<< Пред.           стр. 320 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 сокровенном языке намёков и внушения нечто невыразимое, неадекватное внеш.
 слову. Осмысление
 социально-коммуникативной природы С. сливалось в символизме (особенно немецком,
 идущем от
 традиции Р. Вагнера, и ещё более в русском) с утопич. проектами пересоздания
 общества и
 мироздания через «теургич.» творчество С. В 20 в. неокантианец Кассирер сделал
 понятие С.
 предельно ши-
 СИМВОЛ 607
 роким понятием человеч. мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф,
 религия, иск-во
 и наука суть «символич. формы», посредством к-рых человек упорядочивает
 окружающий его хаос.
 Психоаналитик Юнг, отвергший предложенное Фрейдом отождествление С. с
 психопатологич.
 симптомом и продолживший романтич. традицию, истолковал всё богатство человеч.
 символики как
 выражение устойчивых фигур бессознательного (т. н. архетипов), в своей последней
 сущности
 неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное
 размывание
 границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя
 стихию.
 Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как
 частных
 разновидностей художеств. образа, исходя из учения об иск-ве как спе-цифич.
 форме отражения
 действительности. См. Художественный образ.
 • Губер А., Структура поэтич. С., в кн.: Труды Гос. Академии художеств. наук.
 Филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф.,
 Диалектика художеств. формы, М., 1927; е г о ж е, Философия имени, М., 1927; его
 же, Проблема С. и реалис-тич. иск-
 во, М., 1976; Casslrer E., Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3,
 Darmstadt, 1953—542; Levin H., Symbolism and
 fiction, Charlottesville, 1956; Bachelard G., La poetique de l'espace, P., 1957;
 Symbolon. Jahrbuch Jur Symbolforschung, hrsg.
 v. J. Schwabe, Bd 1—4, Basel — Stuttg., 1960—64; Burke K., Language as symbolic
 action, Berk.— Los Ang., 1966; F г е n z е
 1 E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, Stuttg., 19662. С. С. Аверинцев.
 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, см. Логика.
 СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ, см. Интеракционизм.
 СИММЕТРИЯ (от греч. ????????? — соразмерность), понятие, характеризующее переход
 объектов
 в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними оп-редел.
 преобразований
 (преобразований С.); в широком смысле — свойство неизменности (инвариантности)
 нек-рых
 сторон, процессов и отношений объектов относительно нек-рых преобразований. В
 роли симметрич-
 ных объектов могут выступать самые различные образования — вещи, процессы и
 взаимодействия
 материальной действительности, геометрич. фигуры, матема-тич. уравнения, живые
 организмы,
 произведения иск-ва и т. п. Примерами преобразований С. (к-рые могуг быть как
 реальными, так и
 мысленными) являются пространств. сдвиги, вращения, зеркальное отражение в
 пространстве,
 сдвиги и обращение времени, зарядовое сопряжение (замена частицы на античастицу)
 и т. п., а также
 их комбинации.
 Идея С. выполняет важную методологич. функцию в математике, физике, химии,
 биологии, является
 конструктивным принципом в технике, а также играет существ. роль в теории иск-
 ва. Широкое
 применение понятия С. в различных сферах человеч. деятельности привело к
 тенденции
 рассматривать С. как самостоят. филос. категорию, противопоставляя ей
 асимметрию.
 Истоки понятия С. уходят корнями в антич. представление о гармонии, имевшее
 преим. эстетич.
 смысл соразмерности, уравновешенности, упорядоченности, красоты и совершенства.
 В этой форме
 С. выступала как натурфилос. космологич. принцип и канон художеств. творчества.
 Специально-
 науч. разработка понятия С. началась лишь в 19 в. в кристаллографии, где И. Гес-
 сель (Франция), А.
 Шёнфлис (Германия) и рус. учёные А. В. Гадолин и Е. С. Фёдоров создали учение о
 пространств. С.,
 в к-ром было выделено 230 возможных групп симметрии. Нем. математик Ф.Клейн,
 рассматривавший различные геометрии как теории инвариантов определ. групп
 преобразований,
 внёс существ. вклад в формирование совр. понятия С., тесно связанного с понятием
 инвариантности
 и теорией групп. Теоремы Э. Нётер (Германия) позволили связать пространственно-
 временную С.
 (инвариантность) уравнений математич. физики с сохранением фундаментальных
 физич. величин —
 608 СИММЕТРИЯ
 энергии, импульса, момента количества движения. Исследование взаимосвязи
 принципов С. с
 законами сохранения стало одним из магистральных направлений развития физики.
 Новые аспекты физич. содержания С. в рамках теоретико-группового подхода были
 вскрыты
 специальной и общей теориями относительности, а также квантовой механикой и
 квантовой теорией
 поля. Идея С. лежит в основе мн. методологич. исследований содержания совр.
 физики:
 использование С. как средства унификации физики, трактовка физич. реальности с
 помощью понятия
 инвариантности и др.
 Важную .роль С. играет также в химии и биологии, где, однако, нередко на
 передний план выступает
 асимметрия как определ. нарушение С., что особенно характерно для живых
 организмов на
 молекулярном и морфологич. уровнях их структурной организации. В ходе эволюц.
 развития
 материи от химич. формы движения до биологической обнаруживается общая тенденция
 уменьшения степени С. и соответственно возрастания асимметрии.
 В филос. плане С. выступает как особый вид структурной организации объектов. С
 одной стороны,
 С. понимается как единство тождества и различия, при этом объекты, являющиеся
 исходным
 пунктом и результатом преобразований С., будучи различными, рассматриваются как
 эквивалентные
 по ряду существ. признаков. С др. стороны, С. трактуется как единство сохранения
 и изменения,
 причём преобразования С., будучи изменениями объектов, понимаются как не
 затрагивающие их
 сохраняющиеся характеристики. Категории тождества и различия, сохранения и
 изменения, нераз-
 рывно связанные с категориями части и целого (структуры и элементов),
 характеризуют диалектич.
 взаимосвязи объекта и раскрывают философское содержание понятия С.
 • Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; С., инвариантность,
 структура, М., 1967; Вейль Г., С., пер. с англ.,
 М., 1968; Вигнер Е., Этюды о С., пер. с англ., М., 1971; Шубников А. В., К о п ц
 и к В. А., С, в науке и искусстве. ?.,
 19722; Урманцев Ю. А., С. природы и природа С., М., 1974; Принцип С., М., 1978;
 Узоры С., пер. с англ., М., 1980.
 СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. ?????&???, лат. consensus, conjunctio), термин др.-
 греч.
 философии, означавший сочувствие, общность чувств. соответствие предметов или
 явлений, их
 взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Напр., тело
 соучаствует в движениях
 души (Аристотель), а земные явления зависят от влияний солнца и луны
 (Посидоний). Представление
 о С. к. связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа,
 пифагореизм,
 «Тимей» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует
 динамич.
 взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также
 всеобъемлющего тела —
 мира. Физич. основой С. к. является состоящее из огня и воздуха дыхание
 (пневма),
 распространяющееся одновременно к центру и к периферии тела. Дыхание полностью
 проницает
 весь мир и, связывая всё в одно непрерывное целое, создаёт С. к., на основе к-
 рой стоики считали
 возможным предсказание, т. к. определ. явление (состояние частей) в силу С. к. и
 судьбы —
 причинной цели всего существующего — необходимо вызывает др. явления.
 • Rohr J., Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz.. 1923; Reinhardt K.,
 Kosmos und Sympathie, Munch., 1926; Sambursky
 S., Physics of the Stoics, L., 1959; см. также лит. к статьям Посидоний,
 Стоицизм.
 СИМПЛИКИЙ (??????????) из К и л и к и и, др,-греч. философ-неоплатоник 1-й пол.
 6 в.
 Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма.
 Учился в
 Александрии и Афинах, сочетал спекулятивно-метафизич. интересы афинской школы со
 сциентизмом александрийской. Последний греч. философ, в своих соч.
 противостоявший христи-
 анству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в
 Афинах и
 закрывшего пла-
 тоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью другими платониками эмигрировал в
 Персию
 (покровительство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 вернулся в
 Византию, где
 написал большую часть своих комментариев. Основной из них — к «Метафизике» —
 утрачен;
 сохранились комм. к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а
 также 5)
 «Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не
 изданы комм. к
 6) «Ораторскому иск-ву» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пифагора» Ямвлиха.
 Тенденция к
 согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и
 воспринятая им
 через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у С. до
 тезиса об абс.
 гармонии их взглядов: любые противоречия (в т. ч. открытая полемика Аристотеля с
 Платоном)
 признаются мнимыми и относящимися к словесному выражению. Ненаучность этой
 установки не
 отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Аристотелю,
 интеллектуальная
 ясность, методич. строгость и герменевтич. трезвость к-рых ставят С., по традиц.
 мнению, на 2-е
 место после Александра Афродисийско-го. Уверенность С. в том, что учения вообще
 всех греч.
 философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и
 Платон
 (различение чувств. и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим
 уже большой
 редкостью текстам досократи-ков. С. намеренно приводил пространные цитаты
 (особенно в
 бесценном комм. к «Физике») из Парменида, Зе-нона, Мелисса, Эмпедокла,
 Анаксагора и Диогена
 Апол-лонийского, составляющие почти все или наиболее существенные фрагменты этих
 философов,
 дошедшие до нас.
 • Комм. 1—4 изданы в серии CAG, v. 7, В., 1894; v. 8, В., 1907; v. 9—10, В.,
 1882—95, v. 11, В., 1882; комм. 5 — в кн.:
 Theophrasti, Characteres..., emend. F. Dubner, P.,
 • Praechter K., Simplicius, в кн.: RE, 1927, Hlbbd 5, col 204—13; H a do t I.,
 Le Probleme du NeOplatonisme Alexandrin,
 Hierocles et Simplicius, P., 1978.
 СИНКРЕТИЗМ (от греч. ???????????? — соединение), 1) нерасчленённость,
 характеризующая
 неразвитое состояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях
 человеч. культуры,
 когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга;
 нерасчленённость психич.
 функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.). 2) Смещение, неорганич.
 слияние
 разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней
 античности — религ. С.
 периода эллинизма; в философии — разновидность эклектики.
 СИНТАКСИС (от греч. ???????? — построение, порядок) в логике, изучение чисто
 формальной
 части формализов. языка, т. е. неинтерпретированного исчисления. Объектами
 такого изучения
 служат алфавит рассматриваемого исчисления (формальной системы), правила
 образования
 выражений (формул) предметного языка (языка-объекта; см. Метаязык) исчисления и
 правила
 преобразования (правила вывода) в нём. В отличие от такого «ло-гич. С.» часто
 говорят о «С. в узком
 смысле», ограничивающемся «чисто синтаксической» (в обычном грамма-тич. смысле)
 стороной
 системы, т. е. не рассматривающем её правила преобразования. Элементарным С.
 наз. изучение
 синтаксич. (в обоих упомянутых смыслах) свойств к.-л. конкретной формальной
 системы нек-рыми
 спец. эффективными средствами, как это принято в метаматематич. (см. Метатеория)
 исследова-
 ниях. Теоретический С.—это общая теория всевозможных формальных систем (или
 класса систем)
 к.-л. определ. вида, на аппарат к-рой обычно никаких ограничений не
 накладывается. Элементарный
 и теоре-тич. С. оперируют обычным содержательно понимаемым языком (к-рый, в свою
 очередь, сам
 может быть формализован и служить предметом строгого формального исследования),
 СИНТАКТИКА (от греч. ??????????? — строящий по порядку, приводящий в порядок),
 раздел
 семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению чисто структур-НЫХ свойств
 знаковых систем. с
 т. зр. их синтаксиса (без-относительно к их интерпретациям, служащим предметом
 изучения
 семантики, и к проблемам восприятия и использования знаковых систем как
 коммуникативных
 средств в рамках прагматики).
 СИНТЕЗ (от греч. ???????? — соединение, сочетание, составление), соединение
 различных
 элементов, сторон предмета в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в
 практич.
 деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен
 анализу (разложению
 предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и
 различных науках
 термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда
 понимают процесс
 рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее
 доказанных
 утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от
 доказываемого к уже
 доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич.
 геометрии (Платон,
 Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия).
 Другое значение
 термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое
 целое и обобщают
 фактуальную информацию об объектах.
 В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч.
 деятельности, но в
 своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих
 различных технич.
 реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоорганизующихся
 системах и т. д.
 Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. деятельность
 головного
 мозга. С. как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей
 объектов в
 целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности
 людей.
 Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич.
 операции С.
 исследуются в психологии.
 С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс
 образования понятий
 основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или
 иного объекта
 синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает
 в форме
 взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение
 конкурирующих, в
 определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых

<< Пред.           стр. 320 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу