<< Пред. стр. 358 (из 449) След. >>
выступает нетолько как основа и цель познания, но и как критерий истины.
Краеугольный камень материалистич. Т. п.— принцип отражения. Диалектико-
материалистич.
теория отражения, основы к-рой заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и разработка
к-рой была
поднята на новую ступень В. И. Лениным, лежит в фундаменте всей марксистско-
ленинской
философии. В системе диалектич. материализма нет абс. совпадения Т. п. и теории
отражения.
Последняя имеет дело не только с анализом познания и знания, но и с
исследованием тех форм
отражения, к-рые существуют на допознават. уровне, в частности в неживой
природе. Диалектич.
материализм показывает, что специфически человеч. отражение осуществляется в
неразрывной связи
и на основе активной практич. преобразоват. деятельности. Поэтому и сам
познават. процесс
протекает не в форме пассивного созерцания нек-рых вовне данных объектов, а в
виде ряда
организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определ.
идеальные
объекты, к-рые служат средством для познават. освое-
680 ТЕОСОФИЯ
ния, отражения объективного мира. Процесс человеч. отражения, т. о., понимается
в неразрывной
связи с процессом материального и идеального творчества.
История Т. п. доказывает, что эта область философии в большей степени, чем
другие, связана с
наукой, выступая в ряде случаев как критич. анализ и истолкование (не всегда,
конечно, адекватное)
науч. данных. Однако Т. п. не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как
сфера филос.
знания задолго до появле-ния совр. науки; к тому же не всякое метанауч.
исследование носит
гносеологич. характер. Как анализ ло-гич. структуры той или иной конкретной
науч. теории (напр.,
метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата совр.
формальной логики
связей между элементами языка целых классов науч. теорий (т. н. логич. анализ
языка науки) сами по
себе не являются гносеологич. исследованиями. Теоретико-познават. истолкование
науки начинается
там, где теоретич. конструкции интерпретируются с т. зр. их соответствия
реальности, истинности,
возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории
абстрактным
объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные
высказывания
данной науч. области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирич.
данных,
подтверждающих теорию с т. зр. их обоснованности, наличия в них достоверного и
проблематич.
знания. Гносеологич. интерпретация конкретных науч. теорий выступает, с одной
стороны, как
приложение нек-рых общих принципов Т. п. к анализу спец. случаев, с другой — как
своеобразная
ассимиляция новых науч. результатов для уточнения, а иногда и пересмотра нек-рых
общих
гносеологич. постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологич.
интерпретации её
результатов.
• Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; его же,
Экономическо-филос. рукописи 1844 года,
там же, т. 42; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика
природы, там же; Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, ЛСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Кедров Б.
М., Единство диалектики, логики и Т. п.,
М., 1963; X и л л Т. И., Совр. Т. п., пер. с англ., М., 1965; Совр. проблемы Т.
п. диалектич. материализма, т. 2, М., 1970;
Ленинская теория отражения и совр. наука, [т. 1—3], София, 1973; К о п-нин П.
В., Гносеологич. и логич. основы науки,
М., 1974; Диалектика науч. познания, М., 1978; Проблемы материали-стич.
диалектики как Т. п., М., 1979; Лекторский
В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980; Материалистич. диалектика. Краткий
очерк теории, М., 1980. В. А.
Лекторский.
ТЕОСОФИЯ (от греч. e?o — бог и ????? — мудрость, знание), 1) в широком смысле
слова —
мистич. богопо-знание (см. Мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопаги-та синоним
теологии. Позднее
Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть
учения о божестве,
исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде
связной
системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и
т. п. Более
распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений
16—18 вв.,
стоящих вне прямой церковной христ. традиции,— Я. Бё-ме, Парацельса, Л. К. Сен-
Мартена, Э.
Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения
синтеза мистич.
богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Т.» у
Вл. Соловьёва.
2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Б. П. Блаватской (1831—91; соч.
«Тайная доктрина» —
«The secret doctrine», v. 1—2, 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием
инд. религ.-филос.
концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении
человеч. души и
космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и
нек-рых элементов
гностицизма. Отбрасывая «историч. формы религии», Т. стремилась объединить
различные
вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ.
символов
и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной к.-л.
определ. догматикой.
Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и
сверхъестеств.
способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немного-числ.
«посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека.
Теософское об-во
было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом.
Деятельность об-
ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был
перенесён в
Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом
об-ва стала А.
Безант, к-рая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее
Кришнамурти
отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во
главе с Р.
Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе
традиц. религий,
к-рые она пытается заместить собой.
• Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; Шахнович М. И.,
Совр. мистика в свете науки, М—Л.,1965;
G u 6 n o n R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; B ich
l ma i r G., Christentum, Theosophie und
Anthroposophie, W., 1950.
ТЕОФРАСТ, Феофраст (??????????) (ок. 370, Эрес на Лесбосе,— между 288 и 285 до
н. э., Афины),
др.-греч. философ и учёный, крупнейший представитель перипатетической школы.
Друг, сотрудник
и преемник Аристотеля, с 322 и до конца жизни схоларх Ли-кея. Биография Т.
изложена у Диогена
Лаэртия (V 2, 36—57); кроме подлинного завещания, важного для истории Ликея,
Диоген сохранил 4
каталога (частично дублирующих друг друга) соч. Т., из к-рых первые два
составлены в
Александрийской библиотеке.
От огромного наследства Т. до нас дошла ничтожная часть: логич. фрагменты (изд.
с комм.: I. М. Во-
chenski, La logique de Theophraste, 1947; A. Graeser, Die logischen Fragmente
des Theophrast, 1973; L.
Repi-ci, La logica di Teofrasto..., 1977), небольшой трактат «Метафизика»
(Metaphysics, ed. W. D. ROSS
and F. H. Fobes, 1929, repr. 1967), фрагменты «О душе» (изд. с комм. в кн.: E.
Barbotin, La theorie
aristotelici-enne de l'intellect d'apres Theophraste, 1954, p. 245—88) и значит.
отрывок «Об ощущениях»
с критикой досокра-товских теорий (изд. в кн.: H. Diels, Doxographi Graeci,
1879, p. 499—527; с комм.
G. M. Stratton, Theophrastus and the Greek physiological psychology before
Aristotle, 1917, repr. 1964;
рус. пер. Г. Ф. Церетели в приложении к кн.: П. Таннери, Первые шаги др.-греч.
науки, 1902; иногда
считается частью «Мнений физиков»), малые естеств. науч. трактаты (вероятно,
извлечения из «Фи-
зики»): «О камнях», «Об огне», «О запахах», «О ветрах», «О приметах погоды» и
др. Наиболее
значительны по объёму из сохранившихся соч. Т. два трактата о растениях,
заложившие фундамент
европ. ботаники. Этич. трактаты (минимум 17) полностью утрачены, сохранились
только «Нравств.
характеры» с описанием 30 ха-рактерологич. типов, отклоняющихся от норм
поведения,— соч.,
принёсшее Т. в новое время наибольшую славу, вызвавшее множество подражаний и
лучше всего
изученное. Из соч. по религии благодаря Порфирию в значит. мере сохранился
трактат «О
благочестии», проповедующий родство всего живого и запрещающий кровавые жертвы
[изд. W.
Potscher, Theophrastos,
???? ?????????, 1964 (Philosophia antiqua, v. XI)]. Полностью утрачены политич.
соч., из к-рых гранди-
озные «Законы» в 24 кн. (описание социально-политич. институтов греч. гос-в)
были одним из самых
влият. трудов Т. в древности; фрагменты собраны Хагером (см. H. Hager, «Journal
of Philology», 1927,
v. 6, № 1). От многочисл. книг по риторике (16 трактатов), поэтике и музыке
остались только
фрагменты трактата «О стиле». Исключительны заслуги Т. в истории науки и
философии: 16 книг
«Мнений физиков» положили начало древней доксографии и послужили одним из осн.
ис-
точников наших знаний о досократиках (см. Доксо-графы). В идущую от древности и
в значит. мере
верную традиц. характеристику Т. как философа, «трактующего темы, которые до
него трактовал
Аристотель» (Цицерон, de fin. 1, 6), новейшие исследования внесли много
поправок. В ботанике и
истории философии Т. был первопроходцем, в логике он проложил путь стоицизму, в
физике (отход
от телеологич. понимания природы, возможно — отказ от эфира и т. д.) —
детерминизму Стратона; в
этике он выдвинул на первый план понятие «природы» (цель этики — осуществление
«естеств.
задатков»); его концепция религии («благочестия») — одна из вершин антич.
гуманности. При Т.
происходит упрочение и расцвет Ликея (отчасти благодаря покровительству Деметрия
Фалерского),
его лекции посещают до 2 тыс. слушателей (Диоген Лаэртий V 37), в т. ч.
Деметрий, Менандр и
Эрасистрат; соч. Т. имели многовековое влияние в древности (Цицерон, Сенека,
Плутарх, Порфирий,
комментаторы Аристотеля) и в ср. века, в т. ч. на араб. и сирийскую науку.
• в рус. пер.: Исследование о растениях, пер. M. E. Сергеен-ко, М., 1951;
Характеры, пер. Г. А. Стратановского, Л
1974
• Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич. идей от античности до эпохи
Возрождения, М., 1974, с. 88-92; Regenbogen
O., Theophrastos von Eresos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col. 1354—1562; Reale
G., Teofrasto e la sua aporetica metafisica,
Brescia, 1964; Steinmetz P., Die Physik des Theophrastos von Eresos, Bad Homburg
— Z., 1964; Mo via G., Anima e Intelletto.
Ricerche sulla psicolo-gia peripatetica da Teofrasto a Cratippo, Padova, 1968;
Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrast,
hrsg v I During Hdlb., 1969; Potscher W., Strukturprobleme der aristotelischen
und theophrastlschen Gottesvorstellung, Leiden,
1970.
А. В. Лебедев.
ТЕРМ (англ. term, франц. terme, от лат. terminus — граница, предел, позднее —
выражение,
определение), в логико-математич. исчислении — аналог подлежащего или дополнения
естеств.
языков, т. е. выражение, обозначающее (или описывающее — см. Дескрипция) к.-л.
объект из
универсума — предметной области предполагаемой модели этого исчисления. Частным
случаем Т.
являются переменные.
ТЕРМИН (от лат. terminus — граница, предел, конец),
1) имя с оттенком спец. (науч.) его значения, уточняемого в контексте к.-л.
теории или отрасли
знания.
2) В антич. философии — понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты
реальности в
противоположность разнообразным и изменчивым её чувств. образам (аналог совр.
понятия «закон»).
3) В аристотелевской силлогистике и традиц. логике — элементы суждений, входящих
в состав
силлогизма: субъекты и предикаты его заключения и посылок. Субъект заключения
наз. меньшим Т.,
его предикат — большим Т., а Т., общий посылкам,— средним Т.
ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок.
160,
Карфаген,— после 220, там же), христ. богослов и писатель. Выступал в Риме как
судебный оратор;
приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с
монтанистами, вступив в
конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту
«тертуллианистов».
Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если совр. ему христ. мыслители
стремились привести
библейские учения и греч. философию в единую систему, то Т. всячески
подчёркивает пропасть
между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят;
нам не стыдно,
ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с
чем несообразно.
И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике
против абстрактного
теоретич. разума Т. подчёркивает права «естественного» практич. рассудка,
выступая как еди-
номышленник киников и особенно рим. стоицизма. Он развёртывает программу
возвращения к
природе
ТЕРТУЛЛИАН 681
не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до
изначальных недр
чело-веч, души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистико-
психологич., так и в
сенсуалистико-реалистич. аспектах. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к
материалистич.
тенденциям; всё сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как
«тело, к-рое,
впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т.— тоска по эсхатологич. концу
истории. Рим. гос.
порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное
бойкотирование
политики.
• Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 76, Vindobonae,
1890—1957; в рус. пер.— Творения, ч. 1, К.,
1910.
• Попов К., Т., К., 1880; Ш т е р н о в Н., Т., пресвитер карфагенский, Курен,
1889; Преображенский П. Ф., Т. и Рим, М.,
1926: Barnes T. D., Тег-tullian. A historical and literary study, Oxf., 1971.
ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии,
стандартизированные задания,
результат выполнения к-рых позволяет измерять нек-рые психофизиологич. и
личностные
характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Т. начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний
учащихся.
Теоретич. основы тестирования были разработаны англ. психологом Ф. Гальтоном
(1883). Термин
«Т.» впервые ввёл амер. психолог Дж. Кеттел (1890). Франц. психолог А. Бине
применил принцип