<< Пред.           стр. 277 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 внимания от
 коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех
 нац. и расовых
 предубеждений — уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая
 воспитат.
 работа в условиях социалистич. общества.
 Однако предубеждения — не только социальный, но и психологич. феномен. Один и
 тот же по
 своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто
 средством
 приспособления к социальной ситуации (напр., расистские установки в обществе, в
 к-ром расовое
 неравенство является нормой), а в другом — защитным механизмом личности, к-рая
 проецирует на
 «чужача» свои собств. неосознаваемые качества. Психологич. трактовка нац. и иных
 предубеждений,
 если она претендует заменить социально-исторический, классовый анализ,
 реакционна и
 несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных),
 эмоциональных и
 волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и
 реального
 поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.
 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти,
 воспоминание), а
 также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде
 наглядно-
 образного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо-средств.
 данностью единичных
 объектов и связывает их с понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде
 образов памяти и
 воображения. П. памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе к-
 рого
 сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов
 воображения
 создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в
 действительности. Если восприятие относится только к налично данному,
 настоящему, то П.
 одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.
 Являясь формой индивидуального чувств. отражения, П. человека опосредствованы
 языком,
 наполнены обществ.
 содержанием, осмыслены и осознаны.
 • см. к ст. Воображение.
 ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ (позднелат. praeexistentia), в идеалистич. и религ. системах
 существование нематериального начала до его воплощения в материи. Так, идея в
 философии
 Платона обладает П. по отношению к вещи, абс. идея в философии Гегеля — по
 отношению к миру.
 Обычно термин «П.» употребляется применительно к предполагаемой жизни души до её
 воплощения
 в данном теле. Любая теория метемпсихозы (напр., в пифагореизме или буддизме)
 предполагает П.
 души, неоднократно проходящей воплощения и перевоплощения, а в промежутках между
 ними
 обретающейся в каких-то загробных мирах, напр. претерпевая очищение. Гносеология
 Платона
 предполагает, что в своём П. душа созерцает идеи, затем в земной своей жизни
 «припоминает» это
 созерцание (анамнесис) и через это обладает знанием наиболее общих истин
 («Федон» 249 с). Докт-
 рина о П. души и её вторичном вхождении в тело, к-рую стремились найти в
 библейских текстах
 (Прем. Сол. 7,3: «я ниспал на ту же землю»; 8,20: «я вошел и в тело чистое»),
 нашла отражение у нек-
 рых раннехрист.
 мыслителей (особенно у Оригена), но была осуждена и заменена др. концепциями;
 христианство
 настаивает только на П. личности Иисуса Христа до его воплощения как бога-
 логоса, 2-го лица
 Троицы.
 ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ, понятие, введённое в философию Лейбницем (1695) для
 объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П.
 г., развитому
 Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психич.
 сущностями,
 не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из
 них находится в
 изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и
 мира в целом.
 Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич.
 детерминизм) и
 гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими
 причинами,
 между душой и телом). Теория II. г. была направлена против окказионализма Н.
 Мальбранша и
 картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась
 имманентная
 закономерность природных процессов.
 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между различными этапами или ступенями развития, сущность
 к-рой
 состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик
 при переходе к
 новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания
 отрицания.
 В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к
 плоскому
 эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение
 относительно
 неизменных форм, характерно гипертро-фирование П. Концепции типа теории
 катаклизмов, на-
 против, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в
 объекте при
 переходе его к новым состояниям.
 Развёрнутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые
 был проведён
 Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого
 отрицания.
 Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда её осн.
 содержание
 составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. вос-произ-во в
 рамках одного
 вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а
 содержанием П.
 являются отд. элементы и характеристики объекта.
 Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна
 из осн. проблем
 возникающих здесь — проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни.
 С одной
 стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных
 поколений, каждое из
 которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему
 всеми
 предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44—45);
 следовательно,
 главной в развитии общества является П. материального произ-ва, определяющая П.
 и различных
 форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем
 экономич. раз-
 вития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала,
 накопленного
 предшествующими поколениями.
 В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может
 носить либо
 прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение её
 содержания к
 социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек
 составляет
 важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
 Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни
 общества. С
 т. зр. вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнёв и др.) эти
 понятия взаимоисключают
 друг друга. Но на деле П.— необходимый атрибут развития духов-
 ной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми
 и тем более
 реакционными.
 В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся
 зёрна абс.
 истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов
 разрешения
 фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
 • M a p к с К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Э н г
 е л ь с Ф., Соч., т. 4; Л е-нин В. И.,
 Успехи и Трудности Сов. власти, ПСС, т. 38; его ж е, Задачи союзов молодежи, там
 же, т. 41; Б а л л е ? Э. А., П. в
 развитии культуры, М., 1969; его ж е, Коммунизм. Культура. Человек М., 1979; Н е
 н о в с к и Н., П. в праве, пер с болг.,
 М., 1977; Бушмин А. С., П. в развитии лит-ры, Л., 19782; Ч а л о я н В. К.,
 Восток— Запад. П. в философии антич. и ср.-
 век. общества, М., 19792; Г ? и н и н В. В., Л а д ы г иН а А. В.; Иск-во:
 диалектика П., Минск, 1979.
 ПРЕКРАСНОЕ, категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей
 эстетич.
 ценностью. Как эстетич. ценность П. отличается от нравственных и теоретич.
 ценностей (добра,
 истины) тем, что оно связано с определ. чувств. формой и обращается к созерцанию
 или
 воображению; в отличие от утилитарно-полезного, отношение к И. носит
 бескорыстный характер.
 Для древнейшего эстетич. сознания П. мыслилось как неотъемлемое свойство мира,
 космоса. Для
 пифагореизма П. есть гармония, внутренне присущая вещам, источник к-рой
 усматривался в
 мистически понимаемых количеств. отношениях. По Гераклиту, «прекраснейший строй
 мира» и
 «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы
 противоположностей. Гераклит
 говорит также об относительности П.: «... Самая прекрасная обезьяна безобразна
 по сравнению с
 родом людей» (Платон, Гиппий Больший 289а). По Сократу, относительность П.
 обусловлена тем,
 что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо
 приспособлено»
 (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе III, 8, 5). Платон проводит чёткое различие
 между тем, «что
 прекрасно» и тем, «что такое прекрасное» («Гиппий Больший» 287 е), т. е. между
 сущностью П. и его
 проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную, божеств.
 идею, от к-
 рой зависит существование всех прекрасных явлений (см. «Пир» 211 а — b). Человек
 же, «видя
 здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную» («Федр» 249 d).
 Отвергая теорию платоновских «идей», Аристотель полагает, что должно быть единым
 «прекрасное
 и бытие прекрасного» («Метафизика» VII 6, 1031 b). В соответствии с этим
 Аристотель
 рассматривает II. как объективное свойство самой действительности, как
 проявление сё
 закономерностей: «... самые главные формы прекрасного, это — порядок в
 пространстве,
 соразмерность и определенность...» (там же XIII 3, 1078 а 34); в живой природе
 П. связано с
 целесообразностью («О частях животных» 645 а).
 Объективно-идеалистич. понимание П. развивается в зстетич.. учениях
 неоплатонизма и
 христианства. Согласно Плотину, П. в телах возникает благодаря приобщению к
 высшей красоте,
 исходящей от единого («Эннеады» I 6, 1—9). Августин писал, что бог сотворил
 «прекрасные
 разнообразные формы, блестящие и приятные цвета» («Исповедь» X 34). Фома
 Аквинский, усмат-
 ривая конечный источник И. в боге, условиями П. считал целостность, или
 совершенство, должную
 пропорцию, или созвучие, и ясность («Summa theologiae» l, qu. 39, art. 8).
 Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П., к-рое определяется
 Л. Б.
 Альберти как «... строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем,
 чему они
 принадлежат...» («Десять книг о зодчестве», т. 1, М., 1935, с. 178). Для
 Леонардо да Винчи и других
 теоретиков и практиков иск-ва Воз-
 ПРЕКРАСНОЕ 527
 рождения гармонически и многосторонне развитый человек — высшая мера П.
 Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху
 Просвещения
 эстетика вычленяется в самостоят. дисциплину (у Баумгартена) именно как «наука о
 П.». Анализ П. у
 просветителей связан с их поисками гармонич. обществ. связей, преодолевающих
 противоречия совр.
 цивилизации. П. рассматривается как посредствующее звено между разумом и
 чувствами,
 отвлечённым долгом и естеств. влечениями, как «свобода в явлении» (Шиллер), как
 единство правды
 и идеала в иск-ве (Дидро, Лессинг). Дидро, считая, что «... восприятие отношений
 есть основа пре-
 красного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы
 воспринимаем», или
 «относительно прекрасное» (Избр. произв., М., 1951, с. 382, 378). Англ.
 сенсуалистич. эстетика 18 в.
 детально исследовала психологию восприятия и переживания Л. (Ф. Хатче-сон, Г.
 Хом, Э. Бёрк).
 Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистич. отрицанию его
 объективности в
 эстетич. воззрениях Юма и Канта. По мнению Канта, «эстетическое свойство» — «то,
 что в представ-
 лении об объекте чисто субъективно...» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и «...
 суждение вкуса не
 познавательное суждение...» (там же, с. 210). Предмет может считаться
 прекрасным, если отношение
 к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект
 всеобщего
 «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой
 целесообразности» «без представления о цели» (там же, с. 245, 240). Гегель при
 исследовании П.
 отвергает кантовское «... ошибочное представление о существовании прочной
 противоположности
 между субъективным мышлением и объективными предметами...» (Соч., т. 12, М.,
 1938, с. 61). Для
 Гегеля П. объективно как «чувственная видимость идеи» (там же, с. 115).
 Поскольку же в природе
 идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только иск-во, по
 Гегелю, способно
 осуществить необходимое для истинно П. полнее соответствии идеи и образа; П. в
 иск-ве и есть
 идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики — диалектич. подход к изучению
 П. и понима-
 ние историч. развития П., хотя и на объективно-идеа-листич. основе.
 Материалистич. эстетика 18—19 вв. доказывала объективность П., рассматривая его
 как свойства,
 качества, отношения самой материальной действительности. «Под красотой я
 понимаю,— писал Э.
 Бёрк в «Философском исследовании происхождения наших идей о возвышенном и
 прекрасном»,—
 качество или качества тел, благодаря которым они (тела.— Ред.) вызывают любовь
 или подобную
 страсть». Чернышевский выступил против упрощённой трактовки этой объективности у
 Бёрка,
 критикуя его за то, что тот принял «прекрасное и возвышенное прямо за качества
 самих тел,
 производящих на нас такие впечатления» (ПСС, т. 2, 1949, с. 136). Согласно
 Чернышевскому,
 «прекрасное есть жизнь» и «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь
 такою, какова
 должна быть она по нашим понятиям» (там же, с. 10).
 В бурж. эстетике кон. 19—20 вв. проблема П. рассматривается с идеалистич.
 позиций. Согласно
 субъективно-идеалистич. теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и
 др.), П. образуется
 проецированием человеч. чувства на предмет. По определению Дж. Санта-яны, «...
 красота есть
 наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» («The sense of beauty», N. ?.,
 1955, p. 51). Для Б.
 Кроче П.— «адекватность выражения» («Эстетика как наука о выражении и как общая
 лингвистика»,
 ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П. трактуется как качество
 «опыта» в идеалистич. его
 понимании; Дж. Дьюи сводит П. к «обозначению харак-
 528 ПРЕСТИЖ
 терной эмоции» («Art as experience», N. ?., 1934, p. 129). Ряд представителей

<< Пред.           стр. 277 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу