<< Пред. стр. 287 (из 449) След. >>
широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особойпрофессией.
• Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 19;
е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т 23;
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Гос-во и революция,
ПСС, т. 33; его же, Речь на I Всеросс.
съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919, там же, т. 38; его же, Проект
тезисов о роли и задачах профсоюзов в
условиях новой экономич. политики, там же, т. 44; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976;
Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, [М.],
1924; Ельмеев В. Я., Полозов В. Р.,
Рященко Б. Р., Коммунизм и преодоление различий между умств. и физич. трудом,
Л., 1965; Смоль-
ков В. Г., Преодоление противоположности и существ. различий между умств. и
физич. трудом, М., 1968; Курылев А К
Преодоление социально-классовых различий в СССР в процессе строительства
коммунизма, М., 1971; Новоселов Н
С Умств. труд: его сущность и некоторые тенденции развития' Свердловск,
1972; Маневич Е. Л., Вопросы труда в
СССР, М., 1980 Е. Л. Маневич.
ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих
сто-
рон и тенденций предметов и явлений, к-рые вместе е тем находятся во внутр.
единстве и
взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного
мира и
познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей,
категория П.
занимает центр. место в материалистич. диалектике.
В истории диалектики первая значит. концепция П. принадлежит Гераклиту: «вечное
становление»,
возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде
непрерывного перехода из
одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает
как общий
закон для всего сущего. Платон, воспринявший диалектич. идеи элеа-тов и Сократа,
развивает учение
о П. в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и
др.
противоречивы по необходимости, по своей природе; истина достижима посредством
сведения
противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектич. традиции
осмысления
противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства)
противоположностей,
развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у к-рых П. трактуется как внутр.
соотношения
противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П.
получает в
классич. нем. философии (Кант, Фихте, Шеллинг), в особенности у Гегеля.
Рассматривая П. как
«...корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М.— Л., 1937, с. 520),
Гегель показал, что
процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Наряду с
плодотворными диалектич. моментами для гегелевского учения о П. характерно
отождествление П.
объективной действительности с логич. содержанием категории П., а также
истолкование в нек-рых
случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что
обусловлено
исходными идеалистич. посылками его системы.
Подлинно науч. разработка и обоснование диалекти-ко-материалистич. учения о П.
принадлежит К.
Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творч. развитие — В. И. Ленину.
Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие к-
рых образует
П., не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий и
противоположностей имеет
несколько стадий. На первонач. стадии, существуя ещё в возможности, П. выступает
как тождество,
содержащее несуществ. различие. Следующая стадия — существ. различие в
тождестве: при общей
основе в объекте имеются существ. свойства, тенденции, не соответствующие друг
другу. Существ.
различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность,
антагонизм), к-рые,
взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: «Сосуществование двух
взаимно-про-
тиворечащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность
диалектического
движения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 136). Всякое развитие есть
возникновение П., их
разрешение и в то же время возникновение новых П.
Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются в различных сферах бытия
и познания в
зависимости от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в к-рых
развёртывается
их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антаго-
ПРОТИВОРЕЧИЕ 545
нистич. и неантагонистич., основные и неосновные П. Внутр. П.— это
взаимодействие
противоположных сторон внутри данного объекта (напр., внутри данного организма
или конкретного
общества). Внеш. П.— это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным
объектам
(напр., между обществом и природой, организмом и средой). Антагонистич. П.— это
взаимодействие
между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они
возникают на
основе враждебности коренных интересов противоположных классов и, заостряясь до
конфликта, мо-
гут вылиться в социальную революцию. Неантагонистич. П., специфичные для всех
обществ.
отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между
классами, осн.
интересы и цели к-рых совпадают. Социалистич. революция разрешила и тем самым
устранила
антагонистич. П., но она не ликвидировала П. вообще. В условиях социализма
существуют П.,
носящие неантагонистич. характер (напр., между развивающимся произ-вом и
растущими
потребностями, между творч. мышлением и догматизмом).
Однако, как показывает историч. опыт, после построения основ социализма, при
определённых
условиях (вследствие крупных и долгое время накапливающихся недостатков в
организации
хозяйств. и культурного строительства, в управлении обществ. делами и т. п.)
неантагонистич. II.
могут приобрести черты антагонистич. П. С построением развитого социализма
перерастание
неантагонистич. П. в антагонистические становится объективно невозможным.
Основные П.— это П., играющие решающую роль в развитии (напр., осн. П. совр.
эпохи — П. между
гибнущим капитализмом и утверждающейся коммуни-стич. формацией).
П.— важнейший методологич. принцип, логич. форма развития познания. П.,
возникающие в
мышлении, отражают П. .объективной реальности. «Так называемая объективная
диалектика царит
во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое
мышление, есть только
отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей...»
(Энгельс Ф.,
там же, т. 20, г. 526). Специфич. формой существования диалектич. II. в познании
выступают
антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является ?
конечном счёте
моментом структуры развивающегося объективного П. Познават. антиномии служат
формой
теоретич. воспроизведения диалектич. П. в науч. теориях, развитие к-рых
осуществляется в
результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествующих теориях
или уровнях
исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий,
возникающих в
теоретич. мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой
основы, выявление
перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев
этого перехода.
Принцип П. получает идеалистич. и Метафизич. истолкование в совр. бурж.
философии.
Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, «трагич. диалектика»,
«негативная
диалектика») рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое
чисто мистич.
совмещение противоположностей, к-рое постигается только интуицией. Позитивизм и
неопозитивизм сводят П. к внеш. отношению между противоположными сторонами,
находящимися
не в противоречивой, а соотносит. связи, что по существу влечёт за собой полное
отрицание
принципа П. Методологич. основой ревизионистского искажения диалектико-
материали-стич.
учения о П. является механистич. истолкование диалектики и подмена её
релятивизмом. Правореви-
зионистские идеологи, пытаясь обосновать оппорту-
546 ПРОТИВОРЕЧИЯ
низм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при
этом борьбой
противоположностей. Левые ревизионисты, непомерно расширяя сферу проявления
антагонистич.
П., рассматривают их как всеобщие, причём момент борьбы противоположностей
неправомерно
абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего
волюнтаризма и
субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью
опровергает подобные
концепции.
Диалектико-материалистич. принцип П. имеет большое мировоззренч. и методологич.
значение как для науч. познания,
так и обществ. практики. • Маркс К., Капитал, т. 1, M a p к с К. и Э н г е л ь с
Ф., Соч., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика
природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; «Капитал»
Маркса, философия и современность, М.,
1968; Ha?вский И. С., Проблема П. в диалектич. логике, М., 1969; Ильенков 9. В.,
Диалектич. логика, М., 1974;
Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Диалектич. П., М.,
1979; Бородкин В. В., Проблемы П. в
материа-листич. диалектике, М., 1982; см. также лит. к ст. Диалектика. А. Г.
Спиркин.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП, закон противоречия, принцип (закон) непротиворечия,
принцип
отрицания (запрещения, недопустимости) противоречия, основной логич. закон,
согласно к-рому
никакое высказывание (предложение, суждение) и его отрицание не могут
одновременно быть
истинными; такая формулировка П. п. подразумевает, что никакое предложение не
может быть
одновременно истинным и ложным. Исторически первой была трактовка П. п., данная
Аристотелем:
«Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и
в одном и том
же смысле». В формальной логике П. п. выражается различными доказуемыми
формулами, напр. в
исчислении высказываний: (А &А) (неверно, что А и в то же время не-А); в
исчислении
предикатов: x [А(х)& А(х}\ (никакой предмет не может одновременно обладать
и не обладать
к.-л. свойством); x y [В (х, у) & В (х, у)] (никакие два предмета не могут
находиться и в то же
время не находиться в одном и том же отношении). Теории, для к-рых справедлив П.
п., наз.
непротиворечивыми, в противном случае теорию наз. противоречивой (противоречивые
теории не
имеют никакой ценности и применимости, чем и объясняется важнейшая роль П. п.
для логики). См.
Непротиворечивость.
ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809, Безансон,— 19.1.1865, Париж), франц.
мелкобурж. со-
циалист, теоретик анархизма, философ, социолог и экономист. В философии П.—
идеалист, эклек-
тик, совмещавший в своей «синтетич. философии» «антитеизм» (тезис «Бог — это
зло») и признание
трансцендентного начала в природе и обществе, субъективизм волюнтаристич.
построений и
утверждение фатальности процесса развития, телеологич. провиденциализм. П.
вульгаризировал
гегелевскую диалектику, превратив её в учение о механич. сочетании в каждом
явлении «хороших» и
«плохих» сторон. Историю человеч. общества П. рассматривал как борьбу идей.
Социально-лолитич.
идеи П., несмотря на попытки К. Маркса помочь ему стать на революц. позиции,
сводились к уто-
пич. мелкобурж. реформаторству. Объявляя крупную капиталистич. собственность
кражей (в кн.
«Что такое собственность?» 1840, рус. пер. 1907), П. отстаивал «владение» —
мелкую собственность,
не связанную с эксплуатацией чужого труда. В опубл. в 1846 соч. «Система
экономич. противоречий,
или Философия нищеты» («Systeme des contradictions econoniiques, ou Philosophie
de la misere», t. l—
2) П. предлагал путь мирного переустройства общества и резко нападал на
коммунизм. Не понимая
действит. источников классовой эксплуатации и объясняя её существующим в бурж.
обществе
неэквивалентным обменом, П. считал возможным уничтожение классовой эксплуатации
посредством
чисто экономич. реформ в сфере обращения: безденеж-
ного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению П., осуществление этих
реформ будто бы
даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной
собственности на средства
произ-ва, в самостоят. производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и
услугами на
началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобурж. утопии П. выводил
возможность
осуществления «социальной революции» мирным путём, на основе сотрудничества
пролетариата и
преобладающей части буржуазии, при отказе от политич. борьбы и при уничтожении
гос-ва, к-рое П.
считал гл. орудием раскола общества, паразитизма и угнетения.
В дальнейшем П. пришёл к выводу, что решение обществ. противоречий мыслимо лишь
посредством
уравновешивания действующих в обществе социальных сил. Он заменил также проекты
«ликвидации гос-ва» идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить
совр.
централизованные гос-ва на мелкие авт. области. Перед лицом усиливающегося
могущества
крупного капитала и развития фаб.-зав. пром-сти П. признал необходимость
перевода крупных пром.
предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих; но
продолжал отстаивать
сохранение частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти
и в с. х-ве. К.
Маркс подверг сокрушит. критике идеи П. в кн. «Нищета философии» (1847).
• в рус. пер.: Война и мир, т. 1—2, М., 1864; Бедность как экономич. принцип,
М., 1908.
• M a p к с К., О П., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16; 3 а с т е н к е ? ?.
?., ?. и Февр. революция 1848 г., в сб.: Франц.
ежегодник. 1960, М., 1961; его же, Идейное банкротство совр. неопрудонизма,
«ВИ», 1968, № 9; H у-а m s E. S., P.-J.
Proudhon. His revolutionary life, mind and works, L., 1979.
ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (????????? '???????????, т. е. член Ареопага, древней
судебной коллегии в Афинах), христ. мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель
поздней патристики.
Трактаты и послания П.-Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний
апостолов» (17,
34) — образованного афинянина 1 в., обращённого в христианство проповедью
апостола Павла; но
первое известие о соч. П.-Д. А. связано с религ. собеседованием между
православными и моно-
фиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д. А., бытовые
реалии,
упоминаемые им в контексте символич. истолкований, наконец, следы прямого
использования
текстов Прокла, выявленные в кон. 19 в. Г. Кохом и И. Штигльмайром,— всё это в
совокупности не
позволяет датировать «Corpus Areo-pagiticum», как его принято называть в науке,
ранее 2-й пол. 5 в.;