<< Пред.           стр. 276 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 момент, но ещё
 неизвестных субъекту П.), имитационное (П. известного развития явления от более
 к менее от-
 далённому прошлому с целью выявления надёжности того или иного метода П.).
 К филос. вопросам науч. П. относятся гносеология и логика П., соотношение между
 П. и гипотезой,
 законом, опережающим отражением действительности в сознании людей и т. п.
 Отд. элементы науч. П., существовавшие ещё в древнем мире (напр., предсказание
 Фалесом
 солнечного затмения в 585 до н. з·.), в 15—17 вв. одновременно с развитием совр.
 науки начали
 складываться в систему. Этот процесс особенно ускорился к сер.19 в., с к-рого
 обычно датируют
 начало истории собственно науч. П. в обществ. науках, связанного с
 возникновением марксизма.
 В бурж. обществе П. осложняется противоречиями капиталистич. способа произ-ва,
 что приводят к
 концепциям, в принципе отрицающим возможность науч. П., особенно обществ.
 явлений (Поппер и
 др.).
 В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина заложены общеметодологич. основы
 науч. П. в
 социальной сфере. Они развиты в теории и практике социалистич. и коммунистич.
 строительства, в
 программных документах КПСС и др. братских компартий. Как один из важнейших
 инструментов
 управления социальными процессами при социализме, марксистско-ленинское П.
 опирается на
 законы обществ. развития, на изучение реальных тенденций историч. процесса.
 * Г е н д и н А. М., П. и цель в развитии общества, Красноярск, 1970; Виноградов
 В. Г., Гончарук С. И., Законы
 общества и науч. П., М., 1972; В и н о г ? а д о в В. Г., Науч. П., М., 1973;
 Никитина А. Г., П. как человеч. способность,
 М., 1975; Методологич. проблемы социального П., К., 1977.
 «ПРЕДЕЛОВ РОСТА» ТЕОРИЯ, концепция, выдвинутая течением «экологического
 пессимизма» в
 совр. бурж. идеологии в нач. 1970-х гг. (Дж. Форрестер, Д. Медоус и др.).
 Предполагает, что при
 сохранении существующих тенденций роста мирового населения, пром. и с.-х. произ-
 ва, загрязнения
 окружающей среды и истощения природных ресурсов на протяжении 21 в. в связи с
 приближением
 «естеств. пределов экономич. роста» ожидается «глобальная катастрофа». Выход из
 положения
 авторы «П. р.» т. видели в возможно более скором переходе к «нулевому росту»
 (простое воспро-из-
 во населения на основе двух-трёхдетной в среднем семьи, постепенный перевод
 пром. предприятий
 на замкнутый цикл произ-ва, отказ от строительства но-
 вых предприятий и лишь замена выбывающих из строя мощностей на равноценные,
 энергетич. базы
 — на возобновляемые источники энергии, т. е. гелио- и гидроресурсы, материально-
 сырьевой базы
 — на макс. использование вторичного сырья и т. д.).
 Явная теоретич. несостоятельность и практич. нереальность концепции «нулевого
 роста», к тому же
 обрекающей на отсталость и нищету экономически менее развитые страны мира,
 привела к
 разработке на её основе концепции «органич. роста» (дифференциация темпов роста
 в зависимости
 от уровня развития страны или отрасли с упором на форсирование решения мировой
 прод.,
 топливно-энергетич. и материально-сырьевой проблем).
 «П. р.» т. подверглась серьёзной критике со стороны др. течений совр. бурж.
 идеологии. Учёные-
 марксисты подвергли критике методологич. основы «П. р.» т. за игнорирование
 особенностей
 развития производит. сил и производств. отношений в эпоху науч.-технич.
 революции, различия
 капиталистич. и социалистич. систем. См. также Римский клуб.
 ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia, от praedico — извещаю, высказываю), понятия
 др.-греч. и
 схоластич. логики, выражающие типы сказуемых в суждениях (т. е. предикатов).
 Введены
 Аристотелем в IV—VI гл. «Топики», где выделяются четыре типа сказуемых,
 названных
 впоследствии П.: вид, род, существенный (собственный) и несущественный
 (привходящий) признак.
 Порфирий во «Введении к „Категориям" Аристотеля» дополнил П. пятым типом —
 видовым
 отличием. В трансцендентальной логике Канта П. рассматриваются как производные
 понятия
 рассудка (в отличие от пре-дикаментов, т. е. категорий). Напр., из категории
 причинности у Канта
 выводятся силы, действия, страдания; из категории модальности — возникновения,
 исчезновения,
 изменения.
 • Аристотель, Топика, Соч., т. 2, М., 1978; его же, Категории. С приложением
 «Введения» Порфирия к «Категориям»
 Аристотеля, М., 1939; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964.
 ПРЕДИКАТ (от позднелат. praedicatum — сказанное), логич. сказуемое, указывающее
 — в узком
 смысле — на свойство отд. предмета (напр., «быть человеком»); в широком смысле —
 на свойство
 пары, тройки, вообще n-ки предметов, напр. «быть родственником». П. в широком
 смысле наз. также
 отношениями. В аристотелевской и в последующей традиц. логике П. понимался
 только в узком
 смысле как один из двух терминов суждения — тот, в к-ром нечто говорится о
 предмете речи —
 субъекте. Ограничение логикой свойств в узком смысле существенно ослабляло
 «выразит.
 возможности» традиц. логич. языка и служило препятствием для адекватной
 формализации связей
 между предметами, к-рые лежат в основе умозаключений об отношениях. Более общая
 совр.
 трактовка П. связана с рассмотрением предикации как частного случая
 функциональной зависимости
 (Г. Фреге, 1879). При этом основой для распространения функциональной т. зр. на
 повествоват.
 формы выражений в естеств. и искусств. языках является наличие в них неопредел.
 терминов —
 неопредел. имён предметов: переменных (параметров) или слов, играющих роль
 переменных. В совр.
 логике пропозициональные выражения, содержащие переменные, получили назв.
 пропозициональных функций, или П. Как и числовые функции, П. являются
 соответствиями, но в от-
 личие от числовых функций значения аргументов здесь не обязательно числовые, а
 значениями
 самих функций служат высказывания. В общем случае, отвлекаясь от к.-л. определ.
 языка и сохраняя
 только функциональную форму записи, П. от n переменных (от n неопредел.
 терминов) выражают
 формулой P(x1 ..., хп), где п? 0. При n = 0 П. совпадает с высказыванием,
 при n = 1 П. будет свойством в узком смысле (1-местным П.), при n = 2 —
 свойством «пары» (2-
 местным П., или бинарным отношением), при n = 3 — свойством «тройки» (3-местным
 П., или
 тернарным отношением) и т. д. Выражения: «х— человек», «х любит у», «х — сын у и
 z» служат
 соответственно примерами 1-местного, 2-местного и 3-местного П. Они
 преобразуются в
 высказывания при надлежащей подстановке, напр. «Сократ — человек», «Ксантиппа
 любит
 Сократа», «Софрониск — сын Сократа и Ксантиппы», или при связывании переменных
 кванторами.
 Об исчислении П. см. Логика предикатов.
 • К л а у с Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960; Марков
 А. А., О логике конструктивной матема-
 тики, М., 1972; Новиков П. С., Элементы математич. логики, ?., 19732; К л и н
 и С. К., Математич. логика, пер. с англ
 М., 1973.
 ПРЕДМЕТ, категория, обозначающая нек-рую целостность, выделенную из мира
 объектов в
 процессе человеч. деятельности и познания. Понятие П. часто употребляют в менее
 строгом смысле,
 отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или
 идеальной
 природой объекта, соотносящегося с данным П., последний может быть материальным
 (напр., живой
 организм, электромагнитное иоле или Галактика как П. познания) или идеальным
 (математич.
 формула, концептуальный образ, взятые как II. познания). Один и тот же объект
 может быть II. раз-
 личных видов исследования: напр., совокупность организмов одного вида
 (популяция) может
 выступать П. математич. (статистич.), генетич., эпидемиологич. и др.
 исследований. Синтез
 различных П. с целью построения единой теории объекта требует системного подхода
 и нередко
 ведёт к созданию новой науч. дисциплины (напр., науковедение, синтезирующее
 различные
 предметные стороны науки как системы; биогеоце-нология, изучающая биосферу в её
 биологич.,
 физич., геологич., космич. аспектах).
 Противопоставление П. (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904
 австр. философ Р.
 Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф.
 Брентано и построил
 свою «теорию объектов» (Gegenstandstheorie), в к-рой трактовал П. идеалистически
 — как акт
 данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходньм для
 феноменологии
 Гуссерля, к-рый, однако, поставил во главу угла уже не сами П., но
 «интендирующее» их сознание
 (см. Интенционалъностъ).
 В общегносеологич. плане противопоставление II. и объекта является
 относительным. Осн.
 структурное отличие П. от объекта заключается в том, что в II. входят лишь
 главные, наиболее
 существенные (с т. зр. данного исследования) свойства и признаки.
 В логике под П. (индивидуумом) понимается элемент нек-рого класса, а также
 субъект в его
 соотнесённости с предикатом. См. также Опредмечивание и распредмечи-вание,
 Овеществление.
 • Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Смирнов Г.
 А., К определению целостного
 идеального объекта, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977, М., 1977;
 Косарева Л. М., П. науки. Социаль-но-
 филос. аспект проблемы, М., 1977; Юдин 9. Г., Системный подход и принцип
 деятельности, М., 1978.
 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, область объектов, универсум рассмотрения (рассуждения),
 класс
 (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста (понимаемом
 как отд.
 рассуждение, фрагмент науч. теории или теория в целом). Напр., в теории чисел П.
 о. служит
 натуральный ряд (множество целых неотрицательных чисел), в математич. анализе —
 множество
 действит. чисел, в ботанике — множество всех растений (растит. видов), а в
 исчислении предикатов
 или логике классов — любая фиксированная непустая область. П. о., называемая
 также универс.
 множеством, противопоставляется в логике и теории множеств т. н. пустому
 множеству (классу,
 области), не содержащему ни одного предмета рассматриваемого вида и являющемуся
 её
 дополнением. См. ст. Универсум и лит. к ней.
 ПРЕДМЕТНАЯ 525
 ПРЕДМЕТНОСТЬ, свойство объекта (явления, процесса, действия, состояния)
 выступать в качестве
 предмета практич. или теоретич. деятельности человека. П. знания и связанных с
 ним гносеологич.
 категорий основывается на его объективном характере, благодаря к-рому знание
 служит отражением
 материального мира. Диалектич. материализм рассматривает П. как категорию,
 характеризующую
 неразрывную связь познания и деятельности вообще с, практикой и материальным
 миром.
 С идеалистич. позиций П. истолковывается как инобытие духа (Гегель) или как
 имманентная сторона
 самого акта познания (Брентано, Мейнонг, Гуссерль).
 Термин «П.» употребляется также в цсихологии, где он введён И. М. Сеченовым,
 понимавшим под П.
 приведение предмета познания в структурное соответствие с отражением этого
 предмета в психике.
 См. ст. Предмет и лит. к ней.
 ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, религ. представление об исходящей от воли божества
 детерминированности этич. поведения человека и отсюда его «спасения» или
 «осуждения» в
 вечности. Особое значение приобретает в моно-теистич. религиях, поскольку с т.
 зр. последоват.
 монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом
 концепция II.
 вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека аа
 его вину, без к-рого
 оказывается невозможной религ. этика. Это обусловило возникновение споров о П. в
 иудаизме,
 исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк
 Иосиф Флавий
 (1 в.) характеризует ессеев как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям
 приписывает ком-
 промиссную позицию. В исламской теологии 8—9 вв. шла острая полемика между
 джабаритами,
 учившими об абс. П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве
 концепция П.
 была сформулирована Августином в борьбе с пелагианством: благодать не может быть
 заслужена и
 обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П.
 характерен
 для религ. индивидуализма Реформации — для Лютера и особенно для Кальвина,
 развившего учение
 об абс. П.
 ПРЕДРАССУДОК, букв.— мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически,
 бея
 размышления. П. называются иррациональные компоненты обществ. и индивидуального
 сознания —
 суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение — это
 неблагоприятная
 социальная установка к к.-л. явлению; не основанное на критически проверенном
 опыте,
 стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и
 плохо поддаётся
 изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи нац. и расовые
 предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах обществ. психологии. Они
 имеют
 двоякие корни — социально-экономические и психологические. Так, этнич.
 предубеждения, чувства
 расовой и нац. вражды коренятся в тех объективных условиях жизни общества, к-рые
 ставят людей
 во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку»
 заложены уже в
 этноцентризме первобытного мышления, кругозор к-рого по необходимости ограничен
 рамками
 своего собств. рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и
 противопоставление каким-
 то другим «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о
 др. атнич.
 общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих
 представлений всегда
 отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные
 или
 дружеств. отношения порождают нейтральные или положит. стереотипы; зависимая,
 подчинённая
 группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренеб-
 526 ПРЕДМЕТНОСТЬ
 режит. отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной
 неполноценности
 (типичный образ «туземца» в колон. фольклоре 10 в.); группа-конкурент, напротив,
 воспринимается
 как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности,
 коварства,
 моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в
 массовом сознании
 и освящаются религией. В условиях классово антагонистич. общества этнич.
 предубеждения не
 только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и
 искажённая
 форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и
 пропагандируются реакц. классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их

<< Пред.           стр. 276 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу