<< Пред.           стр. 316 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 служит именем нек-рого предмета (называет или обозначает этот предмет) или
 класса (множества,
 совокупности) предметов. Нахождение денотата (предметного значения) для к.-л.
 конкретного
 имени даёт существ. информацию об этом имени, но не исчерпывает связанной с ним
 семантич.
 проблематики: денотат указывает объём обозначаемого данным именем понятия, но не
 объясняет его
 содержания. У имени имеется нек-рый смысл, определяемый набором характеризующих
 его
 признаков, причём понимание этого смысла не только не предполагает знания, но
 даже
 существования денотата данного имени. Имя, обозначая (называя) свой денотат,
 выражает нек-рый
 смысл; про этот смысл говорят, что он определяет денотат, являясь его концептом.
 Очевидно, что
 один и тот же денотат может определяться различными концептами. В то же время
 одинаковый
 смысл могут иметь различные имена, называемые в этом случае синонимами. Вводимое
 т. о. на
 множестве имён данного языка отношение синонимии является отношением
 эквивалентности, т. е.
 оно рефлексивно (каждое имя синонимично самому себе), симметрично (выражения «о
 синонимично
 е» и «в синонимично а» равносильны) и транзитивно (синонимы одного и того же
 слова
 синонимичны между собой).
 Все эти семантич. понятия распространяются с «атомарных» объектов формализов.
 языков — знаков
 и имён на более сложные знакосочетания — предложения, выражающие высказывания,
 для к-рых в
 подходящих метаязыках определяется понятие истинности (и ложности), и далее — на
 исчисления в
 целом, для к-рых вводится понятие интерпретации.
 Развитая в работах Тарского, Карнапа и др. система т. н. экстенсиональных (см.
 Экстенсиональность) семантич. характеристик, описывающих элементы языка с т. зр.
 объёма
 понятий («обозначение», «наименование», «истина»), «надстраивается» над понятием
 значения
 (денотата) и образует, согласно Куйану, теорию референции (теорию обозначения).
 Значительно
 менее разработанная часть С.— теория смысла, трактующая интенсиональные (см.
 Интенсиональность) свойства языков (знаковых систем), посвящена понятиям,
 характеризующим
 языки с т. зр. содержания понятий («смысл», «концепт», «осмысленность»,
 «синонимия»,
 «следование»). В то время как первая группа понятий вводится исходя из чисто
 конвенциональной
 идеи приписывания значений, вторая группа понятий призвана в нек-ром смысле
 разъяснить суть
 С.— то, что должно быть понято в языке безотносительно к используемым
 обозначениям.
 Язык С. формализов. языков в свою очередь может быть формализован. Систему
 формализованной
 С. разработал, в частности, амер. логик Дж. Кемени. На основе идей сов. логика
 Д. А. Бочвара
 формализованная С. строится средствами многозначной логики; к такого рода
 исследованиям
 привлекается и модальная логика. • См. к ст. Семиотика.
 СЕМАНТИКА ОБЩАЯ, филос.-социологич. течение, родственное неопозитивизму.
 Основоположник — А. Кожибский, гл. представители С. Хаякава, С. Чейз, А.
 Рапопорт. Осн. центры
 — Междунар. об-во общей семантики (Чикаго), Ин-т общей семантики (Лейквилл,
 США). Спец.
 орган — журн. «ETC» (с 1943, Чикаго).
 С. о. исходит из факта связи человеч. поведения с языком, абсолютизируя
 непосредств.
 определяемость поведения словом. Сторонники С. о. требуют сведения к минимуму
 опасности
 подмены действит. структуры мира языковой, а реакции на предмет — реакцией на
 слово. Этому
 служат принципы С. о.: нетождественности (слово не тождественно вещи, а вещь —
 самой себе);
 «не-всего» (языковое выражение не даёт полной картины явления); саморефлексии
 (анализ
 языкового образования имеет дело лишь с ним самим, но не с действительностью).
 Отсюда вытекают
 абс. релятивизм и агностицизм: «объективный уровень» действительности не может
 быть выражен
 словами; «мы должны указывать пальцем и молчать, иначе мы никогда не достигнем
 этого уровня»
 (Korzybski A., Science and Sanity, Lancaster, 19452, p. 399). Этот вывод
 усугубляется номиналистич.
 теорией абстракции и теорией значения С. о., основанной на идеях чувств.
 верификации и
 операционализма. Значение сводится в С. о. к чувственно данному референту и
 соответств. операции.
 С. о. изучает влияние языка на мышление и поведение людей и формирование
 «массовой культуры»,
 патологию языка в её воздействии на поведение. Представители С. о. необоснованно
 связывают
 социальные противоречия и катастрофы с тем, что люди подменяют факты
 «абстракциями» типа
 «прогресс», «демократия», «свобода», «коммунизм», «труд», «капитал» и т. д. и
 утверждают, что
 «если бы знание семантики было всеобщим, то такая катастрофа едва ли могла бы
 разразиться»
 (Chase St., The Tyranny of Words, N. Y., 1938, p. 13—15).
 • Б ? у т я н ?. ?., Теория познания общей семантики, Ер., 1959; Богомолов A.C.,
 Бурж. философия США 20 в., М., 1974;
 The use and misuse of language, Greenwich, 1962; Hayakawa S. J., Language in
 thought and action, N. Y., 19642; Rapoport ?.,
 Philosophie heute und morgen, Darmstadt, 1970.
 СЕМИОТИКА (греч. ??????????, от ??????? — знак), семиология, общая теория (или
 комплекс
 науч. теорий), исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому
 из к-рых
 определ. образом сопоставляется (придаётся) нек-рое значение. Примеры знаковых
 систем: естеств.
 (разговорные) языки, системы предложений науч. теорий, искусств. языки, системы
 сигнализации в
 обществе и в природе, системы состояний, входных и выходных сигналов различных
 машин и
 автоматов, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними
 человека и т.
 п. В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразит. иск-в,
 театра, кино и
 музыки, а также любые сложные системы управления, рассматриваемые с позиций
 кибернетики:
 машины, станки, приборы и их схемы, живые организмы и отд. их подсистемы (напр.,
 центр. нервная
 система), производств. и социальные объединения и общество в целом.
 В рамках С. как единого комплексного науч. направления возможна интерпретация
 перечисленных
 сложных систем как систем знаков, могущих в принципе служить для выражения нек-
 рого
 содержания, причём совместное рассмотрение чрезвычайно разнообразных знаковых
 систем
 оправдывается аналогиями в их строении (и принципах функционирования),
 выражающимися
 такими отношениями, как изоморфизм и гомоморфизм.
 Семиотич. подход к изучению знаковых систем по существу проявился уже в логико-
 математич.
 работах Лейбница (кон. 17 в.), предвосхитившего своей концепцией «универсального
 исчисления»
 осн. принципы ма-тематич. логики и С. Швейц. лингвист Ф. де Соссюр (кон. 19 в.)
 рассматривал
 естеств. языки как знаковые системы, разрабатывая теорию значения знаков в
 рамках науч.
 дисциплины, названной им «семиологией». Осн. принципы С. были сформулированы в
 явном виде
 Пирсом (2-я пол. 19 в.), к-рый ввёл и самый термин «С.», и развиты в работах Ч.
 Морриса, Р.
 Карнапа, А. Тарского и др.
 Для семиотич. подхода характерно выделение трёх уровней исследования знаковых
 систем,
 соответствующих трём аспектам семиотич. проблематики: 1) с и нт а к т и к а
 посвящена изучению
 синтаксиса знаковых систем, т. е. структуры сочетаний знаков и правил их
 образования и
 преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; 2)
 семантика изучает
 знаковые системы как средства выражения смысла — осн. её предмет представляют
 интерпретации
 знаков и знакосочетаний; 3) прагмати-к а изучает отношение между знаковыми
 системами и теми,
 кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна
 из важней-
 ших проблем С. состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования
 взаимосводимы
 друг к другу.
 Структуралистская программа де Соссюра (отчасти предвосхищенная лингвистич.
 идеями В. фон
 Гумбольдта) легла в основу семиотич. исследований в конкретных науках. Первой
 такой семиотич.
 дисциплиной явилась намеченная ещё в его работах и интенсивно развивающаяся с
 1920-х гг. в ряде
 стран (Чехословакия, СССР, США, Дания и др.) структурная лингвистика. В наст.
 время
 разрабатываются как её синтак-сич. аспект (теория т. н. формальных грамматик,
 основанная на
 логико-математич. и отчасти теоретико-множеств. методологии), так и
 семантический («модель
 Смысл - Текст»), а также методологич. (напр., поиски т. н. языковых универсалий
 в работах Н.
 Хомского и его школы) аспекты и многочисл. прикладные направления (вероятностно-
 статистич.
 описания языковых структур; работы Ю. В. Кнорозова по дешифровке древних
 письменностей и др.).
 По примеру и образцу лингвистики выявление внутр. структур и их моделирование
 получили
 развитие в литературоведении («формальная школа» Ю. Н. Тынянова, В. Б.
 Шкловского и Б. М.
 Эйхенбаума, классич. монография В. Я. Проппа «Морфология сказки», работы Ю. М.
 Лотмана и др.
 по структурной поэтике, ряд работ ?. ?. Бахтина) и эстетике (как в прикладном
 плане — семиотич.
 изучение «языков» кино, театра и др. видов иск-ва, так и в общетеоретическом), в
 психологии и
 педагогике (швейц. школа Ж. Пиаже, работы Л. С. Выготского и др. сов.
 психологов, а также
 «установочная» концепция трудовой и общей педагогики А. К. Гастева), в
 этнологии, антропологии и
 культурологии (структурная антропология К. Леви-Строса), в социологии, эконо-
 мич. науках и др.
 Теоретич. (или формальная) С. представляет собой совокупность синтаксич. и
 семантич.
 исследований знаковых систем (относимых часто к металогике) применительно к
 искусств.
 формализов. языкам, т. е. ло-гич. и логико-математич. исчислениям,
 рассматриваемым совместно с их
 интерпретациями (семантика) или независимо от них (синтаксис): метаматематич.
 исследования
 Рассела, Уайтхеда, Гильберта, Гёделя, Г. Генцена, А. Чёрча и др., логико-
 семантич. и теоретико-
 модельные работы Фреге, Карнапа, Чёрча, Дж. Кемени, Тарского и его школы, А. И.
 Мальцева и его
 учеников и др., а также выполненные в рамках конструктивного направления (см.
 Конструктивное
 направление) работы сов. математиков А. А. Маркова, Н. А. Шанина и их учеников
 по общей теории
 исчислений. К теоретич. С. относятся также, наряду с программными работами Пирса
 и Морриса,
 работы Витгенштейна и Карнапа (посвящённые логико-филос. принципам моделирования
 мира),
 генетич. анализ ло-гико-познават. структур в работах школы Пиаже и более поздние
 работы по
 «структурной эпистемологии». На стыке общетеоретич. исследований по С. и
 различных семиотич.
 дисциплин разрабатываются многочисл. описания алгоритмич. языков и языков
 программирования,
 реализующие на достаточно высоком уровне абстракции (но в применении к
 совершенно
 конкретным знаковым системам) общие принципы С. и математич. логики (напр.,
 получивший
 широкое распространение в кибернетич. работах в СССР и за рубежом язык РЕФАЛ). В
 рамках
 теоретич. С. аспекты семиотич. исследований — синтактика, семантика и прагматика
 — могут
 пониматься как разделы этой науки (подобно тому как, напр., в теоретической
 механике выделяются
 кинематика, статика и динамика). Проблема взаимной редукции задач и результатов,
 относящихся к
 этим разделам С., получает здесь точную постановку.
 СЕМИОТИКА 601
 Практич. и филос. важность С. обусловлена тем, что она трактует различные
 знаковые системы как
 модели определ. фрагментов внеш. мира, строящиеся в ходе познават. и практич.
 деятельности
 людей. Типичным примером такого моделирования служит широкий круг кибернетич.
 исследований,
 объединяемый под общим наименованием «искусственный интеллект». См. также
 Моделирование,
 Синтаксис, Семантика, Прагматика.
 • Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Карнап Р.,
 Значение и необходимость, [пер. с англ.], М.,
 1959; Труды по знаковым системам, в. 1—11, Тарту 1964—79; С те п а но в Ю.
 С.,С.,М., 1971; С. и информатика, в. 16,
 М., 1981; R с у - D e b о т е J., Semiotique, P., 1979. В. К. Финн.
 «СЕМЬ МУДРЕЦОВ», др.-греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в
 близких к
 пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы
 «житейской
 мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1 (подчёркнутым авторским
 характером, 2)
 нефигуративностью и стремлением к отвлечённым формулировкам этич. принципов. Сам
 тип «С. м.»
 восходит к древней мифологеме, имеющей индоевроп. или др.-вост. корни (ср. «С.
 м.» в Вавилоне и
 Др. Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «С. м.» закрепилось за
 группой историч. лиц
 (гл. обр. политич. деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав «С. м.», так же как
 и атрибуция отд.
 изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имён в разных
 комбинациях); неизменное
 ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский. В
 каноне «С. м.»,
 составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (к-рому принадлежит самый
 древний из
 сохранившихся сборников изречений «С. м.»), к ним добавлены Клеобул из Линда,
 Периандр из
 Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского
 (авторство во
 всех случаях условно): «мера — лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон),
 «поручись — и
 беда тут как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем — того не делай сам»
 (Питтак),
 «большинство людей — дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели
 бессмертны»
 (Периандр); см. также «Познай самого себя». Год (582/581 до н. э.), в к-рый,
 согласно Деметрию Фа-
 лерскому, «семеро были названы мудрецами», совпадает с первым зарегистрированным
 годом
 Пифийских игр (в честь Аполлона в Дельфах): «состязание в мудрости», на к-ром
 (предположительно) выбирались «С. м.», лучше всего объяснило бы странный синтез
 древней ми-
 фологемы и конкретных историч. лиц.
 • Фрагменты: D К I, 61—66; Snell В., Leben und Meinungen der sieben Weisen,
 Munch., 197l4; в рус. пер.— в кн.:
 Изречения древнейших греч. мыслителей, выбранные из соч. Диогена Лаэрция,
 Плутарха, Стобея и др., Харьков, 1887;
 Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. 1, М.,
 1979.
 СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны
 общностью
 быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С.
 отношения,
 обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме
 нравственно-
 психологич. отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием

<< Пред.           стр. 316 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу