<< Пред. стр. 332 (из 449) След. >>
материально-технич.базы, не достаточно высокими (по сравнению с развитыми капиталистич. странами)
производительностью труда, эффективностью обществ. производства, уровнем
материальной жизни
трудящихся. Теоретич. осознание этого противоречия привело к выводу о
необходимости выявить
все возможности, заложенные в социалистич. обществе.
Развитое социалистич. общество представляет собою закономерную ступень
социально-экономич.
зрелости нового строя в рамках первой фазы коммунистич. формации, когда вполне
упрочившийся
С. развивается на своей собств. основе. Для развитого С. в СССР характерны:
высокоразвитые
производительные силы, обеспечивающие заметный поворот экономики ко всё более
полному
удовлетворению многообразных материальных и культурных потребностей людей;
органическая
целостность и динамизм социальной системы, к-рая опирается на перерастание союза
рабочего
класса и крестьянства в союз всех работников физич. и умств. труда, образование
исторически новой
социальной и интернациональной общности — советского народа; всестороннее
совершенствование
социалистич. демократии, общенародного государства; последовательно научный
характер политич.
руководства, управления обществ. процессами; утверждение социалистич. образа
жизни с
присущими ему высокой культурой, материалистич. мировоззрением, социальным
оптимизмом.
Переход к развитому С. означает завершение перестройки всей совокупности
обществ. отношений на
внутренне присущих С. коллективистских началах. Познание и использование всех
возможностей
развитого С. есть одновременно и переход к строительству коммунизма. Этап
зрелого, развитого
С.— независимо от специфич. условий отд. стран — можно рассматривать как
необходимое звено
социальных преобразований, относительно длительную полосу развития на пути от
капитализма к
полному коммунизму.
Многообразие методов строительства С., форм организации социалистич. общества
может иметь
позитивный характер лишь в том случае, если оно базируется на едином понимании
осн.
принципиальных особенностей социалистич. общества. Когда эта единая марксистско-
ленинская
основа начинает игнорироваться, когда в ущерб общим принципам преувеличиваются,
абсолю-
тизируются частные особенности социалистич. развития той или иной страны или же
когда опыт
одной страны возводится во всеобщую истину, обязательную для всех, тогда речь
идёт уже не о
многообразии социалистич. опыта, а о серьёзных нарушениях принципов С. —
нарушениях, к-рые в
своём развитии могут уводить всё дальше от науч. понимания С.
Это обстоятельство подтверждается практич. опытом, накопленным в мировой системе
С., внутри к-
рой выявились две крайности, два односторонних, а потому и ошибочных, подхода к
пониманию С.
В одном случае, полностью игнорируя объективные закономерности историч.
развития, руководящие
группы пытаются форсировать социальный прогресс путём применения прежде всего
адм.,
насильств. средств. Подмена естест-венноисторич. развития в сторону С. серией
принудительно
организуемых мер ведёт к дезорганизации обществ. жизни.
Другая крайность связана с неоправданным сужением сферы деятельности и
принижением роли
партии,
гос-ва и др. центр. учреждений, с подменой социалистич. демократии политич.
либерализмом бурж.
толка. В таких условиях развитие общества начинает приобретать всё более ярко
выраженные черты
стихийности, к-рые при известном стечении обстоятельств могут привести к росту
антисоциалистич.
сил и тенденций и поставить под угрозу завоевания С.
Коммунистич. и рабочие партии стран социалистич. содружества ведут решит. борьбу
со всякими —
«левыми» и правыми — уклонами от подлинного марксистско-ленинского понимания
социалистич.
общества. Такая борьба не означает стремления к унификации форм и методов
организации обществ.
жизни на социалистич. началах. Разнообразие путей, ведущих к коммунизму,— это
закон обществ.
развития. Можно утверждать, что в дальнейшем, по мере перехода человечества к
коммунизму,
различия в организации обществ. жизни, характерные для отд. государств и районов
мира, будут
становиться всё менее заметными. Однако в нашу эпоху, когда в орбиту С,
втягивается всё большее
число народов, находящихся на разных ступенях развития, многообразие будет
возрастать. Речь,
следовательно, идёт не о том, чтобы как-то затормозить этот процесс, а о том,
чтобы направить его
развитие в соответствии с духом творч. марксизма-ленинизма, развивающего и
совершенствующего
науч. представления о С.
Вторая группа социалистич. теорий — это теории социал-демократич. типа. Для
большинства их
авторов характерен полный или почти полный отказ от марксистских представлений о
С. и методах
борьбы за социалистич. переустройство общества. Лидеры и теоретики совр. социал-
демократии,
несмотря на имеющиеся между ними различия во взглядах, считают ключевой
проблемой проблему
постепенного «улучшения» капитализма, постепенной его «транс-формации», что, по
их мнению,
должно вести к гуманизации и демократизации обществ. жизни на всех уровнях и во
всех сферах. В
«этическом» варианте правосоциалистич. доктрина делает упор на априорность и
всеобщность
социалистич. идеала (см. «Этический социализм»). В отличие от науч. С., к-рый
кладёт в основу
анализа всех обществ. явлений, в т. ч. и положения личности в обществе, прежде
всего изучение
экономич, отношений и рассматривает С. как результат объективного развития и
революц.
разрешения социальных антагонизмов, пронизывающих всё капиталистич. общество,
социал-
демократы «выводят» С. из разного рода моральных, этич. импульсов. Они
рассматривают борьбу за
С. не как революц. политич. борьбу рабочего класса, идущего во главе всех
трудящихся, а как «нрав-
ственную задачу», в решении к-рой должно принимать участие всё общество, т. е. и
рабочие и
капиталисты. Рисуя заманчивые картины грядущего «освобождения человека», социал-
демократич.
теоретики факти-чески игнорируют те реальные социальные условия, с учётом к-рых
это
освобождение может произойти (см. Реформизм). По существу, когда правые лидеры
социал-
демократов говорят о С., они имеют в виду не общество, принципиально
противоположное капита-
листич. строю жизни, а своеобразный социальный гибрид, объединяющий «кусочки» С.
и
капитализма и пред-ставляющий собой фактически тот же, но «облагороженный»
капитализм.
Естественно, что при таком подходе прокламированная гуманизация обществ.
отношений остаётся
утопией. И это доказывается не только теоретически, но и практикой тех гос-в,
где социал-демократы
длит. время находились у власти и где, по их собств. признанию, фундамент
капитализма остаётся в
неприкосновенности, а человек продолжает быть объектом манипуляций со стороны
неподконтрольных ему сил и институтов. Это отнюдь не отрицает того, что правые
социал-
демократы, находясь у власти, под
СОЦИАЛИЗМ 631
давлением рабочего класса проводят определ. социально-экономич. мероприятия,
улучшающие
жизненный уровень трудящихся. Однако эти мероприятия осуществляются в рамках
капитализма и в
конечном счёте направлены на то, чтобы сделать его более гибким, более
приспособленным к
существованию в совр. историч. условиях.
Третья крупная группа с о ц и а л ис т и ч. теорий возникла после 2-й мировой
войны и связана с
успехами антиимпериалистич. нац.-освободит.
движения во мн. странах, растущим влиянием мировой системы социализма. Анализ
этих теорий и
связанной с ними социальной практики показывает, что соединение С. с нац.-
освободит. движением
даёт чрезвычайно своеобразную картину. Это своеобразие связано с тем, что
социалистич. идеалы не
имеют здесь адекватной экономич. и социально-политич. основы; они как бы
«накладываются» извне
на действительность, к-рая характеризуется крайней отсталостью социально-
экономич. и политич.
структур, живучестью архаич. форм обществ. жизни, абсолютным преобладанием
непролет.
слоев населения. Социальной опорой революц. демократии, к-рая выдвигает
социалистич. лозунги,
служит не рабочий класс, чьё сознат. влияние на обществ.
развитие в рассматриваемых районах мира пока ещё весьма ограничено, а
националистически наст-
роенная интеллигенция, мелкобурж. и полупролет. гор. элементы и крестьянские
массы. В таких
условиях поворот к С. зачастую осуществляется не через классовое отрицание
капитализма, а через
антиимпериалистич. национализм. С. в рамках таких представлений выступает как
обществ. строй,
обеспечивающий в первую очередь нац. возрождение, быстрое экономич. развитие и
абстрактную
социальную справедливость. Такие объективные обстоятельства, а также своего рода
«ин-
струментальное» понимание С. определяют специфику рассматриваемых идеологич.
концепций. Во-
первых, они имеют ярко выраженный эклектич. характер, довольно причудливо
соединяя фрагменты,
заимствованные из различных источников (науч. С., социал-демократизм, утопич.
С.). Во-вторых,
непременной частью большинства рассматриваемых идеологий является национализм —
и как
универсальная доктрина, и как практич. политика, ставящая нац. вопрос выше
(впереди)
социального. В-третьих, эти социалистич. представления тесно переплетены с
религией. В одном
случае идеалы С. выводят из этич. максим Корана, в другом — из буддийских
источников, в третьем
— из примитивных верований афр. племён, но в любом случае соединение С. и
религии
рассматривается не как эмпирический факт, а как доктринальное, конституирующее
свойство
соответствующего «социализма». В-четвёртых, для многих из данных типов
социалистич. учений ха-
рактерна идеализация порядков и нравов, связанных с родо-племенными отношениями,
и попытка
сохранить и укрепить эти отношения как «естественную», самобытную основу того
или иного «С.».
Указанные осн. особенности в каждом конкретном случае выступают в различных
сочетаниях. Напр.,
если более заметно влияние марксизма-ленинизма, социалистич. ориентация
связывается с классовой
борьбой. Если же превалируют воззрения, идущие от социал-демократии, в центр
понимания
ставится классовая гармония. Отсюда — и дифференциация в политике, в темпах и
методах тех
социальных преобразований, к-рые, по мнению их организаторов, ведут к С.
Рассуждая в общеисторическом плане, можно утверждать, что по мере укрепления и
развития
социалистич. отношений в гос-вах, принадлежащих к мировой системе С., по мере
успешного
продвижения к коммунизму в Сов. Союзе, науч. С. оказывает и будет оказывать всё
большее влияние
на характер и содержание немарк-
632 СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
систских социалистич. теории, на социальную практику во всём мире. В то же
время, экстраполируя
на ближайшую перспективу осн. черты нынешней ситуации, нельзя не прийти к
выводу, что
разнообразие позиций в вопросах о С. может усиливаться. Это делает особенно
острой и актуальной
проблему политич. союзов, единства действий всех политич. сил, ориентирующихся
на развитие в
социалистич. направлении. Марксисты-ленинцы являются активными сторонниками
таких союзов.
Коммунисты, придавая решающее значение единству рабочего класса, высказываются
за сотрудни-
чество с социалистами и социал-демократами.
Коммунисты активно борются за укрепление сотрудничества с теми силами
национально-освободит.
движения, к-рые придерживаются социалистич. ориентации. Стремление к сближению
всех политич.
сил и массовых движений, выступающих, хотя и с разных позиций, против
империализма, за
преобразование мира на социалистич. началах, отнюдь не означает отказа от
принципиального
подхода к оценке этих позиций. Коммунисты, сторонники марксистско-ленинского,
науч. С.,
убеждены в своей правоте и отстаивают свои позиции, показывая ограниченность,
половинчатость
немарксистских социалистич. теорий. См. также ст. Коммунизм и лит. к ней. А Е
Бовин.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, высший тип социальной революции, способ перехода от
капита-листич. общественно-экономич. формации к коммуни-стич. формации. Начало
эпохе
социальной революции пролетариата положила Великая ?кт. социалистич. революция.
С. р. решает
комплекс разрушит. и созидат. задач: взятие власти рабочим классом, слом старой
гос. машины,
утверждение обществ. собственности на средства произ-ва, создание системы
сознат. управления
экономич. и социальными процессами, ликвидация эксплуатации человека человеком,
классовых и
нац. антагонизмов, развитие социалистич. демократии, культурная революция.
С. р. в широком смысле слова охватывает переходный период от завоевания власти
рабочим классом
до построения социализма. В узком смысле слова С. р. означает переход власти в
руки рабочего
класса, установление диктатуры пролетариата.
Экономич. основа С. р.— конфликт между обществ. характером произ-ва и
частнокапиталистич.
формой присвоения. Само по себе это осн. противоречие не вызывает «автоматич.
краха
капитализма». Для С. р. необходима зрелость субъективного фактора — активная и
сознат. борьба
рабочего класса, трудящихся за социализм, наличие у рабочего класса революц.
марксистской
партии, к-рая осуществляет политич. руководство С. р.
С. р. вырастает из классовой борьбы рабочего класса, положение к-рого в системе
капиталистич.
производств.
отношений выдвигает его на роль гл. движущей силы и гегемона С. р. (см.
Гегемония пролетариа-
та).
Союз рабочего класса с непролет. слоями трудящихся — необходимое условие победы
С. р. Рабочий
класс, крестьянство, гор. средние слои и др. обществ. слои, объективно
заинтересованные в
сокрушении власти капитала и утверждении социализма, составляют ту социальную
базу, из к-рой
формируются политич. силы С. р. Важнейший акт С. р.— завоевание власти рабочим
классом. Для
решения этой задачи необходим общенац. кризис, возникающий на почве
революционной ситуации.
Таков, по словам В. И. Ленина, осн. закон всякой великой революции (см. ПСС, т.
41, с. 69—70).
Формы С. р. меняются в зависимости от конкретных историч. условий, реального
соотношения
классовых сил в той или иной стране. С. р. может быть как мирной, так и