёнка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследств. грех (лежащий на всём
человечестве)
мог только «чистый» — посвящённый в мистерии и ведущий «орфич. образ жизни»,
отличит. чертой
к-рого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе
титанов требовало
создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние —
разработанной
эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гекса-метрич. поэмах. Учредителем
очистит. обрядов и
автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич. певца Орфея —
героя сказания об
аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к
богам», а
следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В совр. лит-ре называют
«орфиками»
авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, 2-я пол. 6 в. до н. в., и др.), а также
всех, испове-
довавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет,
отражая
различные стадии греч. религии и влияние различных филос. школ. От огромной
орфич. лит-ры до
нас дошли только два поздних памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в М.
Азии), составитель к-
рого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и
«Орфич.
аргонавтики» (5 в.). От остальных соч. сохранились только фрагменты, из к-рых
наибольшее филос.
значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. теогонии»
реконструируется
грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени»,
представленная как смена
6 поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную
«зияющую бездну»
(хаос), окутанные первобытным мраком (Kern fr. 66). В эфире или из него хронос-
время «сотворил
серебристое яйцо», из к-рого выходит специфически орфич. бог-демиург Фанес
(«Сияющий») — 1-й
царь богов; он творит небо и землю, а также «др. землю» — луну. Изложение
истории Урана (3-й
царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс
проглатывает
Фанеса и тем самым вбирает в себя всё мироздание и всех богов. При этом ставится
проблема
единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?»
(вопрос Зевса к
Ночи, Kern fr. 165). Следовавший затем величеств. гимн к Зевсу-Вселенной как к
началу, середине и
концу всех вещей (Kern fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших
сына Зевса
Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-
й, золотой, — при
Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в к-рых «злая титанич. природа»
(Платон, Законы 701 в)
соединена с божеств. дионисийским началом. Очень рано этот орфич. дуализм
«титанического» и
«диони-сийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души.
Важным
источником орфич. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern fr.
293—296).
* Тексты: Orpheus Hymni, ed. Guil. Quandt, Berolini, 1955; Les Argonautiques
d'Orphoe, texte etabli et trad, par G. Dottin, P.,
1930; Kern O., Orphicorum fragmenta, Berolini, 19632.
• P у с я е в а А. С., О. и культ Диониса в Ольвии, «ВДИ», 1978, № 1; Z 1 е g 1
е г К., Orpheus, в кн.: R E, 1939, Bd 18, l,
col. 1200 sq,; К е у d e l l R., Z i е g l e r K., Orphische Dichtung, там же,
1942, Bd 18, Z, cpl, 1321 sq.; G u t h r i e W. K. C.,
Orpheus and Greek religion, N. ?., 1966 (лит.); В oh me R., Orpheus. Der Sanger
und seine Zeit, Bern, 1970; Graf F., Eleuais
und die orphische Dichtung Athens in vorhellenistigchv Zeit,
B.— N. Y., 1974.
ОСНОВАНИЕ, достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли,
деятельности. Напр.,
О. материальных явлений — это их причины; О. поступков — их мотивы; О. суждений
— др.
суждения (посылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать что-
либо — значит
привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле
обоснованием равно
являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют
различные уровни,
глубина О. В сфере дедукции последними О, являются логич. законы: каждый из них
обосновывает
логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь
суждений, надо
привести её к форме логич. закона. Вместе с тем невозможность указать О. для к.-
л. суждения не
является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта
невозможность, в
свою очередь, не обоснована логически. Последним, однако, часто пренебрегают,
довольствуясь
субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда
положения,
считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их
истинности. В
этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона
достаточного О., у к-рого
в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный
аналог-
теорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки,
то допущенное
суждение ложно.
Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже
Платон,
возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле
человека, иначе
придётся признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения
обоснованными.
Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр.
логике — в
требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.
«ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ» («Principi di una
scienza nuova d'intorno alia comune natura delle na?ioni»), осн. соч. Вико.
Сохранились три редакции:
1725, 2 изд. 1730, 3 изд., посмертное, подготовленное автором, 1744. Соч.
состоит из 5 книг и
заключения. 1-я кн. «Об установлении оснований» открывается хронологич. таблицей
истории,
подлежащей осмыслению: Вико ставит себе задачей понять пути действия «божеств.
промысла» в
обществах, руководствовавшихся естеств, законом, т. е. у древних языч. народов;
история
древнееврейского и христ. народов как история богопознания в «откровении»
исключена Вико из
рассмотрения. Далее излагаются принципы и метод всего соч. и филос.-историч.
системы Вико. 2-я
кн. — «О поатич. мудрости», т. е. о постижении человеком явлений природы и
общества в
чувственно-фантастич. образах: Вико даёт здесь первую интерпретацию мифологич,
сознания как
отражения действит. жизни и в то же время как фактора, предопределяющего
обществ. отношения,