<< Пред.           стр. 269 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 самой сложной обществ.-экономич. формации — капиталистической.
 Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ.
 форма обществ.
 процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и
 процесс произ-ва
 материальных условий существования человеч. жизни, и протекающий в специфич.
 историч.
 условиях процесс произ-ва и воспроиз-ва самих производств. отношений.
 До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и
 развитием
 капиталистич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса считали капитализм
 вечным и естеств.
 состоянием общества. Марксизм показал, что 11. э. по самому существу своему
 историч. наука, т. к.
 она имеет дело с историч., т. е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э.
 является наиболее
 глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма
 новым,
 высшим строем — социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и
 исключительно из
 экономич. закона движения бурж. общества. П. э. в единстве с марксистской
 философией и науч.
 коммунизмом раскрывает законы движения социализма, его функционирования и
 перерастания в
 коммунизм.
 П. э. как историч. наука выясняет исторически преходящий характер производств.
 отношений и
 выражающих эти отношения экономич. категорий. Изучая последовательно сменявшиеся
 в истории
 обществ.-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой
 из них и лишь в
 результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или
 нескольких
 формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему
 характеру и
 строю обществ не может дать ничего, кроме самых банальных общих мест (см. Ф.
 Энгельс, там же, т.
 20, с. 151).
 П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны
 экономич. жизни
 общества: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ.
 стороны). Принцип
 примата ироиз-ва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и
 различными течениями
 бурж. П. э., к-рые, выдвигая на первый план отношения распределения, обмена или
 потребления, не
 могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности.
 В обществе, разделённом на классы с противоположными интересами, производств.
 отношения
 представляют собой в конечном счёте отношения между классами. Отношение классов
 к средствам
 произ-ва закрепляется и оформляется в законах в виде той или иной формы
 собственности на
 средства произ-ва. Отношения собственности являются юридич. выражением
 существующих
 производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание.
 Классовое деление общества В. И. Ленин рассматривал как «основу хозяйственного
 строя» всякой
 антаго-нистич. обществ.-экономич. формации (см. ПСС, т. 25, с. 44). В каждой
 такой формации
 конфликт между производит.
 силами и производств. отношениями находит своё выражение в классовой борьбе,
 являющейся гл.
 движущей силой развития антагонистич. обществ.
 П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ.
 отличия в
 способе их действия на различных ступенях историч. развития общества.
 В каждой обществ.-экономич. формации производств. отношения образуют определ.
 единство,
 систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категории. Категории П.
 а. представляют
 собой теоретич. выражение самых основных, коронных, массовых производственных
 отношений. В
 П. э., по мысли Ленина, речь идёт «... о направлении развития в общем и целом,
 отнюдь не о
 частностях и поверхностных явлениях, которые не могут быть учтены во всем своем
 разнообразии
 никакой теорией» (там же, т. 4, с, 205). Исследуя производственные отношения
 того или иного
 способа произ-ва, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в
 кн.: Маркс К. и Энгельс
 Ф,, Соч., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразии свойств и черт, присущих
 экономич.
 явлениям, II, э, выделяет существенные, необходимые отношения, играющие опре-
 ПОЛИТИЧЕСКАЯ 511
 деляющую роль для этих явлений. Абстрактные категории П. э., представляя собой
 отражение в
 сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием всё более
 глубокого познания
 действительности, раскрывают сущность экономич. явлений и процессов. Восходя от
 абстрактного к
 конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путём
 воспроизводит в
 мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления эконо-
 мич. законов.
 Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, «... показывает нам проявление
 основных законов в
 кажущемся хаосе явлений» (ПСС, т. 25, с. 46).
 Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин
 определил содержание
 «Капитала» словами: «История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее» (там
 же, т. 29, с.
 301). В марксистско-ленинской П. э. теоретич. исследование воспроизводит в
 обобщённом виде,
 очищенном от случайностей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый
 шаг анализа,
 переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит
 обширный
 историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни
 общества. Т. о., логич.
 метод исследования, применяемый П. э., представляет собой не что иное, как
 отражение историч.
 процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П.
 э.,
 представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выяснение этих
 законов служит
 ключом к пониманию процессов развития во всей их сложности и противоречивости.
 Маркс
 указывал, что «... развитие противоречий известной исторической формы
 производства есть
 единственный исторический путь ее разложения и образования новой» (M a p к с К.
 и Э н г е л ь с Ф.,
 Соч., т. 23, с. 499).
 Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в «Капитале» и др. трудах, в
 работах Ф.
 Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено
 Лениным на основе
 нового опыта историч. развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие
 капитализма за полвека,
 прошедшие со времени появления «Капитала» (1867), Ленин создал марксистскую
 теорию
 империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал
 принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера
 труда в
 результате ликвидации эксплуатации и установления обществ. собственности на
 средства произ-ва,
 планомерный характер развития экономики при наличии стоимостных отношений и
 хозрасчёта,
 основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы
 социалистич.
 организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и
 моральных
 стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э.
 социализма содержится в
 решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар.
 коммунистич. движения,
 в работах сов. экономистов, экономистов-марксистов др. стран.
 Для развития П. э., связанного с эпохой зрелого социализма, первостепенное
 значение имеют
 решения 24—26-го съездов КПСС. На их основе решаются важнейшие теоретич. вопросы
 создания
 материально-технич. базы коммунизма и совершенствования производств.
 отношений, повышения эффективности обществ. произ-ва; изучаются социально-
 экономич.
 проблемы науч.-технич. прогресса и труда, проблемы совершенствования управления
 нар. х-вом;
 исследуются закономерности развития мировой социалистич. системы, проблемы
 социалистич.
 экономич. интеграции и др.
 • Маркс К., Введение. (Из экономич. рукописей 1857— 1858 гг.), Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 12; е г о ж е, К критике
 П. э., там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же,
 Капитал, т. 1, 2 и 3, там же, т. 23, 24, 25, ч.
 1 и 2; е г о же, Теории прибавочной стоимости,
 512 ПОЛИТЦЕР
 там же, т. 26, ч. 1, 2 и 3; Энгельс Ф., [Рецензия], Карл Маркс. «К критике П.
 л.», там же, т. 13; его же, Анти-Дюринг, там
 же, т. 20; его ж е, Закон стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Л е н
 и н В. И., Что такое «друзья народа» и как
 они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Экономич. содержание
 народничества и критика его в книге
 г. Струве, там же; его т е, К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2;
 е г о ж е, Рецензия [[на кн.]: А. Богда-
 нов. Краткий курс экономич. науки, там же, т. 4; е г о ж е, Карл Маркс, там же,
 т. 26; его ж е, Империализм, как высшая
 стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же,
 т. 36; его же, Экономика и политика в
 эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его ж е, О прод. налоге, там же, т.
 43; его же, Филос. тетради, там же, т. 29.
 Л. А. Леонтьев.
 ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж [3.5.1903, Надьварад, Венгрия (ныне Орадя, СРР),—
 23.5.1942], франц.
 философ-марксист. Чл. ЦК Франц. компартии. В 1930-х гг. был одним из основателей
 Рабочего ун-та
 в Париже. С начала нем.-фаш. оккупации Франции (1940) находился в подполье.
 Активный участник
 Движения Сопротивления, в 1942 был арестован вишистскими властями, выдан
 оккупантам и ими
 расстрелян. Разрабатывал с позиций диалектич. материализма проблемы философии
 («Осн.
 проблемы совр. философии», «Les grands problemes de la Philosophie
 contemporaine», v. l, 1938),
 политэкономии и др. Выступал с критикой иррационалистич. философии Бергсона
 (1929), фрей-
 дизма. П. принадлежит идея построения т. н. конкретной психологии, объектом к-
 рой должна быть
 реальная жизнь человека — «жизненная драма», а не то абстрактное искусств.
 построение внутр.
 психич. жизни, к-рое имела в виду классич. интроспективная психология (Вундт).
 Конкретная
 психология, по П., должна сосредоточить своё внимание на реально-смысловой и
 дея-тельностной
 стороне психич. жизни личности.
 • Critique des fondeinents de la Psychologie, Iv.l l, P., 1928; Ecrits, v. l—2,
 P., 1969; в рус. пер.— в сб.: Франц. коммунисты в
 борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Избр. филос. и психологич. труды,
 М., 1980.
 • А н ц ы ? е p о в а Л. И., Памяти Ж. П., «Вопросы психологии», 1962, №
 3;Chomarat G., G. Pojitzer aujourd'hui «La
 pensee», 1961, № 98.
 ПОЛНОТА в логике и дедуктивных науках, свойство аксиоматич. теории,
 характеризующее
 достаточность для к.-л. определ. целей её выразит. и дедуктивных средств.
 Аксиоматич. система наз.
 дедуктивно полной по отношению к данной интерпретации, если все её формулы,
 истинные при
 данной интерпретации, доказуемы в ней. Такое понятие П. связано с понятием
 истинности и носит
 семантич. (содержат.) характер. Понятие П. в узком смысле носит синтаксич.
 (формальный) характер
 и определяется как невозможность присоединения к системе без противоречия
 никакой
 недоказуемой в ней формулы в качестве аксиомы.
 В 1931 К. Гёдель установил принципиальную неполноту достаточно богатых
 аксиоматич. теорий
 (включающих формальную арифметику натуральных чисел и аксиоматич. теорию
 множеств), т. е.
 наличие таких формул, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы. Это
 открытие привело к
 осознанию принципиальной ограниченности роли аксиоматич.метода в математич.
 логике и
 стимулировало поиски новых логико-матема-тич. теорий. См. ст. Доказательство и
 лит. к ней.
 ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА, логика, в к-рой приемлемыми считаются рассуждения, не
 связанные с опровержениями, т. е. с обоснованиями ложности высказываний.
 Поскольку выражение
 «А — ложно» есть лишь иная форма выражения «не-А», в П. л. отказываются от любых
 способов
 введения отрицания, к числу к-рых относятся приёмы косвенных доказательств, в т.
 ч. доказательств
 от противного, а также явные определения отрицания. П. л. можно назвать, т. о.,
 логикой без
 отрицания.
 Логические законы, соответствующие правильным рассуждениям в П. л., описываются
 и
 каталогизируются в соответствующих логич. исчислениях, из к-рых важнейшими
 являются
 положительное импликативное исчисление высказываний с единств. логич. операцией
 —
 импликацией и полное положит. исчисление
 высказываний с конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией и эквиваленцией. Причём
 смысл этих
 операций детерминируется собств. постулатами П. л. Более сильные логич.
 исчисления получаются
 из исчислений П. л. последовательным неконсервативным расширением (усилением) их
 систем
 аксиом или правил вывода.Так, присоединение к импликативной П. л. правила
 reductio ad absurdum
 (сведения к абсурду) даёт минимальную логику Колмогорова (1925), а аналогичное
 добавление к
 полному положит. исчислению высказываний — минимальную логику Йохансона (1936).
 Присоединяя к последней аксиому ex falso sequitur quod libet (противоречие
 влечёт произвольное
 утверждение) и аксиому tertium non datur (исключённого третьего принцип),
 получают
 соответственно интуиционистскую и классич. логику высказываний.
 Т. о., все законы П. л. имеют силу (доказуемы) в интуиционистской и классич.
 логике. Но смысл
 логич.. операций, входящих в законы П. л. как подсистемы др. логик, заимствуется
 из этих более
 сильных логик, т. е. по существу уже не является «положительным».
 • Ч ё p ч А., Введение в математич. логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, § 26;
 P а с ё в а Е., С и к о p с к и й Р., Математика
 метаматематики, пер. с англ., М., 1972, гл. 11, § 2—6.
 ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Ман-туя,— 18.5.1525, Болонья), итал.
 философ,
 крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В соч. «О бессмертии
 души»
 («Tractatus de immortali-tate animae», 1516, науч. изд. 1954) П., исходя из
 теории двойственной
 истины, отвергал к.-л. возможность дать рациональное доказательство бессмертия
 души,
 являющегося истиной религ. откровения; в связи с этим он критиковал учения о
 душе у Ибн Рушда и
 Фомы Аквинского как не вытекающие из данных «ес-теств. разума» и философии
 Аристотеля.
 Развивая эту т. зр. применительно к этике, П. видел в нравств. добродетели самой
 по себе естеств.
 награду и «достоинство» человека, а в пороке — его естеств. наказание. Эта книга
 П. вызвала резкие
 возражения со стороны представителей ортодоксальной схоластики. В трактате «О
 причинах
 естественных явлений, или О волшебстве» («De naturalium effectuum causis, sive
 De incantationi-bus»,
 1520, опубл. 1556) П. опровергал веру в чудеса и колдовство, предлагал объяснять
 таинств. явления
 естеств. причинами; в соч. «О фатуме, свободе воли и предопределении» («De fato,
 libero arbitrio et de
 prae-destinatione», 1520, опубл. 1567, науч. изд. 1957) защищал концепцию
 судьбы, близкую учению

<< Пред.           стр. 269 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу