<< Пред.           стр. 302 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 всякая Р. с. достигает высшей стадии и превращается в революцию (Р. с. 1859—61 в
 России, Р. с.
 1923 в Германии и мн. др.). Если прогрессивные классы по тем или иным причинам
 не готовы к
 активным и организованным действиям, то в развитии Р. с. наступает спад,
 массовое революц.
 возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в
 своих руках,
 возможность революции оказывается упущенной.
 Понятие Р. с. чрезвычайно важно для стратегии и тактики революц. рабочего
 движения. Историч.
 опыт доказывает, что попытки свергнуть власть господствующих классов при
 отсутствии Р. с.
 кончаются неудачей. Точное определение начала Р. с. позволяет установить момент
 активного
 включения всех революц. сил в непосредств. борьбу за власть.
 Какими бы специфическими ни были пути социальной революции в той или иной
 стране,
 переломному моменту взятия всей полноты власти революц. классом всегда
 предшествует Р. с. Таков
 объективный закон социальной революции.
 РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокое качественное
 изменение в
 развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р.,
 пром. Р., научно-
 техническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в философии и т.
 д.). Наиболее
 широко понятие Р. применяется для характеристики обществ. развития (см.
 Революция социальная).
 Понятие Р. — неотъемлемая сторона диалектич. концепции развития. Оно раскрывает
 внутр.
 механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Р. означает
 перерыв посте-
 пенности, качеств. скачок в развитии. Р. отличается от эволюции — постепенного
 развития к.-л.
 процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер к-
 рого определяется
 конкретно-исто-рич. содержанием самой Р. и реформы.
 РЕВОЛЮЦИЯ социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-
 экономической формации к более прогрессивной, коренной качеств.
 переворот во всей социально-экономич. структуре общества. На ранних стадиях
 истории общества
 (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от
 рабовладельческого к
 феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из
 совокупности
 спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний.
 При переходе от
 феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в к-ром всё
 большую роль
 играет сознат. деятельность политич. партий и организаций (см. Буржуазная
 революция). В эпоху
 перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революц. процесс, в
 к-ром
 сознательная политич. деятельность передового класса становится необходимым
 условием развития
 и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистич. революции,
 к-рая
 освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладёт начало
 становлению
 коммунистич. формации, где, по словам К. Маркса, «... социальные эволюции
 перестанут быть
 политическими революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 185).
 Экономич. основа Р. — углубляющийся конфликт между ростом производит. сил
 общества и
 устаревшей, консервативной системой производств. отношений, К-рый проявляется в
 обострении
 социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом,
 заинтересованным в
 сохранении существующего строя, и угнетёнными классами.
 Классы и социальные слои, к-рые по своему объективному положению в системе
 производств.
 отношений
 574 РЕВОЛЮЦИЯ
 заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в
 борьбе за победу
 более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Р. никогда не
 является плодом
 заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства.
 Она может
 возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение
 массовые силы и
 создающих революционную ситуацию. Первым актом социальной Р. является Р.
 политическая, т. е.
 завоевание гос. власти революц. классом. Вопрос о власти — главный вопрос всякой
 Р. «Переход
 государственной власти из рук одного в руки другого класса,— отмечал В. И.
 Ленин, — есть первый,
 главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-
 политическом зна-
 чении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133).
 Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и
 наиболее острая
 классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы. Она
 развивается в
 противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности обществ. прогресса в
 конечном счёте
 предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства
 не однозначен
 и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного
 фактора Р., от спо-
 собности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих
 перед ними задач.
 В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не
 готовы к решению
 объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер
 [напр., турецкая
 (1908) и португальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не последовательна,
 половинчата и обычно
 заканчивается классовым компромиссом.
 Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских
 представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста
 производит. сил и
 осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует
 стопроцентный успех без
 упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и
 самоотверженная
 деятельность массовых сил Р. — решающий фактор её успешного развития и победы.
 Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеологич.
 борьбы. Представители
 бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития
 неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными «издержками», во всех
 отношениях уступает
 эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч.
 процессе отрицают
 или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны,
 представители
 мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объективные закономерности революц.
 процесса и
 считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может
 осуществить Р.
 Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются
 могучим
 двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами
 истории» (см. К.
 Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том,
 что они устраняют
 преграды с пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ.
 развитии, переход к
 новым, более прогрессивным формам социальной жизни.
 Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало к-рой
 положила Великая
 Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества
 от
 капитализма к социализму. Ю. Л. Красин.
 РЕГРЕСС (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для к-рого
 характерен переход от
 высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения
 уровня
 организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых
 функций; Р. включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и
 структурам. По
 своей направленности Р. противоположен прогрессу. Между ними существует сложная
 многосторонняя связь; с одной стороны, отд. регрессивные изменения могут
 происходить в рамках
 общего прогрессивного развития системы; с другой — при нарастании регрессивных
 изменений
 системы в целом отд. её составляющие могут сохранять прогрессивное направление
 развития.
 В обществ. развитии возможность Р. заложена в самой противоречивой сущности
 историч. процесса.
 В. И. Ленин подчёркивал, что «история идет зигзагами и кружными путями» (ПСС, т.
 36, с. 82).
 Реакц. классы и силы могут на какое-то время возобладать над прогрессивными
 силами (периоды
 реакции, рост фашизма). Однако эти регрессивные явления не прерывают процесса
 развития в
 рамках более общей системы.
 • см. к ст. Прогресс.
 РЕГУЛЯТИВНЫЙ, см. в ст. Конститутивный и регулятивный.
 РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
 состоянию),
 методоло-гич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью
 объяснены
 на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим
 формам (напр.,
 биологич. явления — с помощью физич. и химич. законов; социологические — с
 помощью
 биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории
 психологии (бихе-
 виоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул — реакция»), лингвистики,
 биологии,
 физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение
 сложного к более
 простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода
 ряд биологич.
 закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химич.
 взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич.
 свойств элементов
 из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов
 по орбитам.
 Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий
 специфику уровней
 (т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации),
 неприемлем в качестве
 компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с
 частью, системы —
 по сравнению с её элементами, возникновение качественно новых черт в ходе
 прогресса природы и
 общества, реальное усложнение материи в ходе её истории, — всё это получает
 объяснение в
 диалектич. концепции развития.
 РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
 состоянию), термин,
 обозначающий действия или процессы, к-рые приводят к упрощению структуры к.-л.
 объекта;
 методологич. приём сведения к.-л. данных к более простым, исходным началам.
 Термин «Р.»
 приобрёл особое значение в идеали-стич. феноменологии Гуссерля. Смысл
 феноменологич. Р.
 состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического,
 внешнего по
 отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием,
 оставляются вне
 применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич.
 применения путём
 дальнейших феноменологич. Р. распространяется на всевозможные объекты, изучаемые
 различными
 науками. В результате завершения феноменологич. Р. остаются лишь имманентные
 акты самого
 «чистого сознания», к-рое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу
 исследования
 возвращается всё то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой
 сущности».
 В логике термин «Р.» относят к методам доказательства: напр., reductio ad
 absurdum (приведение,
 сведение к нелепости) представляет собой тип доказательства к.-л. положения на
 основе
 сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противореча-
 щего выдвинутому положению; ложность этого вывода при правильной логич. связи в
 умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса.
 • III п е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, гл. 3; Совр. бурж. философия, М.,
 1978, с. 236 — 38.
 РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ, бурж. социологич. концепция, сменившая в 70-х гг. 20 в.
 скомпрометировавшую себя концепцию деидеологизации, одновременно как её
 отрицание и
 своеобразное продолжение. Сохранив осн. тезис последней — противопоставление
 науки и идеоло-
 гии,— сторонники Р. вместе с тем исходят из того, что обществ. науки, в
 частности социология, не
 способны выполнять функции идеологии в обществе, ибо не дают ответа на вопросы о
 смысле
 человеч. жизни, о социальных и моральных ценностях цивилизации и т. п., к-рые
 якобы вообще не
 могут быть обоснованы рационально. Пренебрежение к этим вопросам, согласно
 концепции Р.,
 создаёт в обществе «идеологич. вакуум», к-рый заполняется враждебной
 существующему строю
 идеологией. Призывая к «идеологич. обновлению» капитализма, к «идейной
 мобилизации» Запада в
 борьбе против марксизма, реального социализма и междунар. ком-мунистич.
 движения, поборники
 этой концепции (Дж. Кэбот-Лодж младший, Э. Винер, Л. Фойер в США, О. Лемберг, К.
 Менерт в
 ФРГ и др.) пытаются разработать привлекательную для широких масс «новую
 идеологию», к-рая
 могла бы морально возродить «зап. цивилизацию» путём сочетания традиц.
 либерализма с
 радикальной фразеологией, а также вызвала бы идейный раскол в социалистич.
 странах и освободит.
 движении. Сторонники Р., как правило, отрицают применимость критерия истинности
 к идеологии и
 оценивают её лишь с т. зр. эффективности провозглашённых лозунгов; они уделяют
 осн. внимание не
 столько идейному содержанию, сколько технике манипулирования сознанием и
 поведением людей с
 помощью средств массовой информации и социальной психологии. Нек-рые из них под
 «идеологич.
 обновлением» откровенно подразумевают возрождение религиозности, насаждение
 социальной
 мифологии, намеренный утопизм и т. п., также обосновывается и оправдывается
 вырождение
 идеологич. борьбы на междунар. арене в «психологич. войну».
 При всей формальной антиномичности концепций деидеологизации и Р. они
 непосредственно
 направлены против марксизма-ленинизма: если первая стремилась обелить бурж.
 идеологию,
 приписывая ей мнимую беспристрастность и научность, то вторая также стремится к
 реабилитации
 не всякой, а именно бурж. идеологии, причём обе пытаются дискредитировать
 социалистич.
 идеологию. Определ. дань концепции Р. отдают также мн. мелкобурж. радикалы,
 настаивающие на
 иррациональности всякой идеологии (Т. Роззак) или отождествляющие идеологию с
 технологией
 вообще и с «интеллектуальной технологией» в частности (Хабермас).
 Показывая принципиальную неправомерность альтернативы «либо наука, либо
 идеология»,
 социологи-марксисты выявляют теоретич. несостоятельность и реакц. социальное
 назначение
 концепции Р.
 • Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеологии, в кн.: Социальные
 исследования духовной жизни сов. об-
 щества, М., 1977; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978, гл. 13; Я к о в л
 е в М. В., Идеология, М., 1979; H a h е
 г-m a s J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J.,
 The prospect for mankind and a year 2000 ideo-
 logy, [N. Y.l, 1972; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742;
 Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf.,
 1975; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.

<< Пред.           стр. 302 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу