<< Пред.           стр. 345 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 постоянного душевного склада, как у мудреца. В Средней Стое, особенно у Панетия,
 на первый план
 выступают практич. этика и «надлежащие поступки», что, однако, не означает
 смягчения первонач.
 этич. ригоризма (учение о добродетели как единств. благе).
 Логика С., разработанная Хрисиппом, содержит о совр. т. зр. теорию познания,
 учение о языке и
 логику в собств. смысле. В целом логика С. делилась на риторику и диалектику, а
 последняя — на
 учение об «обозначающем» (звуки речи) и «обозначаемом» (значения, смысловая
 сторона речи,
 ?????). В логике в собств. смысле изучались простые и сложные высказывания,
 рассматриваемые на
 основе двузначности (либо истинно, либо ложно), а также их логич. связи. В
 теории вывода с
 применением логич. союзов, интерпретируемых совр. понятиями конъюнкции,
 дизъюнкции,
 импликации и отрицания, приводились пять аксиоматич. схем умозаключений, а также
 правила
 сведения к ним всех др. правильных умозаключений.
 Панетий и Посидоний внесли ряд новшеств в кос-мологич. теорию, во взглядах на
 человека
 ориентировались на Платона и Аристотеля (учение о душе, о практич. и теоретич.
 добродетелях и
 др.). Римский С. характеризуется ограничением философии этикой, усилением религ.
 тенденций,
 влиянием неопифагореизма и платонизма и использованием аргументации и взглядов
 др. школ. С.
 оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христ. философию; его
 этика, в
 частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь
 привлекли к себе
 внимание в 17—18 вв. В истории натурфилософии С. примечателен монистич. взглядом
 на мир как
 единый само-развивающийся организм.
 • Фрагменты: Stoicorum veterum fragmentae, coll. I. ab Arnim, v. 1—4, Lipsiae,
 1921—24; то же, v. 1—4, Stuttg., 1968; I
 frammenti degli stoiri antichi, ordinati, trad, e annotati di N. Festa, v. 1—2,
 Hildesheim — ?. ?., 1971; в рус. пер.—Диоген
 Лаэртский, пер. М. Л. Гаспарова, М., 1979, кн. 7. * Асмус В. Ф., Антич.
 философия, M., 1976!; Zeiler E., Die Philosophie
 der Griechen, ...Bd 3, Abt. l, Lpz., 1923'; Barth P., Die Stoa, vollig neu
 bearb. v. A. Goedeckemeyer, Stuttg., 19466; P oh lenz
 M., Die Stoa, Bd 1—2, Gott. 1964s; Bist J. M., Stoic philosophy, Camb., 1969;
 Watson G., The stoic theory of knowledge,
 Belfast, 1966; Sam-faursky S., Physics of the Stoics, Westport, 1973; Mates В.,
 Stoic logic, Los Ang., 1973; Frede M., Die
 Stoische Logik, Gott., 1974; Tsekourakis D., Studies in. the terminology of
 early stoic ethics, Wiesbaden, 1974; см. также лит. к
 ст. Хрисипп, Посидоний. Я. В. Унт.
 СТРАДАНИЕ, претерпевание, противоположность деятельности; состояния боли,
 болезни, горя,
 печали, страха, тоски, тревоги. Вопрос о смысле (цели, оправданности) С.
 невозможен с т. зр. антич.
 мировоззрения. С. выпадает на долю человека по закону, безразличному к отд. лицу
 (рок), поэтому
 сострадание не включалось в перечень традиц. антич. добродетелей, стоики
 называли его
 подлежащей преодолению порочной страстью. В рамках иудейско-христ. религ.
 традиции,
 рассматривавшей события человеч. жизни как результат личных отношений между
 человеком и
 верховным началом, С. осмыслялось как божеств. кара за грехи (искупление), как
 свойство
 несовершенного мира творений. Ветхозаветное переживание С. негативно (С.—
 свидетельство
 брошенности человека, от к-рого отвернулся его бог); по Новому завету
 искупительная жертва
 Христа придаёт С. значение залога спасения; ср.-век. христ. мистика оценивает С.
 как знак любви
 бога к человеку. В христианстве сострадание выступает в качестве универс.
 отношения к миру, из к-
 рого проистекает заповедь любви к ближнему. Рационализм нового времени объявляет
 С. следствием
 неадекватного знания (Синоза, Лейбниц). Сострадание оценивается различно в
 зависимости от того,
 видят ли в нём эгоистич. основу (Декарт, Гоббс, Спиноза) или рассматривают как
 подлинное чувство
 (Ф. Хатчесон, Юм, А. Смит, утилитаризм, Руссо). С т. зр. Канта сострадание имеет
 огра-нич.
 моральную ценность: как долг человечности его следует культивировать, но само по
 себе оно не-
 свободно, пассивно, иррационально, «легально», т. е. не противоречит требованиям
 морали, но слепо,
 неразумно, а потому неморально. Бытие «несчастного со-
 СТРАДАНИЕ 655
 знания», по Гегелю, оказывается болью также из-за собств. непрояснённости:
 стремясь к
 самоутверждению, оно тщетно и ошибочно ищет его в своей эмпирической
 (преходящей), а не
 истинной (всеобщей) единичности. Бурж. индивидуализм гармонию между единичным и
 всеобщим
 считает недобросовестной иллюзией; постулат единства заменяется постулатом
 несовместимости
 всеобщего и индивидуального, временного и телесного бытия. Существ.
 характеристикой инди-
 видуального бытия признаются непросветлённое, бессмысленное С., бедственность и
 нищета,
 вытекающие из неполноты сущности человека. Придерживаясь такой т. зр.,
 Шопенгауэр основанием
 морали объявляет сострадание, полагая, что «нравств. пружина» должна быть
 «эмпирической», т. е.
 сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистич.
 побуждения. Он
 видит в сострадании опыт мистич., непосредств. проникновения в чужое «Я»,
 слияния с ним,
 ведущего к познанию тождественности всего сущего. У Шпенглера С. выступает как
 критерий и со-
 держание подлинной духовности: в этом смысле он говорит о тоске и о страхе,
 живущих в душе
 ребёнка и художника. Ценность С. подчёркивает Кьеркегор. Ницше ценит С. как
 средство к величию
 души и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее ценность
 жизни. В
 экзистенциализме структура «подлинного бытия», «экзистенции», открывается через
 С. («страх»
 Хайдеггера, «пограничные ситуации» Яс-перса).
 Марксизм, вскрывая источник социальных бедствий в классово антагонистич.
 формациях,
 разоблачает апо-логетич. направленность концепций, к-рые мистифицируют С. и
 приписывают ему
 непреодолимый характер. Вместе с тем марксизм отвергает безответственно-опти-
 мистич. утопии
 всеобщего счастья и открывает перспективу реальной борьбы за справедливое
 обществ. устройство, в
 к-ром человек обретает себя как творец своей судьбы. Марксистско-ленинская
 этика, высоко оце-
 нивая гуманизм морального требования сострадания, выступает против его
 абсолютизирования,
 превращения в абстрактный принцип, оторванный от условий классовой борьбы и
 реальных
 социальных отношений.
 • Map к с К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; Очерк истории этики,
 М., 1969; Аверинцев С. С., Унижение и
 достоинство человека, в его кн.: Поэтика ранневи-зант. лит-ры, М., 1977; Jaspers
 К., Psychologie des Weltanschauungen,
 В., 19222; M e n s с h i n g G., Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und
 Christentum, В., 19302.
 CTPАTA (от лат. stratum — слой, пласт), термин,-к-рым в бурж. социологии
 обозначается
 социальное расслоение (см. Социальная стратификация). Бурж. социологи объявляют
 С. главным и
 «конечным» элементом социальной структуры, измеряя С. по производным и всякого
 рода
 второстепенным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия,
 образование,
 психологич. черты, религ. убеждения, стиль поведения и т. д.). Они стремятся
 снять вопрос о прин-
 ципиальных различиях и антагонизмах между социальными группами капиталистич.
 общества. В
 противоположность бурж. концепции С. марксистско-ленинская теория учитывает все
 элементы
 социального деления общества — классы, социальные слои, социальные группы и др.,
 выделяя при
 этом главные элементы — классы, и определяет их природу по месту в исторически
 определ. системе
 производств. отношений.
 • см. к статьям Классы, Социальная стратификация.
 СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, см. Социальная стратификация.
 СТРАТОН (???????) из Л а м п с а к а (ум. 269/268 до н. э.), др.-
 греч. философ и
 естествоиспытатель. С 287/286 возглавлял перипатетическую школу в Афинах. Его
 соч. (св. 40),
 посвящён, логике, этике, физике,
 656 СТРАТА
 физиологии и психологии, сохранились в немногих фрагментах. По свидетельству
 Цицерона
 (Academica priora II 338, 121), С. отказывался прибегнуть к понятию о богах;
 противостоя
 телеологии, учил, что «всё существующее создано природой» и что исходными силами
 мира
 являются тепло и холод. По сравнению с Аристотелем придавал большое значение
 эксперименту. В
 ряде пунктов С. отступил от аристотелизма, перейдя на позиции атомистов
 (признавал наличие
 пустот между частицами); подверг пересмотру аристотелевское учение о времени;
 считал, что в
 основе мышления лежит восприятие и что раздражения передаются от органов чувств
 к мозгу;
 признавал наличие мышления у животных. Оказал влияние на развитие совр. ему
 естествознания;
 учеником С. был сторонник гелиоцентрич. системы Аристарх Самосский. Ряд соч.,
 приписываемых
 Аристотелю («О цветах», «Акустика», «Механические проблемы»), возможно, написаны
 С. или
 вышли из его школы.
 • Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, hrsg. v. Fr. Weiirii, Bd 5 —
 Straton von Lampsakos, Basel, 19692; G a t z e
 m e i e r M., Die Naturphilosophie des Straton von Lampsakos, Meisenlieim am
 Glan, 1970.
 СТРАХ, 1) в психологии отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или
 воображаемой
 опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям
 (идеалам, целям,
 принципам и т. п.). 2) Одно из осн. понятий экзистенциализма. Было введено
 Кьеркегором,
 различавшим обычный «эмпирия.» страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным
 предметом
 или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) —
 метафизич. С.,
 неизвестный животным, предметом к-рого является ничто и к-рый обусловлен тем,
 что человек
 конечен и знает об этом. У Хайдеггера С. открывает перед «экзистенцией» её
 последнюю
 возможность — смерть. У Сартра метафизич., экзистенциальный С. (angoisse)
 истолковывается как
 С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний
 психоанализ, также
 различая рациональный С. перед внеш. опасностью и глубинный, иррациональный С.,
 трактовал
 последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления
 невоплощённых
 желаний. В совр. неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным
 состоянием,
 связанным с иррациональным характером совр. бурж. общества, и гл. источником
 невроза.
 Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в
 новое время
 — Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину
 возникновения религ.
 представлений и верований; см. Религия.
 CTPОCOH (Strawson) Питер Фредерик (р. 23.11.1919, Лондон), англ. философ,
 представитель
 лингвистич. философии. В ранних работах, посвящённых гл. обр. фи-лос. вопросам
 семантики,
 критиковал теорию дескрипций Рассела и семантич. концепцию истины. Согласно С.,
 понятие
 «истина» не обозначает семантич. характеристик, а служит для выражения нашего
 согласия, восхи-
 щения и пр. в отношении того, что говорится. В кн. «Введение в логич. теорию»
 («Introduction to
 logical theory», 1952) С. рассматривает соотношение обыденного языка и
 формальной логики, считая,
 что исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для отражения
 свойств обыденного
 языка. С сер. 50-х гг. интересы С. сосредоточиваются на разработке т. н.
 дескриптивной метафизики.
 В работе «Индивидуалии» («Individuals. An essay in descriptive metaphysics»,
 1959) в духе позиции
 «здравого смысла» утверждает базисный характер понятий «материальные объекты» и
 «личности»:
 без первых невозможна была бы идентификация всех единичных объектов, без вторых
 —
 идентификация различных состояний сознания (а также и самого понятия
 «сознание»). Последним
 публикациям С. присущи кантианские мотивы.
 • The bounds of sense, L., 1966; Logico-linguistic papers, L., 1971; Subject and
 predicate in logic and grammar, L., 1974.
 • Хилл Т. И., Coвр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 498—501;
 Богомолов А. С., Философия, основанная на
 науч. значении, или лингвистич. метафизика?, «ФН», 1973, № 2; Панченко Т. Н.,
 Дескриптивная метафизика П. С.,
 «ВФ», 1979, № 11.
 СТРУКТУРА (от лат. structure — строение, располо-жение, порядок),
 совокупность
 устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождест-венность
 самому себе,
 т. о. сохранение осн. свойств при различных внеш. и внутр. изменениях.
 В более широком, нестрогом смысле понятие С. употреблялось в науч. и филос.
 обиходе достаточно
 давно (по крайней мере со ср. веков) и выступало в качество одного из способов
 определения
 понятия формы (форма как С., организация содержания). В строгом смысле понятие
 С. впервые
 развивается в химии в связи с возникновением в 19 в. теории химич. строения
 вещества. В 1890
 австр. психолог К. Эрепфельс открыл т. н. гештальткачества — перцептивные С., к-
 рые относятся к
 воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены из свойств элементов
 (напр., свойства
 аккорда в музыке; свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т. е. при
 изменении тонально-
 сти). Это открытие послужило толчком к изучению самостоятроли психич. С.
 (значит. вклад внесла
 гештальт-психология). В 20 в. анализ структурных отношений и связей занимает
 видное место в
 исследованиях языка, этнич. общностей, произведений лит-ры и иск-ва, культуры в
 целом, в
 результате чего складываются спе-цифич. методы изучения разных типов С. (см.
 Структурализм,
 Структурно-функциональный анализ). В совр. науке понятие С. обычно соотносится с
 понятиями
 системы и организации. Хотя единой т. зр. на соотношение этих понятий нет,
 однако в большинстве
 случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы,
 характеризующее всё
 множество проявлений нек-рого сложного объекта (его элементы, строение, связи,
 функции и т. д.);
 С. выражает лишь то, что остаётся устойчивым, относительно неизменным при
 различных
 преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и
 динамич.
 характеристики системы, обеспечивающие её направленное функционирование.
 Существ. роль структурных связей и отношений приводит к тому, что в целом ряде
 науч. задач
 изучение С. выступает в качестве гл. проблемы. Нередко это даёт повод
 неправомерно
 противопоставлять С. объекта иным его характеристикам (чаще всего — его истории)
 и, т. о.,
 фактически абсолютизировать односторонний подход к объекту. В действительности

<< Пред.           стр. 345 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу