<< Пред. стр. 359 (из 449) След. >>
тестологич. исследований к высшим психич. функциям человека: в его серию Т.(1891) вошли
задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетич. и этич.
чувства и т. д. Нем.
психолог В. Штерн ввёл коэффициент интеллектуальности (1911).
В нач. 20 в. начинают разграничиваться психологич. и педагогич. направления в
разработке Т.
Первый стандартизированный педагогич. Т. был составлен амер. психологом Э.
Торндайком.
Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в
психологию и
педагогику математич. методов. Ста-тистич. методы К. Спирмена (в частности,
применение
факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т.
Прогнозирование развития
личности породило особый вид Т., основывающихся гл. обр. на методах глубинной
психологии,—
проективные Т. (напр., тесты Роршаха). Практич. использование Т. в совр.
психологии связано гл.
обр. с диагностированием отд. личностных характеристик человека, выражаемых че-
рез количеств. показатели. Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и
за рубежом, Таганрог, 1969;
Психологич. диагностика. Сб. ст., М., 1981; Аванесов В. С., Тесты в социологам,
исследовании, М., 1982; G r o n b а с h
L. J., Essentials of psychological testing, N. Y., 19602; Anastasi A.,
Psychological testing, L., 19693.
ТЕХНИКА (от греч. ????? — искусство, мастерство, умение), система искусств.
органов
деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса
опредмечивания в
природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и
использования
сил и закономерностей природы. Т. (вместе с людьми, создающими её и приводящими
в действие)
образует составную часть производит. сил общества и является показателем тех
обществ. отношений,
при к-рых совершается труд, составляет материальный базис каждой обществ.
формации.
Совр. Т. можно разделить на след. функциональные отрасли: производств. Т., Т.
транспорта я связи,
Т. науч. исследований, воен. Т., Т. процесса обучения, Т. культуры и быта, мед.
Т., Т. управления.
Нек-рые из развитых областей Т. (производственная, транспорта и связи) могут
быть подразделены
на Т. пассивную и активную. Пассивная Т. включает: связующую систему произ-ва
(особенно в
химич. пром-сти); производств.
помещения; технич. сооружения наземной свя-
682 ТЕСТ
зи, жел. дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технич. средства
распространения
информации (телефон, радио, телевидение). Активная Т. состоит из: орудий
(инструментов), к-рые
делятся на орудия ручного труда, орудия умств. труда и орудия жизнедеятельности
человека (очки,
слуховые аппараты, нек-рые протезы и т. п.); машин (производственных,
транспортных, военных),
аппаратуры управления машинами, технологич., производств. и социально-экономич.
процессами.
Последовательность перечисленных звеньев технич. системы соответствует в
принципе историч.
последовательности их возникновения.
Закономерности развития Т. не сводимы к социально-экономич. закономерностям.
Исходным
пунктом в со-циологич. исследовании развития Т. выступает анализ взаимоотношения
её с человеком
в процессе труда. В этом процессе Т. занимает промежуточное положение между
человеком и
природой как предметом труда. Технич. средства, будучи, с одной стороны,
веществом природы, с
другой — призваны быть продолжением естеств. работающих органов человека. Внутр.
логика
развития Т. обусловлена взаимоотношением Т. с человеком и природой. При этом
определяющим
является историч. и логич. соотнесение Т. с работающими органами обществ.
человека. Замена
«...естественных производственных инструментов...» человека искусственными,
замена
«...человеческой силы силами природы...» (Маркс К., см. Капитал, в кн.: Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч.,
т. 23, с. 385, 397) составляет осн. закон самодвижения Т.
Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение от
человека к Т. таких
функций, к-рые вызывают коренное изменение в технологич. способе соединения
человека и Т.
Соответственно история Т. может быть подразделена на три осн. этапа: орудия
ручного труда
(инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (машины на уровне
автоматизации).
Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и Т. в
технологич. процессе, при
к-ром человек является материальной основой технологич. процесса, а орудия лишь
удлиняют и
усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй
этап характерен
тем, что основой технологич. процесса становится машина, а человек лишь
дополняет её своими
органами труда, является её технологич. элементом. Труд при этом становится
механизированным.
Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и Т.
Переставая быть
непосредств. звеном технологич. цепи, человек получает условия для творч.
использования своих
способностей. Т. в свою очередь не ограничивается более в своём развитии фи-
зиологич. пределами
человеч. организма.
Развитие Т. совершается не только путём опредмечивания технологич. функций
человека, но и путём
превращения вещества природы и естеств. процессов в рабочее вещество и
технологич. процессы.
Научно-технич. деятельность человека выражается в том, что он использует
механич., физич., химич.
свойства природы для того, чтобы «... в соответствии со своей целью применить их
как орудия
воздействия на другие вещи» (там же, с. 190).
Развитие совр. Т. в большей степени, чем когда-либо, обусловлено развитием
науки, к-рая играет ве-
дущую роль по отношению к Т. Технич. новшества осуществляются путём приложения
научно-
теоретич. знаний. В свою очередь, потребности развития Т. стимулируют и
направляют науч.
исследования (особенно прикладного характера). Лабораторная Т. и Т. науч.
экспериментов создают
новые возможности для овладения законами природы.
Марксизм исходит при анализе обществ. явлений не из Т. самой по себе, а из
уровня развития
производит. сил. Но Т. занимает особое место в производит. силах: она фиксирует
их рост, развитие
— количеств. и ка-
честв. изменения — в предметной форме. Особенно это относится к производств. Т.,
к технич.
средствам труда и гл. обр. к той их части, к-рую Маркс называет меха-нич.
средствами труда,
костной и мускульной системой лроиз-ва. Т. о., уровень развития Т. во многом
определяет и
соответствующий уровень развития общества. Экономия, эпохи различаются не тем,
что производит-
ся, а тем, как производится, какими средствами труда (см. там же, с. 191).
Т. оказывает воздействие на общество различными путями. Это воздействие
смягчается или,
наоборот, усиливается в зависимости от социально-экономич. условий применения Т.
Само развитие
Т. испытывает мощное воздействие со стороны экономич., политич., идеологич.
институтов
общества, к-рое может стимулировать научно-технич. прогресс или тормозить его в
соответствии с
экономич. и политич. целями классов.
Влияние Т. на совр. общество происходит не только через сферу материального
произ-ва (хотя это и
гл. сфера воздействия). Так, воен. Т. влияет на мировую политику, ибо с
изобретением средств
массового уничтожения людей проблема сохранения мира превращается в проблему
жизни и смерти
всего человечества. Система образования, иск-во, культура, быт в значит. мере
преобразуются под
воздействием Т. Изобретение Т. кино, телевидения, радио, звукозаписи вызвали к
жизни новые виды
иск-ва, оказали глубокое воздействие на всю человеч. культуру. Т.
революционизирует и условия
быта, оказывает влияние на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т.
д. См. также
Научно-техническая революция, Научно-технический прогресс.
• M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его ж е, Нищета
философии, там же, т. 4; е г о же, Экономич.
рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1 — 2; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, 4,
6, М.—Л., 1929—59; Бернал Д ж., Наука в
истории общества, пер. с англ., М., 1956; Шухардин С. В., Основы истории Т., М.,
1961; История Т., М., 1962;
Мелещенко Ю. С., Человек, общество и Т., Л., 1964; его же, Т. и закономерности
ее развития, Л., 1970; Омаров А. М., Т.
и человек, М., 1965; Епископосов Г. Л., Т. и социологич. М., 1967; К у-зин А.
А., К.Маркс и проблемы Т., М., 1968;
Товма-сян С. С., Филос. проблемы труда и Т., М., 1972; Волков Г. Н., Истоки я
горизонты прогресса, М., 1976.
Г. Н. Волков.
ТЕХНОКРАТИЯ (от техника и греч. ?????? — власть, господство), 1) социологич.
концепция,
утверждающая необходимость установления политич. власти технич. специалистов
(организаторов
произ-ва и инженеров), осуществляемой в интересах всего общества на базе науч.
знания, в
противовес частнособственнич. власти капитала и капиталовладельцев.
Первоначально идея Т.
выражена в социальной утопии Веблена «Инженеры и система цен» («The engineers
and the price
system», 1921). Отводя в духе «технологич. детерминизма» ведущую роль в развитии
общества 20 в.
пром. произ-ву и технич. прогрессу, Веблен приписывал технич. специалистам роль
бескорыстных
служителей производств. и социального прогресса. Для реализации этих целей они
должны
объединиться и занять ключевые позиции в пром-сти страны. Вследствие пром.
революц. переворота
система частной собственности будет заменена системой рационального управления.
Концепцию Т.
развивали А. Берл («The twentieth century capitalist revolution», 1954), А. Фриш
(«Une repon-se au defi
de JThistoire», 1954) и др. В 60—70-х гг. идея Т. наиболее полно представлена в
работах Дж. К.
Годбрейта («Новое индустриальное общество», рус. пер. 1969, и «Экономич. теории
и цели
общества», рус. пер. 1976), к-рые отразили изменения за 40—50 лет в организации
крупного корпора-
тивного произ-ва. Оставаясь в рамках «классич.» тех-нократизма, концепция
«нового
индустриального общества» отличается от него тем, что это уже не проект
будущего, а описание и
оправдание status quo, новых функций специалистов в существующем обществе. Осн.
понятие
Голбрейта — «техноструктура» отражает реаль-
ный рост и расслоение социальной группы технич. специалистов, усложнение и
дифференциацию
функций управления пром. корпорацией на совр. этапе гос.-монополистич.
капитализма.
Техноструктура — обширная иерархич. организация, объединяющая людей, владеющих
технич.
знанием, от рядовых инженеров до начальников цехов, проф. управляющих и
директоров, «носитель
коллективного разума и коллективных решений» (Galbraith, Economics and the
social purpose, Boston,
1973, p. 82). Утверждая, что «техноструктура» причастна к власти или к «принятию
решений», теоре-
тики типа Голбрейта распространяют представление о реальном участии в структуре
власти узкой
прослойки высших функционеров на всю иерархию. Ближайшими по духу к Концепции Т.
в бурж.
социологии являются концепции «революции управляющих» Берн-хема и «революции
учёных»
Белла. Притязая на критику идеи Т. и теоретич. новизну, они движутся в русле
«технологич.
детерминизма» и служат апологии гос.-монополистич. капитализма, игнорируя тот
факт, что рост
влияния технич. специалистов не вносит коренных изменений в структуру
собственности и власти в
позднекапиталистич. обществе.
2) Социальная прослойка высших функционеров мо-нополистич. произ-ва и
управления. Технократы
— это обладатели спец. образования, к-рые входят в высший слой крупной буржуазии
и разделяют с
нею власть. Термин в этом значении употребляется в конкретных исследованиях
организац.
структуры, социальной мобильности и т. п. (особенно во франц. социологии).
3) Название обществ. движения в США в 30-х гг. 20 в. Организац. принципы и
основа его программы
— достижение всеобщего благосостояния, «совершенного социального механизма» —
полностью
заимствованы из проектов Веблена. Число низовых орг-ций технократов доходило до
300, лидерами
движения были Г. Лоэб и Г. Скотт. Стремление совершить индустриальный переворот
путём
насаждения науч. планирования произ-ва в нац. масштабах в условиях капитализма к
кон. 40-х гг.
было предано забвению. • Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959;
Гвишиани Д. М.,
Организация и управление, М., 19722; Социология и современность, т. 2, М., 1977,
гл. 2, § 1;
Графский В. Г., Гос-во и Т. Историко-критич. очерк, М., 1981; С о s t o n H.,
Les technocrates et la
synarchie, P., 1962; Meynaud J., Le technocratic, mythe ou realiti?, P., 1964; E
l sner H., The technocrats.
Prophets of automation, Syracuse, 1967; Bon F., Burnier ?. ?., Les nouveaux
intel-lectuele, P., 1971;
Kleinberg В., American society in the postindustrial age, Columbus, 1973.
ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (20.8.1886, Старцеддель,— 22.10.1965, Чикаго), нем.-амер.
протестантский
теолог И философ, представитель диалектической теологии. После 1-й мировой войны
выступил
одним из критиков либерального протестантизма, требуя возвращения к первонач.
идеям
Реформации. В 20-х гг. лидер ре-лиг.-социалястич. движения в Германии
(разновидность христ.
социализма). С 1933 в эмиграции в США. Т. стремился объединить осн. течения
протестантизма и
христ. теологии в целом и заложить основы их нового «экуменич.» синтеза. Он
выдвигал задачу
создания «теологии культуры», к-рая давала бы религ. освящение всех сторон жизни
совр. общества
(работы по вопросам истории культуры, этики, педагогики и социологии). Т.
критикует историч.
протестантизм, к-рый, подменив символы католицизма рациональными концепциями,
моральными
законами и субъективными эмоциями, создал угрозу исчезновения основ церковности.
В отличие от
Барта Т. подчёркивает религ. ценность культуры и необходимость сохранения
автономной человеч.
активности в религии; бог для Т. пребывает в этом мире как его собств. основа и
глубина. Бога
нельзя «искать» как к.-л. вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому,
по Т., вполне обо-
ТИЛЛИХ 683
сновав протест атеизма против бога как обитающей над миром совершенной небесной
личности.
Христос, по Т., есть образ «нового бытия», преодолевающего демо-нич. механизмы
личного и
социального отчуждения. В противовес Бультману Т. считал, что символы (мифы)
образуют
«естеств. язык» религии и не подлежат к.-л. замене. Деятельность Т.— характерный
пример попытки
в условиях кризиса религии построить теоло-гич. систему, «открытую» для
воздействия различных