<< Пред. стр. 274 (из 449) След. >>
капита-листич. произ-ва и обмена потребовали создания развитых, детальноразработанных правовых
систем. В них нашли отражение демократич. принципы, выдвинутые буржуазией в ходе
борьбы с
феодализмом, но в целом бурж. П., выражая интересы господствующего класса,
обеспечивало
систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения неоплаченного
труда, охрану
частной собственности и капиталистич. предпринимательства. Лишь в результате
длит. классовой
борьбы трудящимся массам удалось добиться частичного отражения в бурж. П. своих
социально-
экономич. и иных требований. С обострением противоречий капиталистич. общества,
особенно в
период общего кризиса капитализма, буржуазия теряет веру во всемогущество П.
(см. Юридическое
мировоззрение), что находит отражение в политич. и идеологич. установках,
делающих всё большую
ставку на сильную, не связанную 11. гос. власть, авторитарные методы гос.
управления (см.
Авторитаризм) и даже полный отказ от за-
конности в случаях особой неустойчивости существующих режимов.
В социалистич, обществе складывается новый по содержанию и целям тип П.
Марксизм-ленинизм
отрицает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом
бурж. общества,
требующие его немедленной отмены после социалистич. революции и рассматривающие
наличие П.
в социалистич. обществе как признак «обуржуазивания» и конвергенции. Экономич.
предпосылки
необходимости П. при социализме — это значит. масштабы и сложная структура
обществ. произ-ва,
требующие чёткой правовой регламентации сфер произ-ва и обмена, действие
принципа
распределения по труду, к-рый предполагает гос. нормирование меры труда и
вознаграждения. В
политич. аспекте П. тесно связано с развитием социалистич. демократии, требующей
чётких
конституционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и
обязанностей граждан
и обществ. орг-ций, необходимых для их участия в решении дел гос-ва и общества.
Существенна и
роль П. в охране обществ.
порядка и дисциплины; применяя к правонарушителям меры гос. воздействия (юридич.
санкции),
социалистич. II. в то же время широко использует методы убеждения и морального
воздействия. При
социализме значительно возрастает созидат. творч. потенциал П., его
использование как орудия
развития и совершенствования обществ. отношений в процессе коммунистич.
строительства. С
построением развитого социалистич. общества П., выступавшее ранее как
возведённая в закон воля
рабочего класса и возглавляемых им трудящихся масс, становится общенародным. Его
роль
возрастает, что находит выражение в развитии и совершенствовании
законодательства, расширении
круга прав, свобод и обязанностей граждан, упрочении законности как важнейшего
принципа гос.
управления и, наконец, в повышении вследствие этого престижа П. в обществ.
сознании. В
Конституции СССР говорится об укреплении правовой основы гос. и обществ. жизни
как
необходимом звене осн. направления развития политич. системы сов. общества (ст.
9).
Поскольку П. неразрывно связано с гос-вом, то отмирание последнего с построением
коммунизма
повлечёт за собой и отмирание П. Часть его норм станет ненужной, отпадёт в связи
с
принципиальной трансформацией порождающих их обществ. условий, а др. нормы уже
не будут
нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер и в преобразованном
виде войдут в
систему социальных правил коммунистич. обществ. самоуправления. Совр.
антикоммунизм изо-
бражает вывод об отмирании П. при коммунизме как якобы принципиально отрицат.
отношение
марксизма-ленинизма к П., стремление к последоват. свёртыванию правовых начал в
жизни
социалистич. общества, умалению прав и свобод граждан. В действительности
положение об
отмирании П. есть его оценка с т. зр. история, перспективы, что отнюдь не
умаляет важную роль П. и
законности в ходе коммунистич. строительства.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Критика Готской программы, там же,
т. 19; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же,
т. 21; Ленин В. И., Гос-во и
революция, ПСС, т. 33; Б p е ж н е в Л. И., Вопросы развития политич. системы
сов. общества, М., 1977; Марксистско-
ленинская общая теория гос-ва и П., т. 1—4, ?., 1970—73; Марксистско-ленинское
учение о гос-ве и П. История
развития и современность, М., 1977; Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
о социалистич. гос-ве и П., М., 1978.
В. А. Туманов.
ПРАВОГЕГЕЛЬЯНСТВО, см. в ст. Гегельянство. ПРАВОСОЗНАНИЕ, совокупность взглядов,
идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности,
правосудию,
их представление о том, что является правомерным или неправомерным.
Концентриров. выражением
П. как формы обществ. сознания является правовая идеология — система
правовых взглядов, основывающаяся на определ. социальных и науч. позициях.
Психологич. сторону
П, составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. П.
включает
знание действующего права, его осн. принципов и требований, но не сводится к
нему; для П. пе
менее важен оценочвый момент и поведенч. установки.
II. подчинено общим закономерностям развития обществ.
сознания. Оно выступает как специфич. отражение экономич., политич. и иных
отношений данного
общества, положения классов и индивидов в системе обществ. произ-ва и социально-
политич.
структуры. Существ. влияние на П. оказывают др. формы обществ. сознания, прежде
всего политич.
сознание и мораль, а также обществ. психология, историч. традиции, сложившийся
образ жизни и т.
д.
Взаимосвязи П. и права носят сложный характер. С одной стороны, П. предшествует
праву,
поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе
классов, т. е. их П.
(в переходные периоды само революц. П. может играть роль действующего права).
Сложившаяся в
данном обществе правовая система в свою очередь выступает в качестве одного из
важнейших
факторов, воздействующих на П. Наконец, функционирование права, его применение и
соблюдение
зависят от П. Недостаточный уровень развития П. может обречь на неуспех самое
совершенное
законодательство.
В антагонистич. обществе нет единого П. Если в действующем праве находит своё
выражение гл.
обр. П. господствующего класса, то разные классы и социальные слои оценивают
действующее в
данном обществе право со своих позиций. Это, однако, не исключает наличия в П.
разных классов
совпадающих оценок, напр. осуждение уголовных преступлений против личности.
В социалистич. обществе складывается и по мере усиления социальной однородности
общества
развивается единое господствующее социалистич. П. Его осн. принципы и установки
нашли своё
выражение в Основном законе развитого социалистич. общества — Конституции СССР.
Совершенствование П. всех членов общества, повышение правовой культуры,
выработка такого
уважения к праву и закону, к-рое «... должно стать личным убеждением каждого
человека»
(Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81),— всё это важная составная часть
коммунистич.
воспитания. • Остроумов Г. С., Правовое осознание действительности, М., 1969; Л
у к а ш е в а Е. А.,
Социалистич. П. и законность, М,, 1973; Сабо И., Основы теории права, пер. с
венг., М., 1974, ч. 3; К
о з ю б p a H. И., Социалистич. право и обществ.
сознание, К., 1979; Личность и уважение к закону. Социологич. аспект, М., 1979.
ПРАГМАТИЗМ (от греч. ??????, род. падеж ????????? — дело, действие),
субъективно-идеали-
стич. филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее
распространение в 20
в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь
страны. Осн. идеи
П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г.
Мид. П. имел
сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.
Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-
амер. ун-тах абс.
идеализм Ф. Брэдли — Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и
созерцательности, П.
выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не
размышлением о
первых началах бытия и поз-нания, чем она считалась со времён Аристотеля, но
общим методом
решения тех проблем, к-рые встают перед людьми в различных жизненных
(«проблематич.»)
ситуациях, в процессе их практич. деятельности, протекающей в непрерывно
меняющемся мире.
Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П.
ПРАГМАТИЗМ 521
отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым, однако,
к чувств.
восприятиям, а понимаемым как «всё, что пережинается n опыте» (Дьюи), т. е. как
любое содержание
сознания, как «ноток сознания» (Джеме). Субъективно-идеалистич. эмпиризм П.
роднит его с
махизмом; своей же иррациона-листич. тенденцией П. сближается с учением
Бергсона. Согласно П.,
опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты
познания формируются
нашими познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя
односторонне истолкованные идеи Ц. Дарвина, П. рассматривает мышление лить как
средство
приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не
в познании
как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации
деятельности, a в
преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств,
необходимых
для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематич. ситуации» (Дьюи).
Идеи, понятия и
теории — лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн.
доктрине П.—
т. п. «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практич. последствиям.
Соответственно «...
истина определяется как полезность...» (D о w e у J., Reconstruction in
philosophy, Boston, 1957, p. 157)
или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее
характерной и наиболее
одиозной доктриной П.: успех абсолютизируется и превращается не только в
единств. критерий
истинности идей, но и в само содержание понятия истины.
Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для
оправдания религ.
веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...»
(«Прагматизм», СПБ, 1910,
с. 182). «Прагматизм,— писал В. И. Ленин,—высмеивает метафизику и материализма
и идеализма,
превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и
...
преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для
практики, без
всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (ПСС, т. 18, с. 363,
прим.). Применение
П. в социально-политич. области неизменно служило апо-логетич. целям для
оправдания политич.
акций, способствующих укреплению капиталистич. строя.
С кон. 1930-х гг. влияние П. в США стало ослабевать. С иммиграцией ряда европ.
философов
получили распространение др. филос. течения (неопозитивизм, феноменология и
др.). Однако,
утрачивая значение ведущего филос. направления, П. продолжал оказывать влияние
на решение мн.
методологич. и логич. проблем (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в значит. мере
определяя и стиль
политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики
используется
противниками марксизма (С. Хук) и правыми ревизионистами для извращения
марксистского
понимания практики и для борьбы против ленинской теории отражения. С кон. 60-х и
в 70-х гг.
интерес к П. возрождается и усиливается. При этом наиболее одиозные его черты
замалчиваются или
отвергаются, а также делаются попытки сблизить П. с совр. логикой и методологией
науки.
* Уэллс Г., П.— философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Б ы х о в с к и
й Б. Э., Философия неопрагматизма, М.,
1959; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; М е л ь в и
л ь Ю. К., Чарля Пирс и П., M., 196S; Б о г о
м о л о в А. С., Бурж. философия США XX п., М., 1974, гл. 2 и 3; Бурж. философия
кануна и начала империализма, М.,
1977, гл. 8; Совр. бурж. философия, М., 1!)78, гл. 1; Moore ?. С., American
pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y.,
1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970;
T h а у e r H. S., Meaning and action. A
study of American pragmatism, N. Y., 197й; S с h e f f l e r I., Four
praginatists, L.— N. Y., 1974; R e s с h e r N., Methodolo-
gical pragmatism, Oxf., 1977; S m i t h J. E., Purpose and thought. The meaning
of pragmatism, L., 1978. Ю. К. Мельвиль.
522 ПРАГМАТИКА
ПРАГМАТИКА (от греч. ??????, род. падеж ????????? - дело, действие), раздел
семиотики, пос-
вящённый изучению отношения интерпретатора-пользователя к.-л. знаковой системы
(т. е.
субъектов, воспринимающих и использующих её) к самой знаковой системе. Осн. идеи
П. восходят к
Ч. Пирсу и Ч. Моррису (к-рый ввёл самый термин «II.»). Прагматич. свойства и
отношения (напр.,
стилистич. характеристики языка, оптимальное строение и степень допустимого
сжатия сообщений),
существенные для адекватного восприятия и понимания текстов, как правило, не
выразимы сред-
ствами рассматриваемой знаковой системы, и их изучение, помимо чисто лингвистич.
и логич.
методов, требует привлечения понятийного и методологич. аппарата таких наук, как
психология (в
частности, инженерная психология), социальная психология, этология (наука о
поведении
животных); в свою очередь, данные П. представляются перспективными для
использования в
«обслуживающих» её науках. П. предполагает всесторонний учёт свойств и
возможностей человеч.
интеллекта и претендует на выявление условий и возможностей моделирования этих
свойств в
рамках широкой междисциплинарной программы т. н. искусств. интеллекта
(разработки
всевозможных «роботов»). Примерами такого рода задач прикладной П. могут служить
проблемы
машинного перевода и реферирования, построения ин-формац.-поисковых систем,
создания
специализиров. искусств. языков для нужд автоматич. программирования на ЭВМ и
осуществления
к.-л. спец. коммуникативных функций (наиболее ранний и известный пример — т. н.
Lincos — lingua
cosmica голл. математика X. Фройдеиталя, предназначенный для потенциально
возможных космич.
коммуникаций). Идеи и представления П. используются в разработке теоретич.
проблем математич.
логики и оснований математики. • см. к ст. Семиотика.
ПРАКРИТИ (санскр.), в др.-инд. мысли — пер-вонач. субстанция, природные условия
чего-либо,
материальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима