<< Пред.           стр. 299 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 свои желания,
 чем порядок мира...» (там же, с. 277). В нравств. философии он занимал ра-
 ционалистич. позицию:
 «достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать» (там же, с. 279). В 4-й
 части изложены
 основы метафизики; поставив под сомнение показания чувств и содержание мышления,
 Декарт
 признал единственно очевидной истину о том, что если «я мыслю, я существую»
 («cogito, ergo sum»),
 объявив её первым принципом философии. Из этого положения он делал выводы о
 нематериальности
 души, её субстанциальности, независимости от тела, бессмертии; доказывал бытие
 бога. В 5-й части
 Декарт начертал схему последоват. постижения природных явлений — «великой книги
 мира»,— при
 этом правила механики пред-ставлялись ему универс. «правилами природы» (там же,
 с. 299). Здесь
 же он указал отличит. черты человеч. интеллекта — пользование словами и вообще
 знаками,
 универсальность человеч. разума. В 6-й части говорится о практич. направленности
 новой науч.
 методологии, высшая польза к-рой состоит в том, чтобы «...сделаться хозяевами и
 господами
 природы» (там же, с. 305).
 Дуалистич. и идеалистич. элементы учения Декарта (о бессмертии души, дуализме
 субстанций,
 врождённых идеях и др.) послужили предметом критики для англ. и франц.
 материалистов 17—18 вв.
 По словам К. Маркса, «материализм выступил против Декарта...» (Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 2,
 с. 140). Вместе с тем материалистич., антисхоластич. представление о природе как
 системе
 пространственно координированных и механистически взаимосвязанных явлений
 послужило
 существ. гносеологич. осиованием есте-
 568 РАСЫ
 ствознания нового времени, равно как и декартова рационалистически-дедуктивная
 методология
 науч. познания.
 Рус. пер.: М. М. Скиада, 1873; Н. А. Любимова, 1885; Г. Тымянского, 1925; В. В.
 Соколова, 1950; Г.
 Г. Слюсарева, 1953.
 • Асмус В. Ф., Декарт, М., 1956, с. 155 — 66; см. также лит. к ст. Декарт. Н. И.
 Дёмина.
 РАСЫ человека (франц., ед. ч. race), исторически сложившиеся ареальные группы
 людей, связанных
 единством происхождения, к-рое выражается в общих наследственных морфологич. и
 физиологич.
 признаках, варьирующих в определ. пределах. Т. к. групповая и индивидуальная
 изменчивость этих
 признаков не совпадает, Р. являются не совокупностями особей, а совокупностями
 популяций, т. е.
 терр. групп людей, объединяемых брачными связями. Р. — внутривидовые таксо-
 номич.
 (систематич.) категории, находящиеся в состоянии динамич. равновесия, т. е.
 изменяющиеся в прост-
 ранстве и во времени во взаимодействии с окружающей средой и вместе с тем
 обладающие определ.,
 генетически обусловленной устойчивостью. По всем основным морфологич.,
 физиологич. и
 психологич. особенностям, характерным для совр. людей, сходство между всеми Р.
 велико, а
 различия несущественны. Лишены всякого фактич. основания реакц. концепции о
 существовании
 «высших» и «низших» Р. (см. Расизм). Данные антропологии и др. наук доказывают,
 что все Р.
 происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности
 смешения между
 всеми Р., полная биологич. и социально-культурная полноценность смешанных групп
 служат веским
 доказательством видового единства человечества и несостоятельности расизма.
 В 18—20 вв. были предложены многочисл. классификации Р., основанные гл. обр. на
 внешних
 морфологич. особенностях. Одна из удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру
 (1900).
 Наиболее отчётливо в составе совр. человечества выделяются три осн. группы Р. —
 негроидная,
 европеоидная и монголоидная; их часто наз. большими Р. К монголоидным Р. по
 происхождению и
 мн. признакам близки амер. индейцы. Но не все популяции совр. человечества могут
 быть отнесены к
 трём осн. группам Р. На Ю.-В. Азии, в Океании и Австралии широко расселены
 популяции, по нек-
 рым признакам близкие к негроидам Африки, но и сильно отличающиеся от них. Эти
 популяции
 одни учёные рассматривают как четвёртую осн. группу Р. — австралоидную, другие
 же объединяют
 с негроидами в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу.
 Согласно одной из т. зр., Р. начали складываться у древнейших людей в неск.
 центрах Африки,
 Европы и Азии, согласно другой (её разделяют большинство сов. учёных) — расовая
 дифференциация происходила позднее, уже после образования человека совр. вида в
 Вост.
 Средиземноморье и соседних областях Юж. Европы, Сев. и Вост. Африки и Зап. Азии.
 Вероятно,
 первоначально у людей совр. вида возникли два очага расообразования: западный —
 на С.-В.
 Африки и на Ю.-З. Азии и восточный — на В. и Ю.-В. Азии. Позднее различные
 популяции людей,
 расселяясь по земному шару, смешивались между собой и, приспосабливаясь к
 различным естеств.-
 географич. условиям, распадались на совр. Р. Многие расовые признаки, возникшие
 первоначально
 путём мутаций, приобрели приспособит.
 значение и под действием естеств. отбора на ранних этапах расогенеза
 закреплялись и распростра-
 нялись в популяциях, живших в разной географич. среде. С развитием производит.
 сил общества и
 созданием в процессе коллективного труда искусств. культурной среды роль
 естеств. отбора в
 расогенезе постепенно уменьшалась.
 По мере развития экономич., социального и культурного, а также биологич.
 взаимодействия между
 раз-
 личными народами, границы расовых ареалов всё больше и больше стираются,
 возникают новые
 местные сочетания различных расовых признаков единого человечества.
 • Д е б е ц Г. Ф., Расовый состав мира, в кн.: Атлас народов мира, М., 1964;
 Нестурх М. Ф., Человеч. Р., М., 1965;
 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Народы, Р., культуры, М., 1971; их же,
 Этносы, популяции, Р., в сб.: Земля и люди,
 М., 1974; Р. и народы. Ежегодник, в. 1—11, М., 1971—81; Б p о м л е й Ю. В.,
 Этнос и этнография, М., 1973; Алексеев В.
 П., География человеч. Р., М., 1974.
 РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. ratio-nalis — разумный, ratio —
 разум), филос.
 направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р.
 противостоит как
 иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для
 обозначения и
 характеристики филос. концепций начиная с 19 в. Исторически рационалистич.
 традиция восходит к
 др.-греч. философии: напр., ещё Парменид, различавший знание «по истине»
 (полученное посред-
 ством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувств.
 восприятия), усматривал в
 разуме критерий истины.
 Как целостная система гносеологич. воззрений Р. начал складываться в новое время
 в результате
 развития математики и естествознания. В противоположность ср.-век. схоластике и
 религ.
 догматизму классич. Р. 17—18 вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил
 из идеи естеств.
 порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы Р.
 разделяли как
 материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный
 характер в
 зависимости от того, как решался вопрос об отношении мышления и бытия.
 Р. 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в
 деятельности
 людей, явился одним из филос. источников идеологии Просвещения. Культ разума
 характерен и для
 франц. материалистов 18 в., стоявших в целом на позициях материалистич.
 сенсуализма и
 выступавших против спекулятивных построений Р.
 Обосновывая безусловную достоверность науч. принципов и положений математики и
 естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе
 познават.
 деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.
 В про-
 тивоположность сенсуализму Р. утверждал, что науч. знание, обладающее этими
 логич. свойствами,
 достижимо посредством разума, к-рый выступает его источником и вместе с тем
 критерием
 истинности. Так, напр., к осн. тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего
 прежде не было в
 чувствах» рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е.
 способности разума
 постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувств. познание), но
 и всеобщее,
 необходимое.
 Обращение к разуму как единств. науч. источнику знания привело Р. к идеалистич.
 заключению о
 существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления,
 независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувств. восприятия, в
 форме к-рого
 реализуется связь человека с внеш. миром, влекло за собой отрыв мышления от
 реального объекта
 познания.
 Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше
 знание начинает с
 чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» (Соч., т. 3, М.,
 1964, с. 340). Разум,
 по Канту, не может служить универс. критерием истины. Чтобы объяснить свойства
 знания, он
 вводит представление об априорности не только понятийных форм (как это было в
 классич. Р.), но и
 форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Р. сохраняет свою силу
 лишь ценой
 принятия позиции агностицизма: он распространяется только на мир явлений, но не
 на «вещь в себе»,
 объективную реальность.
 В философии Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абс. идея, или абс.
 разум, а процесс
 познания был превращён в самопознание разума, к-рый постигает в мире своё
 собств. содержание.
 Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логич.,
 рациональный процесс, а
 его Р. приобретает характер панлогизма.
 В бурж. философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеч. разума была
 утрачена
 (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классич. Р.
 с его идеалами
 могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека.
 Эта критика
 ведётся как с позиций иррационализма (фрейдизм, интуитивизм, прагматизм и
 экзистенциализм), так
 и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного уже не столько с логич.
 проблематикой познания,
 сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Р. (напр., в
 концепциях М. Вебера и
 Манхейма).
 Ограниченность и односторонность Р. были преодолены марксизмом. Разрешение
 противоречия
 между Р. и эмпиризмом (сенсуализмом) стало возможным на основе анализа процесса
 познания в
 органич. связи с практич. деятельностью по преобразованию действительности. «От
 живого
 созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический
 путь познания
 истины, познания объективной реальности» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 152—
 53).
 • Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 3; Энгельс
 Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Л
 е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Лейбниц Г., Новые опыты о человеч.
 разуме, М., 1936; Декарт Р., Рассуждение
 о методе, Избр. филос. произв., М., 1950; Киссель ?. ?., Судьба старой дилеммы
 (Р. и эмпиризм в бурж. философии XX
 в.), М., 1974; Панов В. Г., Чувственное, рациональное, опыт, М., 1976; G i г g е
 n-s o h n K., Der Rationalismus des
 Abendlandes, Greifswald, 1921. Б. С. Грязнов.
 РАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. rationales — разумный), относящееся к разуму (рассудку) —
 установленное и обоснованное им, проистекающее из него, доступное его пониманию.
 Противоположность Р. в самом общем смысле (но с оттенком непознаваемости,
 непостижимости) —
 иррациональное. В гносеологич. плане Р. как принадлежащее мысли обычно
 противополагают эм-
 пирич. (опытному) и чувственному познанию (ощущения, восприятия, представления);
 с этим
 противопоставлением в истории философии связано существование двух различных
 направлений в
 теории познания — рационализма и сенсуализма.
 РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), филос.
 направление,
 признающее лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие
 идеальных
 объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от
 субъекта,
 познават. процесса и опыта (филос. Р. 20 в.).
 Р. в ср. -век. философии — один из основных наряду с номинализмом и
 концептуализмом вариантов
 решения спора об универсалиях, выясняющего онтологич. статус общих понятий, т.
 е. вопрос об их
 реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для к-рого
 реальна лишь
 единичная вещь, а универсалия — основанное на реальном сходстве предметов
 обобщение в
 понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания
 (universalia sunt
 realia).
 В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р.,
 считающий универсалии
 существующими независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны,
 но
 существуют в единичных вещах. Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистич.
 тенденций вошёл в
 конфликт с церковью, поэтому в ср. века господствовал умеренный Р.
 РЕАЛИЗМ 569
 Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и
 самодовлеющих сущностях — «идеях», к-рые, находясь вне конкретных вещей,
 составляют особый
 идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в
 неразрывной связи
 с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в
 схоластике: платоновское
 — как крайний Р., аристотелевское — как умеренный.
 Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой
 (крупнейший
 представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как
 образцы творения
 мира), переходит в ср.-век. философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что
 общее целиком
 присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божеств. уме;
 сама вещь в
 своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными
 свойствами) и
 является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как
 оппозиция номинализму
 И. Рос-целина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо,
 утверждавшего, что
 универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В
 русле
 платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард
 Батский (12 в.).
 Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божеств. разуме, но не признаёт
 их существования
 наряду с вещами и вне человеч. или божеств. ума.
 Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и
 его ученика
 Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христ.

<< Пред.           стр. 299 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу