<< Пред. стр. 275 (из 449) След. >>
к к.-л.конкретным элементам (напр., к атомам земли, воды и т. п.), к-рые возникают из
неё, равно как и
тонкие элементы (ум или чувства). В ряде филос. направлений П.
противопоставляется пуруше
(сознанию, «Я»); оба эти начала, рассматриваемые в санкхье как самостоят.
реальности, соединяются
друг с другом, открывая начало эволюции. Существование П. в санкхье
обосновывается рядом
аргументов: ограниченность и взаимозависимость •всех объектов мира предполагает
неограниченную и независимую причину их бытия; общие свойства разных объектов,
вызывающие
сходные ощущения, должны иметь общую причину и т. п. В ряде школ инд. мысли П.
выступает как
источник заблуждения: низшая реальность П. скрывает высшую реальность абсолюта.
Согласно
Раманудже, П., время (кала) и чистая материя (шуддхататтва) — три субстанции,
лишённые
сознания; П. недоступна восприятию или умозаключению, существование её
доказывается лишь
отсылкой к свидетельству Священного писания. В мифологии П. воплощает высшую
волю творца и
идентифицируется с майей (иллюзией) и с божественной жен. энергией — шакти.
ПРАКТИКА (греч. ????????, от ????????? — деятельный, активный), материальная,
чувственно-
предметная, целелолагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием
освоение и
преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу,
движущую
силу развзития человеч. общества и познания. П. многогранна и имеет различные
уровни. В широком
смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека
(как
производственную, так и др. виды деятельности — напр. педагогич., художеств.,
административную
и т. д.). Осн. формы практич. деятельности людей — про-из-во материальных благ
(труд), а также
социально-пре-
образующая, революц. деятельность масс, направленная на изменение социальных
отношений.
Под П. прежде всего разумеется совокупная деятельность человечества, опыт всего
человечества в
его ис-торич. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления
практич.
деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории,
выражающий
бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в
процессе
материального и духовного произ-ва. Будучи осн. способом обществ. бытия
человека, формой его са-
моутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П.
включает в себя
такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде
её отд. актов,
предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых
достигается цель, и,
наконец, результат деятельности.
Обществ. П. находится в единстве с познават. деятельностью человека, с теорией.
Она является
источником науч. познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич.
материал,
подлежащий обобщению и теоретич. обработке. П. формирует самого субъекта
познават.
деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления.
П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом
проверки
истинности результатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть
первой и основной
точкой зрения теории познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 145). Только те
результаты познания,
к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П.
является
критерием истины потому, что она — как материальная деятельность людей — имеет
достоинство
непосредств. действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие,
производимое в
соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность
мысли. Вместе с
тем, хотя успешность че-ловеч. П. доказывает согласие наших представлений с
объективной
природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не
может по самой
сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было
человеческого
представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять
знаниям
человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы
вести
беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин В.
И., там же, с.
145—46).
Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в
жизнь. Конечной
целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование
действительности для
удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.
Практич. воплощение
идей, превращение их в предметный мир представляет собой онред-мечивание (см.
Опредмечивание
и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в
творениях
материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные
понятия в
законченную объективность» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 177).
Практич. деятельность людей и её отношение к познанию рассматривались в истории
философии. В
домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцат. подход к
миру, деятельное
начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но последний ограничивал
деятельность, творч.
активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 3, с. 1). Согласно
Гегелю, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под
П.
деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознат. началом. Так,
прагматист Джемс
относил к П. «религ. опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые
представители ревизионизма
вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творч. самосознающей
деятельности, трактуемой
как единств. форма реальности.
Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в
последней
лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к
субъективистскому
пониманию П. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу обществ. П.,
утилитарно
понимают её как лишь непосредств. физич. участие индивида в производств. или
политич.
деятельности.
Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации
идеального,
духовного момента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в
том, что он
впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практич. деятельность носит
осознанный характер, то
духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда
концепция,
обособляющая материальную, практич. и духовную, теоретич. деятельность. Между
этими видами
деятельности существует нерасторжимое единство. Но зто совсем не означает, что
духовная деятель-
ность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «... мистического тождества
практики и т е-
о p и и» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность
осуществляется с
помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда
как в духовной
деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.
Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит
решающая роль.
Диалектич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим
принципом
строительства социализма и коммунизма.
• П. и познание, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980s;
Материалистич. диалектика. Краткий
очерк теории, М., 1980, гл. 7; см. также лит. к ст. Теория познания. Л. Г.
Спиркин.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие нем. классич. философии, означающее способность
человека к
свободному действию на основе высших безусловных принципов. Согласно Канту,
разум, выступая в
своих практич. функциях (т. е. как П. р.), даёт человеку «законы свободы», т. е.
моральные
принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря П. р. человек
выступает как
свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и
конечных условий
эмпирич. существования. Если интерес теоретического разума сводится к вопросу,
«что я могу
знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен делать?». В
конечном счёте, по Канту,
высший долг человека — относиться к любому человеку (и человечеству в его лице)
как к цели и
никогда — только как к средству (см. Категорический императив).
Учение о П. р. получило развитие в идеалистич. филос. системах Фихте и Шеллинга.
В филос.
системе Гегеля П. р. («практич. дух») выступает как форма предметно-практич.
отношения человека
к миру.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 340—695; его же,
Критика П. р., там же, т. 4 (ч. 1), М., 1965, с.
311—501; Гегель Г., Философия духа, Соч., т. 3, М., 1956, с. 228—39, 280—91; О в
с я н н и к о в ?. ?., Философия
Гегеля, М., 1959, с. 61—70, 177—80; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, с. 61—73,
318—80.
ПРАНА (санскр., букв.— дыхание), в др.-инд. философии дыхание как жизненный
принцип, жизнь
как одушевляющее начало и общемировой процесс. Нередко П. (во множеств. числе)
обозначает
органы чувств. жизненные силы и т. п. [в частности, к П.относят речь, обоняние,
глаз, ухо, манас,
познание (виджняна), кожу, семя и т. п.]. Понятие П. известно уже в «Ригведе»,
но подробную
разработку оно получает в упанишадах, где оформилась классификация типов дыхания
и была
ПРАНА 523
сформулирована теория о превосходстве жизненного дыхания П. над др. органами
жизнедеятельности. Подавляющее большинство школ др.-инд. философии, признавая,
что материя
составляет, важную характеристику феноменального мира, считало её недостаточной
для объяснения
явления жизни, причиной к-рой объявлялась П. П.— это не только психофизиология,
понятие,
связанное с жизнью, с человеком, но и некий космич. принцип, объединяющий
микрокосмос и
макрокосмос (учение о П. имеет многочисл. аналогии с концепциями мировой души,
жизненного
духа). Соединяясь с манасом, П. образует жизненное «Я» человека, с к-рым может
отождествляться
атман-субъект. В йоге среди восьми средств очищения и просветления ума-читты —
пранаяма
(букв.—удерживание П.), регулирование дыхания, приводящее к сосредоточению ума;
при задержке
дыхания ум достигает состояния абс. сосредоточенности.
• E W i n g A. H., The Hindu conception of the functions of breath, «Journal of
American Oriental Society», 1901, v. 22, p.
249—308.
ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА [санскр.— координация (элементов- дхарм)], закон деятельности
дхарм
в буддизме, иногда называемый законом причинности, но по существу закон
совместно-зависимого
происхождения элементов (один элемент всегда после другого и перед другим без
существенного
при этом влияния друг на друга). П. представляет собой сочетание 12 звеньев, или
нидан (отсюда др.
назв.— «12-членная формула» или «12-членная цепь»): авидъя (невежество),
санкхара (склонности,
волевые импульсы), виджняна (сознание-разум), нама-рупа (психич. и чувств.
элементы), шадая-тана
(органы чувств), спарша (соприкосновение), ведана (ощущения-эмоции), танха
(желание), упадана
(схватывание), бхава (становление), джати (рождение), джара-маран (старость-
смерть) — порядок
последопательнос-ти может быть иной. Буддийское предание помещает формулирование
П.
непосредственно после изложения четырёх благородных истин. Существует две
интерпретации П.: 1)
психологическая — объяснение происхождения индивидуальной жизни, связанного с
ней страдания
(свойственная раннему буддизму): с какого бы члена ни начался процесс
происхождения бытия (и
страдания), несомненно, согласно П., причина его не в мире, а в определ.
отношении человеч. «Я» к
миру — желании; 2) космич. толкование (исходящее из общебуддийской идеи
неразрывности
индивидуального и космического, психологического и онтологического), представляя
каждое звено
цепи как определ. совокупность дхарм, считает, что П. объясняет становление
всего вообще.
• см. к ст. Буддизм.
ПРЕВРАЩЕНИЕ, непосредственное умозаключение в рамках формализма традиц. логики;
применяется обычно совместно с обращением суждений. П. состоит в изменении
качества посылки и
одновременном замещении термина предиката на термин ему противоположный. Пример:
«Книга
новая, следовательно, она не старая». Семантич. основой П. служит дихотомическое
деление
признаков, а логич. основой — исключённого третьего принцип и законы двойного
отрицания. Как и
др. виды непосредств. умозаключений, П. пользовалось особым вниманием ср.-век.
философов,
занимавшихся логико-грамматич. анализом места отрицания в предложении в связи с
вопросом о
равносильности высказываний. В формализме математич. логики П. самостоят.
значения не имеет.
Это, однако, не умаляет его полезности для практики содержат. мышления. В
частности, П.
используется (обычно неявно) в «языке исследователя» при переводе традиц.
символизма ка-тегорич.
суждений на символич. язык совр. логики предикатов.
• Логика, М., 1956, с. 130—31.
524 ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА
ПРЕДВИДЕНИЕ научное, обоснованные предположения о будущем состоянии явлений
природы и
общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся
выявлению (напр.,
залежи полезных ископаемых). Разделяется на научное, обыденное (по нар.
приметам) и
интуитивное. От подлинного П. отличается религ. (мантическое) П. в виде
прорицаний, пророчеств,
«откровений», а также различных гаданий. П. имеет неск. форм конкретизации:
предчувствие
(простое предвосхищение), свойственное живому организму; предугадывание (сложное
предвосхищение) — вид интеллектуальной деятельности человека, размышление о
будущем на
основе личного опыта; прогнозирование — спец. науч. исследование перспектив к.-
л. явления,
собственно науч. П.— вывод из законов развития природы и общества, открытых
наукой; предска-
зание — локализованное во времени конкретное П., и др. Встречается также
квазипредвидение
неизвестных явлений прошлого ? настоящего, к к-рым, с целью их изучения,
подходят так, как если
бы они относились к будущему; реконструктивное — П. явлений прошлого по нек-рым
сохранившимся фрагментам (напр., мысленная реконструкция древних зданий или
текстов),
реверсивное П. (логич. продолжение тенденции от настоящего к прошлому),
презентив-ное П. (напр.,
П. возможных действий противника, совершённых или совершаемых им в настоящий