<< Пред. стр. 25 (из 449) След. >>
* Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5;КоугбА., La Philosophie de Jacob
Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ?ohrae, Stuttg., 1956.
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,— 6.6.1832, там же), англ. философ и
юрист,
родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука
о морали»
(«Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), утверждает руководящим
принципом
поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,— «наибольшее счастье
наибольшего числа
людей»; критерий морали — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и
счастья». В соч.
«Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1—2,
1811) Б. рассматривал
индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил
обществ. интересы к
совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был
сторонником бурж.
либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора
и оправдывал право
гос-ва на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу
буржуазных
условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от
какой-нибудь
прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч.,
т. 3, с. 414).
• The works of J. Bentham, v. 1—2, Edin., 1838—43; в рус. пер.—Избр. соч., т. 1,
СПБ, 1867.
• Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J.
Bentham, his We and works, L., 1905; M an-
n i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham,
Ithaca (N. Y.), 1977.
БЕРГСОН (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж,—4.1. 1941, там же), франц. философ-
идеалист,
представитель интуитивизма и философии жизни. В 1900—14 проф. Коллеж де Франс; с
1914 чл.
Франц. академии. Нобелевская пр. (1927).
Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц.
спиритуализма,
восходящего к Мен де Бирану. Выступая против механицизма и дог-матич.
рационализма, Б.
утверждает в качестве подлинной и первонач. реальности жизнь, интерпретируемую
как некую
целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по
себе, являются
продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута
только с по-
мощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно
проникает в
предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает
противопоставления
познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть постижение жизнью самой
себя. Поэтому
Б. призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому
непосредственно.
Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психич. жизни является
длительность
(duree), непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в
другое. Длитель-
ность, а стало быть жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это
«качественное»,
«живое» время радикально отличается от механическо-физич. времени, к-рое, по
мнению Б.,
возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б.
трактует как орудие
оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространств. объектами,
противопоставляя
его интуиции.
Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике — в
концепции
эволюция органич. мира. Жизнь — это некий метафизическо-космич. процесс,
«жизненный порыв»
(elan vital), своего рода могучий поток творч. формирования («Творч. эволюция»,
рус. пер., М.—
СПБ, 1914): но мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в
материю, к-рая
характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество.
Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного
порыва».
Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с
иррациональной
интуицией, к-рая как божеств, дар дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к
элитарной концепции
творчества и культуры вообще. Б. признаёт два типа общества и соответственно два
типа морали:
«закрытая» и «открытая». Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта
и имеет целью
сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву
пользе. С т. зр. «от-
крытой» морали личность и творчество эстетич., религ. и нравств. ценностей выше
интересов
сохранения рода. Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Резкое
противопоставление Б.
рассудка и интуиции делает невозможным филос. познание, ибо созерцаемое в
«чистой» интуиции
без всякого понятийного различения должно оставаться невыразимым. В своей
абсолютизации
изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости»,
СПБ, 1913).
Учение Б. оказало значит. влияние на прагматизм У. Джемса, персонализм,
экзистенциализм,
философии истории А. Тойнби.
* Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1913—14; Длительность и одновременность, П.,
1923.
* Л о с с к и й Н. О., Интуитивная философия Б., П., 1922; Чанышев А.
Н., Философия А. Б., М., 1960;
Воронов А. И., Интуитивная философия В., М,, 1962; J u r e? i с s
P., H, Bergson. Eine Einfuhrung in seine
Philosophie,
БЕРГСОН 49
Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; L i n d-sa у A. D., The
philosophy uf Bergson, Wash.-- [N. Y., 1968].
БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6(18).3.1874, Киев,— 24.3.1948, Кламар, Франция],
рус. религ.
философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под
воздействием идей
марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному марксизму, в дальнейшем
обратился к
религ. философии; испытал влияние Достоевского, Вл. Соловьёва, В. И. Несме-лова,
позднее —
Бёме. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины»
(1918), в
деятельности религ.-филос. об-ва им. Вл. Соловьёва, был инициатором создания
Вольной Акад.
духовной культуры (1918—22). В 1922 выслан из СССР. С 1924 жил во Франции;
издавал религ.-
филос. журн. «Путь» (Париж, 1925-40).
Отказываясь монистически строить свою философию, выводить её из единого
принципа, Б.
развёртывает её как совокупность неск. независимых идейных комплексов, каждый из
к-рых
вырастает из определ. первичной интуиции: идея свободы, определяющая всю
онтологию Б.; идея
творчества и объективации; идея личности, лежащая в основе антропологии,
социальной философии
и этики; наконец, идея «метаисторич.» эсхатологич. смысла истории, Общей основой
этих идей
служит дуалистич. картина реальности, в к-рой взаимно противопоставляются два
ряда начал:
свобода, дух (бог), ноумен, субъект (личность, «Я») — с одной стороны,
необходимость, мир,
феномен, объект — с другой. Оба ряда характеризуют два различных рода
реальности,
взаимодействующих между собой. Эта картина, по Б., близка метафизике Канта,
однако осн. понятия
последней здесь переосмысливаются: ноуменом, или «вещью в себе», оказывается у
Б. субъект —
«существа и их существование»: только в субъекте, в личности заключена, по Б.,
непостижимая
внутр. глубина, коренящаяся в свободе.
В учении о безосновной и безначальной свободе как первоистоке, рождающем лоне
бытия Б. следует
Бёме, воспринимая его понятие Ungrund'a — «неисследи-мой бездны», существующей
до времени и
бытия, некоего «ничто», тяготеющего к тому, чтобы превратиться в «нечто». Б.
сближает Ungrund с
понятием «меона» в антич. философии, он «первичнее бога и вне бога», свобода же
тождественна
ему. Понятие объективации, описывающее «ниспадение» свободы в необходимость при
её
проявлениях в «здешнем» мире, связано с гегелевскими понятиями объективации и
отчуждения,
однако выражает у Б. идею «падшего» характера «здешнего» бытия, восходящую к
раннехрист. и
гностич. (см. Гностицизм) мысли. В «падшем» мире результаты действия,
самовыражения духа в
субъекте принимают форму мёртвых продуктов, объектов, отчуждённых от субъекта и
подчиняющихся необходимости — законам пространства и времени, причинно-следств.
ряда, фор-
мальной логики. В противоположность Гегелю объективация у Б. есть не столько
раскрытие духа,
сколько его искажение, «закрытие». Мир объектов лишён духовности и свободы, его
закон —
страдание, рабство, зло, коренящиеся в объективация; ей противостоит в мире
творчество,
преодолевающее отчуждение и внеполож-ность объектов человеку: творящий субъект
включает мир
в себя, в свою внутр. жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. И хотя
результаты творч.
акта впоследствии окажутся в сфере объективации, сам он есть акт свободы, как бы
прорыв духа в
объектный феноменальный мир.
Смысл истории — в избавлении от объективации, к-рая связана, однако, с
неустранимыми
свойствами здешнего бытия (само историч, время — существование разделённых между
собой
прошлого, настоящего и будущего — есть, по Б., «распад времени» и следствие
50 БЕРДЯЕВ
объективации); поэтому достижение этого смысла мыслится в мистич. философии Б.
лишь как конец
истории, как радикально иной мир, эон за пределами историч. времени,
отождествляемый Б. с
евангельским царством божиим, а также с миром свободного духа. Этот мета-
историч. эон не
находится в будущем, но существует извечно в некоем ином, «эсхатологич.» плане,
к-рый в любое
время может соприкасаться со здешним миром. Такие соприкосновения совершаются в
актах творче-
ства, к-рые суть явления смысла в истории, предстающей, т. о., как дискретный
творч. процесс. Б.
отвергает здесь как идею прогресса и представления о целенаправленности и
осмысленности истории
в каждом её моменте, так и доктрину божеств. провидения: бог открывает себя
миру, но не управляет
им.
Личность в концепции Б. не совпадает с эмпирич. индивидуальностью; она мыслится
как средоточие
всех духовных и душевных способностей человека, его «внутр. экзистенциальный
центр»,
осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Конфликт между
личностью и
объективацией — гл. содержание учения Б. о человеке и обществе. Объективация
стремится сделать
личность частью общества и тем поработить её. Преодоление объективации
предполагает примат
личного начала над безлично-универсальным (коллективным, родовым) во всех его
формах, что, по
Б., не должно означать индивидуализма и эгоцентризма, ибо личность по самой
своей природе
входит в общность с другими (общество, по Б., есть часть личности). Свободная
социальность,
положенная личностью изнутри, наз. в религ. философии Б. «соборностью», ей
противостоит
принудит. социальность, к-рой соответствуют порождённые объективацией эмпирич.
социальные
институты — классы, нации, партии, церкви. В своём отношении к христианству Б.
резко критикует
искажение его «вечной правды» эмпирич. церковью (неизбежное, согласно теории
объективации),
однако связывает смысл творчества и истории с «завершением христ. откровения» и
созданием
обновлённого «эсхатологич. христианства».
Восприняв марксистскую критику бурж. общества, Б. в то же время выступал как
идейный
противник марксизма и идеолог антикоммунизма; призывая к «пер-соналистич.
революции», он
отвергал революцию социальную как самоцель и называл себя сторонником «пер-
соналистич.
социализма». Идеи Б. оказали значит. влияние на развитие французского
экзистенциализма и
персонализма, а также на социально-филос. концепции «новых левых» течений во
Франции 1960—
1970-х гг.
• Духовный кризис интеллигенции, СПБ, 1910; А. С. Хомяков, М., 1912; Смысл
творчества, ?., 1916; Новое
средневековье, Берлин, 1924; Философия свободного духа, т. 1—2, Париж, [1927}; О
назначении человека, Париж, 1931;
Я и мир объектов, Париж, 1934; Дух и реальность, Париж, 1937; Опыт эсхатологич.
метафизики, Париж, 1947;
Самопознание, Париж, 1949; Экзистенциальная диалектика божественного и
человеческого, Париж, 1952;
Миросозерцание Достоевского, Париж, 19682; Смысл истории, Париж, 19692; Рус.
идея, основные проблемы рус. мысли
19 в. и начала 20 в., Париж, 19712; О рабстве и свободе человека, Париж, 19722.
• Ленин В. И., «О Вехах», ПСС, т. 19; Б а л а к и н а И. Ф., Религ.-
экзистенциалистские искания в России нач. 20 в., в сб.;
Совр. экзистенциализм, М., 1966; L o w r i е D., Rebellions prophet. A life of
N. Berdyaev, N. ?., 1960; Wernham J., Two
Russian thinkers .... Toronto, 1968; Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev,
P., 1978. С. С. Хоружий.
БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия,— 14.1.1753,
Оксфорд), англ.
философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 епископ в Клойне
(Ирландия). Осн. соч.:
«Опыт новой теории зрения» (1709, рус. пер. 1912); «Трактат о началах человеч.
знания» (1710, рус.
пер. 1905); «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713, рус. пер. 1937);
«Алсифрон, или
Мелкий философ» (v. l—2, 1732, рус. пер. 1978); «Сейрис, или Цепь филос.
размышлений и
исследований...» (1744, рус. пер. 1978). Филос. учение Б. проникнуто стремлением
опровергнуть
материализм в дать обоснование религии. Выступил с критикой по-
нятия материи как веществ. основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о
пространстве как
вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и
пространства.
Согласно Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем,
отвлекаясь от частных
свойств вещей, образовать отвлечённую идею общего для них веществ, субстрата.
Однако это, по Б.,
невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как таковой;
наше восприятие
каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений
или, по
терминологии Б., «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». В
противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею
вещи, но не
общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея
материи ничего
не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувств. восприятие.
Используя
метафизич. односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в
единичных вещах,
Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных
понятий.
Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой рационального
познания. В.
выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества —