<< Пред.           стр. 310 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 рые считали
 себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его
 осн. идей:
 установления суверенитета народа, превращения гос-ва в инструмент,
 обеспечивающий органич.
 слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в
 условиях перехода от
 феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.
 В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил
 прогрессивное для
 своего времени направление сентиментализма, описывая труд простых людей, их
 мысли и чувства.
 Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.
 Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные
 представления,
 Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети свободны от порочных
 задатков и черт. Их
 лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение
 человека человеком,
 деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых. Эти
 констатации сопровождались
 у Р. утопич. рекомендациями: если общество мешает правильному воспитанию детей,
 их нужно
 воспитывать на лоне природы, соответственно естеств. требованиям. Р. отмечал,
 что воспитатель
 должен возможно полно учитывать способности, наклонности и интересы
 воспитанника, с ува-
 жением относиться к личности подростка, находить диф-
 ференциров. подход к ученикам, научить их самостоятельно мыслить и т. п.
 К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич.
 размышлениях Р.,
 в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о
 противоречивости социальных
 процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и
 педагогич. взглядах Р.
 • Oeuvres completes, t. 1—13, P., 1885—1905; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—3,
 М., 1961.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 3, 4, 12, 15, 16, 19, 20, 21 (см. по
 именному указат.); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Р. и его
 учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. 18, М.—Л., 1928;
 Верцман И. Е., Ж. Ж. Р., M., 19762; М а н
 ф ? е д А. 3., Три портрета эпохи Великой франц. революции, М., 1978; Дворцов А.
 Т., Ж. Ж. Р., М., 1980; Char vet J., The
 social problem in the philosophy of Rousseau, L., 1974; Bensoussan D., L'unite
 chez Jean-Jacques Rousseau, P., 1977; A h r-
 beck R., Jean-Jacques Rousseau, Lpz., 1978; Namer G., Rousseau sociologue de la
 ctmnaissance, P., 1978; G o l d s c h-midt G.
 ?., Jean-Jacques Rousseau on l'Esprit de solitude, P., 1978; Fetscher I.,
 Rousseaus politische Philosophie, Pr./M., 1980. X. H.
 Момджян.
 РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Киев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР
 (1970). Чл.
 КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Преподавал философию с
 1947, в 1966—
 72 декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск). В 1972—76 директор Ин-та
 социологич.
 исследований АН СССР, в 1976— 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с
 1978 зав.
 кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР.
 Основные ра-
 боты в области диалектического материализма, исторического материализма,
 социологических
 исследований.
 • Практика—основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о
 естествознании и его роли в жизни
 общества, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общества,
 Свердловск, 1954; Движение и развитие в
 природе и обществе, М., 1954; Век науки и иск-ва, [М., 1965] (совм. с А. Ф.
 Еремеевым); Актуальные проблемы
 ленинской теории отражения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970
 (совм. с Ф. Р. Филипповым);
 Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов.
 общества, М., 1975; Социалистич.
 образ жизни и его развитие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социа-
 листич. обществе, М., 1977; Диалектика
 и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.
 С
 САЙМОН (Simon) Герберт Александр (р. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин), амер.
 социолог и
 экономист. Работы С. посвящены использованию количеств. методов в социологии и
 экономике,
 науч. управлению и планированию деятельности корпораций и учреждений. Согласно
 С., математика
 — универсальный язык совр. науки и не существует принципиальных ограничений для
 формализации и математизации любых науч. проблем. С.— один из основателей
 социального
 моделирования и применения кибернетики для анализа поведения людей и обществ.
 систем с
 помощью компьютеров. С. исследовал процесс принятия рациональных экономич.
 решений,
 разрабатывал программы для обоснования стратегии и поисков решения общих проблем
 с помощью
 компьютеров, имитирующих мыслительные (логич.) процессы. Свои взгляды С.
 характеризует как
 сочетание «технологич. радикализма» и «экономич. консерватизма», полагая, что не
 существует
 пределов для науч-но-технич. прогресса в рамках гос.-монополистич. капитализма.
 Оказал значит.
 влияние на развитие в США науки об управлении. Нобелевская пр. по экономике
 (1978),
 • Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of
 the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-
 mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial,
 Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970
 (совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood
 Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell);
 Administrative behavior, N. ?., 19763; The new science of management decision,
 rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.
 • Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.
 САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), наделение предметов, вещей, явлений,
 людей
 «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и
 обществ.
 институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений
 религ. влиянию. В
 основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного
 светскому, мирскому.
 С. в теологии означает подчинение богу. Символом этого выступает освящение, т.
 е. такая
 церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура приобретает
 трансцендентный,
 божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как
 производного от
 бога существуют и расширительные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-
 гейму, идея
 священного выражает естественно-природ-
 САКРАЛИЗАЦИЯ 589
 ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (коллективистскую) сущность, к-
 рая
 противостоит светскому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог
 Р. Отто
 определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного
 и усматривает в
 нём определяющую черту религии, её подлинный корень.
 На различных историч. этапах степень распространения и характер С. неодинаковы.
 С. свойственна
 первобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма
 начинается,
 а при капитализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации
 (секуляризации)
 различных сторон человеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии
 религ.
 организации и теологи, с одной стороны, пытаются «священное», «святое»
 максимально отделить,
 противопоставить земному, а с другой — стремятся расширить своё влияние за счёт
 включения в
 сферу сакрального явлений и представлений, характерных для совр. социальной
 действительности.
 При социализме секуляризация и становление общества массового атеизма ведёт к
 постепенному
 вытеснению влияния религии из обществ. и личной жизни человека.
 • см. к ст. Религия.
 САМАДХИ (санскр., букв.— сложение вместе, соединение), понятие инд. философии,
 означающее
 состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию)
 мысли на к.-л.
 объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги —
 последнее и высшее из
 восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко
 поглощён объектом
 созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом.
 С.-
 сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью —
 достижением двух
 последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание
 объекта мысли,
 когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя
 отрицат. эмоций, и
 выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит.
 эмоций] и
 асампраджнята-С. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в
 состояние по-
 коя).
 В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из
 четырёх стадий,
 ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность
 приводит к
 освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышлением; 2)
 устранение
 сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного
 размышления; 3) отрешение
 и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения
 телесности; 4)
 избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное
 безразличие, ведущее к
 совершенной мудрости — нирване.
 • см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.
 CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910,
 Инглвуд, шт.
 Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С.
 формировалась
 гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа:
 универсальность естеств.
 отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной
 эволюции. Исходя
 из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое
 условие существования
 цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником
 гос.
 регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни.
 Воззрения С. выра-
 жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи»
 («Folkvays», 1906),
 основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-
 590 САМАДХИ
 батывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к.
 «примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы —
 группе» он
 характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»
 — как
 враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью
 человека оценивать
 окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.)
 группы. Эта
 работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-
 дарвинистскими
 принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд.
 черт обычая и
 нек-рых др. явлений.
 • Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society,
 v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с
 A. G. Keller).
 • Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 —
 нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; М с С 1 о-
 skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865—1910. A study
 of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie,
 N. Y., 1964.
 САМОДВИЖЕНИЕ, филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием
 внутренне
 присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроизвольное изменение С.
 рассматривается в относит. противопоставлении движению, происходящему под
 влиянием лишь
 внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую
 роль.
 В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии
 (Гераклит,
 Аристотель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрывший в телесной
 субстанции
 деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Гольбах,
 Дидро,
 Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали
 вывод о наличии
 у всякого движения внеш. источника (абс. первоначала, бога). Развёрнутую
 концепцию С. и его мо-
 дусов разработал Гегель, однако последние в его иде-алистич. системе толкуются
 как формы
 самовыражения абс. идеи.
 Диалектико-материалистич. учение о С. как фундаментальном свойстве материи
 выдвинули К.
 Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич.,
 квантово-физич.
 (изменения в субатомных, атомных и молекулярных системах в результате
 неустойчивости их
 структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и
 социального уровней. На
 химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение
 преим. в от-
 крытых и целостных системах (организм, общество, биосфера), в к-рых
 осуществляется не просто С.,
 а саморазвитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень
 организации).
 Саморазвитие свойственно как материальному миру в целом, так и отд. его регионам
 (биологич.
 системы; эволюция галактик и происхождение солнечной системы; в экономич. сфере
 — развитие
 денег из движения товара, раскрытое Марксом в «Капитале»). Саморазвитие и С.—
 неотъемлемые
 моменты диалектико-материалистич. концепции развития, к-рая (в противоположность
 метафизич.
 концепциям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению"
 всего сущего...» и
 является «условием познания всех процессов мира в их „с а м о-д в и ж е н и и",
 в их спонтанейном
 развитии, в их живой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). См. также
 Движение, Развитие,
 Материя.
 • Морозов В. Д., Проблема развития в философии и естествознании, Минск, 1969;
 Солопов ?. ?., Движение и развитие,
 Л., 1974.
 САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и
 действия
 самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития
 ребёнка, проходя при
 этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и
 несмыслового к словесному,
 смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятель-
 ности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению
 собств.
 поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая возникает в
 психологии в связи с С.,
 состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике
 психологич.
 исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см.
 Интроспективная
 психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь
 поставляет
 исследователю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в
 непрямой форме,
 требующей всегда спец. истолкования.
 • К p а в к о в С. В., С., М., 1922; Коффка К., С. и метод психологии, в сб.:

<< Пред.           стр. 310 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу