<< Пред. стр. 310 (из 449) След. >>
рые считалисебя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его
осн. идей:
установления суверенитета народа, превращения гос-ва в инструмент,
обеспечивающий органич.
слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в
условиях перехода от
феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.
В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил
прогрессивное для
своего времени направление сентиментализма, описывая труд простых людей, их
мысли и чувства.
Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.
Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные
представления,
Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети свободны от порочных
задатков и черт. Их
лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение
человека человеком,
деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых. Эти
констатации сопровождались
у Р. утопич. рекомендациями: если общество мешает правильному воспитанию детей,
их нужно
воспитывать на лоне природы, соответственно естеств. требованиям. Р. отмечал,
что воспитатель
должен возможно полно учитывать способности, наклонности и интересы
воспитанника, с ува-
жением относиться к личности подростка, находить диф-
ференциров. подход к ученикам, научить их самостоятельно мыслить и т. п.
К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич.
размышлениях Р.,
в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о
противоречивости социальных
процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и
педагогич. взглядах Р.
• Oeuvres completes, t. 1—13, P., 1885—1905; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—3,
М., 1961.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 3, 4, 12, 15, 16, 19, 20, 21 (см. по
именному указат.); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Р. и его
учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. 18, М.—Л., 1928;
Верцман И. Е., Ж. Ж. Р., M., 19762; М а н
ф ? е д А. 3., Три портрета эпохи Великой франц. революции, М., 1978; Дворцов А.
Т., Ж. Ж. Р., М., 1980; Char vet J., The
social problem in the philosophy of Rousseau, L., 1974; Bensoussan D., L'unite
chez Jean-Jacques Rousseau, P., 1977; A h r-
beck R., Jean-Jacques Rousseau, Lpz., 1978; Namer G., Rousseau sociologue de la
ctmnaissance, P., 1978; G o l d s c h-midt G.
?., Jean-Jacques Rousseau on l'Esprit de solitude, P., 1978; Fetscher I.,
Rousseaus politische Philosophie, Pr./M., 1980. X. H.
Момджян.
РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Киев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР
(1970). Чл.
КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Преподавал философию с
1947, в 1966—
72 декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск). В 1972—76 директор Ин-та
социологич.
исследований АН СССР, в 1976— 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с
1978 зав.
кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР.
Основные ра-
боты в области диалектического материализма, исторического материализма,
социологических
исследований.
• Практика—основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о
естествознании и его роли в жизни
общества, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общества,
Свердловск, 1954; Движение и развитие в
природе и обществе, М., 1954; Век науки и иск-ва, [М., 1965] (совм. с А. Ф.
Еремеевым); Актуальные проблемы
ленинской теории отражения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970
(совм. с Ф. Р. Филипповым);
Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов.
общества, М., 1975; Социалистич.
образ жизни и его развитие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социа-
листич. обществе, М., 1977; Диалектика
и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.
С
САЙМОН (Simon) Герберт Александр (р. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин), амер.
социолог и
экономист. Работы С. посвящены использованию количеств. методов в социологии и
экономике,
науч. управлению и планированию деятельности корпораций и учреждений. Согласно
С., математика
— универсальный язык совр. науки и не существует принципиальных ограничений для
формализации и математизации любых науч. проблем. С.— один из основателей
социального
моделирования и применения кибернетики для анализа поведения людей и обществ.
систем с
помощью компьютеров. С. исследовал процесс принятия рациональных экономич.
решений,
разрабатывал программы для обоснования стратегии и поисков решения общих проблем
с помощью
компьютеров, имитирующих мыслительные (логич.) процессы. Свои взгляды С.
характеризует как
сочетание «технологич. радикализма» и «экономич. консерватизма», полагая, что не
существует
пределов для науч-но-технич. прогресса в рамках гос.-монополистич. капитализма.
Оказал значит.
влияние на развитие в США науки об управлении. Нобелевская пр. по экономике
(1978),
• Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of
the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-
mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial,
Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970
(совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood
Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell);
Administrative behavior, N. ?., 19763; The new science of management decision,
rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.
• Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), наделение предметов, вещей, явлений,
людей
«священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и
обществ.
институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений
религ. влиянию. В
основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного
светскому, мирскому.
С. в теологии означает подчинение богу. Символом этого выступает освящение, т.
е. такая
церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура приобретает
трансцендентный,
божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как
производного от
бога существуют и расширительные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-
гейму, идея
священного выражает естественно-природ-
САКРАЛИЗАЦИЯ 589
ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (коллективистскую) сущность, к-
рая
противостоит светскому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог
Р. Отто
определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного
и усматривает в
нём определяющую черту религии, её подлинный корень.
На различных историч. этапах степень распространения и характер С. неодинаковы.
С. свойственна
первобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма
начинается,
а при капитализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации
(секуляризации)
различных сторон человеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии
религ.
организации и теологи, с одной стороны, пытаются «священное», «святое»
максимально отделить,
противопоставить земному, а с другой — стремятся расширить своё влияние за счёт
включения в
сферу сакрального явлений и представлений, характерных для совр. социальной
действительности.
При социализме секуляризация и становление общества массового атеизма ведёт к
постепенному
вытеснению влияния религии из обществ. и личной жизни человека.
• см. к ст. Религия.
САМАДХИ (санскр., букв.— сложение вместе, соединение), понятие инд. философии,
означающее
состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию)
мысли на к.-л.
объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги —
последнее и высшее из
восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко
поглощён объектом
созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом.
С.-
сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью —
достижением двух
последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание
объекта мысли,
когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя
отрицат. эмоций, и
выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит.
эмоций] и
асампраджнята-С. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в
состояние по-
коя).
В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из
четырёх стадий,
ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность
приводит к
освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышлением; 2)
устранение
сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного
размышления; 3) отрешение
и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения
телесности; 4)
избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное
безразличие, ведущее к
совершенной мудрости — нирване.
• см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.
CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910,
Инглвуд, шт.
Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С.
формировалась
гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа:
универсальность естеств.
отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной
эволюции. Исходя
из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое
условие существования
цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником
гос.
регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни.
Воззрения С. выра-
жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи»
(«Folkvays», 1906),
основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-
590 САМАДХИ
батывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к.
«примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы —
группе» он
характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»
— как
враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью
человека оценивать
окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.)
группы. Эта
работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-
дарвинистскими
принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд.
черт обычая и
нек-рых др. явлений.
• Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society,
v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с
A. G. Keller).
• Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 —
нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; М с С 1 о-
skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865—1910. A study
of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie,
N. Y., 1964.
САМОДВИЖЕНИЕ, филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием
внутренне
присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроизвольное изменение С.
рассматривается в относит. противопоставлении движению, происходящему под
влиянием лишь
внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую
роль.
В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии
(Гераклит,
Аристотель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрывший в телесной
субстанции
деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Гольбах,
Дидро,
Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали
вывод о наличии
у всякого движения внеш. источника (абс. первоначала, бога). Развёрнутую
концепцию С. и его мо-
дусов разработал Гегель, однако последние в его иде-алистич. системе толкуются
как формы
самовыражения абс. идеи.
Диалектико-материалистич. учение о С. как фундаментальном свойстве материи
выдвинули К.
Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич.,
квантово-физич.
(изменения в субатомных, атомных и молекулярных системах в результате
неустойчивости их
структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и
социального уровней. На
химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение
преим. в от-
крытых и целостных системах (организм, общество, биосфера), в к-рых
осуществляется не просто С.,
а саморазвитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень
организации).
Саморазвитие свойственно как материальному миру в целом, так и отд. его регионам
(биологич.
системы; эволюция галактик и происхождение солнечной системы; в экономич. сфере
— развитие
денег из движения товара, раскрытое Марксом в «Капитале»). Саморазвитие и С.—
неотъемлемые
моменты диалектико-материалистич. концепции развития, к-рая (в противоположность
метафизич.
концепциям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению"
всего сущего...» и
является «условием познания всех процессов мира в их „с а м о-д в и ж е н и и",
в их спонтанейном
развитии, в их живой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). См. также
Движение, Развитие,
Материя.
• Морозов В. Д., Проблема развития в философии и естествознании, Минск, 1969;
Солопов ?. ?., Движение и развитие,
Л., 1974.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и
действия
самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития
ребёнка, проходя при
этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и
несмыслового к словесному,
смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятель-
ности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению
собств.
поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая возникает в
психологии в связи с С.,
состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике
психологич.
исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см.
Интроспективная
психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь
поставляет
исследователю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в
непрямой форме,
требующей всегда спец. истолкования.
• К p а в к о в С. В., С., М., 1922; Коффка К., С. и метод психологии, в сб.: