<< Пред. стр. 29 (из 449) След. >>
племени или города-гос-ва Б. последнего становился общегосударственным Б.,возвышаясь над др.
племенными богами. Так, Мардук стал гос. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б.
попеременно за-
нимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое
место в
политеистич. пантеоне.
У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., с объединением др.-
евр. племён и
созданием Иудейского гос-ва был переосмыслен как единый Б.-творец и
вседержитель. Этот образ
был воспринят и трансформирован в христианстве и исламе, при этом в христианстве
единый Б.
имеет три лица (ипостаси): Б.-Отец (творец всего сущего), Б .-Сын (логос,
воплотившийся в Иисусе
Христе) и Б.-Дух святой («животворящее» начало). Религия раннего буддизма
отрицала культ богов,
однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и
мн. др. богов.
С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возникает
религ.-филос.
учение о Б. (см. Теология). Б. стал теперь не только гл. предметом веры и
культа, но и понятием
идеалистич. философии. Выдвигались спец. доказательства бытия Б.:
космологическое (раз
существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная
основа всех
вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф
и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её
разумного
устроителя; Сократ, Платон, стоицизм, Цицерон и др.); онтологическое (само
представление о Б. как
совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм
Кентерберийский). С
опровержением этих трёх осн. доказательств выступил Кант, утверждавший
невозможность к.-л.
теоретич. обоснования бытия Б., но выдвинувший новое нравств. обоснование,
рассматривая Б. как
необходимый постулат практич. разума.
В совр. бурж. философии обращение к идее Б. проис-ходит либо на почве
послекантовского
иррационализма, либо на основе реставрации архаич. филос. систем прошлого — др.-
инд. или ср.-
век. метафизики (неото-мизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко
перекрещиваются.
Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике
атеистами и
просветителями древности и нового времени, в особенности — франц. материалистами
18 в. и
Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность
образования ложных
форм сознания, связывает будущее исчезновение различных иррациональных
представлений, в т. ч.
представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением
бесклассового
коммунистич. общества.
* M a p к с К., К критике гегелевской философии права. Ведение, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 1; Ленин В. И.,
Социализм и религия, ПСС, т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира,
M., 19763; Schmidt W., Der Ursprung
der Gottesidee, Bd l—12, Munster, 1912—55; J а с o b i H., Die Entwicklung der
Gottesidee bei den Indern und deren Beweise
fur das Dasein Gottes, Bonn — Lpz., 1923; Soderblorn N., Das Werden des
Gottesglaubens, Lpz., 1926Z; Bertholet A.,
Gotterspaltung und Gottervereinigung, Tub., 1933; D u m 6 г i l G., Les dieux
des indo-euro-piens, P., 1952; Glasenapp H. v.,
Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen
Metaphysik, B., 1957; Die Religion in
Geschichte und Gegenwart, Bd 2, Tub., 19583, S. 1701 — 1809; см. также лит. к
ст. Атеизм. С. А. Токарев.
БОГДАНОВ (псевд.: наст. фам. Малиновский; др. псевдонимы — Вернер, Максимов,
Рядовой)
Александр Александрович [10(22).8.1873, г. Соколка Гродненской губ.,— 7.4.1928,
Москва],
экономист, философ, политич. деятель, учёный-естествоиспытатель. Окончил мед. ф-
т Харьковского
ун-та (1899). Участвовал в народнич. движении. С 1896 член с.-д. партии. В 1903
примкнул к
большевикам; избирался в ЦК на 3-м (1905), 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах
РСДРП. В 1909 на
совещании расширенной редакции газ. «Пролетарий» Б. был исключён из
большевистских рядов за
фракц. деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистич.
позицию. После
?кт. революции 1917 был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Моск.
ун-те. В 1918
стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации «Пролетарского ун-та». С
1921 целиком
посвятил себя естеств.-науч. исследованиям; организатор и директор первого в
мире Ин-та
переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови,
поставленного на
самом себе.
Эволюция филос. взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм («Осн.
элементы
историч. взгляда на природу», 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда
(«Познание с историч.
точки зрения», 1901); переход к механицизму и махизму («Эмпириомонизм. Статьи по
философии»,
кн. 1—3, 1904—06). Четвёртый этап связан с отрицанием Б. философии в
традиционном смысле. По
Б., филос. понятия — дух, материя, субстанция и т. п.— суть «идолы и фетиши
познания»,
порождённые трудовыми отношениями в определ, эпоху и не имеющие смысла за её
пределами (см.
«Очерки по философии марксизма», СПБ, 1908, с. 215—42). Истина, по Б., есть
организующая форма
коллективного опыта (см. «Философия живого опыта», 1913). Рассматривая
марксистскую
диалектику как
форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной
свою
«организационную диалектику» (см. «Тектология», ч. 3). Производств. отношения,
по В., суть
«группы первично-организующих идеологических комбинаций» («Эмпириомонизм», кн.
3, СПБ,
1906, с. 54, прим.) и поэтому «общественное бытие и общественное сознание, в
точном смысле этих
слов, тождественны» («Из психологии общества», СПБ, 1906, с. 57). В. И. Ленин
квалифицировал
филос. взгляды Б. как идеалистические и реакционные. Вместе с тем он
подчёркивал, что «Богданов
лично — заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности» (Ленин В.
И., ПСС, т. 18,
с. 346). В труде «Всеобщая организационная наука» (т. 1—2, 1913—17) Б. выдвинул
идею создания
науки об общих законах организации — тектологии. В ряде исследований сов. и
зарубежных авторов
отмечается, что нек-рые положения тектологии предвосхитили идеи кибернетики
(принцип обратной
связи, идея моделирования и др.). В тектологии отразились и механистич. ошибки
Б.
Б. принадлежит неск. экономич. работ, в т. ч. «Краткий курс экономич. науки».
(1897), высоко оце-
нённый Лениным (см. там же, т. 4, с. 35—43). Одним из первых Б. верно оценил
образование
синдикатов и трестов как «высшую форму капитализма».
Б.— автор научно-фантастич. романов о будущем обществе — «Красная звезда» (1908)
и «Инженер
Мэн-ни» (1912).
• Революция и философия, СПБ, 1905; Философия совр. естествоиспытателя, в кн.:
Очерки философии коллективизма,
сб. 1, СПБ, 1909, Введение в политич. экономию, ?., 1917"; Курс политич.
экономии, т. 1—2, М., 1918—202 (совм. с И.
И. Сквор-цовым-Степановым); Борьба за жизнеспособность, [М.], 1927; Пределы
научности рассуждения (Доклад...),
«Вестник Коммунистич. Академии», 1927, кн. 21, с. 244—90. * Ленин В. И., ПСС
(см. Справочный том, ч. 2, с. 418); С е
т ? о в М. И., Об общих элементах тектологии А. Б., кибернетики и теории систем,
«Уч. зап. кафедр обществ. наук вузов
г. Ленинграда», 1967, в. 8; И л ь е н к о в Э. В., Ленинская диалектика и
метафизика позитивизма, М., 1980; К о t а г-
binski Т., Rozwoj prakseologii, «Kultura i Spoieczenstwo» 1961, t. 5, № 4.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, религ.-филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции.
Возникло
в атмосфере назревавших в предреволюц. период обществ. перемен и получило
широкое
распространение после поражения Революции 1905—07. Б. предлагало перестроить
совр. формы
гражд. быта и человеч. существования на основе обновлённого христианства.
Представители Б.— Н.
А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д.
Философов н др.—
группировались гл. обр. вокруг «Религ.-филос. об-ва», они издавали журн. «Новый
путь» (1903 —
04), «Вопросы жизни» (1905), «Весы» (1904—09). Один из мировоз-зренч. истоков
Б.— философия
«всеединства» Вл. Соловьёва. Богоискатели выступили с критикой офиц.
православия, развивали
учение о «новом религ. сознании», устремлённом к установлению «царства божия на
земле».
Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку свободы, за отрицание смысла
классовой борьбы и
оценили его как реакц. субъективистское и мистич. учение. В. И. Ленин писал, что
богоискатели
выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления
влияния религии
на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком
грубых...— более
тонкими, более усовершенствованными средствами» (ПСС, т. 17, с. 434—35). Б.
получило
распространение среди филос. и художеств. интеллигенции — декадентов и
символистов т. н.
старшего поколения. После поражения Революции 1905—07 многие богоискатели
активно
разрабатывали антиреволюц. идеологию «Вех».
* Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Классы и
партии в их отношении к религии и
церкви, там же, т. 17; его ж е, Приемы борьбы бурж. интеллигенции против
рабочих, там же, т. 25; Плеханов Г. В.,
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 57
О т. н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; История философии, т.
5, М., 1961.
БОГОСЛОВИЕ см. Теология.
«БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» («Тга-ctatus theologico-politicus», 1670),
одно
из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным
указанием места
издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство к-рых посвящено историч.
критике библейских
книг, и является одним из первых образцов этого направления. Историч. и
филология, анализ Библии
свидетельствует, по Спинозе, что она не может быть источником теоретич. истины и
авторитетом для
философии и науки. В гл. 14—15 он показывает, что между философией и богословием
«нет никакой
связи и никакого родства» и, следовательно, невозможно никакое их соподчинение.
За Библией
остаётся функция воспитания в народе нравственности и послушания, но ещё лучше
этой цели
служила бы введённая в гос-ве «всеобщая религия», основанная на упрощённых и
очищенных от
суеверий догматах. Спиноза резко критикует монархию и церковь, служащую ей, за
стремление
держать людей в обмане и страхе. Цель трактата, указывает Спиноза, доказать, что
свобода не только
не вредит спокойствию гос-ва и благочестию, но и не может быть уничтожена без
уничтожения
последних. Однако для свободы личного вероисповедания и в интересах гос-ва
терпимость пр-ва в
отношении церквей должна быть ограничена. Социальные идеи трактата представляют
собой
вариант теорий естественного права и «общественного договора»; Спиноза отстаивал
респ. идеал.
Книга вызвала ожесточённую критику теологов всех .исповеданий и картезианцев
голл. ун-тов, в
1674 запрещена пр-вом Голландии.
Академпч. изд. под ред. К. Гебхардта: Opera, hrsg. v. С. Gebharat, Bd 3, 1925,
рус. пер. М. Лопаткина,
1906; 1935; см. также Избр. произв., т. 1—2, 1957.
• см. к ст. Спиноза.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м
десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как
религиозную.
Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в к-ром оно
стремилось
найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх
смерти,
одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители
Б.— А. В.
Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей
обоснование новой
пролет. религии без бога, к-рая фактически превращалась в обожествление
коллектива и прогресса,
призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы,
надежды на
победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и
действенно свя-
зать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой
идеологии лежит
мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», к-рой
не
обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и
«религией
человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в
печати (сб.
«Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в
кн.: Вершины, кн. 1,
1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую
собой — «...
литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а
затем фракционную
группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в
России». Соч., т.
17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ.
«Пролетарий», к-рым
руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами
марк-
58 БОГОСЛОВСКО
сизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).
Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем
отказались от попыток
религ. интерпретации марксизма.
• Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143;
его же, Материализм и эмпириокри-
тицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к
религии, там же, т. 17; его же,
[Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.
БОДЕН (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог,
юрист.
Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего
сословия на
Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения истории» («Ме-thodus
ad facilem
historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием
естеств. среды и
представляет собой сумму кровнохо-зяйств. союзов. В обществе осуществляется
прогресс, в природе
же — круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia
Republique», 1576) Б.,
отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной
законами,
защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину
политич.
переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек»
(«Colloquium
heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств.
происхождения
религии.
* Oeuvres philosophiques, P., 1952. *M a р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с.