<< Пред. стр. 280 (из 449) След. >>
выражая существ. особенность П. в социальной области.Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию ведёт к тому,
что уже сам факт
порождения следствия определ. образом изменяет причину, что является универс.
свойством П. На
основе этого свойства П. в ходе естеств. развития материи возникают системы с
обратной связью и
самоорганизующиеся системы. Процесс причинения последовательно развёртывается во
времени.
Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных
условиях.
Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или
менее длит. ста-
дия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение к-рой идёт
процесс активного
воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и
каким окажется
следствие, зависит не только от природы причины, но и от характера условий, при
к-рых
развёртывается действие этой причины. Условия, независимые от причины явления,
превращают в
действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.
Обоснование П. и её виды. В диалектич. материализме представление о П.
обосновывается на
основе практики: тот факт, что человек управляет определ. природными и
социальными процессами,
является решающим доказательством существования П. С развитием практики и
познания
раскрываются новые виды П., к-рые определяются природой соответствующих объектов
и систем,
формой движения материи.
Классич. физика основывалась на механич. понимании П.: причиной искомого
состояния объекта
является нек-рое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый
отрезок времени.
Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния
532 ПРИЧИННОСТЬ
планет и т. п. служили важным обоснованием этой концепции.
Развитие совр. физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики,
привело к
существ. видоизменению, обобщению категории П. Это связано с признанием
фундаментальной
значимости нового класса теорий — статистич. теорий, к-рые принципиальным
образом включают в
свою структуру вероятностные представления (см. Вероятность). В классич. физике
предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количеств.
отношении стро-
го однозначно (т. н. лапласовский детерминизм). В структуру же статистич. теорий
неустранимым
образом включены неопределённость и неоднозначность. Так, напр., в квантовой
механике
определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда
характеристик,
поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность.
Вместе с тем
наиболее существ. характеристики при задании состояний определяются вполне
однозначно.
Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности. В этой
связи
принципиальное значение имеет мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно
настаивать на
абсолютно исчерпывающем познании всех причинно-следств. связей к.-л. объекта
(см. К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т. 20, с. 534). В рамках статистич. теорий, и прежде всего в
квантовой механике, П.
раскрывает именно существ. взаимосвязи, к-рые определяются однозначным образом.
Познание же
причин явлений, ведущих к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.
Тот факт, что статистич. теории включают в себя неоднозначность и
неопределённость, по-своему
был истолкован теми филос. направлениями, к-рые отрицают П. и детерминизм.
Утверждая, что
статистич. теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют
крушение
принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие
указанной
неопределённости.
Развитие новейших обобщений категории П. непосредственно связано с разработкой
новых классов
законов — симметрии и управления. Первые выражают проникновение познания на
новые
фундаментальные уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию
направленности и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих
исследований на
первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные аспекты
учения о П.
П. есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. К особо важным типам связей
относятся законы
природы и общества. Понятие «закон» более широкое, нежели понятие «П.». Если П.
соединяет
только причину и её следствие, то закон может соединять не только причины с их
следствиями, но и,
напр., разные следствия той же самой причины, разные стороны одного и того же
следствия,
порождённого данной причиной, и др. связи.
П. никогда не реализуется в «чистом» виде, освобождённом от присутствия др. форм
связи, и только
в абстракции может быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно
плодотворна и
эффективна, потому что помогает вскрыть П. как основу, на к-рой складывается вся
система
многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь
раскрыта, мышление
должно вновь вернуться к целостной картине и как бы вплести П. в сложную сеть
многообразных
взаимозависимостей.
В ходе развития совр. науки раскрывается всё большее многообразие форм связи
явлений,
выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного
характера. На основе
такой тенденции у нек-рых философов и учёных стало складываться ошибочное
впечатление, будто
вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило на
задний план и уже не составляет существ. задачи науч. исследования.
Существуют также представления, сближающие П. с фатализмом или даже
отождествляющие их, что
используется в двух взаимно исключающих целях либо для оправдания фатализма,
либо для критики
П., как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но оба эти подхода
несостоятельны. Если в
диалектич. учении о П. явления понимаются как необходимо связанные между собой
по своей внутр.
природе, то для фатализма явления сами по себе никак не связаны друг с другом;
необходимость
лежит за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъ-
естеств. року.
Учение же о П., напротив, не утверждает, что нечто, порождаемое причиной,
произойдёт при всех
условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной
причины;
создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие причинные тенденции,
можно даже
пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины
и создавать
новые возможности. Указывая на те или иные возможности, П. даёт реальную опору
для человеч.
свободы.
Однолинейное механич. понимание П. было не в состоянии опровергнуть телеологию,
поскольку
целый ряд фактов не укладывался в рамки такой П. Трудности причинного объяснения
в этом случае
привели к альтернативе: «либо причинность, либо телеология». Эта альтернатива
была преодолена
только тогда, когда теория П. стала опираться на представление о её диа-лектич.
природе,
включающее идею об обратной связи и определ. направленности функционирования
сложных
систем. Эти представления получили дальнейшую разработку в ходе развития общей
теории
управления. То, что движет сложноорганизованные системы к определ. состоянию,—
не фиктивная
«целевая причина», а воздействие вполне реальных конкретных материальных
факторов,
характеризующих строение и динамику таких систем.
* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; его
же, Анти-Дюринг, там же; Л е-нин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т.
29; Б о м Д., П. и случайность в совр.
физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т., О П. и целесообразности в живой
природе, М., 1961; Б у н г е М., П., пер. с
англ., М., 1962; Бриллюэн Л., Науч. неопределенность и информация, пер. с англ.,
М., 1966; Кузнецов И. В., Категория
П. и ее познават. значение, в сб.: Теория познания и совр. наука, М., 1967;
Свечников Г. А., П. и связь состояний в
физике, М., 1971; Омельянов-ский М. Э., Диалектика в совр. физике, М., 1973;
Совр. детерминизм. Законы природы. Сб.
ст., М., 1973; А с к и н Я. Ф., Филос. детерминизм, Саратов, 1974; Основы
марксистско-ленинской философии, ?.,
19806; Актуальные проблемы детерминизма. Мат-лы Всесоюзн. науч. конференции,
Тб., 1980 (библ.). И. В. Кузнецов, Ю.
В. Сачков.
ПРОБЛЕМА (от греч. ???????? — преграда, трудность, задача), объективно
возникающий в ходе
развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение к-рых
представляет
существенный практич. или теоретич. интерес. Весь ход развития человеч. познания
может быть
представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к
постановке новых П.
Жизненный, конструктивный характер содержания П. отличает их от «псевдопроблем»
— вопросов,
обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения П. может
служить
доказательство её неразрешимости, к-рое стимулирует пересмотр оснований, в
рамках к-рых П. была
поставлена (напр., доказательство неразрешимости П. построения вечного двигателя
было тесно
связано с формулировкой закона сохранения энергии). В науч. познании способы
разрешения П.
совпадают с общими методами и приёмами исследования. В силу комплексного
характера мн. П.
совр. естествознания и социальных наук определ. значение для анализа строения и
динамики П.
приобретают системные методы. Развитие науч. познания нередко приводит к П.,
приобретающим
форму апорий и парадоксов, для разрешения
к-рых требуется переход на иной, филос. уровень их рассмотрения. При этом на
первый план
выступает материалистич. диалектика в своей эвристически-мето-дологич. функции.
Абсолютизация момента проблемности или неразрешимости познават. ситуации
приводит к
различным формам скептицизма, прагматизма, релятивизма (напр., «проблематизм» У.
Спирито,
учение о «проблемном сознании» Г. Вайна).
Основы логико-семантич. истолкования и классификации П. были заложены в работах
А. Н.
Колмогорова по исчислению задач (1932), а также в работах С. К. Клини (1945),
Дж. Роуза (1953) и
др. Определ. классы П. получили подробную разработку в совр. формальной логике
(напр., задачи с
параметрами, имеющие своё решение в нек-рой формуле, содержащей эти параметры,—
т. н.
массовая П.).
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религ. понимание истории как
проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана
«спасения»
человека. П. присущ всем теистич. (см. Теизм) религиям — иудаизму, христианству,
исламу.
Развитое Августином провиденциалист-ское понимание историч. процесса как пути к
эсхато-логич.
«царству божию» легло в основу всей ср.-век. христ. церковной историографии. В
17 в. идеи П. раз-
вивал Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес
П. развивается
рацио-налистич. взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление
«естеств. закона»,
разума и т. п. (см. Философия истории). Однако в 19—20 вв. П. продолжал
оставаться филос.
основой мн. идеалистич. течений и направлений (в нач. 19 в.— Ж. М. де Местр, Ф.
Шлегель; Л. Ранке
и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от
греч. ????????? — предвидение, предсказание), разработка прогноза — вероятного
суждения о
состоянии к.-л. явления в будущем; в узком значении — спец. науч. исследование
перспектив
развития к.-л. явления, преим. с количеств. оценками и с указанием более или
менее определ. сроков
изменения этого явления. П. как одна из форм предвидения научного в социальной
сфере находится
во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием,
проектированием,
управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естеств. науках), имеет
место безусловное
предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Но
нередко
(особенно в обществ. науках) обратная связь приводит к самоосуществлению или
саморазрушению
прогноза путём действий с учётом последнего. Так, предсказание успеха может
вызвать
мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать
панику и
действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и
ликвидацию
угрозы.
Отсюда методологич. ориентация П. управляемых (большей частью социальных)
явлений на оценку
вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при
условии заранее
заданных норм) состояния объекта с целью оптимизации принимаемых решений.
Соответственно
разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.
Различают три осн. способа П.: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Но
такая классификация
условна, т. к. прогностич. модели предполагают экстраполяцию и экспертные
оценки, последние
представляют итоги экстраполяции и моделирования экспертом исследуемого объекта
и т. д. В
разработках прогнозов применяют также методы аналогии, индукции и дедукции,
различные
статистич., экономич., социологич. и др. методы.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 533
Конкретные методики, по к-рым ведётся П.. образуются путём сочетания ряда
методов. Иногда неск,
методик составляют т. н. прогнозирующую систему. Типовая методика П. содержит
след. осн. этапы
исследования: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета,
проблемы, цели, задач,
времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации
исследования);
прогнозный фон (сбор данных, влияющих на развитие объекта, по смежным,
непрофильным
отраслям П.); исходная модель, т. е. система показателей, параметров,
отображающая характер и
структуру объекта; поисковый прогноз (проекция в будущее исходной модели по
наблюдаемой
тенденции с учётом факторов прогнозного фона, чтобы выявить перспективные
проблемы,
подлежащие решению); нормативный прогноз (проекция в будущее исходной модели в
соответствии
с заданными целями и нормами по заданным критериям); оценка степени
достоверности и уточнение
прогностич. моделей, обычно опросом экспертов; выработка рекомендаций для
оптимизации реше-
ний на основе сопоставления прогностич. моделей.
Теория и практика П. часто называются прогностикой, но в узком смысле
прогностика — наука о
законах и способах разработки прогнозов. Её общеметодологич. основы заложены в
трудах К.
Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Развитие П. сначала в естеств. науках (прежде